Спид - так он есть или его нету ?
Признаю, заголовок вышел несколько провокационным. Поэтому я заранее извиняюсь перед теми, кто надеялся найти здесь информацию о СПИДе. Нет, речь здесь идет о всё-таки о спиде, да только не о Синдроме Приобретённого Иммунного Дефицита, а о ныне забытом стиле металла, известном как speed-metal. Стиле забытом настолько, что даже опытные металлисты, имеющие честь быть основателями рок-сообществ не вполне компетентны в данном вопросе ;-) Стиле, чей взлет в середине 80-х был стремителен, но чьё падение было стремительным в степени ещё большей. Стиле, чьи отличительные признаки достаточно размыты, так что даже автор, питающий слабость к данному направлению, не рискует выделять его в четко самостоятельное, как-то thrash, black, death, heavy, power, gothic, doom и prog и чья судьба оттого, наряду с dark, pagan и viking metal носить полупрезрительное прозвище “псевдостиля”. Вот попыткой ответа на последний вопрос и будет эта статья.
Началось всё в те полулегендарные времена начала 80-х, когда на планете существовал всего лишь один металлический стиль, именуемый heavy metalом. Да и тот ещё боролся за право считаться самостоятельным направлением в рок-музыке, а не “банально утяжеленной версией хард-рока”. Точка зрения, меду прочим, имеющая вполне обоснованное право на существование, однако предлагаю не заострять на этом внимание. Замечу лишь, что первым полноценным образцом heavy полагаю “The Number of the Beast”, в представлениях, думаю, не нуждающийся. Хотя хэви и был побыстрее хард-рока, но всё ж таки лидеры жанра Iron Maiden и Judas Priest играли в достаточно среднем темпе. Те же панки играли (если по отношению к ним применим термин “играли”) явно быстрее. Лишь “тяжелые рок-н-ролльщики” Motorhead чесали одну песню за другой на недоступных другим скоростях. Вот применительно к ним и прозвучал впервые термин “спид”. Также этого эпитета удостоились англичане Raven игравшие совершенно необузданную вариацию харда ещё с 81-го года. Хотя ни тех, ни других нельзя было назвать полноценным металлом, термин speed прижился. В 83-м он был применен к однозначно металлической группе по имени Metallica. В том году американцы дебютировали с альбомом “Kill’em All”. Альбом этот, выполненный в общем в стандартном хэвиевом ключе отличался композиционной наивностью, злыми текстами, брутальной обложкой, острым как бритва звучанием, и… немаленькой скоростью. Вот, пожалуй, эта скорость и сделала эту работу культовой (даром что Metallica в дальнейшем прославилась чем угодно, только не скоростью). Итак, это уже однозначно был “мэтал”, но вот “спид” ли? Ответа пришлось ждать недолго причем пришел он, оттуда, откуда его меньше всего ожидали – из Канады. Была она тогда известна лишь Blue Oyster Cult да всякими Рашами, один из которых собственно Rush, а второй Mahogany Rush, группами, безусловно, приметными, но погоды на небосклоне рок-музыки не делавшими. И вот в том же 83-м там выходит дебютный полноформатник группы Exciter под названием “Heavy Metal Maniac”. Вот только то, что там было записано настолько разительно отличалось как от традиционного хэви, так и от моторхэдометалликоравеноского “спида”, что впору было задуматься о правомерности том, так что же следует считать “спидом”. Низкий, “буравящий” звук гитар, оттененная партия баса, и, самое главное – медленная смена аккордов при активном использовании приема “тремоло”, что делало риффы очень растянутыми. Именно этот контраст между стремительным темпом композиций и ленивым перебором аккордов и создавал ту самую неповторимую магию “спид-мэтала”. “Жужжащий” (но не по-блэкушному, где намеренно провалена область низких частот) звук гитар позволял также придать музыке необычный мелодический окрас, хотя как раз Exciter и не придавали мелодическому аспекту должного значения. Ну и не страшно, и так интересно получилось. Реакция металлической общественности не заставила себя долго ждать – уже в 1984-м году из всех мест, как грибы после дождя полезли молодые группы, желающие играть “так же круто, как эти сумасшедшие канадцы”. Да вот только получалось не у всех. Если вы присмотритесь к опусам того года, то чаще всего обнаружите банально ускоренный хэви. Но были и примеры правильной интерпретации идей канадцев, из которых выделялись творческим подходом тевтонцы Living Death. Их дебютник “Vengeance of Hell” в достатке имел то, чего не хватало Возбудителю – выразительной мелодики. Кстати говоря, сами Exciter, будто испугавшись собственной смелости также перешли на банально ускоренный хэви, будто бы “а я что, я ничего…”. На пользу это группе не пошло, интерес к ней быстро упал, а после ухода своего лидера Джона Риччи в 1985-м просуществовали лишь 3 года и два малоинтересных альбома, после чего благополучно распались.
Зато следующий, 1985-й был весьма и весьма урожайным на спид настоящий. “Skeptics Apocalypse” Agent Steel, “Walls of Jericho” Helloween и “Metal Revolution” тех же Living Death прочно цементировали популярность молодого направления. Однако музыкальная мысль имеет обыкновение не стоять на месте. Чем по сути был привлекателен спид-металл? Скоростью, которая позволяла давать выход молодой энергии, драйву. Но ведь были и другие способы повышения “драйвовости”. Ещё в 1984-м уже упомянутая Metallica выпустила свой второй альбом “Ride The Lighting”. Альбом был снова в общем хэвиевым, но с какими-то резкими, отрывистыми ходами и акцентированной игрой ритм-гитары. Эту-то “отрывистую”, неровную манеру игры и взяли на вооружение многие группы. Некоторые из них пытались убить двух зайцев сразу – играть и быстро (как Exciter), и резко (как Metallica). Учитывая то, что сделать это было весьма непросто хотя бы в плане техники игры, по сути, удачно вышло лишь у двух групп – американцев Dark Angel (“We Have Arrived”, конец 1984-го) и датчан Artillery (“Fear Of Tomorrow”, 1985-й). Но зато если уж получилось, так получилось. Выяснилось, что на спидовой основе трэшевые фишки смотрятся даже лучше, чем на хэвиевой. Простор для творчества был открыт. Казалось, в дальнейшем, speed будет развиваться по двум ветвям – спид классический и спид с элементами трэша. С упором на мелодику и с упором на драйв. Да не тут то было.
В марте 1986-го беспокойная Metallica выдала, то к чему последовательно шла 3 года – “Master of Puppets”. Т.н. “трэшевые элементы”, зачатые ещё на дебютнике и развитые на втором альбоме, на этой работе окончательно оформились как полноценный стиль – thrash metal. Сочетание безусловного новаторства альбома и заоблачного уровня материала самого по себе, извиняюсь за штамп, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Группы, ещё недавно видевшие себя исключительно спид-металлическими нашли себе новый ориентир для подражания. Таким образом, исчезла главная привлекательность спид-металла – его “крутость”.
Справедливости ради следует заметить, что в дальнейшем были предприняты попытки вернуться к идее “ играть и быстро, и резко”. Сначала на этом поприще наибольшего успеха достигли американцы Slayer с их знаменитым “Reign In Blood”. Альбом был примечателен невероятной скоростью исполнения и феноменальной энергетикой. Однако, несмотря на огромный успех этого альбома, американский трэш в своей массе не обращался к наследию спид-металла, равно как и сами Slayer. Иное дело Германия. Там как раз главенствовал не трэш традиционный, а именно смешанный со спидом – т.н. “тяжелый трэш”, хоть это название и не совсем правомерно. Но даже в этом случае основу музыки составлял именно трэш, спиду же доставалась роль “чтоб было не так, как у америкосов”.
Таким образом вместо спида с элементами трэша мы получили трэш с элементами спида. Не более того.
На поле спида без трэшевой примеси дела обстояли поначалу получше. “Master of Puppets” погоды здесь не делал, потому как упор шел на мелодику. Так что, казалось, ничто не мешает многочисленным группам этого направления развивать мелодическую сторону иксайтеровского детища. Но от добра, как известно добра не ищут. Стремление играть как можно мелодичнее (в противовес трэшу, а также уже зарождавшимся black и death metal) привело к тому, что группы стали сбрасывать скорость, смягчать звучание, а результате получалась уже совсем другая музыка. Да и, чего греха таить, спид накладывал довольно серьезные ограничения на простор для творчества, а мысль, в том числе и музыкальная, этого не терпит. Вдумчивым группам становилось тесно в узких штанишках иксайтеровсого покроя. Результат не заставил себя ждать. В 1987-м германская группа Helloween, успевшая крайне удачно зарекомендовать себя на поприще speed metal, выдает работу, мало чем похожую на свои предыдущие творения – “Keeper of the Seven Keys”. Всё та же растянутость риффов, но теперь с принципиально иным построением аранжировок, в первую очередь, за счет отказа от тремоло и резкого увеличения роли ритм-гитары. Так родился power metal.
Speed metal от этого не умер. Пока. У стиля было ещё достаточно потенциала. Однако пути развития были уже обрезаны.
В последующие несколько лет вышло немало занимательных спид-металлических дисков – это и “Unstoppable Force” Agent Steel, и “To Dust You Will Decay” Angel Dust, и “Perfect Man” Rage, и “Protected from Reality” Living Death, и “The Daily Horror News” Risk, и необычный “Battalions of Fear” Blind Guardian, который можно даже назвать техно-спидом. Но как бы не извращались спидовые группы, тем, кто хотел и дальше развиваться музыкально, нужно было переходить в более благодатный для экспериментов стиль – пауэр, благо и там можно было играть быстро. Так и случилось. Остальные приказали долго жить. Пытались трепыхаться лишь Living Death да Risk. Первые осторожно добавляли в спид то хэви (1989), то техно-трэш (1991). Вторые же пошли на риск, простите за каламбур ). Они попытались сыграть спид не быстро, но с сохранением всех остальных атрибутов, в первую очередь специфического спидового “жжужания” и неповторимой мелодики. Апогеем работы в направлении “скорость в спиде не главное” стал концептуальный диск “The Reborn” 1992-го года. Однако затем и эта группа сдалась и, выдав в 1993-м нечто невразумительное (“Turpitude”). Спид канул в Лету.
А знаете, что самое смешное, в этой ситуации ? То, что отец-пилигрим Джон Риччи в начале 90-х вдруг решил возродить свое детище – Exciter. И не зря. Потому как вышедщие после реюньона альбомы – “Kill After Kill” 1992, “The Dark Command” 1997 и “Blood of Tyrants” 2000 получились чудо как хороши, особенно последний. Несколькими тысячами километров южнее восстала из пепла другая легенда – Agent Steel. И тоже с весьма недурственным материалом. Однако неактуальность музыки сделала своё чёрное дело и Exciter снова постиг распад. Agent Steel, чтобы избежать сей печальной участи эволюционировали на своем альбоме “Alienigma” 2007 в сторону трэш-металла, благо нотки трэша у них проскальзывали на всех постреюнионных работах. И я мог бы закончить свою статью утверждением, что спид ныне существут лишь в форме всяких мелких малопримечательных групп, способных только копировать наследие прошлого, навроде Stormwarrior (буквально под копирку снявших манеру Helloween ’85), да не выйдет. Ибо Exciter решили, что в данной ситуации очень остроумно будет снова возродиться и выдать отличный альбом, полный приготовленного по строму проверенному рецепту спид-металла. “Thrash! Speed! Burn!” – именно так называтся их новая работа. С них всё началось, ими всё и закончиться. Или… ещё повоюем ?
Коментарі
Гість: Pechal
111.09.08, 11:40
отэто ты наваял!
Гість: братЧортомлик
211.09.08, 16:45
ого
анонім
329.08.09, 01:30
Відразу захотілося Judas Priest переслухати та Rage ранній. Стаття супер, було приємно перечитати та згадати. Дякую