Про співтовариство

опера, балет, классическая музыка, романсы, инструментальная музыка.
Высокое качество видео и звука обязательны.

Топ учасників

Вид:
короткий
повний

ВЕЛИКАЯ ОПЕРА

Татьяна Рыжкова (часть вторая)

  • 18.03.12, 14:45
Свое высшее образование Татьяна начала под руководством замечательного педагога Журавлева Михаила Петровича в Минском музучилище им. Глинки. Спустя всего год обучения она успешно сдала все необходимые экзамены и поступила в Высшую школу музыки им. Франца Листа в Веймаре (Hochschule fr Musik Franz Liszt Weimar) в один из самых престижных гитарных классов Германии, к известному гитаристу профессору Томасу Мюллеру-Перингу. Лауреат многочисленных конкурсов Беларуси, России, Польши и других стран, участница международных фестивалей Польши, Германии, Италии, Татьяна брала мастерклассы у ведущих гитаристов Европы, среди которых Карло Маркионе, Джон Дирман , Олаф фан Гонниссен, Джампаоло Бандини, Дарко Петриньяк, Томаш Завируха, Павел Штайдл и Курт Радармер. В настоящий момент она продолжает активную концертную деятельность и ведет гитарные классы в музыкальных школах Бремена и Ахима.

Франц Шуберт. Пчелка

  • 18.03.12, 11:00
Биография

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Химмельпфортгрунде, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десять умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года.

Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды».

Баркарола-Сказки Гофмана-Ж.Оффенбах

  • 17.03.12, 18:12
Одна возлюбленная предает, вторая умирает, третья и вовсе кукла механическая – как романический герой может любить подобных женщин? Где он ищет свой идеал? Жак Оффенбах писал и произведения серьезного жанра, не только оперетты. Понятно, что они известны меньше. Но это не касается последней оперы – «Сказки Гофмана» – той, которую композитор не успел дописать. Это уже произведение трагическое. Как наполнен трагизмом весь европейский романтизм. «Легкомысленный и циничный» Оффенбах обращается к творчеству немецкого романтика Гофмана – писателя и композитора (многие помнят его «Щелкунчика» или «Крошку Цахеса»). Это и темы сказок Гофмана, и образ самого Гофмана. То есть и творчество – сюжеты сказок, и элементы биографии – все задействовано в этой опере. Случайно или нет – но те же темы были выбраны Зигмундом Фрейдом в его работе «Зловещее». В опере целых четыре истории любви героя. Их рассказывает подвыпивший главный герой – сам Гофман в таверне. Любовь первая – Олимпия – оказывается поющей механической куклой. «Это, несомненно, верное замечание имеет в виду, прежде всего, новеллу «Песочный человек» из «Ночных рассказов»; фигурирующая в ней кукла Олимпия попала затем в оперу Оффенбаха «Новеллы Гофмана». Я, однако, должен сказать – и я надеюсь, что большинство читателей этой новеллы согласятся со мной, – что мотив куклы Олимпии никоим образом не является единственным мотивом, на который следует возложить ответственность за несравненно зловещий эффект этой новеллы, и даже не тем, которому надлежало бы приписать этот эффект в первую очередь», – это уже доктор Фрейд, а я деликатно замолкаю. Вторая новелла – «Антония». Гофман уговаривает девушку отказаться от карьеры. Но она выбирает пение, хотя знает, что может умереть. Это вполне может быть пародией на романтическую идею о «самопожертвовании ради искусства». С третьей и вовсе беда. Куртизанка Джульетта крадет отражение Гофмана. Гофман без своей тени, Джульетта выпивает яд, приготовленный для другого, одним словом, совсем запутанная история. Все эти истории (они же – действия оперы) Гофман в подпитии рассказывает, будучи влюблённым в Стеллу, и там тоже исключительно сложная история. А есть еще и Муза, которая сама любит Гофмана и препятствует любви его к другим, чтобы поэт мог посвятить себя исключительно ей. На то она и Муза. И ко всему прочему есть положенные «оперные злодеи». Хотя в 1881 году (это год премьеры) европейский романтизм еще свободно дышал полной грудью, оперу «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха можно рассматривать и как некий приговор. Хождение по замкнутому кругу – главное занятие героя-романтика. Влюбленность в один тип женщин (Стелла и три героини как ее ипостаси). Эта «Мечта поэта» оказывается все время чем-то другим… Магические очки, превращающие поющую куклу в предмет обожания. Темы призвания-служения, коварства и измены, присутствие в жизни непременных злодеев – это все «всполохи» романтизма. К тому же Гофман в конце теряет сознание – как высшая точка переживаний, а присутствующая в таверне публика объясняет, что он просто мертвецки пьян. Еще одна традиционная тема – опошление обывателем высоких чувств. Все у Оффенбаха доведено до высшей точки и – одновременно до абсурда. Оперу Оффенбах не успел закончить – за него это сделали другие. Такое часто случалось, когда композитор внезапно умирал (Реквием Моцарта, некоторые оперы русских композиторов и так далее). Жак Оффенбах всегда очень много работал. Прогрессировал ревматизм, состояние здоровья ухудшалось. Он умер от приступа удушья 5 октября 1880 года. После смерти находились некоторые записи Оффенбаха, относящиеся к этой опере. Поэтому постановки «Сказок Гофмана» могут сильно отличаться в каждом случае. Был и кинофильм по опере (США).

Франц Шуберт Вечерняя серенада

  • 17.03.12, 16:13
Франц Петер Шуберт (1797 - 1828) — гениальный австрийский композитор. Он прожил всего-навсего 31 год, и на его могиле известный поэт того времени Грильпарцер написал: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды». Тем не менее, даже за этот короткий отведенный ему срок, композитор написал множество замечательных произведений. Именно благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку и получил свою форму. Жанр, ранее считавшийся незначительным, композитор возвел в степень художественного совершенства. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов.                                                                     Сегодня речь пойдет о песне Шуберта «Stndchen» (она же «Serenade», она же «Вечерняя Серенада») из сборника «Schwanengesang» («Лебединая песня», 1828).                                                                                           Уже упоминавшийся замечательный лирический поэт Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) перевел это стихотворение на русский язык. Впервые этот перевод появился в составе повести И. И. Панаева «Актеон» (1841).

Николай Огарев, "Serenade"

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали
Песни соловья,
Звуки их полны печали,
Молят за меня.

В них понятно все томленье,
Вся тоска любви,
И наводят умиленье
На душу они,

Дай же доступ их призванью
Ты душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей!