О чём пойдёт речь? Форматы мониторов стали шире, а большие форматы более доступны для массового пользователя. Но всё равно существует множество задач, при которых удобно использовать одновременно два-три монитора. Я уже не говорю о табло из 9ти-25ти мониторов, которое порой тоже нужно настроить по тонопередаче и цветности. А порой у вас просто остался старый монитор, но при этом, ещё достойно показывающий. Я, например использую второй монитор для выноса туда всех меню основной программы и служебных программ. Дополнительное нажатие по кнопкам программ в пенале задач, это порой время, а иногда и просто есть необходимость одновременно сравнивать ряд изображений и связанных с ними информацией. Многомониторные системы часто используют в инженерии, видеомонтаже, работе с цветом (фотография, вёрстка, дизайн и цветокоррекция)... и т.д. Системы из большого числа мониторных панелей используются на выставках и презентациях, в магазинах электроники и в рекламе. Не говорю уже о играх, где эффект присутствия, особенно в эмуляторах транспортных средств и т.п. просто усиливается в разы. Но одно дело, когда у вас есть несколько видеокарт и каждая из них обслуживает свой монитор и совсем иное, когда у вас, пусть даже мощная, но одна видеокарта. Так в чём же проблема по настройке цвета, когда мониторов несколько, а видеоадаптер один, - спросите вы?
Кратко, о профилировании мониторов.
При калибровке монитора, последовательно производится его линеаризация (собственно калибровка) и последующая характеризация с созданием icc профиля монитора. Линеаризация, это процесс приведения устройства по ряду параметров к определённым стандартным условиям (назовём их условиями цели калибровки нашего устройства или целевыми условиями ): цветовая температура опорного света (подсветка LCD монитора), а по большему счёту соблюдение всей монохроматической оси от белой точки до чёрной при заданной цветовой температуре измеряемой в k (кельвинах); значение освещённости для точки белого и чёрного Сd/m2 (канделлах на метр квадратній); гамма кривая (функция, используемая в тракте преобразования видеосигнала, при формировании изображения), в нашем случае это G = 2,2. К условиям калибровки относится так же и освещённость рабочего места, т.е. ряд условий связанных с помещением для работы.
Условия калибровки для конкретных задач описаны в соответствующих стандартах. Стандарт ISO 3664:2000 определяет условия настройки и эксплуатации мониторов, предназначенных для редактирования цифровых изображений, которые потом будут воспроизводиться на мониторах и видеопроекторах: видеомонтаж, интернет, мультимедиа, презентации. - Это цветовая температура 6500k (D65), яркость точки белого 75-100Сd/m2, освещение на рабочем месте 32-64 люкса. Дополняющий его стандарт ISO 12646 определяет аналогичные условия для мониторов, предназначенных для работы с изображениями, которые затем будут воспроизводиться на бумаге: фотопечать и полиграфия, изготовление репродукций, цифровых или сканированных изображений. - Это, цветовая температура 5000k (D50), яркость точки белого 80-120Сd/m2, освещение на рабочем месте 32люкса и ниже. При этом, нужно сделать отступление, что профессиональные цветокорректоры настраивают свои мониторы на более высокие температуры 6000k и даже 6500k (D65), а иногда и немного выше. Причина проста - при более высоком опорном свете, люминофор монитора отображает немного большийцветовой охват, чем при более низком, при этом насыщенный красный и синий выравниваются по тону. Именно по этим причинам заводская калибровка, настройка и проверка мониторов ведётся при 9300k.
Основные проблемы профилирования мониторов.
Во время линеаризации устройства создаётся функция гамма-кривой, которая заносится в LUT область нашего адаптера. эта загрузка происходит либо с реестра, будучи прописана в нём, либо специальной программой установленной в папке меню Windows "автозагрузка" (точно так же и в случае с MAC OS, только там автозагрузка индивидуальна для каждого пользователя), или эти данные загружаются служебной программой из профиля монитора или иного текстового файла. Эти данные отвечают за то, что все показания RGB будут как "линейны" для наблюдателя, так и сведены по монохроматической оси. Т.е. значение RGB, заданное как (32 : 32 : 32) или (128 : 128 : 128 ) и т.п. будут для нас нейтрально серыми, относительно выбранного опорного белого цвета. И наша чёрно белая растяжка не будет переливаться всеми цветами радуги, или быть заваленной в тот или иной оттенок (краснить, зеленить). Вот тут то и вся загвоздка, потому как видеокарта имеет одну область LUT, а монитора два, и по умолчанию и данные загружаемые в LUTи сам icm профиль устройства используется один (т.е. назначен главным по умолчанию). На самом же деле, для видеокарты новая область изображения, равная полю двух мониторов разделяется по обслуживанию, и система для одного из них использует один профиль, а для второго - второй, как и данные для для LUTмогут обрабатывать только часть изображения, предназначенные для конкретного монитора, при этом посредством своих даннных. Оговоримся, что это справедлива ещё при трёх условиях - видеокарта у вас профессиональная и понимает такое распределение ролей, а следовательно может загрузить несколько разных данных в LUT, о нескольких мониторах; ваши драйвера мониторов проинсталлированны в систему корректно и распознаются системой как конкретные устройства, а не абстрактные; ваш софт по профилированию инсталлировался уже после установки дополнительного монитора и тоже верно опознаёт оба устройства, а не опознаёт оба, как устройства одно типа, или одного из мониторов. Часто именно это бывает камнем преткновение - ревизия вашего программного обеспечения просто не умеет "дружить" с реестром Windows. - Хотя порою, бывает виновницей и последняя. И тогда загрузчик просто грузит в область LUT одни и те же данные для нескольких мониторов. В результате на одном из них цвет правильный. а на втором мягко говоря "абстрактный", но не более менее близкий к нужному и при этом вся ось серого поплыла в ту или иную область цвета. Вторая проблема - это разный цветовой охват разных мониторов, что вызвано разной триадой базовых цветов RGB, которые разные именно по цветовому оттенку и его насыщенности (а это цвет нашего люминофора, а в данном случае полевых транзисторов нашей матрицы и светодиодов нашей подсветки, задающей опорный белый свет). И даже если всё правильно загрузилось в LUT, то оказалось что одинаковые по цифрам цвета, выглядят на двух мониторах по разному. А именно для этого и указывается один профиль, как основной, что бы через него обжимать насыщенные цвета профилей других мониторов подгруженных в систему. Вот, собственно, мы и обозначили основные проблемы которые нам предстоит решить профилируя два монитора с одним видеоадаптером.
Что мы имеем для профилирования? Кратко рассмотрев, основы профилирования. Остановимся ещё только на наших целевых условиях калибровки и оборудовании нашего эксперимента. Оборудование, два монитора профессионального класса Nec Spectra Viev 1990 и Nec Spectra Viev 2690 (мониторы серии Multi Sync), в последнем есть возможность калибровки по цветовой температуре ещё и точки чёрного (это делается из инженерного меню в моделях серии, начиная с 20ти дюймовой и выше. Для вхождения в инженерное меню, нужно отключить монитор, а при его включении одновременно нажать и удерживать "input"+"reset" - вместо "reset" могут быть две нижние клавиши стрелок "в верх" и "вниз". это клавиши управления меню монитора. После перезагрузки монитора (выключения) опять появится обычное пользовательское меню. В том же служебном меню, можно назначить монитору, что-бы он автоматически отображал только часть изображения для многомониторных систем. Максимум у Nec - 25 мониторов, при этом не нужно никаких дополнительных устройств и программ... (но это отдельная тема, которую не рассматривает наша статья). Наш видео адаптер - ATI Radeon HD 3600 Series ( Internal DAC 400MHz, RAM 512Mb). Windows XP SP3 Pro, CPU: Intel Core 2 Duo E4500 2,2GHz, RAM 2,0 Gb. На сегодня это средняя машина, но при этом достаточная для задач обработки изображений. В качестве прибора выбран профессиональный колориметрический комплекс компании Color Vision на базе колориметра Spyder 2 Pro, при помощи него мы будем производить необходимые нам контрольные замеры и построение профиля. Для сведения гаммы двух мониторов мы используем программу ColorLine test v. 2.0 betta 52 - версию cофта, созданного программистом из Минска Виктором Петченевым и доступную для тестирования по адрессу http://victal.at.tut.by/CLTest.rar
Целевые условия профилирования: 6000k, 0,38~80 Cd/m2, G 2,2, как основной монитор рассматривается Nec SV 1990.
(читайте продолжение... ч.2 ) , продолжение настоящей статьи...
Ответьте на одно из следующих утверждений:
Коментарі
ЮНГ
125.02.10, 19:51
Ознакомился. Может когда нибудь и пригодится, но не сегодня.
olorinel
226.02.10, 02:14Відповідь на 1 від ЮНГ
Вращаясь между жерновов,
Сует житейских и морозов,
В плену технических вопросов...
сижу...
Сегодня не стихов период,
- прозы.
Что жизнь страны - пустяк,
Когда страна, легко...
Себе повесила ярмо на шею...
Тогда и проза, может
в басню перейти... так вот и я, -
Вращаясь между жерновов,
Сует житейских и морозов,
В плену технических вопросов...
сижу...
Сегодня не стихов период,
- прозы.
ЮНГ
326.02.10, 10:31Відповідь на 2 від olorinel
Я вот чего подумал, насчёт страны с ярмом на шее. Ведь ярмо - это подчинение общества вождю, т.е. иерархия, т.е. пирамида. А пирамида - наиболее устойчивая геометрическая фигура. Не в этом ли причина строения человеческих сообществ?