Эта песня занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке по мнению Википедии, но во многих сердцах она вне мест.
VIDEO
Очень интересно об истори написано здесь http://taanyabars.livejournal.com/71770.html (часть 1), http://taanyabars.livejournal.com/72140.html (часть 2)
Вкратце привожу эту удивительную историю
В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков».
VIDEO
Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века.
Однако авторство этого композитора было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано, изданном позже.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения — как музыки, так и текста, - в котором достаточно убедительно показано, что автором музыки является Владимир Вавилов (1925—1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации.
Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни.
Мелодия ещё одной композиции с той же пластинки, «Павана и гальярда», автором которой был указан Винченцо Галилей, легла в основу другой песни на слова Анри Волохонского, исполнявшейся Алексеем Хвостенко — «Конь унёс любимого».
В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай».
В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10), на эту книгу, как на источник, указывает и сам А. Г. Волохонский.
Возможно, произведение было навеяно также мозаическим панно «Небо» в мастерской ленинградского художника Бориса Аксельрода, где нередко бывал поэт.
"...Аксель делал тогда это самое «Небо на земле»… А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно.
Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще, по большей части, лодырничал.
В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая".
Другие видят в тексте описание Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) (Отк. 21:1—3, 21:11—22:2), в христианской традиции считающегося образом рая, и четырёх животных из Апокалипсиса (Отк. 4:6—9):
«Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)», 4:6-7
«…и посреди престола четыре животных, исполненных очей спереди, и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему».
Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского.
Исполнение Камбуровой тоже стало своеобразной классикой этой песни. Она чуть отличается от привычного нам исполнения БГ
VIDEO
Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители.
В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.
Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио.
Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова.
Город золотой
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит огнегривй лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
Коментарі
Злая_тётка
127.12.11, 14:40
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
ЛанаМ
227.12.11, 14:42Відповідь на 1 від Злая_тётка
Любимейшая песня. На Х факторе мне не очень понравился комментарий Соседова о истории песни. решила поподробнее написать. Эта вещь того стоит.
Злая_тётка
327.12.11, 14:45Відповідь на 2 від ЛанаМ
да
Дуал
427.12.11, 14:59
нашо нелюблю гребня - но тут респект
анонім
527.12.11, 15:01Відповідь на 1 від Злая_тётка
вот,что странно - у меня так часто бывает,только о чём-то подумаю,тут бац уже на блогах...
Гість: AriaO
627.12.11, 15:05
читала историю об авторстве Вавилова, но все равно еще раз прочитала, интересно исполнение Камбуровой
но особое спасибо за видео из "Ассы"
ЛанаМ
727.12.11, 15:40Відповідь на 6 від Гість: AriaO
тут интересно, что все три песни если послушать, то кажется что они совсем разные. Но конечно из Ассы я люблю больше всего
ЛанаМ
827.12.11, 15:40Відповідь на 4 від Дуал
песня удивительнейшая
ЛанаМ
927.12.11, 15:40Відповідь на 5 від анонім
Гість: Виолетта Нова
1027.12.11, 15:44