Важнейшую роль в создании обычаев
праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее
город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в
1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город
стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору и ее
заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Каббалисты
по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые
обычаи, в том числе «седер в ночь на празднество
деревьев», чем-то напоминающий пасхальный
«седер».[2]
Обычаи праздника
• Европейские евреи празднуют Ту
Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие
произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134)
после каждого вида фруктов.
•
Восточные евреи следуют мнению «святого Ари»
(рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые
установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По
одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов.
• Сегодня на стол в Ту Бишват ставят
лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов,
которыми Земля Израиля прославляется в Писании: пшеница,
ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.
• В Израиле в Ту би-шват вошло в
традицию сажать деревья. Этим занимаются в основном дети и
новые репатрианты под покровительством Еврейского
национального фонда. Исполняются особые песни, посвященные
этому празднику.
В этот день, называемый в Израиле Ту
би-шват, обычно заканчивается сезон дождей и природа
возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца шват
по еврейскому календарю. В иудаизме существует четыре
хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется
возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый
месяц которого — нисан) отсчитывается история Израиля,
согласно второму (первый месяц которого — тишрей)
— история всего человечества, согласно третьему
календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст
животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват)
— растений.
В древнем еврейском государстве было
принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy
от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx
слyжбой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в
пользy бедныx. Посколькy такое действие должно производиться
ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая
одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват
yстановлен мyдрецами для отделения yрожая одного года от
yрожая дрyгого.
Относительно деревьев имеется еще и
дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать
плоды растения на протяжении первых трех лет его
плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения,
необходимо строго установить день его рождения. Им и
признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу,
он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не
упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его
отмечания.
После разрушения Второго Храма в 70 году многие
евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не
стало еврейского Храма, и государство распалось вместе со
всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало
существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены
многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.
С возникновением сионистского движения начался новый этап в
истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю
их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню,
осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890
году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц
вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была
создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту
би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале
поселенческого движения превратилось в символ праздника.
Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в
Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и
ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много
общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими
корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву
и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды
дерева — как дети.
Праздничная трапеза состоит из
злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это —
пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат,
упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается
внимание на порядок потребления плодов в связи с их
происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных
частей. По разным традициям, на столе должно быть семь,
пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!
В последнее
время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл.
Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов
и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное
отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи
людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках
деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне,
но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник
пользуется среди сторонников природоохранных организаций.
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту
Бишвата
Гранат относится к наиболее популярным
плодовым растениям населения, проживающего в районах
субтропической зоны и некоторых стран тропического пояса
земного шара.
Урожайность составляет 50—60 кг с
дерева. Плоды граната богаты сахарами, таннинами, витамином
С, содержат клетчатку, минеральные вещества и микроэлементы:
кальций, магний, калий, марганец, натрий. Плоды дают до 60 %
сока с высоким содержанием антоцианов. В соке культурных
сортов граната находится от 8 до 20 % сахара (глюкоза и
фруктоза), до 10 % лимонной, яблочной, щавелевой и других
органических кислот, фитонциды, азотистые вещества, танин,
сернокислые, хлористые и другие соли. В околоплоднике,
корнях и коре содержится до 32 % дубильных веществ.
Гранатовый сок полезен при малокровии, отвар кожуры и
плёнчатых перегородок — при ожогах и расстройствах
желудка. Мякоть семян красноватая, используется в десертах и
салатах, а также для приготовления прохладительных напитков.
Виноград (лат. Vtis) — род растений
семейства Виноградовые, а также плоды таких растений, в
зрелом виде представляющие собой сладкие ягоды. Родиной
винограда является Передняя Азия.
Виноград в мифологии,
культуре и искусстве
По древнегреческому мифу, собака
Оресфея родила кусок дерева, он закопал его, и из него вырос
виноград. Виноделию покровительствует древнегреческий бог
Дионис.
В геральдике виноград изображён в исторических
гербах многих городов: Белгород-Днестровского (до 1944 года
— Аккермана), Изюма, Кизляра, Телави, Чугуева и
других. Город Изюм «гласно» назван в 17 веке
«виноградным» названием.
Финики —
съедобные плоды некоторых видов финиковой пальмы, особенно
вида Финик пальчатый (Phoenix dactylifera). С давних времён
используется человеком как высокоценный продукт питания. В
продажу обычно поступают как сухофрукты. Специальные сорта
финиковой пальмы культивируются в промышленных масштабах в
странах с жарким климатом.
Финики неоднократно упоминаются в
текстах различных священных писаний, например в Библии и
Коране. Сушёные финики могут служить источником пищи в
длительных походах. Известно об использовании в пищу фиников
святым Онуфрием.
Широко распространено мнение, что весь
комплекс веществ, необходимых для полноценного питания
человека, содержится в финиках. В ряде сказаний и легенд
сообщается о случаях питания людей только финиками и водой в
течение нескольких лет.
Инжир (также известен как
фига, фиговое дерево, смоковница, смоква, винная
ягода; Ficus carica L.) — субтропический листопадный
фикус. Карийским фикус назван по месту, которое считается
родиной инжира — горная область древней Карии,
провинции Малой Азии. В Средней Азии, на Кавказе и в Крыму
выращивают в открытом грунте как ценное плодовое растение,
дающее плоды — винные ягоды.
Широко распространён в
странах Средиземноморья, на Апшеронском полуострове и в
центральных районах Азербайджана.
Инжир — одно из
самых древних культурных растений, предположительно —
самое древнее [1]. Согласно Библии, Адам и Ева, вкусивши
запретный плод, открыли свою наготу «и сшили смоковные
листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). В
культуре инжир выращивался сначала в Аравии, откуда был
заимствован Финикией, Сирией и Египтом. В XIII веке до н. э.
играл важную роль в сельском хозяйстве царства Пилос. В
Америку попал только в конце XVI века. В русский язык
название «фикус» пришло в XVIII веке и уже
несколько изменённым — «фига», отсюда
— «фиговое дерево». Были на Руси у этого
растения и другие названия — смоковница, смоква,
винная ягода, смирнская ягода.
Олива европейская ,
Олива культурная, или оливковое дерево (лат. Olea
europaea) — вечнозелёное субтропическое дерево рода
Маслина (Olea) семейства Маслиновые (Oleaceae). Растение с
древности возделывается для получения оливкового масла, в
диком виде не встречается.
Эта древнейшая плодовая
культура имела большое распространение ещё в первобытном
обществе; уже тогда люди пользовались её целебными пищевыми
свойствами.
В наши дни общая площадь возделывания культурной
оливы измеряется миллионами гектаров.
Оливковая ветвь
— символ мира
Оливковая ветвь является символом мира,
перемирия. В Библии была принесена Ною голубем от Самого
Всевышнего, в знак того, что стих Его гнев на людей и
всемирный потоп прекратился. Оливковое деревце выросло самым
первым после Потопа, и поэтому его ветвь стала вестью о мире
между Богом и Человеком. Голубь, несущий оливковую ветвь,
изображён на эмблеме Всемирного конгресса сторонников мира.
Оливковая ветвь нашла широкое применение в геральдике, где
имеет похожее значение.
Интересные факты
• Согласно одной древней легенде
оливковое дерево первым поклонилось Христу после его
рождения. Именно поэтому олива почитается христианами, а
изображение голубя с оливковой ветвью в клюве стала символом
добрых вестей и мира.
• В исламской
традиции олива – Древо Жизни, одно из двух запретных
деревьев в Раю.
• Одной из старейших
маслин является 2000-летнее дерево, растущее в городе Бар в
Черногории.
Рожковое дерево (лат. Ceratonia
siliqua, цареградский стручок, сладкий рожок) —
растение семейства бобовые.
Дерево высотой до 10 м с широкой
кроной, вечнозелёными перистыми плотными листьями и мелкими
цветками, собранными в кисти. Чашечка цветка невзрачная,
быстро опадающая; венчика нет. Культивируется издавна в
Средиземноморье; местами одичало.
Бобы имеют длину
около 10-25 см, ширину 2-4 см и толщину 0, 5-1 см,
коричневые, невскрывающиеся. Кроме семян, они содержат
сочную, сладкую мякоть (около 50 % сахара). Порошок
добываемый из засушенного стручка рожкового дерева
называется Кэроб.
Использование
•
бобы:
o в выпечке
o как
суррогат какао
o как лакомство (Египет)
o для получения освежающего напитка
o для изготовления компотов и ликеров
(Турция, Мальта, Португалия, Испания, Сицилия)
• семена:
o на корм
скоту (Кипр)
o для получения камеди
рожкового дерева, загустителя, широко используемого в
пищевой промышленности.
В эпоху Римской империи твёрдые
плоские бурые семена рожкового дерева (лат. siliqua graeca)
использовались в римской весовой системе как мера массы,
равная примерно 0.19 грамма, см. силиква (мера веса) или
карат.
Хаг Ту би Шват Самеах - Веселого праздника Ту би
Шват!
Коментарі
Nazar42
19.02.12, 08:44
После наших яблок и груш,крижовника и слив.......арбузов и дынь....никакими финиками нас не заманешь....это в Африке мечтаю нашего добра покушать....