Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?
Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.
http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/f8db50cf8230.jpg
По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
Что такое первый «провальный» век – пятый век нашей эры? Это первый век без Александрийского мусейона – крупнейшего научного учреждения античного мира. Там была библиотека, обсерватории, университет. Туда приезжали учиться множество великих ученых Греции и Рима. Высокая математическая культура, изящные эксперименты – чего стоит только измерение Эрастофеном радиуса Земли с помощью анализа теней в глубоких колодцах Асуана.
Христианская церковь, получив от императора Рима Константина в 4 веке мандат на полновластие, быстро реализовала его, разрушив Мусейон в 391 году, а в 410 году убив последнего яркого представителя александрийских учёных – Гипатию. Последний её ученик был также зарезан два года спустя, остальные учёные попросту сбежали от террора и крупнейший центр науки Древнего мира перестал существовать. Вот вам и начало первого «пустого» века.
Церковь безраздельно правила Европой тысячу лет, задавив все ростки свободомыслия и науки. Это не слова, это факты – ещё раз посмотрите на график числа открытий, который доказывает тяжелейшую культурную катастрофу, которая разразилась в Европе, начиная с 4-5 века.
Эта катастрофа видна и по многим другим фактам. Если грамотность была обычной среди свободных горожан греческих и римских полисов, то этот странный культурный обычай был прочно позабыт в те «пустые века», которые называют ещё «тёмными веками». Император Карл Великий (747-814) был неграмотен, как и его графы!
После 11 века начался рост эмпиризма (который можно назвать «здравым смыслом») и – как следствие – научно-технический прогресс. Обратите внимание на то, что эмпиризм, достигнув в 14 веке высоких 17%, снова падает до 7% в 15 веке и до 14% в 16 веке? Что это? Видимо, это действие включившегося репрессивного механизма инквизиции, которым церковь пыталась затормозить начавшееся брожение умов. Конечно, это ударило в первую очередь по свободе мыслевыражения, но и рост числа открытий после 16 века тоже имеет признаки замедленного роста.
Только с 18 века церковь ослабела: преследовала, но не жгла. Наука получила сравнительную свободу, и мы видим фантастический прогресс в количестве открытий и изобретений.
А если бы не было влияния церковной абсолютной монархии? Представьте, что нет этого провала 5-13 веков и современный научно–технический рост начинается на 800 лет раньше? Я думаю, мы давно бы летали на Марс.