Татуировки Тлинкит (Tlingit) и Хайда (Haida). Северо-западное По
- 10.02.10, 22:55
- Tattoo-world
Хайда с татуировками гербов. 1886г. На груди мужчины голова трески; на каждом бедре осьминог, и ниже каждого колена лягушка. На груди женщины голова и передние лапы бобра; на каждом плече голова орла; на каждой руке палтус; на правой ноге sculpin (какая-то маленькая рыбка), и на левой лягушка Мужчина хайда. Skidegate, Островов Королевы Шарлотты, 1886. Медведь татуирован на его груди и акула-катран на каждом предплечье. Вождь хайда с татуировкой трески на груди, приблизительно 1870
Набор для татуирования хайда, собранный Джеймсом Сваном (James G. Swan) в Massett, Британской Колумбии, июль 1883. Этот комплект хайда состоит из пяти кедровых палочек, куска магнетита для придания татуировки цвета,каменного блюдца для смешивания цветов, и вырезанных из кедра щеток украшенных символами герба. Возможно этот набор единственный в мире,доставшийся нам от хайда, по крайней мере, иных оминаний о таких наборах не встречается. Сегодня этот набор можно увидеть в Национальном музее Естествознания Смитсоновского Института.
Способы и методики татуирования тлинкитов и хайда. Татуирование у тлинкитов и хайда, традиционно выполнялось на празднике потлач (праздник дарения). Считается,что основой праздника потлач является почитание мертвых и их дел, но также эти праздники служили цели увеличения престижа ныне живущих. Как и многие другие племена, тлинкит и хайда очень ревностно относились к своему престижу, своего клана и своей семьи. С этой целью главы кланов и семей публично раздаривали ценные вещи максимально большему количеству гостей. Большего почета заслуживал не тот, кого одарили, а одаривающий, тем самым устанавливались привилегии клана или семьи относительно других. Звания, привилегии и наследование происхождения были немыслимы без этого формального ритуала гостеприимства и принятия/дарения подарков. Тардиционно потлач длился четыре, восемь, или больше дней. В потлач вовлекались как хозяева и члены клана, так и представители кланов, приглашенный от других племен. Потлач был способом подтверждения обществом статуса клана. Группы семей связанных родством собирали все доступные им средства, чтобы сделать праздник незабываемым и максимально твердить свое влияние в племени.Затраты, связанные с дарением, были большими, поскольку на праздник собирались до тысячи человек. Часто во время потлача устанавливался тотемный столб с вырезанными на нем духами-покровителям клана. После нескольких дней пирования и танцев, вожди или главные женщины клана прокалывали уши детей и татуировали их тела. Согласно записям Олсона (Olson), когда он впервые прибыл к линкитам он попал на такой праздник. «На следующий день началось прокалывание ушей и татуирование детей. Один из детей, усаживался перед каждым из вождей. Самый старший сын вождя клана садился перед самым высоким вождем племени, самая старшая дочь садилась перед самым высоким представителем гостя клана. По сигналу каждый из этих людей крепко сжимал в ладони ухо. Люди вокруг издавали громкий и длинный звук "sh" и повторяли так три раза. На четвертый "sh" уши прокалывались. То же самое делалось для другого уха. Для некоторых детей прокалывание ушей заменяется на татуирование. евочкам татуируют руки, мальчикам грудь или руки. Это может занять несколько дней. Через день или два после этого идет присваивание гербов. В начале присваивания некоторым детям дают новые имена. Каждое присваивание сопровождается речью, в которой рассказывается об истории имени, о делах тех, кто носил эти имена прежде. После этого вождь клана устраивает потлач для тех, кто делал татуировки и прокалывал уши.Прокалывающему уши и татуирующему руки, в среднем, дарили до пятидесяти одеял, татуировавшему грудь дарили сто одеял» George T. Emmons, хорошо осведомленный коллекционер и скрупулезный наблюдатель культуры тлинкитов, который также служил чиновником в американском Флоте на Территории Аляски с 1882 по 1896, сделал зарисовки таких татуировок. Все татуировки представляли целиком, либо частично герб клана. Они были показателями веса в обществе и богатства клана. Одним из последних потлачей у хайда, на которых производилось татуирование,произошел зимой 1900-1901 в деревне Skidegate в Островах Королевы Шарлотты. По свидетельству антрополога Джона Свантона (John R.Swanton), обряд в точности повторял обряды тлинкитов Выдержки из описания Свантона:[Во второй день] они вызвали их, чтобы сделать татуировки гербов. Все кто был на улице стали кричать, чтобы их пустили в дом и дали возможность наблюдать. Когда все зрители заполнили дом, его хозяева на чалитанцевать и петь песни. Те, кто должен был быть татуирован, тоже начали танцевать. Жена главы дома в плетеной и разрисованной линиями шляпе начала ходить между танцующими и размещать на них орлиные перья. После того как было спето четыре песни, танцующие остановились и сели перед главными представителями клана. Глава клана ударял о землю дубинкой,называл имя татуировавшегося, и говорил, "такой-то, такой-то сидит перед Вами, чтобы быть татуированным." После этого начиналось татуирование. Весь тот день, они потратили в татуировании, и закончили его … нос, нижняя губа, и в уши также протыкали. Татуировщикам платили одеяло за каждый прокол" Традиционно татуировками у хайда покрывались грудь, бедра, ноги и иногда спина или щеки. Татуирующие комплекты состояли из каменного блюда, чтобы смешать (черный) магнетит и hematite (красные) пигменты, кедровые щетки с гребнями и четыре или пять кедровых палочки с различными конфигурациями игл, в зависимости от желательного эффекта: штриховка, выделение, и заполнение цветом. До появления стальных игл использовались острые шипы, спинные хребты определенных рыб или кости. Ниже представлены рисунки, сделанные антропологом Джеймсом Сваном (James G.Swan), в 1874, в Порту Townsend, W.T. (Вашингтонская Территория).Рис.1 Kahatta или треска. Эта татуировка была на груди вождя Kitkun, деревня Laskeek Haidahs, на Ист-Сайде Острова Moresby's. Рис. 2 Oolala, мифологическое существо, половина человека, половина птицы. Оолала живет на высокой горе, окутанной облаками и туманом, вызывая гром и молнию. Рис. 3 Wasko, другое мифологическое существо, представляющее предков волков. В дальнейшем Wasko были преобразованы в касатку. Острые зубы и сильные челюсти касатки, напоминая больше рот плотоядного наземного животного чем любой из жителей воды, были несомненно порождением мифов. Рис. 4 Scana или касатка Рис. 5 - Koone или кит Рис. 7 Thalma или скат Рис. 8 mama-thlon-tona или стрекоза Рис. 9 орел-рыба (Koot) Рис. 10 Chimose, мифическое животное, которое, как предполагают, дрейфовало в океане и было разрушительным для каноэ.Tahdn-skillik или шляпа, показанная в рисунке, указывает, что животное, принадлежит к миру духов и является наиболее из мифологических существ Рис. 11 Ворон или Hooyeh. Иногда рисуется с двумя головами Рис. 12 Медведь или Hoorts Рис. 14 Skamsom или Птица грома Рис. 15 Кальмар (осьминог) или Noo Рис. 16 Лягушка или Tl-kam-kostan
Коментарі