В рейтинге самых влиятельных любовниц она заняла первое место, обогнав и Клеопатру, и Мессалину, и Мэрилин Монро и многих других.
В 1861 году французский живописец «помпезного стиля» Жан-Леон Жером создал картину «Фрина перед
ареопагом», где эффекта ради перенес действие в высший афинский суд и обнажил героиню совсем, а не до пояса, как было на самом деле.
На протяжении веков история Фрины вдохновляла многих мастеров искусства, но зачастую они не
совсем придерживались исторических фактов.
А на самом деле все было так!..
В биографии Фрины много загадок. Начать с того, что звали ее Мнесарет — «помнящая о добродетелях». За какие провинности эту самую красивую девушку Эллады прозвали «Фрина», что по-гречески означает «жаба» ( в других источниках "белокожая"), неизвестно.
Историки предполагают, что так в Древней Греции называли людей с необыкновенно бледной для смуглых греков кожей. По описаниям античных летописцев, Фрина действительно была белокожей, c лицом как будто из белого мрамора.
Точные годы жизни Фрины не известны. Предположительно она родилась между 380 и 370 годами до нашей эры, а умерла, как считается, после 320-го. Правда, этому противоречит легенда о Фрине и лидийском царе, возжелавшем ее любви. Царь был так уродлив, что она запросила с него громадную сумму, и, чтобы уплатить ее, монарху пришлось обложить своих подданных новым налогом. Однако последний царь
Лидии, Крез, был свергнут в 546 году до н.э., задолго до рождения Фрины. Возможно, Фрине приписали славу другой довольно известной гетеры — Сесты из Мегар, жившей как раз в тот период. «Сестой» — «разборчивой» — ее прозвали за то, что она была чрезвычайно щепетильна в выборе любовников.
Как Фрина, хорошо образованная для своего времени дочь состоятельного и уважаемого земляками врача Эпикла из беотийского городка Феспии, стала куртизанкой, история умалчивает. По одной из легенд, семья девушки была изгнана из Феспий из-за участия в политическом перевороте. В IV веке до нашей эры бунтовщики теряли если не жизнь, то имущество, становясь бесправными изгнанниками-периэками. Их дочери нередко пополняли ряды проституток, которых было особенно много в Афинах и соседнем порту Пирей. По другой легенде, своенравная девица, желая избежать участи провинциальной гречанки — раннего замужества, детей и бесконечного сидения за ткацким станком, — сама сбежала из дома и отправилась в Афины, вознамерившись стать гетерой.
Фрина соблазняет философа Ксенократа
Ангелика Кауфман 1794, холст, масло
Гетера – это, прежде всего, определенная свобода в государстве, где женщина не воспринималась как человеческая единица. Гетерам позволялось многое: читать и заниматься искусствами, заводить беседу с незнакомыми мужчинами, краситься и нарядно одеваться всякий день. Для мужчин они были не просто жрицами любви, но настоящими подругами (прямой перевод слова "гетера"), с которыми отрадно было
вести философские беседы и вкушать радости жизни. Из Мнесарет вышла прекрасная гетера – умная, тонко образованная, очаровательная и желанная. Фрина быстро затмила своей красотой всех афинских куртизанок.Обладая поразительной красотой, Фрина не стремилась выставлять ее напоказ – носила благородные одежды, скрывающие даже запястья, никогда не показывалась в городских банях. Да и вообще сторонилась людных мест, предпочитая уединение в своем богатом доме и общение с избранными кавалерами.
Обольстительной жрице богини любви нравилось не только вызывать желание, но и дарить вдохновение. Однажды, придя в мастерскую к признанному античному скульптору Праксителю, красавица с удовольствием отметила, что только что законченная статуя Афродиты поразительно похожа на нее. Фрина лукаво указала мастеру на сходство, тем самым смутив его – они ведь были незнакомы. Гетера вообще мимо проходила и вдруг решила заглянуть на огонек к прославленному скульптору. А он, оказывается, давным-давно грезит о ней!
Впрочем, Пракситель твердо заявил, что у него жена, дети, полная чаша, сам он трудоголик и некогда ему заниматься такими глупостями, как мечтать о недоступных гетерах. Секрет в том, что к нему во сне явилась Афродита вот именно с таким лицом – кто ж виноват, что Фрина родилась точной копией богини?!
Перед подобным комплиментом красавица не устояла. И предложила скульптору (довольно симпатичному и очень мужественному, как быстренько отметил ее зоркий глаз) попозировать для него. За стоящий гонорар, разумеется. Пракситель возразил, что денег он платить не будет, ибо намерен воссоздавать тело гетеры, а не прикасаться к нему.
- Ну, ладно, – вздохнула Фрина, – расплатишься какой-нибудь своей скульптурой. Ведь все равно не устоишь.
Счастливый Пракситель согласился. И создал шедевр, взбудораживший весь греческий мир – полностью обнаженную Афродиту Кридскую. Никто не смел ваять богинь нагими – их обязательно прикрывали пеплосом. Но тело Фрины было столь великолепно, что скрывать его под складками значило идти на преступление против красоты!
Писатель Лукиан с восторгом описывал шедевр: "Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него
каждую часть тела".
Сразу было понятно, что статуя создавалась любящей рукой. Конечно, Пракситель не устоял. Да и зачем, если божественной красоты гетера отвечала ему самой пылкой взаимностью?
По легенде, он изобразил Фрину дважды: нагой и одетой. Вторую статую сразу же купили жители острова Кос, а на первую долго не находилось покупателя — слишком смелым казалось это творение. В итоге ее приобрел купец из малоазийского города Книд и передал его в храм Афродиты, после чего она стала называться Афродита Книдская.
Скоро эта статуя стала знаменита на весь античный мир. Царь Вифинии Никомед хотел выкупить ее, пообещав простить Книду огромный долг, но горожане отказались отдать ее. Греческий писатель Лукиан устами своего героя Харикла с восхищением описывал Афродиту Книдскую: «Она стоит гордая, с легкой
усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела».
(это что выдают за копию его работы, как «Афродиту Книдскую» -не может соответствовать действительности, и не потому, что копия
плоха, а тип женской красоты эпохи классики не предполагал ни грузности, ни
довольно крутых изгибов тела, что всецело относится к эпохе эллинизма, как и
«Венера Милосская».)
Другой персонаж Лукиана смотрит на статую сзади: "О Геракл! Какая соразмерная спина! Какие полные бока — как раз по ладоням, обнимающим их! Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц! Они и не прилегают слишком плотно к костям из-за худобы, и не расплываются в чрезмерной полноте и тучности. А как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам бедер!"
Множество людей приезжали в Книд только для того, чтобы увидеть статую Праксителя. Современники описывали эти паломничества так: "Тысячи паломников молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты, восклицая: "Афродита, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!"Однажды Пракситель в знак своей любви сказал Фрине, что она может выбрать любую из его работ в мастерской. Гетера спросила: «какая из них самая лучшая?», но скульптор отказался отвечать. Фрина замолчала, но через несколько дней к художнику с криками прибежал раб-слуга: «в мастерской пожар!». «Если сгорят Сатир и Эрот, я погиб», — начал рвать на себе волосы скульптор, но тут Фрина призналась, что это была выдумка, и сказала, что она забирает себе «Эрота» (Павсаний).
Статую она подарила родному городу Феспии, где её и показывали несколько веков, пока Нерон не увез её в Рим, где она погибла при пожаре.
Скромнице и тихоне Фрине очень везло на талантливых любовников. Крупнейший художник Эллады Апеллес изобразил ее на картине «Афродита купающаяся», и эта картина тоже считалась в Греции самой прекрасной.
Густав Буланже
Но вернемся к истории, которую отображает картина Жана-Леона Жерома.
Поведение Фрины было таким же вызывающим, как и ее красота. В средние века ее сожгли бы как ведьму, но и в просвещенных Афинах ей пришлось несладко. Против нее выступали и поборники строгой морали, и афинские патриоты, недовольные растущим влиянием «иностранки из Беотии», и жены, мужей которых
соблазнила куртизанка. В итоге один из ее отвергнутых поклонников по имени Евтий подал на нее в суд. Обвинение было серьезным — развращение молодежи и оскорбление богов. Именно за это в свое время был казнен великий Сократ. По словам кляузника, Фрина не только вела богохульные речи, но и отдавалась своим любовникам прямо в храме Афродиты, что якобы умножало любовный пыл.
Вопреки легенде, гетеру судил не ареопаг, высший афинский суд, имевший право выносить смертный приговор, а гелиэя, то есть суд присяжных. Смерть ей не грозила, но изгнание из Афин и конфискация имущества, которого требовало обвинение, было достаточно суровой мерой.
Чтобы спастись, Фрина попросила стать своим защитником известного оратора Гиперида. Вместо гонорара
она предложила стать его любовницей, и честолюбивый юрист согласился.
На заседании суда он совершил эффектный ход — вывел подсудимую вперед и сдернул с нее хитон, обнажив Фрине грудь. После этого Гиперид задал вопрос: "Граждане Афин, может ли в столь совершенном теле скрываться преступная душа?"
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Суд единогласно вынес оправдательный приговор...
DE MILO MANARA - "ФРИНА ПЕРЕД АРЕОПАГОМ"
«Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени …» - c таким подъемом начинал в конце 1886 года Генрих Семирадский новую картину «Фрина на празднике Посейдона в
Элевсине».
Насытив очи наготою
Эфирных и бесстрастных тел,
Земною страстной красотою
Я воплотиться захотел.
Тогда мне дали имя Фрины,
И в обаяньи нежных сил
Я восхитил мои Афины
И тело в волны погрузил.
Невинность гимны мне слагала,
Порок стыдился наготы,
И напоил он ядом жало
В пыли ползущей клеветы.
Мне казнь жестокая грозила,
Меня злословила молва,
Но злость в победу превратила
Живая сила божества.
Когда отравленное слово
В меня метал мой грозный враг,
Узрел внезапно без покрова
Мою красу ареопаг.
Затмилось злобное гоненье,
Хула, свиваясь, умерла,
И было - старцев поклоненье,
Восторг бесстрастный и хвала.
Федор Сологуб 1904
использованы выдержки из статьи В. Эрлихмана
взято тут http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post145285911/ и еще несколько источников
Коментарі
Гість: gav57
115.02.11, 07:05
de milo manara - "фрина - звезда бухенвальда"
Flora009
215.02.11, 07:05
Гість: Рус с kija
315.02.11, 08:23
рapiллon
415.02.11, 08:47
шикарный пост!
Гість: Anafidream
515.02.11, 15:13
очень интересная заметка
Гість: Nika***
615.02.11, 15:27
ЛанаМ
715.02.11, 18:30Відповідь на 5 від Гість: Anafidream
да, эта последняя на тему истории любви к 14 февраля-))) подобрала несколько разных..каждая по своему интересна...судьбы, страны, века...а любовь, красота и ум вечны..переживают столетия..
Кофа
815.02.11, 19:22
Гість: VitaGrant
916.02.11, 15:53
спасибо за кусочек истории. моей дочке очень понравилось
Гість: DANKA
1016.02.11, 17:59