О пользе и вреде раздельного обучения
Немного истории
Когда мы говорим о раздельном обучении, невольно
вспоминается история России XIX - начала XX: женские и
мужские гимназии, Смольный институт благородных девиц,
кадетские корпуса. Юноши в то время получали более
всестороннее образование. Они могли изучать точные науки,
обучаться в лицеях и университетах. Девушкам предлагался
набор дисциплин иного порядка – их, в основном,
готовили к семейной жизни, к роли домохозяек.
В 1918
году в народном образовании произошли существенные
изменения. Были ликвидированы классово-сословные учебные
заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и
семинарии, женские епархиальные училища, школа отделилась от
церкви, в школах ввели совместное обучение мальчиков и
девочек. По новому закону совместное обучение должно было
устранить неравенство между мужчиной и женщиной. Как
отмечает один из крупнейших специалистов в области
социальных наук академик И.С.Кон, только в XX веке
образование стало не только всеобщим, разным, но и
совместным: школа начала учить детей будущей совместной
деятельности.
В 1943 г. в условиях военного времени
было введено раздельное обучение в школах Москвы,
Ленинграда, столицах союзных республик и краевых центрах, в
крупных промышленных городах. Однако, эта реформа не
показала преимуществ раздельного обучения. С учетом опыта
работы школ, мнения учителей и пожеланий родителей в 1954-55
учебном году совместное обучение мальчиков и девочек в
школах СССР было восстановлено.
В наши дни
В
последние годы среди педагогов и родителей растет число
сторонников раздельного обучения. Раздельных школ в нашей
стране пока что немного. В большинстве своем, появляются
экспериментальные классы в рамках обычной школы, которые
получили название «классы параллельно-совместного
обучения». Основные общеобразовательные предметы
мальчики и девочки изучают отдельно друг от друга, но
некоторые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия в
различных кружках, экскурсии и т.п.) у них общие.
Основной
аргумент сторонников раздельного обучения – мальчики и
девочки развиваются по-разному. У каждого пола свои
особенности мышления, восприятия, усвоения информации.
Замечено, что при раздельном обучении повышается не только
успеваемость, но и самооценка, самоуважение. Дети чувствуют
себя в школе более комфортно, меньше стесняются. Учителям
легче поддерживать дисциплину в классе и настраивать ребят
на учебу.
Но есть и обратная сторона медали. При
опросе общественного мнения в 2008 году в пользу раздельного
образования высказались лишь 9% опрошенных, 81% россиян
выступили за совместное обучение мальчиков и девочек.
Как мы
видим, идея раздельного обучения имеет немало противников.
Основной аргумент – искусственная изоляция детей в
условиях школы недопустима, в конечном итоге она приведет к
серьезным проблемам в общении с противоположным полом.
Различное развитие мальчиков и девочек не повод для их
разделения, наоборот, важно, чтобы они перенимали друг у
друга особенности восприятия, ведь очевидно, что чем
разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения.
Помимо знаний дети в школе учатся жить в большом коллективе,
общаться со сверстниками и налаживать контакты. Школа
расширяет возможности личности, а раздельное обучение их
сужает и обедняет. Детям из раздельных классов сложнее
обучаться в вузах, сложно им и в дальнейшей жизни - ведь за
стенами школы нет разделения по половому признаку.
Дети@Mail.Ru
Коментарі
Gollka
126.04.11, 21:17
Гість: djeromo
226.04.11, 21:23