Про співтовариство

Войны,культура,иследовання,изобретения. Все о всём..Тут только голая правда про всё.
Вид:
короткий
повний

История развития человеч

Виды религий

  • 13.07.09, 17:10
Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответствует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается , что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия (от лат. religio - букв. «связь») — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:
образ жизни.
поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом, и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Религия, как и наука, имеет дело с такими вопросами, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основные функции религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии


Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований

62%, 13 голосів

5%, 1 голос

10%, 2 голоси

0%, 0 голосів

24%, 5 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

7 июля

  • 09.07.09, 17:00
Иван Купала (иванова ночь, иванов день) — один из главных праздников календаря славян, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства. Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — 23-24 июня. Славянская община родноверов, чьи праздники представлены у нас в разделе "Праздники славян", также отмечает праздник Ивана Купалы

Этимология Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвящённого древнему языческому богу Купале. [править] О празднике   И.И. Голиков. Гаданье на венках. Палех, 1920-е гг. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. [править] Вода Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может "дружить" с огнем, и их союз считается природной силой. [править] Огонь Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. [править] Травы Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.[источник не указан 25 дней] В Латвии этот праздник до сих пор является наиболее почитаемым и всенародным, они даже более популярным, чем Рождество и Новый Год. Здесь его называют "Лиго" или "Янов день". 23-24 июня являются государственными выходными днями, и все население страны (как латышская, так и русская часть) устремляется на дачи, огороды и берега всевозможных водоемов жарить шашлыки и разводить костры до утра. В эти дни выпивается половина годовой нормы пива, а усиленные "поиски цветка папоротника" ежегодно приводят к всплеску рождаемости в марте. [править] Приметы и обычаи   Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год) В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Готи і гуни на території України. Загадка гунів

  • 30.06.09, 18:00
Оранжевим кольором показана територія розповсюдження Черняхівської культури, червоним - Вельбарської культури, з якою пов'язують готів 


Слов’яно-сарматські племена, що входили до Антського союзу, перебували у складних відносинах протиборства з готами. У ІІІ-ІV століттях н.е. в Північному Причорномор’ї вони сформували могутній військовий союз, з військовою силою якого вперше зіткнулося Готське королівство Германаріха в 370 р. 

В ІІІ столітті н.е. на територію Причорноморських степів України з території південного узбережжя Балтійського моря та нижньої течії Вісли прийшли племена готів. Їхня окупація почалася з 230 р., коли вони зруйнували державну організацію пізньоскіфського царства в Криму і на Нижній Наддніпрянщині, протримавшись на цих землях до 375 р. 

Племена готів з’явилися на території України в епоху черняхівської археологічної культури, яка сформувалася в кінці ІІ ст. на етнічній базі скіфо-сарматів і слов'ян на Верхньому Дністрі та Волині і швидко поширилась: на південь – до гирла Дунаю та Чорного моря і на схід – до басейну Дінця, інтегрувавши в єдину спільноту фракійців басейнів Пруту та Серету і численні сарматські племена Надчорноморських степів. 

Черняхівська культура розкинулася на величезному просторі лісостепової і причорноморської зон (в межах сучасної України, Молдови і Румунії) і була близькою до культури римських провінцій. Про потужність державного утворення «черняхівців» свідчить відсутність оборонних споруд на поселеннях. Відомо всього кілька укріплень, які контролювали на річках важливі переправи. 

Наприклад, такі споруди знаходяться в селі Башмачка Дніпропетровської області, Олександрівка і Городок – у Миколаївській області. На сьогодні відомо близько 5000 пам’яток цієї культури, розкопано і досліджено близько двохсот поселень і більше 50 могильників. Черняхівська культура, яка набула найбільшого розквіту у ІІІ-ІV ст., складалася з різних етнічних груп, а державним утворенням черняхівців був знаменитий Антський союз племен, про який йтиметься пізніше. 

В кінці І - на початку ІІ ст. з Мазовії на південний схід у Західне Полісся, на Волинь і далі долиною Південного Бугу у Надчорномор’є просуваються готи. За деякими дослідженнями, волинські слов’яни тікають від них на південь у Подністров’є і навіть далі на Нижній Дунай. 

У своїй праці “Гетика” готський історик VI століття Йордан описав важку мандрівку готів від Вісли на схід через безкраї болота (очевидно, поліські), де втопилося багато людей. У мандрівних сагах Йордан пише, що готи перебували у постійній війні, з жінками і дітьми рухались у Скіфію і, перемагаючи, досягли частини Скіфії, що межує з Понтом – тобто з Чорним морем. 

У другій половині III ст. н. е. вони розділилися на дві групи: остготи (остроготи) розселилися на Нижньому Дніпрі та Надазов’ї, а вестготи (візіготи,везиготи) зайняли терени між Дністром, Карпатами та Нижнім Дунаєм. З середини ІІІ ст. готи здійснюють численні напади на римські провінції у Подунав’ї, а наприкінці ІІІ ст. під римським впливом постає готська держава, яку під назвою імперії Германаріха описує готський історик VI ст. Йордан. Хоча, на думку М. Грушевського, Йордан перебільшує її розміри, включаючи до неї велетенські обшири від Балтії до Чорного моря. 

Готська держава досягла найбільшої могутності саме за правління остготського короля Германаріха (350—375) в другій половині IV ст. н. е. Йордан, прославляючи його успіхи, писав про підкорення ним майже всіх племен Східної Європи, в тому числі й слов’ян-венедів. 

Відомо також, що роксолани в IV ст. мусили платити данину Германариху і що вони брали участь у повстанні проти готів під проводом свого великого князя Болемира. За свідченнями Йордана, роксолани вчинили замах на Германариха, так що він не міг особисто брати участь у війні з гунами і незабаром помер. 

Слов’яно-сарматські племена, що входили до Антського союзу, перебували у складних відносинах протиборства з готами. У ІІІ-ІV століттях н.е. в Північному Причорномор’ї вони сформували могутній військовий союз, з військовою силою якого вперше зіткнулося Готське королівство Германаріха біля 370 р. 

Готи були повністю розгромлені гунами і антами близько 375 р., після чого частина остготів влилася до гунських військ і пішла з ними на захід, частина перейшла Дунай і приєдналася до вестготів, а невелика частина залишилися в Криму, де вони проіснували до кінця І тис. н. е. Згодом вестготи під натиском тих самих гунів змушені були переселитися в межі Римської імперії. Тоді готи вперше повідомили римлян, греків та інші народи Європи про гунів. 

Отже завдяки готам в історії “з’явилися” гуни. Хто ж вони такі і що про них відомо? Найпершу звістку про гунів, що жили між аланами і бастармами (останні мешкали в Карпатах), ми дістаємо від давньогрецького географа Птолемея, який жив у II ст. На своїй мапі Птолемей помістив їх в околицї Днїпра. Інший ґеоґраф II ст. (т. зв. Діонісій Періеґета) поміміщає “Уннів” () на західному березі Каспійського моря. Вірменські письменники знають гунів під іменем “Гунк”. 

Михайло Грушевськи пише, що “найповніші вісті про Гунів з’являються тільки після їхнього нападу на Ґотів: письменники уміщують тодї Гунів уже недалеко Дону, на північнім сходї і просто на сходї від нього. Десь коло 370 p. Гуни знищили Алянів, що сидїли коло Меотиди і на лівім боці Дону, силу їх вирізали, інших прилучили до себе і зі збільшеними силами кинулись на Остроґотів”. 

В останніх сучасних дослідженнях (особливо, в англомовних) впевнено заявляють, що намагання знайти етнічні і географічні корені гунів залишаються безплідними. 
Поки що вважалося, що це тюрко-монголо-фіно-угорсько-єнісейсько-тунгусько-кавказько-іранська суміш народів центрально-азійського походження, яка якось повязана з кочовою імперією Хунну (Xiongnu) і проти якої китаці збудували Велику Китайську стіну. Буцімто гуни є залишками Хунну, яких було розгромлено імперією Хань і витіснено на захід. 

З тих пір, як французький вчений Жозеф де Гуінь (Joseph de Guignes) у 18 столітті ототожнив гунів з Хунну, гунів розглядали (і тепер часто розглядають) лише як азійських нащадків. 

Але цьому немає твердих обгрунтувань, так само, як і тому, що гуни з’явилися зразу ж після того, як зникла Хунну. І навіть якщо це так, до імперії гунів входили найрізноманітніші народи зі своїми культурами. Але всі вони були під тоталітарним управлінням однієї аристократії. Припускається, що мовою гунів була тюркська мова, але існують також свідчення, що вказують на використання германських мов, які були рідними на тих землях, що завойовували гуни. 

Цікаво, що за 150-літній проміжок часу, який минув відколи гуни покинули Китай і прибули в Європу, немає жодних записів і згадок того, що з ними за цей час відбулося. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition (2001-05) так і каже, що походження гунів – справжня таємниця. Енциклопедія пише, що етнологічна якость гунів невідома, але повторює традиційні уявлення істориків про гунів: це кочовий і скотарський народ, який географічно походить з Центральної Азії, а в Європі з’являєтся в IV столітті і створює там могутню військову імперію. При цьому зауважує, що гунів безпідставно пов’язувати з мадярами та тюрками. 

Поява на дунайських обріях «нового» народу — гунів — примусила тодішніх істориків шукати їхні корені повсюди. Зокрема, Філосторгій, який народився приблизно 365 року, писав: «Ці гуни — напевно, народ, якого давні називали неврами»? Євстафій, який жив в XII ст. пише, що «унни або тунни — каспійський народ із племені скіфів». 

Інший пізньоримський історик Амміан Марцеліан, хоч і жив у ці часи (IV ст.) про походження гунів нічого конкретного також не знає: «Плем’я гунів, про яке мало відомо з давніх пам’яток, живе за Меотійським болотом біля Льодовитого океану і переважає всяку міру дикості». 

Принагідно відзначимо, що для римлян всі неримські народи були дикими і називалися ними варварами. 

А Візантійська імперія, як будь-яка імперія, використовувала хитрість і підступність в своїй політиці. Для боротьби проти одних варварських народів, вона натравлювала на них інші народи, з різними народами укладала різні угоди, використовувала підкуп правлячої верхівки. Згадайте, як русичі на чолі зі Святославом в X столітті воювали з болгарами. 

Як відомо, політико-економічне життя в Римській імперії протягом IV століття перемістилося у східні області: в 326 році імператор Костянтин переніс столицю із Риму до Візантії, а в 330 році перейменував її на Константинополь. Візантійська імперія стала спадкоємицею Римської імперії. Ромеї Візантії часто називаються в історичних джерелах також греками, а Візантійська церква – Грецькою. 
 



Якого роду-племені цей ант?


Свідчення про слов’янську етнічну приналежність гунів можна відшукати у грека Прокопія Кесарійського. Прокопій з Кесарії, автор книги "Війна з готами", брав безпосередню участь у візантійських військових акціях, які проводилися в різних кінцях імперії. На той час у візантійську армію досить часто брали найманців з північних країв, серед яких було немало й антів. Стикаючись з вихідцями із слов’янського середовища, Прокопій дуже добре вивчив їх побут і звичаї, і ось, описуючи антів і склавінів, він зауважує, що і ті, і другі у всій чистоті зберігають гунські звичаї (!). 

«Мартін і Валеріан привели з собою тисячу шістсот вершників, більшість із яких були гуни, склавіни і анти, які мають свої домівки з цієї сторони Дунаю», – пише він про слов’яно-сарматські племена Антського союзу. 

У Прокопія є ще один твір – «Таємна історія». Ось дві цитати звідти, гл. 18: «...майже кожен рік, як Юстініан (527—565 рр.) став володіти Римською державою, робили набіги і творили жахливі справи супроти римського населення гуни, склавіни і анти». Глава 23: «... мідійці і сарацини розграбували більшу частину Азії, а гуни, склавени і анти — всю Європу, руйнуючи до основи одні міста, а інші прискіпливим чином обібрали грошовими контрибуціями». 

Прокопій, характеризуючи антів і склавінів писав, що «... вони зберігають гунський норов, і ім’я в склавенів і антів було одне й теж». Якщо гуни належали до кочівників-тюрків, то яким чином анти мали триматися їхніх звичаїв? Але найголовніше, що за Прокопієм, анти зберігають гунські звичаї також у військових звитягах - під час кожного нападу антів на імперію (а ці напади здійснювались щороку) бувало перебито і забрано в полон до 200 тисяч ромеїв. 

У своїй книзі Прокопій описує могутній похід антів і склавінів на Балкани в 551-552 рр., коли вони страшенно розорили Іллірію та Фракію і підійшли до Константинополя. В іншому місці знову повертаючись до описаних подій, він називає учасників походу ... гунами. 

Цікавим видається те, що пише Йордан про похорон Аттіли, ватажка і правителя гунів: «Після того, як він був оплаканий такими стогнаннями, вони (гуни) справляють на його кургані «страву», так називають це вони самі, супроводжуючи її величезним бенкетом...» Як зазначає Г. Василенко у «Великій Скіфії», слово «страва» збереглося лише в українській та словацькій мовах. Чи міг народ, ховаючи свого видатного представника, називати частину похоронної процесії чужим словом? 

Істориків також дивує, чому так по-дружньому гуни вирішили допомогти антам в боротьбі з готами. Деякі дослідники вважають, що анти — це осілі слов’яни, а гуни — кочові. 

Чи могла б існувати більше 150 років спільнота гунів, склавінів, антів, якби у них не було спільних коренів?! Якби різниця в звичаях, побуті, мові цих народів була великою — вороги давно б це використали для розвалу цього союзу. Геродот, пишучи про скіфів, виділяв серед них скіфів-орачів, скіфів-землеробів, скіфів-кочівників. Може щось подібне було з антами і гунами? 

Як пише в своєму дослідженні Олесь Бабій, гуни сприймалися як “уни”, тобто “союзники” (від “унія”, “уніон”, що означає “союз”), гуни – це “союзники”. 

Отже виходить, що гуни і анти (представники Антського союзу) – слова-синоніми, різні назви того ж самого поняття. Так само, як руси і тавроскіфи – назви того ж самого народу, який атакував Візантійську імперію в 10 столітті і який візантійськими істориками називався по-різному: в одних джерелах – читаємо “тавроскіфи”, в інших – “руси”, хоча описується той самий історичний період. 

Відомо, що до гунської армії, яка атакувала Римську імперію в середині V ст., входили сарматські і слов’янські племена - ті самі анти, які входили до Антського союзу. За повідомленнями істориків Прокопія та Йордана, основним населенням Дунайського регіону є слов’яни. Вони заселили цю територію як раз в кінці ІV і протягом всього V століть. 

І ще такий цікавий факт. В історії традиційно вважається, що в Дунайському регіоні велика зміна і переміщення народів були пов’язані із завойовницькими походами гунів. Але коли у II-й половині V століття остроготи, які раніше були васалами гунів, покинули береги Дунаю і вирушили до Італії, то домінуючою силою тут залишилися ... анти та склавіни(!). Куди ж тоді поділися гуни? 

У Олеся Бабія є ще друга версія походження слова “гуни”: гуни могли означати те ж саме, що й куни. “Куна” на древньоскандинавській мові означає “дружина”. Отже назва військової верстви та правлячої еліти слов’янських племен для північних германців поширювалось на весь народ. Тим більше, що у Середньовіччі скандинави вживали щодо України назву Кунагард. 

Князівська дружина більшу частину свого життя проводила у походах, на конях. В суспільній ієрархії ж стародавньої України це була категорія "кінних людей". Тоді куни або гуни - це "кінні", тобто - соціальна верства, яка оточувала українського володаря. 

Надзвичайно цінним матеріалом є записи візантійського посла Пріска Панійського, який у 448 році їздив до Аттіли і залишив після себе спогади. І хоча з цих записів до нашого часу дійшли тільки фрагменти, вони будуть дуже красномовними. До речі, його записами користувався також Йордан. 

Пріск повідомляє, що гуни пригощали посольство медом і напоєм, виготовленим із ячменю, а народ Аттіли і його воїнів називає скіфами. Цікаво, що в усій його розповіді немає жодного слова «гун» або «гунський», а опис «гунського царя Аттіли» та його «бенкет» нагадують князівську Русь. 

Ось як описує Пріск свій похід на зустрічі з Аттілою: «прибули два скіфи з наказом іти до Аттіли. <...> Коли ми зупинились, де вказали скіфи, до нас прийшли Едекон, Орест, Скотта та інші знатні у них особи спитати, з якою метою з’явилось наше посольство». В селах їм давали харчі, Пріск зауважує, що замість пшениці давали просо, «а замість вина – так званий по-тубільному мед; слуги, що були з нами, теж одержували просо і напій, добуваний з ячменю; варвари звуть його «камос». Може це «квас»? Слово було неправильно записане римським мандрівником, як часто буває, коли іноземці вимовляють якесь слово по-своєму, а потім по-своєму це слово записують. 

Під час грози і бурі, яка застала ромеїв в дорозі до Аттіли, вони загубилися і налякалися, почали кричати. «Скіфи, що вискочили на шум, запалили очерет, який вони вживають як горючий матеріал, освітили місцевість і питали, чого ми кричимо. Коли варвари, що були з нами, відповіли, що ми злякалися бурі, вони покликали нас до себе, виявили гостинність і обігріли, запалюючи багато очерету... Переправившись через якісь річки, ми приїхали у величезне селище, де, як казали, були хороми Аттіли, більш показні, ніж у всіх інших місцях, збудовані з колод і добре виструганих дощок і обнесені дерев’яною огорожею, що оточувала їх не для безпеки, а для краси». 

А ось, що пише Пріск про Аттілу: «І у всьому іншому він виявляв помірність: так, наприклад, гостям подавали чаші золоті й срібні, а його кубок був дерев’яний. Одяг його теж був скромний і нічим не відрізнявся від інших, крім чистоти; ні меч, що висів у нього збоку, ні перев’язі варварського взуття, ні вуздечка його коня не були оздоблені, як у інших скіфів, золотом, каменями або чимось іншим коштовним. Кожний з присутніх з скіфською чемністю вставав і подавав нам повний кубок, потім, обійнявши і поцілувавши того, хто випив, приймав кубок назад». 

За словами Пріска, у палаці досить часто відбувалися гучні банкети. А з оповіді зрозуміло, що народ Аттіли живе поселеннями і займається хліборобством, і це ще раз свідчить, що вони є осілим землеробським населенням, яке не могло мати нічого спільного із кочівниками тюркського походження, якими важають гунів. Про будинки Пріск говорить, що вони були мистецьки оздоблені дерев’яною різьбою – хіба це не вказує на давню українську культурну традицію? А традиції і культура – це той стрижень, завдяки якому народ залишається в історії. 
 

Чингисхан.Завоевания.

  • 30.06.09, 15:00
Покорение Северного Китая

В 1207—1211 годах монголы завоевали землю киргизов, ханхасцов (халха), ойратов и других лесных народов [3], то есть подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1209 году Чингисхан завоевал Среднюю Азию и обратил свой взор на юг.

Перед покорением Китая Чингисхан решил обезопасить восточную границу, захватив в 1207 году государство тангутов Си-Ся, ранее отвоевавших Северный Китай у династии китайских императоров Сун и создавших своё государство, которое располагалось между его владениями и государством Цзинь. Захватив несколько укреплённых городов, летом 1208 «Истинный властитель» отошёл к Лунцзиню, пережидая нестерпимую жару, выпавшую на тот год.
 
Монгольские Лучники на конях

Тем временем до него доходят известия, что его старые враги Тохта-беки и Кучлук готовятся к новой войне с ним. Предупреждая их вторжение и тщательно подготовившись, Чингисхан разбил их наголову в сражении на берегу Иртыша. Тохта-беки оказался в числе погибших, а Кучлук спасся бегством и нашёл приют у каракитаев.

Удовлетворенный победой, Темучин снова направляет свои войска против Си-Ся. После победы над армией китайских татар он захватил крепость и проход в Великой Китайской стене и в 1213 году вторгся непосредственно в саму Китайскую империю, государство Цзинь и прошёл до Няньси в провинции Ханьшу. С нарастающим упорством Чингисхан вёл свои войска в глубь континента и установил свою власть над провинцией Ляодун, центральной в империи. Несколько китайских полководцев перебежали на его сторону. Гарнизоны сдавались без боя.

Утвердив своё положение вдоль всей Великой Китайской стены, осенью 1213 года Темучин посылает три армии в разные концы Китайской империи. Одна из них, под командованием трёх сыновей Чингисхана — Джучи, Чагатая и Угэдея, направилась на юг. Другая под предводительством братьев и полководцев Чингисхана двинулась на восток к морю. Сам Чингисхан и его младший сын Толуй во главе основных сил выступили в юго-восточном направлении. Первая армия продвинулась до самого Хонана и, захватив двадцать восемь городов, присоединилась к Чингисхану на Великой Западной дороге. Армия под командованием братьев и полководцев Темучина захватила провинцию Ляо-си, а сам Чингисхан закончил свой триумфальный поход лишь после того, как достиг морского скалистого мыса в провинции Шаньдун. Но то ли опасаясь междоусобиц, то ли вследствие иных причин он решает весной 1214 года вернуться в Монголию и заключает с китайским императором мир, оставив ему Пекин. Однако не успел предводитель монголов уйти за Великую Китайскую стену, как китайский император перевел свой двор подальше, в Кайфын. Этот шаг был воспринят Темучином как проявление враждебности, и он снова ввёл войска в империю, теперь обречённую на гибель. Война продолжилась.

Войска чжурчжэней в Китае, пополнившись за счёт аборигенов, сражались с монголами до 1235 года по собственной инициативе, но были разбиты и истреблены преемником Чингисхана Угэдеем.

[править]
Борьба с Кара-киданьским ханством

Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими давний враг Чингисхана — хан найманов Кучлук.
 
Походы Чингисхана и его полководцев

Пока Чингисхан завоевывал все новые города и провинции Китая, беглый найманский хан Кучлук попросил давшего ему убежище гурхана помочь собрать остатки армии, разбитой при Иртыше. Заполучив под свою руку довольно сильное войско, Кучлук заключил против своего сюзерена союз с шахом Хорезма Мухаммедом, до этого платившим дань каракитаям. После короткой, но решительной военной кампании союзники остались в большом выигрыше, а гурхан был вынужден отказаться от власти в пользу незваного гостя. В 1213 году гурхан Чжилугу скончался, и найманский хан стал полновластным правителем Семиречья. Под его власть перешли Сайрам, Ташкент, северная часть Ферганы. Став непримиримым противником Хорезма, Кучлук начал в своих владениях гонения на мусульман, чем вызвал ненависть оседлого населения Жетысу. Правитель Койлыка (в долине реки Или) Арслан хан, а затем и правитель Алмалыка (к северо-западу от современной Кульджи) Бу-зар отошли от найманов и объявили себя подданными Чингисхана.

В 1218 году отряды Джэбэ совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка вторглись в земли каракитаев. Монголы завоевали Семиречье и Восточный Туркестан, которыми владел Кучлук. В первой же битве Джэбэ разгромил найманов. Монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал в Афганистан, где был пойман и убит. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык «хороший город». Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма.

[править]
Завоевание Средней Азии
Основная статья: Монгольское завоевание Средней Азии

[править]
На запад

После завоевания Китая и Хорезма верховный владыка монгольских клановых вождей Чингисхан послал на разведку «западных земель» сильный кавалерийский корпус под командованием Джэбэ и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря, затем, после разорения Северного Ирана, проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию (1222) и, продвигаясь на север вдоль западного берега Каспийского моря, встретили на Северном Кавказе объединённое войско вайнахов (чеченцев и ингушей), половцев, лезгинов, черкесов и аланов. Произошёл бой, который не имел решительных последствий. Тогда завоеватели внесли раскол в ряды неприятеля. Они одарили половцев и обещали их не трогать. Последние стали расходиться по своим кочевьям. Воспользовавшись этим, монголы легко разбили аланов, лезгинов и черкесов, а затем разбили по частям и половцев, вайнахам же удалось избежать полного поражения. В начале 1223 года монголы вторглись в Крым, взяли город Сурож (Судак) и снова двинулись в половецкие степи.

Половцы бежали на Русь. Уходя от монгольского войска, хан Котян через своих послов просил не отказать ему в помощи своего зятя Мстислава Удалого, а также Мстислава III Романовича, правящего великого князя Киевского. В начале 1223 года в Киеве был созван большой княжеский съезд, где было достигнуто соглашение, что вооружённые силы князей Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского княжеств, объединившись, должны поддержать половцев. Сборным местом для русской объединённой рати был назначен Днепр, близ острова Хортица. Здесь и были встречены посланцы из монгольского лагеря, предлагавшие русским военачальникам порвать союз с половцами и вернуться на Русь. Учитывая опыт половцев (которые в 1222 году пошли на уговоры монгол нарушить свой союз с аланами, после чего Джэбэ разбил алан и напал на половцев) Мстислав казнил посланцев. В битве на реке Калка войска Даниила Галицкого, Мстислава Удалого и хана Котяна, не известив остальных князей решили самостоятельно «расправиться» с монголами и переправились на восточный берег, где 31 мая 1223 года были полностью разгромлены при пассивном созерцании этого кровопролитного сражения со стороны основных русских сил во главе с Мстиславом III, расположившимся на возвышенном противоположном берегу Калки.

Мстислав III, огородившись тыном, в течение трёх дней после битвы держал оборону, а затем пошёл на соглашение с Джэбэ и Субедаем о сложении оружия и свободном отходе на Русь, как не участвовавший в битве. Однако он, его войско и доверившиеся ему князья были вероломно пленены монголами и жестоко замучены как «изменники собственному войску».

После победы монголы организовали преследование остатков русского войска (лишь каждый десятый воин вернулся из Приазовья) разрушая на днепровском направлении города и деревни, захватывая в плен мирных жителей. Однако дисциплинированные монгольские военачальники не имели приказа задерживаться на Руси. Вскоре они были отозваны Чингисханом, который посчитал, что основная задача разведывательного похода на запад успешно решена. На обратном пути у устья Камы, войска Джэбэ и Субедея потерпели серьёзное поражение от волжских булгар, отказавшихся признать над собой власть Чингисхана. После этой неудачи монголы спустились вниз к Саксину и прикаспийскими степями возвратились в Азию, где в 1225 году соединились с главными силами монгольского войска.

Оставшимся в Китае монгольским войскам сопутствовал такой же успех, что и армиям в Западной Азии. Монгольская империя была расширена за счёт нескольких новых завоёванных провинций, лежавших к северу от Жёлтой реки, за исключением одного-двух городов. После смерти императора Сюинь-Цзуна в 1223 году Северная Китайская империя практически прекратила своё существование, и границы Монгольской империи почти совпали с границами Центрального и Южного Китая, управлявшегося императорской династией Сун.

[править]
Смерть Чингисхана
 
Империя Чингисхана на момент его смерти

По возвращении из Центральной Азии Чингисхан ещё раз провёл свою армию по Западному Китаю. Согласно Рашид-ад-дину осенью 1225, откочевав к границам Си Ся, во время охоты Чингисхан упал с лошади и сильно расшибся. К вечеру у Чингисхана начался сильный жар. Вследствие этого наутро был собран совет, на котором стоял вопрос «отложить или нет войну с тангутами». На совете не присутствовал старший сын Чингисхана Джучи, к которому и так было сильное недоверие, по причине его постоянных уклонений от приказов отца. Чингисхан приказал, чтобы войско выступило в поход к Джучи и покончило с ним, однако поход не состоялся, так как пришла весть о его кончине. Чингисхан проболел всю зиму 1225—1226 гг.

Весной 1226 Чингисхан вновь возглавил войско и монголы перешли границу Си Ся в низовьях реки Эдзин-Гол. Тангуты и некоторые союзные племена были разбиты и потеряли несколько десятков тысяч убитыми. Мирное население Чингисхан отдал на поток и разграбление войску. Это было начало последней войны Чингисхана, рассчитанной на полное истребление тангутского народа. В декабре монголы форсировали Хуанхэ и вышли в восточные районы Си Ся. Под Линчжоу произошло столкновение стотысячной армии тангутов с монголами. Тангутская армия была полностью разгромлена, Линчжой пал. Путь на столицу Си Ся теперь был открыт.

Зимой 1226—1227 гг. началась последняя осада Чжунсина. Весной и летом 1227 года тангутское государство было практически уничтожено, а столица была обречена. Падение столицы Си Ся связана непосредственно со смертью Чингисхана, который скончался под ее стенами. Согласно Рашид-ад-дину, он умер до падения столицы тангутов. По данным «Юань-ши» Чингисхан умер, когда жители столицы начали сдаваться. «Сокровенное сказание» рассказывает что Чингисхан принял с дарами тангутского правителя, но, почувствовав себя плохо, приказал его убить. А затем приказал взять столицу и покончил с тангутским государством, после чего скончался. Многие обстоятельства смерти Чингисхана в летописях упущены и противоречивы, также разные источники называют разныю причины смерти — внезапная болезнь, болезнь от нездорового климата тангутского государства, следствие падение с лошади. С уверенностью можно сказать: умер он в начале осени (или в конце лета) 1227 года на территории тангутского государства Си Ся сразу после падения столицы Чжунсин (современный город Иньчуань) и уничтожения тангустского государства.

По другим сведениям, ночью Чингисхана заколола молодая жена, над которой тот издевался. Боясь мучительной казни за содеянное, она в ту же ночь утопилась в реке.
 
Угедей, третий сын Чингисхана и его преемник

Где был захоронен Чингисхан до сих пор не установлено, все источники приводят разные места и возможные процессии погребения. Согласно завещанию, преемником Чингисхана стал его третий сын Угедей.

История оружия

  • 30.06.09, 12:47
Оружие имеет свои историю, такую же долгую, как история всего человечества. Ни для кого не секрет, что вокруг людей всегда была опасность, создаваемая либо животными, либо другими людьми. И чтобы выжить в таких суровых условиях, необходимо было иметь при себе какое-либо оружие, и при этом постоянно требовалось это оружие развивать. В связи с этим мы имеем такую эволюцию оружейного мира от каменного топора, то космических военных установок. 

Сперва создавались деревянные средства защиты и нападения. Первобытным людям требовалось оберегать себя и добывать себе пищу. Для этого были придуманы дубины, копья и деревянные заточки. С помощью них люди ходили на охоту на зверя, добывали рыбу, ну и участвовали в войнах между племенами. Позднее появились луки, которые позволяли стрелять заостренными копьями. 

С освоением бронзы и железа появилась возможность создания холодного оружия, отличающегося прочностью, долговечностью и эффективностью. Были изобретены мечи, железные копья. Охота стала более легкой, плодотворной. Эволюция холодного оружия продолжается до сих пор, что говорит о его эффективность применения. На протяжении всего этого времени холодное оружие приносило человеку огромную пользу. 

Крупнейшая революция в оружейном деле произошла в 12 веке - был изобретен порох. Это послужило началу развития огнестрельного оружия. Человечество начало изобретать все новые и новые пушки, а в 16 веке придумали и нарезное оружие. Нарезное оружие позволило увеличить дальность полета снарядов, пуль. С этого момента кардинальных открытий в оружейном деле не было, шло лишь развитие уже придуманных способов и средств. 

И лишь во 2-й половине 19 века появилось скорострельное оружие, а затем и автоматическое. В 1941 году был придуман автомат Калашникова. До сих пор АКМ (автомат Калашникова модернизированный), созданный в 1959 году, считается одним из самых популярных единиц оружия, в его услугах заинтересованы многие армии различных мировых держав. 
Тайны Русского Оружия (автоматическое оружие)
Рассказывается история создания российского автоматического оружия начиная с автомата Фёдорова и заканчивая Автоматом Никонова АН-94. Сюжет ценен комментариями Михаила Калашникова и Геннадия Николаевича Никонова.

Параллельно этому было открыто оружие массового поражения. Ядерное оружие послужило началу крупного мирового господства двух держав: США и СССР. Долгие годы эти страны соревновались между собой в ядерном потенциале. Позднее к ним подключились и другие страны. 
Тайны русского оружия (ядерное оружие)
Описана история создания Советского ядерного оружия. 

 
В наши дни оружие подвергается влиянию компьютеризации. Создаются самонаводящиеся ракеты, модернизируются прицелы. Мы еще не знаем, что ждет впереди, но сейчас можно смело заявлять, что с момента появления первого оружия до сегодняшних дней прошла колосальная эволюция, о которой можно рассказывать вечно.

Чингисхан. Обэденение монголии.

  • 30.06.09, 12:11

С древности монголы вели фамильные списки (ургийн бичиг) своих предков. Родословная Чингисхана, основателя Монгольской империи, была и остаётся связана с историей самих монголов. Согласно «Сокровенному сказанию», предком Чингисхана был Бортэ-Чино, который породнился с Гоа-Марал и поселился в Хэнтэе (центрально-восточная Монголия) вблизи горы Бурхан-Халдун, по предположению Рашид-ад-дина состоялось это событие в середине VIII века. От него во 2—9 поколениях родились Бата-Цагаан, Тамачи, Хоричир, Ууджим Буурал, Сали-Хаджау, Ик нюдэн, Сим-Сочи, Харчу. В 10 колене родился Боржигидай-Мэргэн, первый из монгольских князей, носивший фамильное имя Мон. Он женился на Монголжин-гоа, единственной дочери Хорилардай-Мэргэна. В 11 колене фамильное древо продолжил Тороколджин-багатур, женившийся на Борочин-гоа, от них родились Добун-Мэргэн и Дува-Сохор. Женой Добун-Мэргэна стала Алан-гоа, родом из хори-туматов[1] (согласно, Рашид ад-Дину, она была «из племени куралас»[2]). Пять детей Алан-гоа дали начало пяти монгольским родам — от Бэльгунотая повёлся род Бэльгунот, от Бугунотая — Бугунот, от Буху-Хадаки — Хадакин, от Бухату-Салджи — Салджиут. Пятый — Бодончар, был храбрым воином и правителем, от него пошел род Борджигинов. От четырех детей Дува-Сохора — Доноя, Догшина, Эмнэга и Эрхэха — произошли четыре племени ойратов. Уже в то время сформировалось первое монгольское государство Хамаг монгол улус, существование которого относится к середине XII века.

Начало завоеваний

При поддержке Тоорил-хана, силы Темучина стали постепенно расти. К нему стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои владения и стада(обогащая свои владения). Он отличался от остальных завоевателей тем, что в ходе сражений старался сохранить в живых как можно больше человек из улуса противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу Первыми серьёзными противниками Темучина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчиутами. В отсутствие Темучина, они напали на становище Борджигинов и угнали в плен Бортэ (по предположению, она была уже беременна и ждала первого сына Джучи) и вторую жену Есугея — Сочихэл, мать Бельгутая. В 1184 году (по приблизительным подсчетам, исходя из даты рождения Угэдэя), Темучин, с помощью Тоорила-хана и кераитов, а также своего анды (названного брата) Джамухи (приглашенного Темучином по настоянию Тоорил-хана) из рода джаджиратов разгромил меркитов и вернул Бортэ, а мать Бельгутая, Сочихэл, отказалась вернуться назад. После победы, Тоорил-хан отправился в свою орду, а Темучин и его анда Джамуха остались жить вместе в одной орде, где они снова заключили союз побратимства, обменявшись золотыми поясами и конями. По прошествии некоторого времени (от полугода до полутора), они разошлись по разным путям, при этом многие нойоны и нукеры Джамухи присоединились к Темучину (что послужило одной из причин неприязни Джамухи к Темучину). Отделившись, Темучин приступил к устройству своего улуса, создавая аппарат управления ордой. Старшими в ханской ставке были поставлены два первых нукера — Боорчу и Джелме, командный пост получил Субетай-багатур, в будущем знаменитый полководец Чингиз-хана. В этот же период у Темучина появляется второй сын Чагатай (точная дата его рождения не известна) и третий сын Угэдэй (октябрь 1186 года). Свой первый маленький улус Темучин создал в 1186 году (1189/90 годы также являются вероятными), и имел 3 тьмы (30 тыс. чел.) войска. В восхождении Темучина, как хана улуса, Джамуха не видел ничего хорошего и искал открытой ссоры со своим андой. Поводом стало убийство младшего брата Джамухи — Тайчара, при попытке отогнать из владений Темучина табун лошадей. Под предлогом мести, Джамуха со своим войском в 3 тьмы двинулся на Темучина. Сражение произошло у гор Гулегу, между истоками реки Сенгур и верхним течением Онон. В этом первом большом сражении (по основному источнику «Сокоровенное сказание монголов») потерпел поражение Темучин. Это поражение на некоторое время выбило его из колеи и он должен был собраться с силами для продолжения борьбы. Первым крупным военным предприятием Темучина после поражения от Джамухи, была война против татар, совместно с Тоорил-ханом. Татары в то время с трудом отбивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Объединенные войска Тоорил-хана и Темучина, примкнув к войскам Цзинь двинулись на татар, сражение произошло в 1196 году. Они нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. Правительство чжурчжэней Цзинь, в награду за разгром татар, присвоило степным вождям высокие титулы. Темучин получил титул «Джаутхури» (военный комиссар), а Тоорил — «Ван» (князь), с этого времени он стал известен как Ван-хан. Темучин стал вассалом Ван-хана, в котором Цзинь видела наиболее могущественного из правителей Восточной Монголии. В 1197—1198 гг. Ван-хан без Темучина совершил поход против меркитов, разграбил и ничего не уделил своему названному «сыну» и вассалу Темучину. Это положило началу новому охлаждению. После 1198 года, когда Цзинь разорила кунгиратов и другие племена, влияние Цзинь на Восточную Монголию стала ослабевать, что позволило Темучину овладеть восточными районами Монголии. В это время умирает Инанч-хан и найманское государство распадается на два улуса, во главе с Буйрук-хана на Алтае и Тайан-хана на Черном Иртыше. В 1199 Темучин вместе с Ван-ханом и Джамухой, общими силами напали на Буйрук-хана и он был разбит. По возвращении домой, путь загородил найманский отряд. Бой было решено провести утром, но ночью Ван-хан и Джамуха скрылись, оставив Темучина одного в надежде, что найманы покончат с ним. Но к утру Темучин осознает их план и отступает, не вступая в бой. Найманы же стали преследовать не Темучина, а Ван-хана. Кереиты вступили в тяжелый бой с найманами, и в очевидности гибели, Ван-Хан направляет гонцов Темучину с просьбой о помощи. Темучин отправил своих нукеров, среди которых отличились в бою Боорчу, Мухали, Борохул и Чилаун. За свое спасение Ван-хан завещал после смерти свой улус Темучину (но после последних событий он в это не верил). В 1200 году Ван-хан и Темучин выступили в совместный поход против тайчиутов. На помощь к тайчиутам пришли меркиты. В этом бою Темучин был ранен стрелой, после чего всю последующую ночь его отхаживал Чжелме. К утру тайчиуты скрылись, оставив многих людей. Среди них был Сорган-Шира, спасший когда-то Темучина, и меткий стрелок Джебе, который сознался, что именно он стрелял в Темучина, за что и был прощен. За тайчутами была организована погоня. Многие были перебиты, некоторые сдались во служение. Это было первое нанесенное поражение тайчиутам. В 1201 году монгольские и не монгольские силы (включавшие татар, тайчиутов, меркитов, ойратов и другие племена) решили объединиться в борьбе против Темучина. Они приняли присягу верности Джамухе и совершили обряд возведения его в Гур-ханы. Узнав об этом, Темучин связался с Ван-ханом, который незамедлительно поднял войско и прибыл к нему. В 1202 году Темучин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он сделал попытку реорганизовать и дисциплинировать войско — издал приказ, согласно которому категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Жестокое сражение прошло, и на совете собранным Темучином после битвы, было решено уничтожить всех татар, как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Темучина). Страшное решение было приведено в исполнение — были убиты и беременные женщины и дети из племени татар, дабы полностью истребить их. Весной 1203 произошло сражение с объединенными силами Джамухи и войском Ван-хана во главе с его сыном. Хотя Ван-хан и не хотел войны с Темучином, но его уговорил сын Нилх, ненавидевший Темучина за то, что Ван-хан отдавал тому предпочтение перед своим сыном и думал передать ему кераитский престол в обход его, и Джамуха, утверждавший, что Темучин объединяется с найманским Тайян-ханом. В этом сражении улус Темучина был сильно потеснен, и понес много потерь. Но был ранен сын Ван-хана, из-за чего кераиты покинули поле боя. Чтобы отсрочить время на переподготовку, Темучин начал отправлять дипломатические послания, целью которых было разобщить, как Джамуху и Ван-хана, так и Ван-хана с сыном. В то же время все, кто не был ни на одной из сторон, создавали свою коалицию, чтобы разбить, как Ван-хана, так и Темучина. Но узнав об этом, Ван-хан напал первым и разбил их, после чего уверился в своей силе и беспечно начал пировать. Когда о беспечности Ван-хана донесли Темучину, было принято решение молниеносно напасть и застать врасплох. Не делая даже ночных остановок, войско Темучина настигло кераитов и наголову их разбило осенью 1203 года. Улус кереитов перестал существовать. Ван-хан же с сыном успели бежать, но натолкнулись на караул найманов, где Таян-хан велел срубить голову Ван-хану. Сын Ван-хана смог сбежать, но в итоге тоже был убит позднее уйгурами. С падением кераитов, в 1204 году Джамуха с оставшимся войском примкнул к найманам, в надежде на гибель Темучина от рук Таян-хана или наоборот. Теперь Таян-хан видел в Темучине единственного своего соперника в борьбе за власть в монгольских степях. Узнав о том, что найманы думают о нападении, Темучин решился на немедленный поход против Таян-хана. Но перед походом он начал реорганизацию управления войском и улусом. В начале лета 1204 года войско Темучина — около 45 000 всадников — выступило в поход на найманов. Войско Таян-хана поначалу отступило с целью заманить поглубже войско Темучина, но потом вступило в бой по настоянию сына Таян-Хана — Кучлука. Найманы вскоре были разбиты в ожесточенном бою, в котором найманы дрались до конца, уйти удалось лишь Кучлуку с небольшим отрядом в Алтай к своему дяде Буюруку. Таян-хан погиб, а Джамуха скрылся еще до начала ожесточенного боя, поняв что найманам не победить. В боях с найманами особенно храбро сражались Хубилай, Чжебе, Чжельме и Субетай. Осенью того же года Темучин развивая успех, выступил против меркитов и меркитский народ пал. Тохтоа-беки, правитель меркитов, сбежал в Алтай, где объединился с Кучлуком. Весной 1205 года войско Темучина напало в районе реки Бухтармы на Тохтоа-беки и Кучлука. Тохтао-беки погиб, а его войско и большая часть найманов Кучлука, преследуемых монголами, утонули при переправе через Иртыш. Кучлук со своими людьми сбежал к кара-китаям (юго-западнее озера Балхаш). Там Кучулук сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. Сыновья Тохтоа-беки бежали к кипчакам, взяв с собой отрубленную голову отца. На их преследования был послан Субетай. После поражения найманов большинство монголов Джамухи, перешло на сторону Темучина. Самого же Джамуху в конце 1205 года сдали свои же нукеры, за что и были казнены Темучином. Темучин не хотел его убивать и предлагал дружбу, но впоследствии Джамуха был убит.

Четвертая мировая война Проект "Перезагрузка"

  • 29.06.09, 13:44
Александр Тарасов 
 

Первым назвал холодную войну третьей мировой субкоманданте Маркос. Он же сказал, что сейчас на планете Земля идет четвертая мировая война. 

В самом деле, почему мировая война обязательно должна проходить в той форме, которая известна нам по Первой и Второй? Холодная война была третьей мировой, протекавшей по новым правилам: в форме противостояния двух блоков, которое принимало характер открытой, «горячей» войны только на периферии конфликта. 

Восточный блок проиграл, западный – выиграл. Побежденные были подвергнуты наказаниям: расчленению (СССР, Югославия, ЧССР) или прямому поглощению (ГДР, НДРЙ), экономической деструкции, культурному разрушению. 

Однако после третьей мировой войны началась четвертая. 

Объектом ее также стал весь мир. Но это была уже другая война. В ходе ее Запад собирался, с одной стороны, закрепить экономико!политические роли всех стран в имперской схеме «метрополия – периферия», позволяющей беспрепятственно грабить третий мир, с другой – подавить тех союзников в третьей мировой войне, с чьей независимостью прежде приходилось считаться (исламские фундаменталисты, Китай). 

Но тут обнаружились пределы возможностей стратегии Запада. Ирак и Афганистан продемонстрировали сложность военного решения «мусульманского вопроса». Это заставило отложить нейтрализацию другого былого союзника – Китая (тем временем Китай наращивает свою мощь). 

«Реконструкция» экономики в странах третьего мира привела к возникновению сопротивления в наиболее развитой его части – в Латинской Америке. Здесь были разрушены традиционные структуры противостояния Западу: левые партии и организации, профсоюзы и другие институты гражданского общества. На обочину жизни было выброшено 65–75 процентов населения, произошла невиданная социальная поляризация. Новые обездоленные стали той силой, что привела к власти нынешние левые режимы. 

Первая мировая шла четыре года, Вторая – шесть. Третья растянулась на сорок два – сорок три года. Каждую следующую войну было труднее выиграть, чем предыдущую. Четвертую мировую выиграть будет еще труднее. 
27.05.09 17:41 
 
Обсуждение
30 мая 2009 г. | 10:35
Простой парень 
Каждая новая мировая война радикально отличается от предыдущей целями и методами. 4-я мировая война также радикально отличается от третей. Третья мировая война была соревнованием эффективности социально-экономических моделей - капитализма и "коммунизма". Для того чтобы советский человек разочаровался в идеалах коммунизма, его было достаточно сводить в западный супермаркет. Водить в западный супермаркет исламиста бессмысленно, на Ближнем Востоке есть точно такие же супермаркеты, за исключением некоторых совсем уж отсталых регионов. Более того, большая степень доступности супермаркетов для населения западных стран по сравнению с Ближнем Востоком вызовет у него ещё больше зависти, раздражения и ненависти. 
28 мая 2009 г. | 20:34
Очевидная Истина 
Распутин,

Отъебись ты от "Запада", с ним тебе, что называется, детей не иметь. Варись на своем "Востоке" с желтыми идиотами, им иди рассказывай теории.

Короче, НИКОМУ ты, Распутин, со своей "теорией" не интересен.
27 мая 2009 г. | 23:12
Никола 
Формальное разделение.Третья мировая не закончилась расчленением СССР. Просто во времена Горбачева/Ельцина управленцы внутри России вполне успешно работали над дальнейшим ослаблением и разрушением структур нашей страны, обострять противостояние не было смысла. 
Гасят наркотой, дешевым спиртным, попсой на экране.

Вторая мировая

  • 28.06.09, 17:45

66 лет назад, 22 июня 1941 года, началась самая страшная, самая кровопролитная война в истории нашего Отечества. С рассветом 22 июня 1941 года на СССР обрушился удар 190дивизий без объявления войны и началась Вторая Мировая Война.22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, самая страшная в истории нашей страны. А Вторая мировая война, как официально признано, началась 1 сентября 1939 года с захвата Польши Германией.

(1939—1945) — крупнейшая война в истории человечества. В ней участвовали 61 государство и свыше 80 % населения земного шара, военные действия охватили территории 40 государств, погибло приблизительно 57 млн человек.

Польская кампания вермахта (1939), также известная как Вторжение в Польшу и Операция «Вайс» (в польской историографии принято название «Сентябрьская кампания») — военная операция вооружённых сил Германии и Словакии, в результате которой территория Польши была полностью оккупирована, и её части аннексированы соседними государствами. В ответ на начало операции Британия (3 сентября) и Франция объявили войну Германии, что ознаменовало начало Второй мировой войны. Датой начала войны принято считать 1 сентября 1939 года — день вторжения в Польшу. Дальше... Иван Данилович Черняховский (29 июня 1906 года — 18 февраля 1945 года) — выдающийся полководец Великой Отечественной войны, генерал армии (1944), дважды Герой Советского Союза... Родился на Украине в селе Оксанине Уманьского уезда Киевской губернии. В 1924 году добровольцем вступил в Красную Армию. В начале Великой Отечественной войны командовал 28-й танковой дивизией. С июля 1942 года — командующий 60-й армией ... 28 июня 1944 года ему присвоено воинское звание «генерал армии». Таким образом И.Д. Черняховский стал самым молодым генералом армии в РККА (в 38 лет).

37 mm Gun M3 — американская лёгкая противотанковая пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1940 года и стало стандартным противотанковым средством пехотных частей армии США. Однако усиление бронезащиты немецких танков быстро сделало 37-мм противотанковые орудия (ПТО) союзников (включая М3) устаревшими. Как результат, в 1943—1944 гг. 37-мм пушка М3 постепенно начала заменяться в частях на более мощную 57-мм пушку М1. С другой стороны, на тихоокеанском театре военных действий (ТВД), где армии и морской пехоте США противостояли устаревшие японские танки с противопульным бронированием, 37-мм пушка М3 с успехом использовалась вплоть до самого конца войны. Как и многие другие лёгкие ПТО, М3 использовалась не только против танков, но и против живой силы противника — для этого в её боекомплекте имелись осколочно-фугасные снаряды и картечь 

Третья мировая война

  • 28.06.09, 16:30
Предполагается, что ядерное оружие будет играть решающую роль в Третьей мировой войне Третья мировая война — гипотетический глобальный военный конфликт. В XX веке наиболее вероятными противниками и инициаторами Третьей мировой могли стать СССР с союзниками по Варшавскому договору и США с союзниками по блоку НАТО. [1] [2] С конца XX-го века третьей мировой войной называют борьбу с международным терроризмом и потенциальный военный конфликт, который может возникнуть при применении ядерного или иного ОМП странами, скрывающими свой ракетно-ядерный потенциал (Иран, Северная Корея). [3]Содержание [убрать] 1 История 2 Сценарий и последствия 3 Упоминания в культуре и искусстве 4 См. также 5 Примечания [править] История Холодная война, начавшаяся почти сразу по окончании Второй мировой принесла с собой конфронтацию между социалистическим и капиталистическим лагерем, которая, по мнению историков, могла повлечь за собой глобальный конфликт с применением ОМП. Основой военной доктрины США в 1950-е годы становится так называемое массированное возмездие, подразумевающее ответный удар, превосходящий по разрушительной мощи первый. [4] Ближе всего к началу третьей мировой войны человечество стояло во время Карибского кризиса 1962 года. Конфронтация стала последствием попытки СССР разместить свои ядерные ракеты на Кубе, как ответ на аналогичные действия США в Европе вблизи советских границ. 25 октября 1962 года Роберт Кеннеди отдал приказ повысить боевую готовность вооружённых сил США до уровня DEFCON-2 (первый и единственный раз в истории США). [5] 27 октября 1962 года военные советники президента США предложили ему начать вторжение на Кубу, но Кеннеди отказался от такого варианта развития событий. [3] [6] В 1970—1980 годы было несколько серьезных случаев «ложной тревоги» в системах ПРО США, которые могли перерасти в крупномасштабный конфликт. Один из наиболее опасных случаев произошёл в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года, когда советская система предупреждения о ракетном нападении зафиксировала запуск МБР «Минитмен» с территории США. Тревога также оказалась ложной. [7] [8] С ростом военного потенциала обеих сторон на смену «массированному возмездию» приходит ядерное сдерживание. Свёртывание вооружений, совпавшее с перестройкой и последующим распадом СССР в 1980—1990-е годы снизило вероятность перерастания противостояния во всеобщий вооружённый конфликт. С конца XX-го века понятие приобретает иной смысл. Противодействие международному терроризму, становится приоритетной задачей для вооружённых сил развитых стран. Третьей мировой войной начинают называть борьбу с крупнейшими террористическими организациями. Третьей мировой войной также называют возможные последствия потенциального применения ОМП странами официально не присоединившимися к ядерному клубу и бесконтрольно наращивающими свой военный потенциал (Иран , Северная Корея). [2] Если вы заинтересованы избежать Третьей мировой войны, по-видимому, вам следовало бы проявить интерес к предотвращинию получения Ираном знаний, необходимых для создания ядерного оружия. Оригинальный текст (англ.) [показать] — Джордж Буш [4] [править] Сценарий и последствия В отличии от предыдущих мировых воин потенциальные сценарии Третьей мировой войны с применением ядерного оружия в 1970—1980-е годы предусматривали быстрое развитие событий. Подлётное время МБР «Минитмен», запускаемых с территории США по целям на территории СССР, составляло порядка 40 минут. Примерно аналогичное время понадобилось бы ракетам Р-36М, которые в основном стояли на боевом дежурстве в СССР, чтобы достигнуть городов США. Учитывая это, первый и ответный удар, в силах которого было бы стереть с лица Земли крупнейшие города и военные базы противника, мог произойти в течении десятков минут. [7] В случае применения ядерного оружия в Третьей мировой войне может быть уничтожена большая часть человечества. По данным экспертов комиссии ООН, к концу 1980 года суммарный запас ядерного оружия на земле составлял порядка 13 тыс. мегатонн. По оценкам международного журнала Королевской шведской Академии наук, сброс на основные города северного полушария 5000 зарядов суммарной мощностью 2000 мегатонн, может привести к единовременной гибели 750 млн человек только от одного из поражающих факторов — ударной волны. Таким образом, по оценкам Андрея Сахарова, в 1980-е годы ядерного арсенала человечества было достаточно для его полного уничтожения. [9] Последствия ядерной войны теоретически могут привести к катастрофическим изменениям климата и экологических условий планеты (см. Ядерная зима). Это мнение во многом определило ядерное оружие как оружие стратегического сдерживания противников от начала ядерного конфликта. всеобщая термоядерная война явится гибелью современной цивилизации, отбросит человечество на столетия назад, приведет к физической гибели сотен миллионов или миллиардов людей и, с некоторой долей вероятности, приведет к уничтожению человечества как биологического вида, возможно, даже к уничтожению жизни на Земле. — Андрей Сахаров [9] [править] Упоминания в культуре и искусстве Я не знаю каким оружием будет вестись третья мировая, но четвертая точно палками и камнями.  Альберт Эйнштейн [1] Апофеоз доктрины взаимного гарантированного уничтожения впервые был сформулирован Гербертом Каном — Машина судного дня. Альфред Нобель считал, что чем мощнее оружие в руках противника, тем менее вероятность возникновения войн.

Третья мировая война известная тема в произведениях литературы и искусства. Особенно популярна в научной фантастике — произведениях относящихся к апокалиптическому и постапокалиптическому жанру — многочисленных литературных произведениях, комиксах и компьютерных играх. У Адриано Челентано есть песня, посвящённая Третьей Мировой Войне (альбом "Il Re Degli Ignoranti" 1991).

Пророчество православного старца: третья мировая война начнется скоро и продлится 3 года  17.09.2008 18:47 Иван Иоанов Мистика - 2012 год  Третья мировая война – это словосочетание в последнее время не сходит с уст большинства здравомыслящих людей в разных концах земного шара. Политическое сумасшествие, глобальный финансовый кризис, бесконечные межэтнические войны и экологические потрясения ввергли мировую цивилизацию в коллапс, который именовался в древних трактатах не иначе, как апокалипсис.  Когда 15 мая 2007 года мы опубликовали нижеприведенное пророчество, многие к нему отнеслись не совсем серьезно.  Сегодня, по мнению журналистов APInews.Ru, настал момент, когда стоит напомнить пророчество православного старца, который в отличие от пророчеств нострадамусов, ванг и им подобных, живет в настоящем времени, причем на территории России. Итак, по словам монаха Н. из православного монастыря на Северном Кавказе, имя которого по его просьбе не называется, во временном отрезке с осени 2008 года до осени 2010 года высока вероятность начала третьей мировой войны, которая продлится три года.  Война начнется как конфликт между христианами и мусульманами. Накануне этого произойдет трагедия в Вашингтоне, столице США. Во время или после третьей мировой войны возможно применение ядерного оружия. После войны Россия уменьшится в своих границах значительно. Также предсказывается, что после ухода президента РФ Владимира Путина могут начаться гонения на православных в связи с их жесткой антиглобалистской позицией. Пророчество православного старца: третья мировая война начнется скоро и продлится 3 года  17.09.2008 18:47 Иван Иоанов Мистика - 2012 год  Третья мировая война – это словосочетание в последнее время не сходит с уст большинства здравомыслящих людей в разных концах земного шара. Политическое сумасшествие, глобальный финансовый кризис, бесконечные межэтнические войны и экологические потрясения ввергли мировую цивилизацию в коллапс, который именовался в древних трактатах не иначе, как апокалипсис.  Когда 15 мая 2007 года мы опубликовали нижеприведенное пророчество, многие к нему отнеслись не совсем серьезно.  Сегодня, по мнению журналистов APInews.Ru, настал момент, когда стоит напомнить пророчество православного старца, который в отличие от пророчеств нострадамусов, ванг и им подобных, живет в настоящем времени, причем на территории России. Итак, по словам монаха Н. из православного монастыря на Северном Кавказе, имя которого по его просьбе не называется, во временном отрезке с осени 2008 года до осени 2010 года высока вероятность начала третьей мировой войны, которая продлится три года.  Война начнется как конфликт между христианами и мусульманами. Накануне этого произойдет трагедия в Вашингтоне, столице США. Во время или после третьей мировой войны возможно применение ядерного оружия. После войны Россия уменьшится в своих границах значительно. Также предсказывается, что после ухода президента РФ Владимира Путина могут начаться гонения на православных в связи с их жесткой антиглобалистской позицией.

http://video.online.ua/81188/


33%, 5 голосів

47%, 7 голосів

20%, 3 голоси

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Александр Великий

  • 28.06.09, 13:20
Александр Македонский родился 21 июля[сн 3] 356 года до н.э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран.
 
Римская копия с работы Лисиппа. Одна из наиболее достоверных работ по внешности Александра (музей Лувра)

Плутарх так описывает его внешность:
«Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице.[1]»


К этому можно добавить лишь то, что богатырским сложением Александр не обладал и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая увеселительные пиры и сражения. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. В возрасте 20 лет Александр стал царём Македонии. Как пишет немецкий историк Ф. Шлоссер:
«Развращение нравов и упадок греческого духа повлекли за собой падение республиканских учреждений, и миру нужен был теперь человек, который бы преобразовал республиканские формы жизни в монархические. Вступая на престол, Александр нашёл всё подготовленным деятельностью Филиппа, и ему легко было осуществить то, что было целью всей жизни отца, но что могло быть выполнено только таким человеком как Александр[2].»


Спустя 2 года в 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Ганг в Индии.

Александр имел трех законных жен (бактрийская княжна Роксана, дочери персидских царей Статира и Парисатида) и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны.
 
Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх:
«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее.»[3]


Но умер Александр не от ран, а от затянувшейся лихорадки неясного генеза 10 или 11 июня 323 до н. э. в Вавилоне. Его империя немедленно была разделена между его военачальниками (диадохами).