хочу сюди!
 

Маша

50 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 37-65 років

Никита Скородум "Гёте и астрология"

Никита Скородум

"Гёте и астрология", статья из сборника 

"Астрология ,век ХХ", Москва, "Имидж", 1991

Даже приблизительное знакомство с личностью Гёте позволяет выявить точки его соприкосновения с астрологией. Своё жизнеописание "Поэзия и правда" Гёте начинает с изложения собственного гороскопа ,что для художника уровня Гёте, изведавшего "начала и концы" творческой деятельности , никак не могло быть простой случайностью. Произведение всей своей жизни, воплотившее в себе все го самые сокровенные замыслы,гёте заканчивает словами "Все преходящее есть только символ -высказывание, которое, как мы надеемся показать в дальнейшем , находится в непосредственной связи с астрологической концепцией видения мира.

Знаком был ему и специфический язык астрологии ( в том числе благодаря изучению как косвенных- Гельмонта, Парацельса, Агриппы- так и прямых источников , например, Манимия, античного астролога, поэма которого, посвящённая изложению астрологии, дошла до нашего времени. Гёте изучал её какое-то время в подлиннике во время пребывания в Страсбурге). Астрологические символы находили применение в его поэтическом творчестве.

В одном из  стих. "Вост.-евр. дивана"- "Тимур и Зима" Гёте говорит устами Сатурна Тимуру:

"Ты и я - старик, и оба мы заставляем коченеть как людей, так и страну в целом.Если ты- Марс, то я Сатурн,зловещее созвездие в союзе с ужаснейшими ,да, ты убиваешь души, леденишь дыхание,но мои дуновения холоднее всего того,на что ты способен".

Конец жизни Гёте также неожиданно ознаменовался возвращением непосредственно к астрологической тематике. Ример рассказывает в "Сообщениях о Гёте", что поведал Гёте "прелестный астрономический мотив" с предложением использовать его как риторическую фигуру в стихотворении на день своего рождения: "Сатурн уже дважды совершил оборот вокруг его персоны , а Уран уже подходил к концу первого круга",  так что Гёте прожил два года Сатурна, один год Урана , семь лет Юпитера и т.д. "Если б я мог предвидеть,- продолжает Ример,- что эти невинные вычисления  укажут срок , положивших конец жизни Гёте, я бы лучше воздержался от подобного высказывания . как от неблагоприятного предзнаменования".

Немало исследователей Гёте при рассмотрении его гороскопа (воспльзуйтесь бесплатными астрологическими программами ZET8 или "Астролог", погуглив "Бесплатные астрологические программы. Дата рождения Гёте- 28 августа 1749 г, 12 ч.дня, Франкфурт -на -Майне, Германия; дата смерти- 22 марта 1832 г., 11.30 утра, Веймар.-----------прим Терджимана)проводят аналогию между оппозицией Солнца, по традиции считающегося проявленим личностного, также светлого "яньского",начала  и Луны- тёмного , связанного с подсознанием и разрушительными тенденциями "иньского" начала (Лилит) в его натальной карте и его внутренней драмой , раздв., расщепл., прояв. внеш. сильнее всего в период "Бури и натиска" , но так до конца и не преодолённого под маской "олимпийца" Гёте.

Не без оснований считают, что именно эта дв. души Гёте привела его к созд. и противопоставлению таких двух разных образов как Фауст и Мефистофель. Высказывания Фауста "Две души живут в моей груди"- конечно следует отнести к самому автору.

Интересовали Гёте и области знания , смежные с астрологией.Мы уже упомянули об изучении им наследия Гельмонта ,Агриппы, Парацельса, без чего такая поэма как "Фауст" вообще не могла бы быть создана. Гёте также поддерживал тесные контакты с современниками, отдавшими дань подобным вопросам.

Однако истинная связь мировоззрения Гёте и астрологического видения мира пролегает глубже. Известно , что сам Гёте признавал за собой заслуги не столько в области поэзии , сколько в научной сфере, в частности, в связи с созданием им "Farbenlehre",- учения о цвете.

Трудная наука о цвете.

В "Разговорах с Гёте" Эккермана существует запись, относящаяся к 18 февраля 1829 года, в которой сказано, что в последние годы жизни Гёте нередко повторял , что всему достигнутому им в области поэтического творчества он не придаёт особого значения. Однако то ,что он, Гёте , в его столетии является единственным, знающим истинное положение вещей в трудной науке о цвете , доставляет ему удовлетворение и наделяет чувтвом превосходства над многими.

Конечно, подобное неоднократное высказывание проще всего было бы счесть одним из тех капризов гениев , которые современникам и потомкам приходится списывать за счёт их истинных свершений. Неужели какие-то цветовые опыты , к тому же так и не получившие признания официальной науки  и не имевшие сколь-нибудь знач. практ. прим., могли быть приравнены к лит.пр. Гёте , действительно внёсшим вклад в мировую культуру?

Однако, нельзя не признать , что в "учении о цвете" нашли конц. выр. те поиски Гёте, которые в одном случае привели его к открытию межчелюстной кости- действительно признанный вклад в мировую науку, а в другом- к созданию теории метаморфоза растений и животных.

То, что "Учение о Цвете" Гёте выходит далеко за рамки прикладной дисциплины, явствует не только из очевидного обстоятельства, согласно которому автор , произведением жизни которого стала поэма "Фауст" , не мог быть увлечён подобным предприятием, но и та ответственность, с которой Гёте подошёл к осуществлению этого учения .

Пожалуй, наиболее ярким свидетельством этому за последнее время явился тот факт , что фундаментальная монография Карла Фридриха фон Вайцзеккера, освещающая историю физики , наряду с изложение основного материала содержит две статьи- о Декарте, как основоположнике метода современной науки , и о Гёте.

Примечательным обстоятельством , говорящим о более глубоких причинах расхождения обеих точек зрения , является страстность полемики с обеих сторой. В "Афоризме 1288" Гёте называет теорию Ньютона , с которой он полемизировал - нечистью (Gespenst).

Скачок к Белому Тигру  Традиция оставила нам представления о цвете , прочно связанные с другими явлениями и понятиями. Так, в Китае Запад ассоциируется с образом Белого Тигра , Восток- Синего Дракона, Юг- Красного Феникса , Север -Чёрной Черепахи. Подобное представление зафиксировано в названии Белоруссии(***).

Подобное цветопонимание коренилось в общей концепции мироздания , бытовавшей у древних , к которой восходит и современная астрологическая концепция. Прежде ,чем принять современный вид, астрологическая картина мира - не говоря о региональных различиях, перетерпела всевозможные изменения , пройдя путь от простейших оппозиций , составляющих ряды инь-янь, чёрное- белое, женское- мужское и т.д. , через Египетские и Вавилонские инварианты вплоть до новейших включений "Высших планет".

Эта концепция была основана на фундаментальных понятиях полярности и переходя противоположностей. Гераклит :"Подобно тому, как времена года проходят по кругу, сменяя друг друга, ...так и элементы космоса ... в своих взаимных превращениях , как бы умирая, обретают бессмертие."(Фрагменты ранних греческих философов, М.,1989, стр.229).

Понятие полярности и сублимации (Steigerung) ледат в основе "Фарбенлере" Гёте. При этом нельзя сказать, что полярность отрицается современной наукой. Трудность возникает в тот момент, когда понятие полярности приводит нас к последовательности Запад-Белый Тигр, осуществляемый древними с лёгкостью. Современная наука здесь цепенеет , отказываясь идти дальше. Именно здесь , между понятием и символом ,пролгает пропасть , отделяющая науку настоящего дня от мировоззрения древних. На наш взгляд это можно объяснить тем, что  современная наука  признаёт наличие  полярности в природе, а наука древних - полярности как таковой.

тираны                      (пурпурный, жёлто-красный)   (х)

герои                          (жёлто-красный)                       (х)

авантюристы           (жёлто-красный, жёлтый)       (х)

прожигатели жизни  (жёлтый)                                   (с)

дилетанты               (жёлтый, зелёный)                   (с)

поэты                        (зелёный)                                   (с)

ораторы                    (зелёный, голубой)                   (ф)

летописцы                (голубой)                                   (ф)

учителя                     (голубой, сине-красный)           (ф) 

философы                (сине-красный)                           (м)

педанты                   (сине-красный, пурпурный)       (м)

правители                (пурпурный)                               (м)

(прим.блогера- в скобках-тип темперамента: меланхолический, сангвинический, флегматический, холерический)

Мутное стекло            Это белый скачок  за белым скачком.

                                    И в каждом белом скачке -

                                    белый скачое.

                                    Вот это и плохо, что ты не видишь

                                    мутное. В мутном оно-то и сидит.

                                               Василий Кандинский

"Этот фокус-покус Гёте с мутным стеклом и змеёй подколодной"- это, хотя и не особо лестное высказывание современника и собеседника Гёте , канцлера фон Мюллера, возвращает нас к основной теме.

В немецком языке есть пара понятий с приставкой Ur , одно из которых обязано возникновению Гёте :  Ur-sache и  Ur-phaenomen, причина и прафеномен.Наука занимается отысканием причин , возвращая нас к истокам явлений , которые, однако , могут быть постигнуты лишь умозрительно , тогда как прафеномен уже в своём названии содержит возможность непосредственного созерцания.

Суть Гётевской концепции хорошо усматривается в следующих его высказываниях :"Свет есть самая простейшая, неразложимая, однородная сущность из нам известных. Свет не является составным , тем более , из составных компонентов. Цвета возбуждаются на свету, но не происходят из него."

"Свет и дух, первый из которых господствует на физическом , а другой- на психическом уровнях , являются проявлениями высшей неделимой энеогии".

Применительно к такому пониманию, образы сторон света , уже известные нам в виде конкретных символов , являются не произвольным порождением фантазии , а действительно первым приближением к образу не называемого , однако реального существа , истинного в своей чувственной данности (По Платону :"Комос есть видимое и осязаемое существо, основными компонентами при его создании послужили огонь(носитель зримой предметности ) и земля (носитель осязаемой предметности) , между которыми помещены ещё два средних члена- воздух и вода "дабы воздух относился к воде как огонь к воздуху, и вода к земле ,как воздух к воде")

"Всё преходящее - только символ"- звучит заключительным аккордом "Фауста" Гёте.

Существует и ещё один убедительный пример соотнесения цветовой символики и психологических характеристик, делаемое Гёте и имеющее к тому же прямую аналогию с расположением зодиакальных знаков.

В ходе наиболее интенсивных занятий над учением о цвете ,когда Гёте и Шиллер встречались ежедневно для обмена мнениями, ими была разработана "Роза темпераментов", в которой темпераменты, цвета и символические социальные характеристики( см.выше по тексту- прим.блогера) были приведены в соответствие друг с другом.

При этом схема не производит впечатления кальки с готового образца в виде традиционного зодиакального клише по причине индивидуальности и самостоятельности характеристик, даваемых в ней.

При желании можно было бы скорее провести параллель с символическими фигурами сказки Клингзора Новалиса. Тем более удивительны напрашивающиеся и бросающиеся в глаза параллели между обоими системами , например, Правителем, помещаемым Веймарскими классиками в место, традиционное для астрологического 10-го дома и попадающего в кульминационную для Гёте пурпурную часть спектра со значением знака Козерога..

Представления о духе по аналогии со светом , господствующие в физической области , царящем в психической сфере , привело Гёте к созданию концепции "демонического", затрагивающй тему предестинации -ещё оного из краеугольных камней построения астрологической картины мира.

Тема рока, тема предестинации сыграла огромную рольв системе античного мировоззрения , что в первую очередь связано со стоей, признаваемой многими венцом античного миросозерцания. Првозглашаемая стоей в качестве конечной цели -атараксия- невозмутимость духа, или ,говоря более освременным языком, освобождение сознания, предъявляла совершенно иные требования к знанию, чем в настоящее время( Нам представляется, что современная концепция знания учит избавлению тела : знание помогает избежать опасностей и ставит природу на службу человеку. Согласно стое знание служило избавлению души: ибо само то, что знание уже не грозящей , а грядущей опасности  не могло избавить тело (см. драму Эдипа) могло служить освобождению души в момент осознания ею исполнения пророчеств(катарсис).

Невозмутимость духа ставилась в зависимость от способности не удивляться -знаменитое "nil admirari" ,а последнее впрямую зависело от знания событий грядущего , ибо лишь ожидание события освобождает от удитвления. Таким образом, астрология , как наука о будущем , делалась жизненной необходимостью античной этики.

Демоническое- в понимании Гёте - соединяет в себе как понятие предестинации , так и понятие влияния астрологических факторов , поскольку действие демона на человека можно легко соотнести с действием на него той или иной планеты.

У Гёте было настоящее Vorliebe к людям , наделённым демоническим началом , причём судьба подарила ему встречу с одним из них-Наполеоном.

Вообще говоря, для человека, всецело преданного принципам "точных" наук , погружение в мир Гёте стало бы чем-то вроде погружения в омут , постепенно приводя его к ряду всё более и более поразительных открытий наподобие тех, которые могли бы открыться созерцанию конкретора Паульмана , если бы ему стал доступен волшебным миръ, открывающийся взору героя "Золотого горшка" Гофмана студента Ансельма , так что ему стало бы навеное "зельзам цумуте", немного не по себе.

В конце восьмой книги своей автобиографии Гёте повествует , что им тогда было положено начало созданию весьма причудливой картины мира. Этот миръ возгникал вместе с появлением Божества, рождающегося без чьей-либо помощи из лона Вечности . Следом за этим возникала Божественная Триада, состоящая из Божества , Порождения (Сына) и Третьего , но затем четвёртое противоречащее ...должно было Его ограничить . В этом четвёртом- противоречащем и ограничивающем -нетрдно увидеть аналогию с аспектом в 90 град.- знакомому всем ,занимающимся асторологией.

..................................................................................................., roseheart-прим.блогера)

 

4

Останні статті

Коментарі

Гість: Изотоп

119.10.08, 11:47

многие пользователи астрологическими программами, равно как и их изготовители, мне кажется, забывают задаться вопросам о нравсттвенных последствиях своего увлечения...как всегда, важен "глаз"...а не то, на что он смотрит...очень опасаюсь бездумности в данном увлечении (того, что мысль может упереться в догму)..символика очень богатая - совершенная поэзия..но ведь она может служить целям всяких шарлатанов.(вы добрый, я не о вас, конечно ). наверно поэтому так много запретов в прошлом налагалось на это занятие, рекоммендовалось это знание держать в тайне...

    Гість: Изотоп

    219.10.08, 11:50

    спасибо за статью

      Гість: Катька Чехова

      319.10.08, 14:07

      очень интересная статья спасибки

        419.10.08, 21:19Відповідь на 2 від Гість: Изотоп

        спасибо за статью Вообще-то статья достаточно банальна. Надо будет ещё покопаться в библиотеках( в инете -мало всего и ,увы, не сведены статьи ссылками: буду сам сводить сайты ссылками, после, весной). И не поместилась вся! Тут лимит на длину стрыницы. Не поместилось примерно пол-экрана! Если бы ещё кто-то печатал статьй, попросили б Команче удлиннить страницу. Хотя, лучше сайт создать конструктором.
        П.С. Я буду ещё постить статьи по астр.символике букв, вообще по астрологии, они интереснее

          519.10.08, 21:29Відповідь на 1 від Гість: Изотоп

          Вы как-то по-мужски судите . Нравственные последствия( по себе сужу) серьёзного увлечения астрологией равноценны , если сравнить с культурой страны ,скачку из брежневского застоя в то будущее, которое нам обещали в начале перестройки.Начинаешь разбираться в людях( можно посчитать простую космограмму-и видишь внешность, характера, склонности и даже прошлое с будущим- но для этого нужен детальный анализ ректифицированной , т.е. с привязкой к точному времени рождения визави, космограммы). Космограмма- это тот человеческий план(точно не процитирую, философский словарь где-то далековато), о котором толковал Сартр. Спасибо, что считаете меня добрым ( у меня такой же стервозный взгляд, как у К.Чеховой, она поменяла аватарку, надо её отговорить, там она выглядела загадочней).

            619.10.08, 21:36Відповідь на 1 від Гість: Изотоп

            шарлатанов. запретов в прошлом налагалось на это занятие, рекомендовалось это знание держать в тайне...тут дело вот в чём: для того чтоб "продать астропродукт"(консультировать, просто продавать тектовые распечатки, хотя они слищком банальны), надо иметь подготовленного покупателя. а кто его готовит? его ,извините "опускают". ну а "опущенным" как раз и продают продукт шарлатаны. запреты налагались монотеистическими попами, чтоб не было конкуренции, и патриархальной властью- тоже. да и самим знатокам не улыбалось оказаться в окружении шарлатанов( Глоба, например сделал имя, компилируя зарубежные, в т.ч. изданные в Риге в 1920-40 гг. книги, у него -ни одной ссылки!).

              719.10.08, 21:37Відповідь на 3 від Гість: Катька Чехова

              очень интересная статьяспасибкия буду ещё постить по астрологии, их нет в сети. Это- ваше, судя по глазам.

                Гість: Катька Чехова

                819.10.08, 21:40Відповідь на 7 від фон Терджиман

                что есть то есть

                  Гість: Изотоп

                  920.10.08, 22:26Відповідь на 5 від фон Терджиман

                  "человеческий план" как гуманистическая категория компрометирует сартра-философа. вообще в творчестве сартра выделяют два периода - феноменологический (собственно философский, здесь между прочих его "Тошнота", а также идеологический (к сожалению, "второй" сартр предавал философию - принимая участие в политике). мне вот интересно: говорить о свободе народ обожает, но быть свободным, увы, не желает...

                    Гість: Изотоп

                    1020.10.08, 22:39Відповідь на 6 від фон Терджиман

                    как говаривал гегель, "народ имеет то правительство, которое заслуживает"...ясно то, конечно, что если покупатель есть, то и продавец идеи найдется...вы мне так и не ответили, как бы можно было перевести с фр Мouvase foi

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна