Денис Дзензерский: должен Украине, а платит России. ЧАСТЬ 1
- 17.10.18, 14:21
Народный депутат фракции «Народный фронт» Денис Дзензерский не просто финансирует российскую армию, но и поставляет важные комплектующие для её военной техники. Данная информация не является сенсацией, она лежит буквально на виду и доступна каждому, кто поинтересуется подробностями работы предприятий корпорации «Веста», которая уже много лет работает в России, исправно пополняя её бюджет. Но этого почему-то упорно не замечают парламентские коллеги Дзензерского, включая его друга-патриота Евгения Дейдея. А украинские правоохранительные органы закрывают его уголовные дела, возбужденные по фактам финансового мошенничеств а и декларирование недостоверных данных. Более того, обросший многомиллиардными долгами перед украинскими и иностранными кредиторами, Денис Дзензерский и не думает их отдавать, умудряясь при этом продолжать получать прибыль со своих формально арестованных предприятий. Как же это ему удается?
История аккумуляторного академика
Дзензерский Денис Викторович родился 22 декабря 1978 года в Днепропетровске, в семье научного сотрудника Института технической механики АН УССР Виктора Александровича Дзензерского. Закончил престижную днепропетровскую школу №1, после которой поступил на экономический факультет Приднепровской академии строительства и архитектуры. Разумеется, что ни в какой армии Денис не служил – сыночку из богатой элитной семьи это было не положено. Ну а сразу после получения диплома (в 1997), Денис Дзензерский начал работать в семейном бизнесе – коим занимается по сей день.
Таким образом, с самого своего рождения и до сегодняшнего времени, Денис Дзензерский является лишь сыном своего именитого и предприимчивого отца, которому он обязан всем. По отзывам своих знакомых, Дзензерский-младший мало что представляет сам по себе, он даже не унаследовал способность к наукам (потому и учился на бухгалтера в строительной академии), и вряд ли бы достиг таких высот, будь его родители простыми работягами. Поэтому SKELET-info считает, что будет правильным начать эту историю с того, как Дзензерский-старший создал семейный бизнес и вывел в люди своего сына.
Виктор Дзензерский (1944 г.р.) родом из Черновицкой области, закончил физико-математический факультет Черновицкого университета, и получил распределение в Днепропетровск, в один из НИИ Академии Наук УССР. В 1968-м он перевелся в Институт технической механики (при этой же Академии), где проработал до 1989 года, а потом перевелся в Институт геотехнической механике (тоже при АН УССР), на должность руководителя созданного им же Отделения физико-технических проблем транспорта на сверхпроводящих магнитах. Звучало это очень футуристически, однако дальше теорий и лабораторных опытов дело так и не пошло: собрали макет «лунохода» на сверхпроводящих магнитах, который иногда выкатывали из сарая. К слову, тогда поезда на магнитных подушках уже ездили по ФРГ и Японии.
Тем не менее, эта затея нашла свое продолжение в Институте транспортных систем и технологий НАН Украины, созданным в 1995 году по инициативе Виктора Дзензерского на основе его Отделения физико-технических проблем транспорта – и он же стал его бессменным руководителем. К Академии Наук этот институт относился лишь формально, фактически он сразу же начал работать на личные интересы Дзензерского, а в 1997-м и вовсе вошел в состав его Научно-промышленной корпорации «Иста». Фантазии о магнитных поездах тогда были уже забыты, и Дзензерский использовал институт как инженерный отдел своего аккумуляторного производства. Заодно он обеспечивал ему регалии академика и финансовую поддержку правительства.
Еще до развала Союза ходили слухи, что Дзензерский на самом деле создал «Рога и копыта», используя своё Отделения проблем транспорта для внешнеэкономической деятельности под крышей государственного НИИ. Закупая за границей не только лабораторное оборудование, но и японские магнитофоны с прочим ширпотребом, и вывозя металлы и другие экспортные товары. Возможно, к этому имело отношение его СП «Оберон», которое засветилось в СМИ чуть позже: в мае 1993 года Кабмин выдал ему разрешение на экспорт свинца. Этим Виктор Дзензерский и зарабатывал свой начальный капитал, и именно на свинце он основал свою бизнес-империю, решив превращать его в автомобильные аккумуляторы, на которые еще в советские времена был очень большой спрос.
Но создавал он её не за собственный счет, как и свой институт! Сначала Виктор Дзензерский «подсуетился» в Киеве, уговорив Кабмин принять программу строительства в Днепропетровске первого в Украине аккумуляторного завода, под который создали ПАО «Иста». Данное предприятие сначала было государственным, а его строительство (1993-1995) финансировалось скандальным банком «Украина». А потом произошел кульбит: построенный завод перешел к ЗАО «Иста-Центр», а позже оказался в собственности ЧАО «Иста-Центр», и вместе с другими предприятиями вошел в корпорацию «Иста» — имевшую весьма запутанную структуру. Долги же перед «Украиной» списала инфляция.
В 1998 году аккумуляторным бизнесом Дзензерского заинтересовался «Укрпроминвест» — семейный холдинг Алексея и Петра Порошенко. Они вложились в перспективное дело, и уже в 1999 году «Укрпроминвест» контролировал 41% «Иста-Центра». В качестве бонуса Петр Порошенко вместе с Дзензерским вошел в число «изобретателей» и получил государственную премию как соавтор «научно-промышленного комплекса производства свинцово-кислотных аккумуляторов». Данное «изобретение» было оформлено через карманный институт Дзензерского и утверждено с помощью его обширных связей в Киеве.
Затем между Порошенко и Дзензерским что-то произошло, потому что в 2001 году они разделили свой бизнес (напомним, что Петр Порошенко тогда поддерживал Кучму и был одним из создателей Партии Регионов). «Иста-Центр» вместе с первым аккумуляторным заводом компании, ДОЗ «Энергоавтоматика» и ООО «Укрсплав» отошли в собственность Порошенко, который поручил их своему другу и компаньону Олегу Зимину. Им не достался только институт Виктора Дзензерского — наверное, лишь потому что тот формально государственный. Дзензерский же тогда создал Международную научно-промышленную корпорацию (МНПК) «Веста», и продолжил заниматься аккумуляторным бизнесом уже действительно в международных масштабах, начав с России. В 2001 году Дзензерский развернул бурную деятельность на Курском заводе «Аккумулятор» — на то время крупнейшем российском производителе аккумуляторных батарей. И уже через год там появился первый филиал «Весты» — ООО «Исток».
Курский бизнес Дзензерских
Аккумуляторный завод в Курске был открыт еще в 1944 году, и более полувека не знал никаких организационных проблем, пока туда не пришел Виктор Дзензерский. Дело в том, что бизнес аккумуляторного академика сопровождался появлением на заводе множества ООО и ЗАО, в которых вскоре запутались сами рабочие, чуть ли не каждый год обновлявшие записи в своих трудовых книжках. Первым их них было ООО «ИСточник ТОка Курский» (затем просто «Исток», затем «Исток+»), начавшее работу на производственных мощностях завода в 2002 году, затем ООО «Веста-Центр» (переименованное в 2006 году в «Курск-Центр»). После появилось ООО «Курский аккумуляторный завод», а с 2012 года еще с полдюжины фирм Дзензерких. Попытка местных журналистов разобраться, кто же там на ком стоит, была безуспешной: руководство всех этих фирм путало их, смеясь в лицо. Но после этого в воздухе повис вопрос: а зачем так тщательно скрывать схемы вроде бы уважаемой международной корпорации?
На этот вопрос было два ответа. Во-первых, поглощение «Вестой» курского завода «Аккумулятор», растянувшееся на годы, не всегда было честным и прозрачным процессом – ведь по-другому Дзензерские работать не могут. Например, в 2011 году корпорация «Веста» купила 60% акция завода, а в 2013 году объявила о вложении в него 5 миллиардов рублей, что по тогдашнему курсу составляло 167 миллионов долларов. Кстати, происходило это в самый разгар российско-украинской торговой войны, которая почему-то ничуть не коснулась российского бизнеса Дзензерских. Более того, в том же году Денис Дзензерский, которого папа сделал совладельцем и вице-президентом корпорации «Веста», вместе с Дмитрием Никитиным (управляющим ОАО «Русские аккумуляторы», в котором Дзензерские имеют 25%) провел в Курске успешные деловые переговоры с тамошним губернатором Александром Михайловым. Подчеркнем: на тот момент Денис Дзензерский уже был народным депутатом Верховной Рады, и всё же он нарушал закон и занимался семейным бизнесом на официальном уровне.
Деловые переговоры Дмитрия Никитина, Дениса Дзензерского и курского губернатора Александра Михайлова (слева направо). Курск, 2013 год.
Дзензерский предлагает вложить в экономику Курской области 5 миллиардов рублей
Но за ширмой этих инвестиций скрывалось доведение завода до банкротства облепившими его ООО и ЗАО, а затем скупка по частям. Причем, для этого Дзензерские использовали деньги российского банка «ВТБ», с которым они до сих так и не рассчитались (это не считая долгов украинских предприятий «Весты», задолжавших украинскому филиалу «ВТБ-банка»), так же как и с «Россельхозбанком» и «Курскпромбанком». Такая же картина наблюдается и в Казахстане, где «Веста» вложилась в предприятие «Кайнар-АКБ», и теперь должна 648 миллионов гривен казахскому банку «БТА» — находящемуся под контролем олигарха Кенеса Ракишева, доверенного «казначея» назарбаевского зятя Тимура Кулибаева.
ПРОДОЛЖЕНИЕ