Главным подозреваемым по «диоксиновому делу» все эти годы был и остается бывший замглавы СБУ Владимир Сацюк, на даче которого якобы и был отравлен Виктор Ющенко. После своего вынужденного бегства в Россию, где он получил погоны генерала ФСБ, Сацюк уже возвращался в Украину в 2011 году, и даже пытался баллотироваться в Верховную Раду. Тогда у него ничего не получилось, однако он пытается снова, присоединившись к нынешнему потоку возвращающихся политических эмигрантов. А его сын Владислав уже пошел по стопам отца и собирается баллотироваться на парламентских выборах по 62-му мажоритарному округу.
Владимир Сацюк может рассчитывать на то, что все подозрения в его адрес, как и само дело об отравлении Ющенко, давно уже стали неактуальными. Ведь это дело было развалено и превращено в «диоксиновый балаган» самим Виктором Андреевичем, который несколько лет раздувал из своего загадочного недуга политический фарс. Но с уходом со сцену Ющенко, украинцы быстро забыли и о бывшем президенте, и о его пчелах с горшками, и об его отравления якобы огромной дозой диоксина – который упорно не хотел выводиться из его организма до самых выборов 2010 года. Второй фигурант этого дела, Игорь Смешко, уже и сам баллотировался в президенты, а теперь идет со своей партией на парламентские выборы – причем к нему решил присоединиться его бывший зам. Более того, Владимира Смешко называют кассиром партии «Сила и честь».
Так же был забыт вопрос, на который так никто и не дал прямого честного ответа: а зачем, собственно, «народный кандидат» Ющенко, ежедневно клеймивший «режим Кучмы», отправился на дружеский ужин с двумя «цепными псами» своего врага? Причем, Сацюк и Смешко тогда не просто возглавляли СБУ, они считались ставленниками Виктора Медведчука – самого ненавистного врага «оранжевых».
Полуофициальная версия от команды Ющенко гласила, что «украинский мессия» поехал договариваться с ними о «переходе на сторону народа». И в это поверили многие фанаты «оранжевой революции». Вот только, как выяснил SKELET-info, это была далеко не первая встреча Ющенко с Сацюком. К моменту злополучного ужина (5 сентября 2004 года) они являлись давними и хорошими знакомыми, практически «кентами» — о чем красноречиво свидетельствует фотография с их «рандеву» на даче Сацюка, где тот по-дружески положил руку на плечо Ющенко (что позволялось только друзьям Виктора Андреевича). Фото, сделанное Давидом Жванией, вызвало и некоторые другие вопросы – например, кто был пятым участником этой встречи? Возможно, пятая чашка с более светлым чаем принадлежала Томасу Цинцабадзе – человеку, оставшемуся за кадром этой скандальной истории в качестве «шофера». Позднее Цинцабадзе утверждал, что давно являлся близким знакомым Сацюка, и что это был далеко не первый раз, когда он возил к нему на дачу Виктора Ющенко.
Виктор Ющенко, Владимир Сацюк и Игорь Смешко
Тот самый ужин на даче Сацюка
Таким образом, закулисье украинкой политики оказалось совершенно иным, чем то, что показывали со сцены Майдана доверчивому народу. Что стало еще одним аргументом в пользу версий о том, что никакого отравления не было, и Ющенко просто использовал свою болезнь в политических целях. И всё же до сих пор так и не получены ответы на два вопроса: что именно связывало Ющенко и Сацюка, и почему первый обвинил второго в причастности к своему отравлению?
«Люди за кадром» Давид Жвания и Томас Цинцабадзе вместе с Виктором Ющенко после ужина на даче Сацюка. Будущий президент здоров и весел
Сахар спецслужб
Сацюк Владимир Николаевич родился 11 марта 1963 года в городке Малин Житомирской области. После школы он поступил на местный литейно-механический завод учеником фрезеровщика. Судя по его биографии, Сацюк по какой-то причине «опоздал» на срочную службу в армии. Оба своих призыва 1981 года он пропустил, как и весенний 1982-го, продолжая работать на заводе, а вот с осени 1982-го по весну 1987-го он учился в Киевском высшем общевойсковом командном училище имени Фрунзе (закрыто в 1992 году) по специальности «военная тактическая разведка» и «переводчик немецкого языка». После окончания училища до 1994 года Владимир Сацюк проходил службу в армии: сначала в Советской, а затем… а вот затем как-то непонятно, потому что эта страница его биографии была «засекречена», когда он потом в «нулевых» работал зампредседателя СБУ.
По информации источников SKELET-info, Сацюк был офицером то ли ГРУ, то ли КГБ – словом, советских спецслужб. В тоже время это могло быть лишь легендой, созданной позже для того, чтобы Сацюк смог получить руководящий пост в СБУ. Остается под вопросом, где и кому он служил с 1992 по 1994 год – Украине или России? Отсюда информация о том, что Сацюк являлся «засланным казачком» уже российских спецслужб, что подтверждается другой информацией, о том, что после своего бегства в Россию он стал советником директора ФСБ в чине генерал-майора этого ведомства.
Но самое интересное вот что: в Киевском командном училище Сацюк учился вместе с Игорем Потапенко и Сергеем Федоренко, и именно эти двое сыграли в его жизни очень важную роль – выведя его в большой бизнес и в большую политику. Причем сообщалось, что Потапенко и Федоренко тоже имели непосредственное отношение к спецслужбам (все же учились на разведчиков), а главным в их группе был Потапенко – ведь он и начал их бизнес.
Сергей и Александр Федоренко
Игорь Потапенко
Пока бывшие комсомольцы и коммунисты перепрятывали в коммерческие банки «золото партии», эта троица работников спецслужб занялась торговлей сахаром. Ходили слухи, что свой первый сахар они якобы «тырили» то ли с армейских складов, то ли из Госрезерва, войдя в долю с высокопоставленными офицерами службы тыла. Ну а официально, в 1992 году Потапенко, уволившийся из армии в связи с поступлением в МГИМО (известный «инкубатор» кадров для спецслужб), создал украино-российское предприятие «УкрРос». Из Украины в Россию возили сахар и подсолнечное масло, а обратно нефтепродукты. Через два года Потапенко привлек к этому бизнесу своих друзей по военному училищу Сацюка и Федоренко, уволившихся ради этого из армии (украинской или российской?).
Так, в 1994 году Сацюк стал замдиректора причастного к этому бизнесу СП «Тавр», а когда в 1996 году «УкрРос» реорганизовали (его российская часть слилась с холдингом «Разгуляй», а украинская стала ЗАО), то Сацюк стал его гендиректором. Тогда же Потапенко выделил деньги на покупку их первого сахарного завода — предприятия «Пальмира» в Черкасской области. В течение следующих нескольких лет компаньоны купили ещё пять сахарных заводов в Днепропетровской, Харьковской и Тернопольской областях, в 1997 году создав на базе ЗАО «УкрРоса» целый холдинг, самой крупной компанией которого стал «Сахарный союз «УкрРос». Его основным акционером и председателем совета стал Федоренко, однако источники сообщали, что часть акция контролировал и Сацюк, просто когда он стал нардепом, а потом и замглавы СБУ, то он «спрятал» свой бизнес.
Мошенники в банке «Украина»
Во второй половине 90-х бизнес у «УкрРоса» шел фантастически хорошо — помимо сахара, холдинг начал заниматься транспортными перевозками, газом и строительством. Эксперты позже отмечали, что при этом «УкрРОс» был одной из немногих компаний, которая не пыталась привлечь деньги со стороны и отказывалась от подобных предложений. Обычно так поступали компании с хорошим собственным финансированием, нередко «теневым» — например, отмывая деньги ОПГ или украденные государственные финансы. Конечно, холдинг получал щедрые денежные вливания из России от Потапенко (возможно, не только от него), но всё же в отношении «сахарного спецназа» имелись подозрения. И как оказалось, вполне обоснованные.
В марте 1998-го года Владимир Сацюк стал народным депутатом от избирательного блока Селянской и Социалистической партий. Кому именно сахарозаводчикам пришлось «занести» за депутатский мандат Сацюка – главным «селянам» Довганю и Ткаченко или лидеру социалистов Морозу? На этот вопрос есть конкретный ответ: в числе учредителей «УкрРоса» тогда оказалась Алла Александровна Пешко — заведующая отделением Киевской городской эндокринологической больницы, совладелица множеств различных фирм, заодно являющаяся дочерью Александра Ткаченко. И это объясняет, почему мандатом дело не ограничилось: после того как Ткаченко стал председателем Верховной Рады, Сацюку дали еще и портфель главы комитета по пограничным и таможенным вопросам, Национальной гвардии и национальной безопасности. Вот так никому ранее неизвестный разведчик-сахарозаводчик вдруг начал контролировать две ключевые темы: национальную безопасность Украины и границу с таможней. Но это было только начало!
Алла Пешко
Весной 1998 годы в Киеве был убит отец украинской банковской системы Вадим Гетьман – создатель банка «Украина», до самой смерти остававшийся его покровителем. Что, в общем-то, объяснимо: именно через «Украину» каждый год миллиардами раздавались щедрые бюджетные финансирования государственным и частным предприятиям. Так что за контроль над этой кормушкой боролись многие. И вот Гетьмана убили, и буквально тогда же в банке «Украина» появился новый начальник главного операционного управления Алексей Полетуха. Так вот, он пришел на это место с должности директора ЗАО «УкрРос» — уходя в депутаты, Сацюк посадил его в своё кресло, а потом пересадил в банк «Украина». Как это ему удалось? О, тогда Сацюк был способен и не на такое! Как только у Сацюка и Федоренко появился в банке «Украина» свой человек, они решили этот банк хорошенько «подоить».
Алексей Полетух
Немного предыстории: в 1998 году у правительства Пустовойтенко возникли большие проблемы с деньгами, ведь госпредприятия уже не приносили прежнюю прибыль, а фирмы олигархов уклонялись от налогов. И Киев пошел на поклон к МВФ и Всемирному банку. Одним из условий предоставления траншей была продажа пакета акций АКБ «Украина», принадлежавшего государству. Продажу 12,8% акций банка начали в июне 1998 года, на Украинской фондовой бирже, но почему-то его так и не продали. Затем, 10 августа 1998 года продажа акций была отменена указам и.о. председателя Фонда госимущества Бондаря, а 12 августа председатель правления «УкрРос» Федоренко направил официальное письмо премьеру Пустовойтенко и вице-премьеру Тигипко с просьбой… передать этот пакет акций в управление компании «УкрРосГазСтрой» (дочерняя фирма «УкрРос»). В качестве основания была заявлена угроза приобретения этого пакета акций «нерезидентом Украины». То есть отдайте эти акции нам, а то их купят иностранцы! Затем, 4 сентября, «УкрРосГазСтрой» направил письмо в Фонд Госимущества с предложением передать компании пакет акций АКБ «Украина» в качестве взноса в уставной фонд фирмы, с тем, чтобы Фонд Госимущества стал соучредителем ООО «УкрРосГазСтрой» (на правах 47% акций компании).
Отметим, что всё это началось за несколько суток до «черного понедельника» (дефолта в России), который потом очень болезненно ударил и по украинской экономике, вызвав мощный экономический кризис: лопались банки, рухнула гривна, цены на недвижимость упали в разы. Словно «сахарные спецназовцы» что-то знали. И вот 22 сентября (кризис бушует, гривна падает) указом Бондаря 12,8% акций «Украины» переходит в уставной фонд «УкрРосГазСтроя».
Но самое интересное было впереди! Потому что 11 октября тот же Бондарь подписал распоряжение о выходе Фонда Госимущества из числа соучредителей ООО «УкрРосГазСтрой». При этом пакет 12,8% акций банка «Украина» он оставил фирме Соцюка и Федоренко, попросив взамен лишь оплатить стоимость доли Фонда Госимущества в капитале «УкрРосГазСтроя» (47%).
Впоследствии оказалось, что «УкрРосГазСтрой» заплатил Фонду за эту долю 9 миллионов гривен, да и те были взяты в качестве кредита в банке «Украина». Причем, этот кредит не вернули – как и другие, взятые фирмами холдинга «УкрРос» в этом банке. Что же касается 12,8% пакета акций «Украины», реальную стоимость которого была в несколько раз большей, то они перекочевали в руки новых хозяев. Их разделили между скандальным нардепом Александром Волковым (6%), Александром Скрынником (4%) и Аллой Пешко (2,8%).
Из выводов специальной комиссии ВР по делу банка «Украина», 2001 год
В мае 1999 года был образован новый совет АКБ «Украина», в состав кого вошли глава Нацбанка Ющенко, основной акционер «Украины» Волков, министр финансов Митюков, глава совета ЗАО «УкрРос» Федоренко, президент «УкрРосГазСтроя» Гончаров — а председателем они все дружно выбрали Владимира Сацюка. Который тут же назначил уже работавшего в банке Полетуху своим замом. Вот там-то, еще в 1999-м году, Сацюк и Ющенко сработались между собою. Например, вместе решая кадровые вопросы:
Тогда же началась агония АКБ «Украина».
ПРОДОЛЖЕНИЕ