Дмитрий Фирташ. История тернопольского миллиардера • SkeletInfo
- 27.05.22, 12:34
АКТУАЛЬНО ! ПОДНИМАЕМ ДОСЬЕ
Досье. Биография. Компромат. Активы: RosUkrEnergo, Group DF, облгазы, ИНТЕР. Связи: Игорь Бакай, Семен Могилевич, Сергей Левочкин, Юрий Бойко, Иван Фурсин, Валерий ХорошковскийЗнакомьтесь, Дмитрий Васильевич Фирташ. Человек, который контролирует весь газовый бизнес Украины уже более 15 лет, а также самый загадочный украинский миллиардер. Он главный враг Юлии Тимошенко и давний друг криминального авторитета номер 1 в мире, разыскиваемого ФБР, Семена Могилевича. Его называют лицом Кремля в Украине.
История Дмитрия Фирташа о том, как нужно использовать шансы, посланные судьбой.
Дмитрий Фирташ. Великий томатный путьФирташ Дмитрий Васильевич родился в селе Синьков Тернопольской области в небогатой семье. Отец был водителем, преподавал в местной автошколе, а мать, по образованию ветеринар и экономист, работала на сахарном заводе бухгалтером. Основным источником дохода у семьи были теплицы, где выращивались помидоры. Фирташи их продавали на местном рынке и иногда умудрялись ездить с товаром в Прибалтику и Белорусь. В одном из своих интервью (кстати, Фирташ дает их очень редко) Дмитрий Васильевич рассказывал, что по-сути у него не было детства, ведь все время он стоял на базаре и торговал, когда его сверстники ездили на моря. В сезон от продажи помидоров семья имела до 5-6 тыс. рублей дохода. В то время на эти деньги можно было приобрести автомобиль «Жигули». Вот таким трудом у Фирташей к концу 80-х на Сберкнижке собралось около 40 тыс. рублей — деньги баснословные для советского человека. Кстати, когда в будущем Дмитрий Васильевич попросит у родителей денег на раскрутку бизнеса, они откажут, мотивировав тем, что не хотят рисковать.
После школы Дмитрий Фирташ окончил Краснолиманское железнодорожное профтехучилище, а позже — Национальную академию внутренних дел Украины. В 1984-1986 годах служил в армии. Во время прохождения службы его наградили бронзовой медалью ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» и орденом «Знак почёта». И тут небольшая неувязка: эту медаль давали за лучшую работу, представленную на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке или Выставке достижений народного хозяйства СССР. Среди награжденных научные работники, партийные руководители, передовики производства. Каким образом ее получил солдат-срочник не известно.
После службы Фирташ вернулся в родное село и решил заняться собственным бизнесом – выращивать розы. Но это дело требовало применения различных химикатов, а будущий олигарх портить здоровье не хотел. Еще попробовал выращивать песцов, но и тут не задалось. Поэтому он поехал в Черновцы и устроился работать водителем в пожарное отделение Черновицкой обувной фабрики. И сразу же попал под выгодное покровительство начальника пожарной охраны города Юрия Константиновича Гулея, который был знаком с отцом и дядей Фирташа. Но предпринимательская жилка давала о себе знать – новоиспеченный водитель стал торговать на стороне валенками. Видимо, понял, честная работа на госпредприятии не принесет хороших денег. За кражу его отправили в КПЗ, хотели даже возбудить уголовное дело, но Гулей смог отмазать. В итоге Фирташа уволили, в общей сложности он проработал на предприятии недолго – 5 месяцев. Однако Юрий Гулей не оставил своего протеже без поддержки. Он подарил ему «шестерку» и приобщил к торговле сахаром и бензином.
К этому времени Дмитрий Васильевич уже был женат на однокласснице Людмиле Грабовецкой, и у них родилась дочь Ивана.Сделка с молоком
Хоть дела у молодого предпринимателя шли хорошо, он решает заняться «большим» бизнесом, благо, есть хватка и наработанные связи. Под связями подразумевается знакомство с Мариной Калиновской, ее мужей Зиновием и братом Петром Москалем. К этому времени семейная чета уже во всю занималась предпринимательской деятельностью или, как говорили в те времена, спекуляцией. Калиновские торговали консервацией и соками. У руля стоял Зиновий Калиновский, бывший цеховик Черновецкого быткомбината. В конце 80-х он получил серьезную травму ноги и отошел от дел, руководить начала Марина Калиновская. Дмитрий Фирташ сразу же влился в «коллектив». Ему поручали мелкие задания — привезти и отвезти товар, договориться о передаче, иногда он просто был водителем Марины. Все длилось до того времени, пока Калиновские не решили создать фирму — КМИЛ — сокращенно от «Калиновская Марина и Любовь» (последнее слово — имя близкой подруги Калиновской — Любови Свиняко). После этого дела пошли в гору, а Фирташ чудным образом стал незаменимым помощником Марины. Первая крупная сделка фирмы заключена в 1988 году. Это была поставка огромной партии (4000 т) сухого молока в Узбекистан. Дмитрий Васильевич на этой сделке заработал порядка 50 тыс. долларов. Многие считают, что после этого он уехал в Москву налаживать бизнес-связи. Однако Фирташ остался в Черновцах до середины 1992 года, ездил на подаренной «шестерке». Новоиспеченные партнеры жили «душа в душу», попутно купив маленький консервный завод, открыв фирму, предоставляющую транспортные перевозки, и ресторан «Европейский».
Дмитрий Фирташ. Начало газового делаЕздить в Москву Фирташ начал только в конце 1992 года. Изначально целью визита была продажа продуктовых товаров за границу. На самом же деле, Фирташ искал новых партнеров для заключения более крупных сделок. Для этого он останавливался в московской гостинице «Россия», которая славилась разношерстным контингентом. Дмитрий Васильевич часами просиживал в ресторане при гостинице и вылавливал будущих партнеров. И рыбка клюнула — он познакомился с человеком из минторга Туркмении. После распада Советского Союза в стране катастрофически не хватало продуктов, но было много газа, который Туркменбаши не знал куда девать. Именно тогда в 1993 году и родилась гениальная схема от Фирташа «провизия в обмен на газ», положившая начало газовой истории Украины. Итак, Дмитрий Васильевич решает поставлять в Туркмению продукты, а взамен получать газ. Первая поставка, по данным Skelet.Info, была на 1 млн долларов. Однако каждый понимает, что выйти на рынок поставок энергоносителей просто так невозможно. Фирма КМИЛ не обладала достаточными активами, чтобы торговать газом в масштабах стран. Помогли, конечно, связи. И первый человек, которого стоит упомянуть — Владимир Николаевич Галаздра. Его роль была короткой в жизни начинающего магната, но веской. Благодаря именно этому человеку КМИЛ получил свой первый газовый контракт.
Владимир Галаздра был членом правления Полтавского ГОКа, входил в группу «Финансы и Кредит», которую контролировали олигарх от БЮТа Константин Жеваго (подробнее про Константина Жеваго читайте в статье КОНСТАНТИН ЖЕВАГО. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ДОЛЛАРОВОГО МИЛЛИАРДЕРА) и экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Но наибольший интерес для тандема Фирташ-Калиновская представляла другая должность Владимира Николаевича — он также был директором небольшого предприятия «Бари». В будущем оно станет основой империи «Финансы и кредит», а в 90-х это была крохотная часть империи «Интергаз» Игоря Бакая. Через Галаздру Дмитрий Фирташ знакомится с Бакаем – это второй человек по значимости в жизни будущего газового магната. И звезды сошлись: у него была квота на поставку газа в Украину, выданная первым Президентом Украины Леонидом Кравчуком. Схема действовала таким образом: Фирташ поставлял продукты в Туркмению, там покупал газ, а потом перепродавал топливо Бакаю в Украину. Отметим, что «Бари» по форме собственности совместное украинско-швейцарское предприятие. По странному стечению обстоятельств, позже именно в Швейцарском кантоне Цуг будет зарегистрирована компания RosUkrEnergo.
А пока в 1998 году Бакай инициирует создание НАК «Нафтогаз Украины» и становится первым председателем правления. Фирмой «Бари» после этого стал курировать близкий друг Бакая Александр Волков.
Теперь бизнесменам открыт путь на газовый рынок через бартерную схему «провизия в обмен на газ». По большому счету, НАК «Нафтогаз Украины» никогда не участвовал в газовой схеме Украина-Туркменистан, все делали мелкие посреднические фирмы, типа «Бари» или КМИЛ. А дальше шло очень интересное распределение топлива: НАК «Нафтогаз Украины» поставлял газ в «неприбыльный» сектор – бюджетным организациям, облгазам, госучреждениям, а мелкие посредники — прибыльному промышленному сектору. Таким образом, государству доставались крохи от поставок, а посредники снимали сливки, отправляя миллиарды в карман Бакая и Фирташа.
И вот уже в 2000-м году черновецкая фирма КМИЛ, которая долгое время торговала соками и консервами, получает лицензию «На право осуществления предпринимательской деятельности по поставке природного газа по нерегулируемому тарифу». Случай беспрецедентный. Но еще более беспрецедентным можно назвать то, что КМИЛ буквально через полгода получает предложение о сотрудничестве от крупного российского газового трейдера компании «Итера» и ее президента Игоря Макарова.
5 газовых компаний ФирташаИ вроде бы, чего хоть еще, если у маленькой фирмы КМИЛ на руках все карты, а точнее предложение от «Итеры» и самого Игоря Макарова. Если ты — Дмитрий Фирташ, а твоя коллега Марина Калиновская – можно.
Highrock Holdings. Оказывается, Игорю Макарову принадлежал контрольный пакет акций в холдинге Highrock Holdings. Фирташ захотел стать один из акционеров и, конечно, получил пакет акций. Правда, сегодня оба действующих лица отрицают причастность к холдингу. Причина проста: Highrock Holdings – детище структуры Семена Могилевича, криминального авторитета номер 1 в мире, разыскиваемого ФБР. Стратегию развития холдинга и всех газовых схем «Россия-Украина-Туркменистан» определял Игорь Фишерман. Кстати, в бытность Павла Лазаренко премьер-министром Украины, этот человек официально числился его советником. И еще интересная деталь — компания Highrock Holdings основана Ольгой Шнайдер, женой Семена Могилевича, а директорами числились Галина Телеш, бывшая жена мафиози, и Дмитрий Васильевич. Когда в 2002 году Могилевича и Фишермана ФБР объявила в розыск, Фирташ унаследовал контроль над всей структурой. После этого он постепенно вытесняет «Итеру» и Игоря Макарова с газового рынка (совпало с приходом к власти Владимира Путина). Это аргументируется тем, что Туркменистан просил за газ не только продукты, но и деньги, а Highrock Holdings работала только по устоявшейся схеме «провизия в обмен на газ».
Следует упомянуть еще одну компанию, которая причастна к газовой схеме, и играла в ней не последнюю роль — Highrock Properties Ltd. Это дочерняя структура Highrock Holdings. Ее учреждал личный адвокат Семена Могилевича — Зеев Авербух-Гордон. Представительство в Украине возглавлял Дмитрий Фирташ. В это время «Нафтогаз Украини» курирует Юрий Бойко. Его считают ставленником Деркачей (Леонид Деркач – Председатель СБУ; и его сын Андрей), одного из самых влиятельных кланов, ослабевшего после «кассетного скандала», имевшего тесные связи с Могилевичем. Дмитрий Васильевич и Юрий Бойко становятся не только партнерами, но и лучшими друзьями.
Спустя полгода после регистрации Highrock Holding Ltd, Марина Калиновская и Дмитрий Фирташ, не известив даже ближайших родственников, неожиданно решили узаконить свои отношения. По всей видимости, брак был фиктивным и был необходим в равной степени обоим партнерам. Деловой характер союза подчеркивался еще и тем, что свидетелями новоиспеченных супругов в ЗАГСе выступили директор «Бари» Владимир Галаздра и его супруга Светлана.
Eural Trans Gas (ETG). Через год обе компании себя изжили. И в 2002 году Зеев Авербух-Гордон регистрирует в Венгрии (село Чабды) компанию Eural Trans Gas, с уставным капиталом 12 тыс. долларов. Сделано это было по указанию Дмитрия Фирташа. Учредителями стали трое безработных румын, которые потом «выкупили» акции Авербуха-Гордона. В 2004 году Eural Trans Gas возглавил экс-министр образования Венгрии Андраш Кнопп. По непроверенной информации, он был одним из акционеров Highrock Holdings. До того, как прийти в газовый бизнес Андраш Кнопп был директором табачной компании Reemtsma, которую контролировал Семен Могилевич. После создания Eural Trans Gas сразу же получила от «Газпрома» контракт на транспортировкеу среднеазиатского газа. С 2003 года у нее эксклюзивное право поставлять туркменский газ на Украину. За свои услуги ETG получал 38% газа, то есть около 13 миллиардов кубометров в год. Продавая топливо на внутреннем рынке, компания захватила 57% украинского газового рынка.
RosUkrEnergo (RUE). Это первая оффшорная компания за время независимости Украины с таким масштабом. Она создается в 2004 году с уставным капиталом в 35 тыс. долларов. Зарегистрирована в Швейцарии как совместное предприятие 2-х финансовых организаций - группы «Газпромбанк» и компании Centragas Holding, совладельцами которой являлись Дмитрий Фирташ (90%) и Иван Фурсин (10%). Договорённость о создании этой компании была заключена при участии тогдашнего премьер-министра Украины Виктора Януковича, правительства России, руководства НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома». По данным, которые позже предоставит Юлия Тимошенко, окажется, что к созданию причастен сам Юрий Бойко. Хотя в этом не возникало сомнений, ведь Фирташ и Бойко давние друзья и коллеги, а также ставленники Семена Могилевича в Украине. Итак, цель RosUkrEnergo заменить ETG как посредника «Газпрома» в транспортировке туркменского газа через Россию. Это связано с тем, что Фирташу срочно пришлось скрывать свою связь с Могилевичем.
(...)
Дмитрий Фирташ. Становление империиВо время расцвета газовой схемы Фирташ активно развивает свою империю. Он решает вложить деньги в прибыльную химическую отрасль, приобретая основные пакеты акций предприятий. Первыми купленными «ласточками» в 2002 году стали «Таджик Азот» (Таджикистан) и «Нитроферт» (Эстония). Через год газовый магнат становится акционером ОАО «Ривнеазот» – крупного производителя азотных удобрений на Западной Украине. Фирташ вливает несколько миллионов в его модернизацию и получает огромный завод, лидера в Украине, по производству минеральных удобрений.
(...)
Безусловно, купить такие заводы и облгазы без поддержки действующей власти просто невозможно. У Фирташа были свои люди у «кормушки»: Юрий Бойко руководил Минэнергоуглем, Сергей Левочкин возглавил президентскую администрацию, Валерий Хорошковский сел в кресло СБУ, а менеджеры компаний Фирташа встали у руля ключевых дочерних компаний «Нафтогаза України» (Юрий Борисов возглавил «Укргазодобычу», а Сергей Винокуров — «Укртрансгаз»).
Коментарі