Виктор Пинчук: самый богатый зять Украины • SkeletInfo
- 23.05.22, 15:16
== АКТУАЛЬНО ! ПОДНИМАЕМ ДОСЬЕ ==
Досье. Биография. Компромат. Олигарх. Жена Елена Франчук - дочь Кучмы. Активы: Интерпайп, StarLightMedia. Связь: Шмуэль Каминецкий, Сергей Тигипко. Организатор форума YES. Сидит под крышей Джорджа СоросаРецепт его успеха состоит в том, что нужно родиться в нужной семье и выгодно жениться, причем дважды. Подобные возможности открываются далеко не каждому, так что Виктор Пинчук личность довольно уникальная. В том числе и тем, что он сумел у всех на глазах переодеться из хищного олигарха в утонченного мецената, и заставил украинцев забыть о том, как именно и с чьей помощью он делал свою карьеру миллиардера.
Виктор Пичук. Еврейский мажорЕсли дворянство Российской империи и шляхта Речи Посполитой выродились еще к началу XX века, и титулы их потомков совершенно бессмысленны, то аристократия еврейского народа бережно сохраняет свой статус до сих пор. А потому безбедная жизнь и неплохая работа были гарантированы нашему герою еще до его рождения. ПинчукВиктор Михайлович родился 14 декабря 1960 года в Киеве, в еврейской семье с такими почтенными предками, что мог бы всю жизнь нежиться в тени их славы — даже если бы сам он был абсолютной посредственностью.
Предки Пинчука по отцовской линии происходят из города Пинска (ныне – Брестская область Беларуси), по названию которого они и взяли себе эту фамилию в начале XIX века. Тогда вышли указы императора Александра I, а затем государя Николая Павловича об обязательном присвоении всем евреям западных губерний «паспортной» фамилии «для облегчения разбора тяжб между ними». До этого они звались лишь по именам с приставками «сын такого-то» и «из Пинска», и прослеживали свой род до середины XVII века. Род был очень уважаемым: его представители либо избирались меламедами (учителями иудейских школ), либо преуспевали в коммерции. Последним меламедом был Арон Пинчук — дедушка Виктора Михайловича, который избежал Холокоста благодаря присоединению в 1939-м Западной Беларуси (Kresy Wschodnie) к СССР и эвакуации на восток в 1941-м. Его сын Михаил Аронович (1934 г.р.) сразу после рождения Виктора переехал в Днепропетровск, где всю жизнь проработал инженером на металлургическом заводе. Поэтому в биографии Виктора Пинчука местом рождения указывается то Киев, то Днепропетровск.
(...)
Виктор Пинчук. От развода на деньги до развода с женойГоворили, что на стезю бизнеса Виктора подвиг его тесть, которого очень сильно разочаровывал живший на одну зарплату зять. Однако, в отличие от большинства будущих олигархов, начинавших с торговли ширпотребом и оргтехникой, первый коммерческий опыт Пинчука был несколько необычен. В 1987-м он создал некий кооператив изобретателей, который пытался брать с предприятий долю (7,5%) от прибыли или экономии, которую давали их инновации. По сути, Виктор просто отобрал самые перспективнее патенты своих коллег по НИИ и пообещал им помочь с внедрением и получением гонорара. Как рассказывали, внедрением занимались его родители – имевшие большие связи в металлургии и умевшие договариваться, а сам Витя «смотрел и мотал на ус». Закончилась эта затея типичным «кидаловом»: из 76 тысяч рублей, которые должны были перечислить кооперативу, пришла только половина – и та осела на счету НИИ, руководство которого заявило, что выплатит членам кооператива лишь небольшие премии. Учитывая, что сделкой занимались отец и сын Пинчуки, то о судьбе денег стоило бы спросить именно у них.
Вообще, присвоить чужое, причем даже публично, Виктору Пинчуку не привыкать.
Так, в 2006 году, рассказывая о своем бизнесе, он заявил: «производство труб я наладил с нуля!». Весьма смелое заявление, учитывая то, что все тогдашние трубные заводы Пинчука были построены и запущены еще в СССР, и только в 2012 году заработало первое построенное им предприятие «Интерпайп-Сталь».
После неудачи кооператив новаторов быстро распался, а Пинчуки решили, что на внедрении изобретений много не заработаешь – и занялись коммерцией. Тем не менее, их следующее детище «Интерпайп» (1990) носило название «научно-производственной группы» — видимо, в память о том, что бизнес Пинчуков начинался с кооператива при НИИ.
Сначала это было просто МП «Диалог-оптима» отца и сына Пинчуков, которое пристроилось посредником между трубным заводом и покупателями его продукции. Затем к их бизнесу подключился Владимир Аршава, предложивший им свою помощь в расширении сферы деятельности. Владимир Аршава являлся давним приятелем Павла Лазаренко – в то время поднявшегося из вторых секретарей райкома КПСС до заместителя председателя облисполкома, а в 1992 году ставшего представителем президента в области. Аршава также свел Пинчуков с такими важными людьми Днепропетровска, как Сергей Тигипко (подробнее о нем читайте в статье Сергей Тигипко: комсомольский олигарх заметает следы), Геннадием Тимошенко и его невесткой Юлией Тимошенко, будущим премьером Валерием Пустовойтенко и будущим президентом Леонидом Кучмой.
В 1991 году на базе «Диалог-оптима» была создана «Научно-производственная группа «Интерпайп». При этом в число её совладельцев, кроме отца и сына Пинчуков, вошли Елена Аршава, Александр Дементиенко (внебрачный сын Григория Ворсинова – будущего Генпрокурора и кума Лазаренко), а затем российский бизнесмен Михаил Щеголевский. Его появление там объяснялось просто: в 1992 году, «Интерпайп» Пинчуков-Аршавы вместе с «Корпорацией украинский бензин» семьи Тимошенко, при непосредственном патронате Павла Лазаренко создали корпорацию «Содружество». Которая в течение следующих нескольких лет являлась украинским дилером российской газовой компании «Итера». Вот с этого момента финансовые дела Пинчуков, участвовавших в газовых схемах Тимошенко-Лазаренко, резко пошли в гору!
Денег было так много, что Пинчуки решили приватизировать металлургические заводы, с которыми он работали. Также в 1995-м ими был куплен днепропетровский «Муниципальный банк», переименованный в «Кредит-Днепр»: его акционером и заместителем председателя правления стала Елена Аршава. В этот же период пьянеющий от обилия денег Виктор Пинчук начал покупать произведения искусства и заказывать концерты – с чего началась его слава великого украинского мецената. Однако голову ему вскружили не только деньги, а с середины 1995-го отношения Пинчуков с партнерами начали осложняться. Сначала они рассорились с Тимошенко и Лазаренко, итогом чего стал распад «Содружества», которое сменила на газовом рынке Украины учрежденная в ноябре 1995-го корпорация ЕЭСУ. Это, в свою очередь, спровоцировало разрыв между Пинчуками и Аршавами – хотя причина была не только в деньгах
Летом 1996 года украинские СМИ прогремели сенсацией о похищении Виктора Пинчука: неизвестные злоумышленник требовали за него выкуп в размере 5 миллионов долларов. Однако подробности истории остались за кулисами и были сообщены позже её участниками и свидетелями, пожелавшими остаться анонимными. А рассказывали вот что: Виктор Пинчук увлекся очень молоденькими любовницами, и во время одного из таких рандеву «на хате» девушки (говори, что она была подставной), голубков захватила в плен целая банда «спортсменов» — при этом забив до смерти охранника Пинчука. На этой же квартире Виктора Михайловича и держали, выдвигая требования: то 5 «лимонов баксов» наличными, то увеличение доли Елены Аршавы в банке «Кредит-Днепр». Последнее требование прямо говорило о том, что похитители либо действуют по заказу супруги Пинчука, либо хотят её подставить – и в любом случае они затеяли это не только ради выкупа.
В итоге в 1996 году Виктор Пинчук и Елена Аршава начали бракоразводный процесс, который сопровождался многолетним дележом бизнеса. Аршава действительно получила контрольный пакет банка «Кредит-Днепр», который лично возглавила с 1997 года. В свою очередь её доля в «Интерпайпе» сократилась до 12,5% — так же, как и у Александра Дементиенко, а Пинчуки стали владельцами контрольного пакета компании. Однако полностью свой бизнес они не разделили до сих пор, поэтому через некоторое время, на почве делового партнерства и в силу падения влияния стареющего Владимира Аршавы (главного инициатора разрыва), стали добрыми друзьями – насколько это возможно в украинском бизнесе.
Тигипко спешит на помощьОдним из тех людей, кто сыграл очень значимую роль в судьбе Виктора Пинчука, был Сергей Тигипко – в 1996 году возглавлявший «Приватбанк», который он создал вместе с Игорем Коломойским, Геннадием Боголюбовым (подробнее про него читайе в статье Геннадий Боголюбов: о чем помалкивает вторая половинка «Привата»?) и Леонидом Милославским. Об их отношениях в первой половине 90-х мало известно, однако именно Тигипко бросился спасать похищенного Виктора Пинчука по своим неформальным каналам связи. При этом своим заступничеством он добавил масла в огонь своей вражды с Павлом Лазаренко, который и без того ранее пытался взять под свою «крышу» группу «Приват». Их конфликт достиг апогея в апреле 1997-го, когда Лазаренко инициировал комплексную проверку «Привата» и арест Тигипко, и того спасло только личное знакомство с Леонидом Кучмой и его дочерью Еленой – в 1995-97 г.г. работавшей в экономическом департаменте «Приватбанка». Так вот, как говорили, Тигипко не только помогал освобождению Пинчука, но и близко свел его с Еленой Кучмой – в то время находившейся в состоянии развода со своим мужем Игорем Франчуком (чью фамилию она носила, сына главного распорядителя Крыма, ставшего главой «Черноморнефтегаза»). И это знакомство стало козырным тузом в судьбе Пинчука.
Причина такой симпатии Тигипко к Пинчуку неизвестна, однако поговаривали, что тут не обошлось без активности ребе Шмуэля Каминецкого, который давно хотел привлечь в свою «паству» потомка уважаемых раввинов и меламедов, к тому же стремительно богатеющего.
Тут стоит уточнить, что ребе Каминецкий, который с 1990 года почти из праха воссоздавал еврейскую общину Днепропетровска, является приверженцем Хабада – одного из течений хасидизма, называемым также любавичским хасидизмом. Каминецкий был одним из лучших учеников цадика Менахем-Мендель Шнеерсон — седьмого Любавичского ребе, которого очень уважал ребе Хенох Гендель-Либерман (1900-1975), а многие последователи считают его Мошиахом (Мессией). Но к Хабаду неоднозначно относятся даже хасиды других течений, не говоря уже о более либеральных иудеях, поэтому их община несколько обособленна от других. Конечно, это обычный религиозный спор, такой же, как и конкуренция между разными церквями христианства. А любая религия стремится увеличивать и упрочнять ряды своей паствы, особенно за счет состоятельных людей (общине ведь нужно же за что-то жить и строится).
(...)
После этого Пинчук сосредоточил свой бизнес на металлургии и энергетике: конкретно на металлопрокате, производстве труб и колесных пар, и скупке акций облэнерго. В 1998-м, при поддержке Кучмы, он начал приватизацию «Днепроблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Тернопольоблэнерго» и «Луганскоблэнерго». Там его партнером стал Константин Григоришин (подробнее о нем читайте в: Константин Григоришин. Заслуженный олигарх Украины и России), с которым Пинчук сошелся еще в 1995-96, когда воротил бизнес с «Запорожсталью» и «Днепроспецсталью». В 2002-2003г.г. Пинчук («Интерпайп»), Григоришин («Энергетический стандарт») и связанная с Анатолием Чубайсом российская «Федеральная сетевая компания» будут создавать холдинг, который завладеет акциями (от 16% до 100%) десяти украинских облэнерго – большая часть которых затем будет перепроданы другим олигархам.
Однако в ходе этого несколько испортились отношения Пинчука с Коломойским, у которого с Григоришиным была настоящая бизнес-война. Коломойский в свойственной ему манере агрессивно отреагировал на поддержку Григоришина со стороны Пинчука, к тому же они тоже начали делить сферы влияния (Никопольский ферросплавный), и только усилиями ребе Каминецкого спор олигархов разрешался цивилизованно, в иностранных судах, с взаимными уступками и примирениями сторон. Просто Каминецкому было неинтересно становиться на сторону одного из своих VIP-прихожан и потерять другого. Стоит заменить, что ребе Каминецкий аргументирует не только выдержками из Торы: он обладает огромными деловыми и политическими связями в США, Израиле, Великобритании и России.
А вот отношения Пинчука с братьями Суркис (подробнее о них читайте в Григорий Суркис: как поделить Украину по-братски) были более гладкими, хотя спорных вопросов в бизнесе у было намного больше – например, по той же приватизации облэнерго. Мало того, что Пинчук перехватил у Суркисов ряд Облэнерго в 1997-1998, так еще он вместе с Григоришиным скупил акции во второй волны приватизации в 2001-м, к которой Суркисы не были допущены усилиями Ющенко и Тимошенко, а в 2004-м Григоришин в союзе с Коломойским забрал у них пакеты акций трех облэнерго. Но Суркисы, чье могущество осталось в 90-х, благоразумно не стали ссорится с зятем президента, а начали склонять его на свою сторону. Тем более, что к тому времени у Пинчука и начался спор с «Приватом» по поводу дележа нажитого капитала.
В 1996-м компании «Интерпайп» и «Boston Trading Conn» (есть информация, что она тоже принадлежала Пинчуку) вышли на белорусский рынок и приняли участие в приватизации Могилёвского металлургического завода, 38,8% его акций за 5,4 миллиона долларов. По условиям сделки, «Интерпайп» должен был поднять завод из стагнации, после чего получить еще 25% его акций. Но Александр Лукашенко решил, что его надули, к тому же он был наслышан о проблемах Пинчука – и он отказался выполнять условия договора. Вот тут Виктору Пинчуку вскоре и пригодился его статус бойфренда президентской дочки: в 1998-м по личному вмешательству Леонида Кучмы «Интерпайпу» таки продали еще один пакет акций Могилёвского металлургического завода, оставив «Бацьку» с носом.
В 1997-м «Интерпайп» начал поглощение Нижнеднепровского трубопрокатного завода (НТЗ), сопровождавшееся скупкой акций у трудового коллектива по 8 гривен 30 копеек, и завершившего классическим разделом предприятии на прибыльную производственную часть (переименованную в «Интерпайп НТЗ») и избавлением от «социального груза» и «лишних площадей». Это завод стал главным предприятием в составе «Интерпайпа»: в 2008 году его чистая прибыль составила более 90 миллионов долларов — при том, что намного большие суммы уводились в оффшоры по запутанным схемам.
Коментарі