Николай Гавриленко. Формула успеха донецкого «нефтяника». ЧАСТЬ
- 19.01.18, 13:34
Николай Гавриленко малоизвестен широкой публике. В 2015 году его «под шумок» назначили руководителем «Укртранснафты» — крупнейшего оператора системы нефтепроводов Украины, после громкого скандала, связанного с увольнением ставленника Игоря Коломойского — Александра Лазорко.
Обещанная деолигархизация все-таки началась. Николай Гавриленко стал надеждой для страны. Правда, никто «не заметил», что новоиспеченный «нефтяник» стоял у истоков скандальной донецкой структуры «ВИК ОЙЛ» и был протеже известного криминального авторитета Жигана Такташева. Он – владелец сети заправок Formula и компаний, которые бесперебойно выигрывают миллионные тендеры.
SKELET-info рассказывает историю успеха донецкого бизнесмена при новой власти.
«Укртранснафта» спасается от «Привата»
Когда немного утихли страсти Майдана, в стране началась «эпоха» люстрации. Власть, которая обещала «жизнь по-новому», взялась за раскулачивание олигархов периода Януковича. Первым под раздачу попал одиозный Игорь Коломойский. Конфликт Бени и Петра Порошенко вышел на новый уровень. Началось активное противостояние вокруг кресла руководителя «Укртранснафты».
«Укртранснафту» долгое время контролировал Игорь Коломойский со своей группой «Приват». Несмотря на то, что 100% акций принадлежат государству через НАК «Нафтогаз Украина». Директором компании был ставленник Бени — Александр Лазорко.
Зачем олигарху «Укртранснафта»? Компания — главный оператор системы нефтепроводов на территории Украины. В ее состав входят три предприятия – «Приднепровские магистральные нефтепроводы» (юго-восток Украины), «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (северо-запад Украины) и «Южные магистральные нефтепроводы» (юг Украины). По всем этим нефтепроводам российская нефть поставляется на украинские заводы и экспортируется в Европу. Игорь Коломойский сосредоточил в своих руках «выгодный бизнес» — через оператора он прокачивал дешевую нефть на свои заводы: Надворнянский, Дрогобычский и Кременчугский. При этом отметим, что работал только последний нефтеперерабатывающий завод, остальные выполняли функции резервуаров для хранения «черного золота».
Беня мог бы долго упиваться безнаказанностью, даже при новой власти, если бы не решил «реприватизировать» (в народе «отжать») активы сильных мира сего — Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. Ответ от олигархов не заставил себя ждать. Тем более, для него было самое подходящее время: активисты хотели люстрировать всех.
19 марта 2015 года – черная дата для Игоря Валерьевича. В этот день наблюдательный совет ПАО «Укртранснафта» отстранил Александра Лазорко от должности. Проверка ревизионной комиссии показала растрату. С легкой руки Лазорко (под влиянием Коломойского) компания подписала невыгодные договора на транспортировку нефти с ПАО «Синтез Ойл» (подконтрольное группе «Приват») и перекачки сырья на завод «Укртатнафты» по заниженным тарифам. В результате государство недополучило 550 млн грн. Также в 2014 году Лазорко приказал откачать 650 тыс. тонн технологической нефти из нефтепроводов на НПЗ «Привата» для хранения за несколько миллионов гривен в сутки. После разоблачения временно исполнять обязанности НАК назначила Юрия Мирошника.
А дальше начались разборки в стиле 90-х. На новое место работы прибыл Мирошник в сопровождении неизвестных людей, якобы сотрудников Альфы. Лазорко забаррикадировался в кабинете. Чиновники потолкались, выбили окна и двери, но конфликт не перерос в «горячую стадию».
Вопрос перенесли в юридическую плоскость. Верховная Рада приняла поправки к закону, который касался снижения кворума для проведения собрания акционеров «Укртранснафты» с 60% до 50% + 1 акция. В офис компании подъехал сам Игорь Коломойский с десятком автоматчиков.
Спасать ситуацию ринулся министр энергетики Владимир Демчишин. Но через полчаса покинул здание. Известно, что разгневанный Коломойский пообещал отправить несогласных в АТО. Так что чиновники решили не доводить Беню.
Больше полугода «Укртранснафта» управлялась менеджерами с приставкой «и.о.». В этом статусе побывали все кому не лень — бывший сотрудник СБУ Юрий Мирошник, бизнесмен Сергей Сукало, эксначальник управления ценовой политики ПАО Роман Сидорак.
Осенью 2015 года акционеры государственного монополиста по транзиту нефти трубопроводами назначили директора — Николая Гавриленко. Он победил в публичном конкурсе от НАК «Нафтогаз Украины».
SKELET-info рассказывает о человеке, который сам грешил коррупцией и не побоялся возглавить самую спорную отрасль в Украине.
Из «наших», из «донецких»
Гавриленко Николай Николаевич родился 29 июня 1969 года в городе Марьинка Донецкой области. Высшее образование получил в Донецком государственном университете экономики и торговли по специальности «Экономика предприятия».
Из открытых источников известно, что Николай Гавриленко начал свою карьеру в сети заправок «ВИК ОЙЛ». С 1995 года он работал на руководящих должностях, был одним из троих акционеров «ВИК ОЙЛ». На данный момент Николай Николаевич имеет более чем 20-летний опыт управленческой деятельности в нефтяной отрасли. Эти скупые строки явно «вылизаны» для официальной биографии чиновника. SKELET-info нашел интересные факты о жизни руководителя «Укртранснафта».
В бизнес Николая Гавриленко «привел» донецкий рэкет. Все началось в 1992 году, когда молодой и перспективный студент донецкого вуза получил диплом. Возвращаться в родную Марьинку он не стал. Тем более, в Донецке у молодого человека появилось несколько интересных, а главное, перспективных знакомств с начинающими бизнесменами. SKELET-info восстанавливает всю цепочку событий и окунается в криминальные войны Донбасса.
В 1992 году житель Донецка Игорь Филиппенко открывает свой бизнес — фирму VIK LTD. Предприниматель зарегистрировал ее по своему домашнему адресу (Донецк, б-р Конституции 1, кв. 220).
Филиппенко в те годы относился к местной элите. Он владел торговыми киосками и его покрывал Янош Кранц – представитель старой плеяды авторитетов, расстрелянный в конце 1992 года. Кранц имел непосредственное отношение к фирме VIK LTD, но после его смерти новосозданная структура перешла в руки другому авторитету — Жигану Такташеву.
Широкая общественность и пресса знает его под именем Евгения Такташева (или даже Такташова), ныне покойного гендиректора ЗАО «ФК «Шахтер» и правой руки Рината Ахметова. Из-за путаницы с фамилией и именем о роли Такташева в донецких войнах забыли. При этом он был одним из самых близких подручных Алика Грека (Брагина), который и познакомил с ним своего дальнего родственника Игоря Ахметова, а потом и его младшего брата Рината.
Филипенко при поддержке Жигана Такташева через свою фирму занимался «крышеванием» киосков, чуть позже в сферу его деятельности вошли СТО для «своих». На станции «латали» машины, которые пострадали в бандитских разборках, а также перебивали номера. СТО покрывала фирма ООО «ВИК-Т».
В 1995 году Филипенко и его «крыша» расширяют свой бизнес нефтью, а точнее монополизацией поставок топлива автопредприятиям. Интересный факт: если бы не Татьяна Бахтеева, то Такташев, а потом и Ринат Ахметов, остались бы без прибыльного бизнеса. Вообще сама идея монополизировать поставки топлива принадлежит знаменитому донецкому рейдеру Владиславу Дрегеру, деятельность которого связана с захватом рынка автобусных перевозок (ОАО «Допас», «Транспортный союз Донбасса», «Автоэкспресс», «Магистраль», ООО «Автомагистрали Донбасса», ООО «Донецкие вокзалы»). Подмяв под себя все городские автовокзалы, Дрегер понял, что лучше всего их контролировать по средству топлива. Об этом он рассказал Алимжану Бахтееву – мужу Татьяны Бахтеевой, работающему в фирме ОАО «Допас», которая занималась автобусными перевозками. Бахтеева донесла информацию до своей подруги Раисы Такташевой. А та, в свою очередь, нашептала ее своему мужу Жигану Такташеву.
Такташев не видел в Филипенко потенциала для занятия нефтяным бизнесом. Поэтому он привел к протеже молодого парня по имени Николай и сказал, что тот возглавит новое направление. Да-да, донецкий авторитет привел «шестерку» Николая Гавриленко, будущего крупного бизнесмена и руководителя «Укртранснафта». Николай Гавриленко становится директором дочерней фирмы «ВИК-Т» под названием ООО «ВИК ОЙЛ», и соучредителем этой структуры.
«ВИК ОЙЛ» занялась продажей нефтепродуктов. В считанные месяцы она стала одной их основных «бензоколонок» донецких кланов.
Время делать деньги
В 2002 году появилась фирма «УТН-Восток», состоявшая из двух структур — ООО «ВИК ОЙЛ» и ООО «Восток». Она объединила и начала развивать 118 АЗС в Донецкой, Днепропетровской и Киевской областях. В числе учредителей первой компании числились трое – Игорь Филиппенко, Николай Гавриленко и Анатолий Гаврильченко — друг Филиппенко. Владельцами второй структуры были они же, плюс Вячеслав Зименков – друг детства Гаврильченко и Сергей Петров – хороший знакомый Филиппенко.
Когда в ноябре 2002 года губернатор Донецкой области Виктор Янукович стал премьер-министром, донецкий бизнес двинулся на Киев. «Свои», согласно тогдашней тенденции, могли легко выводить деньги в оффшоры. Так была создано ЗАО «ВИКОЙЛ» с юридическим адресом: Киев, Столичное шоссе, 98. Ее учредителями и владельцами стали «Turitella Corporation» (86%), зарегистрированная на Виргинских Британских островах, «Укрнефтеторгсервис» (4%), ООО «ВИК ОЙЛ» (9%) и ООО «Вик Систем» (1%). Во главе структуры, которая начала контролировать «УНТ-Восток» и ООО «ВИК ОЙЛ», остался Николай Гавриленко.
Зачем бизнесменам понадобилось создавать ЗАО? Это говорит только об одном, у структуры появился один хозяин, который прикрыл свое имя Turitella Corporation. Не будем долго томить: за фирмой стоял никто иной, как Жиган Такташев, который решил сменить собственников структуры на своих донецких друзей. Источники SKELET-info связывают с Turitella еще одного человека – Андрея Адамовского.
Благодаря легкой руке Такташева в 2003 году к «УТН-Восток», которая на тот момент уже владела где-то сотней АЗС, примыкает донецкий бизнесмен Тимур Валитов. Он становится одним из основных акционеров, получив 80% акций. Игорь Филиппенко в бизнесе довольствуется вторым местом. Тимур Валитов — депутат Донецкого облсовета, владелец автомобильного клуба «Патриот» и зять Татьяны Бахтеевой. Отметим, что Валитов числился работником ДП «Межрегиональный инвестиционный союз». Это холдинг в середине 90-х объединил все фирмы Жигана Такташева.
Новый собственник добился того, чтобы «ВИК ОЙЛ» начала продавать нефтепродукты Кременчугского НПЗ «Укртатнафта».
Бизнес у донецьких 2 года шел как по маслу. Но уже в 2005 году после Оранжевой революции мафия терпит фиаско.
Весной 2005 года «любі друзі» в рамках лозунга «Бандитам – тюрьмы!» арестовывают председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова. Его обвинили в завладении с применением вымогательства акций фешенебельного донецкого торгового центра «Белый лебедь». Поняв, что запахло жареным, Жиган Такташев и Игорь Филиппенко пускаются в бега. Через год Такташев скоропостижно умирает (так сказали в некрологе ФК «Шахтер», где его, правда, назвали в «русской транскрипции» Евгением Николаевичем), а Филиппенко решает не искушать судьбу и переезжает на ПМЖ в Канаду.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Коментарі