Игорь Гиленко: неуловимый Джо из банка «Надра». ЧАСТЬ 1
- 20.12.17, 12:33
Сбежавшего в Америку бывшего украинского премьера Павла Лазаренко обвиняли в хищении 280 миллионов долларов. Сбежавший в Россию бывший глава правления банка «Надра» Игорь Гиленко причастен к разворовыванию целого миллиарда, однако он не получил такой мировой известности. Более того, после нескольких не слишком настойчивых просьб о его выдаче, украинская Фемида совершенно забыла про Гиленко, словно его никогда и не было – а затем его перестали вспоминать и украинские СМИ. Слишком уж много влиятельных людей (включая нынешнего президента Украины) никак не заинтересованы в том, чтобы Гиленко вернулся в Киев и начал давать показания.
Привет от Севы Могилевича!
Гиленко очень интересный персонаж новейшей украинской истории: он внезапно появился ниоткуда, потом точно также исчез в никуда. Точнее, он прибыл из России, куда затем и сбежал, затерявшись без следа. Всё, что известно об Игоре Гиленко – это 12 лет его жизни в Украине. Но то, что было до и после, остается покрытым мраком неизвестности. И это добавляет еще больше интриги к вопросу «who is mister Gilenko?».
Гиленко Игорь Владимирович родился 2 января 1966 года в Москве. Сразу после школы поступил в Московский электротехнический институт связи (ныне — технический университет связи и информатики, МТИСИ), закончив его в 1988 году с дипломом инженера-радиотехника, и там же остался на аспирантуре. В то время «перестроечный» СССР уже охватила эйфория коммерции, а потому Гиленко сразу устроился в некий «научно-технический центр» (то ли кооператив, то ли СП), открытый при участии райкома комсомола. Очень быстро вся их «наука» свелась к закупкам за границей компьютеров, телевизионного оборудования и средств связи – которые они с хорошим наваром «толкали» в Москве и других городах. В ходе чего, по данным SKELET-info, произошло знакомство молодого коммерсанта Игоря Гиленко с московскими группировками «солнцевских» и «люберецких», а также с коммерческими фирмами, создававшимися руководителями КГБ, МВД и ГРУ.
Что между ними могло быть общего? Такие люди, как Семен Могилевич – криминальный бизнесмен, чьи связи простирались от нью-йоркских ресторанов «русской мафии» до российских нефтяных компаний, созданных родственниками работников МИДа и генералов КГБ. Такие люди подняли отечественные ОПГ с уровня базарного рэкета до вершин международных корпораций, заодно оказывая важные посреднические услуги и «бизнесменам в погонах». И они же являлись связующим звеном в совместном бизнесе криминальных группировок, силовиков и чиновников. Но Могилевич выделялся на их фоне широтой размаха: у него были дела и в России, и в Америке, и в Европе, и в родной Украине (он родился в Киеве, учился во Львове). Дела и связанные с ними люди, которые до сих пор занимают высокое положение в украинской иерархии.
Одним из таких дел был московский банк «Дельта», открытый бизнесменом Игорем Линшицем и контролируемый Могилевичем. Тут сразу стоит заметить о некоторых методах такого контроля Семена Юдковича, который всегда избегал прямого официального владения той или иной фирмой. Возможно, опасаясь, что всё это будет у него конфисковано, а возможно, считая акции предприятий не слишком надежными ценными бумагами. У Могилевича были собственные ценные бумаги: долговые обязательства работающих на него людей. В их биографиях нередко можно встретить одну странность: однажды они оказывались должными Могилевичу весьма круглые суммы, которые потом отдавали «живыми деньгами», продавая свои пакеты акций или осуществляя аферы типа той, что сотрясла банк «Надра» в 2008-2009 г.г.. Впрочем, подробности этой весьма интересной схемы никто публично не раскрывал.
Итак, в 1992 году появился банк «Дельта», который был финансовым центром российско-американского предприятия «САП» (торговля нефтепродуктами), а в 1993-и предприятие и банк переименовали в «Нефтяной». И вот как раз в банке «Нефтяной» начал свою карьеру Игорь Гиленко, замеченный Семеном Могилевичем и принятый им в свою «семью». Начал под руководством Ильи Сегала, который вместе со своим братом-близнецом Вадимом были «выписаны» Могилевичем из Нью-Йорка. На Гиленко у него тоже были большие планы, и тот в 1994-95 г.г. усердно осваивал банковскую науку в Центре подготовки менеджеров при Российской экономической академии им. Плеханова. Планы эти были связаны с украинским банком «Надра».
Бандитский банк
Если банк был создан главарями ОПГ и долгие годы контролировался бандитами, то иначе его, наверное, и не назовешь. Но у банка «Надра» была еще одна особенность: его владельцами всегда были люди Могилевича – если учитывать, что олигарха Дмитрия Фирташа тоже называли его «выкормышем». И тогда получается, что в течение всей истории «Надра» его передавали друг другу, как эстафету, подставные зицпредседатели Могилевича. Занятная схема!
Историю же банка можно условно разделить на несколько этапов. Первый – это создание в 1993 году АКБ «Надра», чьим учредителем стало ЗАО «Киев-Донбасс». Которое, в свою очередь, было общим детищем подконтрольного Могилевичу ОПГ Олега Асмакова (чьими участниками были братья Константиновские), теневых угольных схем Виктора Тополова и Михаила Гриншпона, связанного с донецкой ОПГ Ахатя Брагина.
Второй этап истории «Надра» начался в 1997 году, когда из него ушел «Киев-Донбасс» и Олег Асмаков, а их доля перешла к прибывшим в Киев братья Сегалям. Вместе с ними приехал и Игорь Гиленко, сразу же назначенный директором и председателем правления банка. А вот председателем наблюдательного совета банка стал Константин Масик – бывший первый секретарь Киевского горкома КПУ, бывший запредседателя Совмина УССР и вице-премьер в правительствах Масола и Фокина. Его участие в управлении АКБ «Надра» откровенно удивляло и явно свидетельствовало о смычке бизнеса криминальных «авторитетов» с бизнесом бывших советских бонз.
Этот период истории «Надра-банк», когда банком уже руководил Игорь Гиленко, был отмечен первыми громкими скандалами. В конце 90-х по итогам проверок налоговых служб банк «Надра» оказался должен государству более 800 миллионов гривен. Открыли уголовное дело, начали искать крайнего – им назначили кассира Макеевского филиала. Вторым скандалом стал откровенный «развод на бабки» харьковского олигарха Александра Ярославского. В конце 2002 года между ним и людьми Могилевича был заключен несколько странный, на первый взгляд, договор: Ярославский покупал 26% акций банка «Надра», с условием, что через 2 года банк выкупит их обратно с накруткой 40%. Судя по всему, тогда «Надра» (точнее, его владельцы) остро нуждался в деньгах, и был вынужден взять их в долг у Ярославского по такой вот схеме. Причем, не собираясь их отдавать. Уже через год руководство банка запустило процесс дополнительной эмиссии акций, увеличивший уставной капитал с 54 до 80 миллионов (и размывшей пакет Ярославского до 18%), у банка появились новые совладельцы, и он начал обрастать оффшорными схемами. Так начался третий этап истории «Надра».
В 2003-м году 11 физических и юридических лиц учредили оффшорную (виргинскую) фирму «Universal Advisory Capital Limited». Среди них были: братья Вадим и Илья Сегалы, Игорь Гиленко и бизнесмен Вадим Пятов. Как в этой компании «верных могилевичевцев» оказался аграрный олигарх Вадим Пятов (владелец украино-американского СП «Агроком-Украина»), неизвестно – ведь Пятов крайне непубличный человек, о котором известно намного меньше, чем даже о Гиленко (по данным SKELET-info, именно Пятов и стал реальным руководителем банка, решающим все «вопросы», а Гиленко была отведена роль простого «финансового гения», не принимающего никаких решений, но предлагавшего свои «схемы»). До конца невыясненной осталась даже роль «Universal Advisory Capital»: по одной версии, она стала конечным держателем акций банка «Надра», по другой была центром схемы, по которой из банка выводилась прибыль и отмытые деньги. Любопытно, что в данных учредителей этой компании (она ликвидирована в 2010 году) у Игоря Гиленко там австралийский адрес: 71 Roslyn Street Brighton Vic 3186 Australia.
В 2004-м году Ярославский попытался вернуть свои деньги, организовав против «Надра» массовую компанию – начиная с исков признать недействительной дополнительный выпуск акций до требований ликвидации банка. Однако он так ничего и не добился, в итоге продав свой пакет олигархам из Группы «Континиум» (Дыминский, Лагур, Ивахив, Еремеев). А выпуск новых акций продолжился: на конец 2006 года уставной капитал банка составил 362 миллиона, то есть вырос за 4 года почти в 5 раз. И если данный процесс «кидал» акционеров типа Ярославского, то костяк совладельцев «Надр» удерживал и наращивал свои доли акций, распределяя между собою новые.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Коментарі