Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

История общественно-госсударственного управления образованием

  • 18.10.17, 19:36

Анализ исторических источников и научных исследований эволюции управления образованием. 

Образование является составной частью социальных систем. Любая система образования всегда соответствует определенному периоду истории своей страны. В то же время мировой опыт показывает, что идеальной системы образования нет ни в одной стране мира. Однако если внимательно изучать образовательные системы разных стран, то в каждой из них можно найти что-то хорошее.

Коренные изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни Украины, произошедшие в последние годы, обусловили необходимость продолжения модернизации образования. Как известно, на первом этапе ее реализации система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной. На новом этапе предусматриваются глубокие изменения в структуре и содержании всей системы отечественного образования.

Историография различных форм общественного участия в управлении образованием является достаточно широкой. Так в педагогической литературе, начиная с XIX в., Освещались проблемы участия общественности в управлении образованием. Украинская исследовательница Л. Гаевская и российский исследователь В. Гусаров в развитии отечественной историографии проблемы государственно-общественного управления образованием выделяют три этапа: досоветский (1860-1917 гг.) советский (1917-1990 гг.) современный (1991 - наши дни).

По первому этапу, то разноплановая участие общества в управлении образованием (благотворительность, меценатство, частные школы, домашнее обучение, участие земств как органов местного самоуправления в управлении образованием, общественно-педагогическое движение и т.п.) освещена в трудах выдающихся педагогов, историков и организаторов образования: И . Альошинцева, М. Бунакова, В. Вахтерова, П. Каптерева, Н. Корфа, М. Лалаева, С. Миропольский, С. Рачинского, С. Рождественского, К. Ушинского, Е. Шмидта и др.

В советской историко-педагогической науке поиски оптимальных форм организации образовательной деятельности в 20-30-е гг. Охарактеризованы в работах Ф. Королева ( «Очерки по истории советской школы и педагогики (1917-1920 гг.)», «Советская школа в период социалистической индустриализации »), С. Равкина (« Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг. »), М. Константинова (« Очерки по истории средней школы »), М. Шильников (« Учебно-воспитательная работа школы в 1930 1934 ») и др.

Определенные аспекты участия общественности Украины в делах управления образованием (наставничество, шефство и т.п.) отражены в трудах исследователей истории образования второй половины ХХ в .: А. Завадской ( «Развитие общеобразовательной школы Украины в период строительства коммунизма»), Е. Мединского ( «Образование в СССР »), К. Присяжнюка (« Новый этап в развитии советской школы на Украине ») и др.

Государственная образовательная политика в СССР направляла руководителей сферы образования осуществлять управленческую деятельность на научных принципах, поэтому в последней четверти ХХ в. в Советском Союзе осуществлялись исследования по вопросам научных основ управления образованием, результаты которых отражены в работах ученых В. Афанасьева, Е. Березняка, Д. Гвишиани, М. Дарманского, Д. Дейкуна, П. Дробязко, А. Зайченко, М. Кондакова, Ф. Паначина, И. Радченко, Ж. талантливый, Г. Федорова, Ф. Штыкало и др.

Подходы к решению проблем реформирования образования в независимой Украине исследованы в научных трудах Д. Дзвинчука, Л. Карамушки, В. Кремень, С. крысюк, А. Ляшенко, В. Луговогота др. Аспекты государственно-общественного управления образованием нашли отражение в работах Л. Даниленко, Г. Ельниковой, Л. Калининой, Т. Лукиной, В. Маслова, Н. Протасовой и др.

За рубежом проблемы развития государственно-общественного управления образованием анализировались Н. Акинфиев, В. Бочкаревым, В. Гусаровым А. Джуринским, Л. каменщиков, Ю. Конаржевским, М. Поташником, Т. Шамова и др.

В историко-педагогических исследованиях одной из основных является проблема периодизации процесса становления государственно-общественного управления образованием и его развития. Эту проблему пытались решить представители таких наук, как педагогика, государственное управление, право, политология.

Современные украинские и российские исследователи истории государственно-общественного управления образованием предложили несколько подходов к периодизации государственно-общественного управления образованием в пределах

XVIII-XXI вв. Мы рассмотрим их на примере работ трех основных исследователей этой проблемы: российских ученых В. Гусарова, Н. Федоровой и украинского ученого Л. Гаевский.

В. Гусаров время становления и развития феномена государственно-общественного управления образованием разделил на четыре периода:

I период (подготовительный) - XVIII вв. - пятидесятых годов. XIX в .; II период (дореволюционный) - 1860-1917 гг .; III (советский) - 1917-1990 гг .;

IV период (постперебудовчий) - ноябрь 1991 - наше время.

Критериальной признаком такого разделения определен характер взаимодействия государства и общества. Основное внимание ученый обратил на деятельность земств и современных органов местного самоуправления в качестве основных факторов формирования общественной составляющей в управлении образованием.

Более подробную периодизацию предлагает в своей диссертации «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России» Н. Федорова. Она отмечает, что первый опыт государственно-общественного управления (своеобразная предыстория) соотносится со временем создания государственной школы с участием представителей различных социальных состояний во времена Петра I. В процессе становления государственно-общественного управления школьным образованием с момента создания особого органа управления школьным образованием (1802 г.) и принятие Устава (1804) до окончания советского периода (1991г.) исследовательница выделяет пять периодов: I - начало XIX в. - середина 50-х гг. XIX в .; II - середина 50-х гг. XIX в. - начало 90-х гг. XIX в .; III - начало 90-х гг. XIX в. - 1917 г .; IV - ноябрь 1917 - 1931 г .; V - 1931 – 1991.

В рамках этих периодов характеризуется эволюция форм участия общества в школьном строительстве, создание педагогической общественностью новых общественных организаций, а также объединение различных социальных групп вокруг решения неотложных проблем массовой школьного образования. Так во время первого периода преемственность государственной школьной образовательной политики, проводившейся в царствование Екатерины II, оказалась в государственном регулировании процесса создания системы образования, выдвижении в Министерство образования лиц, принимавших участие в преобразованиях времен ее царствования и игнорировании немногочисленных образовательных проектов, которые предлагались представителями различных слоев общества. С позиций общественного участия в этом процессе Н. Федорова выделяет поддержку образовательных и благотворительных инициатив со стороны государства образованными представителями российского общества, создание на этой основе общественных союзов и организаций благотворительного и образовательного характера. Также в этот период создаются первые школы взаимного обучения. Указанный период характеризуется также отсутствием массовой общественной инициативы из причин незначительного слоя образованного общества и влияния на процесс управления образованием субъективных факторов (личности императора и его окружения). В рамках узкого круга приближенных к императору лиц и происходила дискуссия по поводу развития государства и образования.

Важным для понимания сущности эволюции управления учебными заведениями является труд «Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II» известного исследователя второй половины XIX в. С. Рождественского, который подробно осветил начало формирования системы управления образованием на центральном и местном уровнях в период образовательных реформ Екатерины II в (вторая половина XVIII в.). Он отмечал, что органом центрального управления в сфере образования изначально была Комиссия по обустройству народных школ, которую затем в процессе реформ Александра I заменило Министерство народного образования. Местное управление учебными заведениями в соответствии с административной реформы второй половины XVIII в. функционально распределялось так: руководство административными и хозяйственными делами в образовании осуществляли губернаторы и приказы «общественного призрения», а контроль за учебной деятельностью осуществляли губернские директора и уездные надзиратели народных училищ.

Элементы общественного в системе государственного управления образованием в начале XIX в. как своеобразные ростки этого процесса оказывались в функционировании частных школ. Но, как отмечал И. Альошинцев,

с начала XIX в. начала доминировать идея государственного обучения. С 1811 государство взяло под контроль частные школы, учредителями подавляющего большинства которых были иностранцы. Государство контролировало содержание обучения, требуя, прежде всего, преподавание предметов на русском языке. С 1 мая 1811 каждый владелец частной школы обязывался ежегодно вносить на счет Министерства народного образования пятипроцентный сбор с зарплаты, которая шла на содержание учреждения.

Определенными элементами общественного в образовании можно считать домашнее обучение детей, которое было взято под государственный контроль в 1812 В январе 1812 император Александр I принял решение министра народного просвещения об обязательности получения домашними учителями-иностранцами свидетельства от органов управления образованием о « их способности и знания ». Поводом для введения экзаменов для учителей-иностранцев стало соответствующее решение Харьковского университета.

Начиная с 1817, Министерство народного образования постепенно внедряло контроль за учебным книгоизданием, что касалось и использования учебных книг частных пансионах.

В 1823 г.. Было принято министерское решение о запрете использования в частных школах учебников и книг для чтения без особого разрешения «высшего начальства».

0

Коментарі

118.10.17, 19:59

Культурные люди прячут часть текста "под кат", оставляя 8-10 строчек. Это актуально для мобильных пользователей и с медленным интернетом. При создании заметки обратите внимание на ряд значков над полем заметки - крайний правый "взять под текст". Ставите курсор в текст заметки и кликаете по этому значку. Ниже этой Вашей заметки в общей ленте размещена вот эта: http://blog.i.ua/user/6688269/2042887/
Посмотрите, как сэкономлен трафик пользователей. Только смотрите в ленте и кликнув на ссылку "читать дальше"