С таким многозначным символом, как Дурак, связано,
насколько нам известно, несколько отдельных традиций - очень
отчетливых и исторически очень важных. Их надлежит рассмотреть
поочередно, чтобы понять единую доктрину, из которой они все вышли.
«Зеленый Человек» праздника Весны. «Апрельский дурак». Святой Дух
Эта традиция представляет изначальную идею в форме,
доступной пониманию среднего крестьянина. Зеленый Человек -
персонификация той таинственной силы, которая вызывает все весенние
явления природы. Трудно сказать, почему, но этот образ связан с идеями
безответственности, безнравственности, буйства, идеализации,
романтики, звездного сна.
Когда приходит Весна, Дурак пробуждается в каждом
из нас. Все люди становятся немного дикими, немного растерянными.
Считается, что поэтому и сложился целительный весенний обычай:
подсознательным импульсам надо давать выплеснуться вовне в ходе
ритуалов. Это был один из способов облегчения исповеди. Обо всех этих
праздниках можно сказать, что они в простейшем виде, без всякого
самоанализа, изображают совершенно естественное явление. Особенно
следует отметить Пасхальное Яйцо и «poisson d avril».
«Великий Дурак» кельтов (Далуа)
По сравнению с сугубо натуралистическими явлениями, описанными выше, Великий Дурак - значительный шаг вперед; в нем уже просматривается четкая доктрина.
Мир всегда нуждается в спасителе, и доктрина, о которой идет речь, с философской точки зрения уже больше, чем доктрина: это факт.
Спасение, что бы оно ни означало, не достигается ни на каких разумных условиях. Разум - это тупик, разум - это проклятие; только безумие, божественное безумие, предлагает нам выход.
Закон Лорда-канцлера не поможет; законодатель
может быть страдающим эпилепсией погонщиком верблюдов вроде Мухаммеда,
провинциальным выскочкой-мегаломаном вроде Наполеона, или даже
изгнанником, обитателем чердаков Сохо, на три четверти ученым и на
четверть сумасшедшим, вроде Карла Маркса. У таких персон общее лишь
одно: все они безумны, все они «вдохновлены». Почти у всех первобытных
народов есть эта традиция, хотя бы и слабо выраженная. Они уважают
бродячего психа, ибо он может быть посланником Всевышнего. «Этот
юродивый? Давайте обращаться с ним ласково. А вдруг мы, не зная,
оказываем гостеприимство ангелу?»
В карте Дурака, однако, традиционная форма гораздо
яснее указывает на Вакха Двоякого, представляющего более
поверхностную форму поклонения; экстаз, характерный для этого бога,
скорее магичен, чем мистичен. Последнее требует имени Иакх (Иакх - еще одна ипостась Диониса-Загрея-Вакха.).
Матерью Вакха была Семела. Зевс посетил ее в виде вспышки молнии,
которая ее и убила. Но она успела забеременеть от Зевса, и он спас
дитя. До самого совершеннолетия Вакх прятался в «бедре» (т. е. в
фаллосе) Зевса. Гера, чтобы отомстить мужу за его измену с Семелой,
сделала юношу безумным. Это уже прямая связь с нашей картой.
В легенде о Вакхе важнее всего то, что он
Двоякий, то есть имеет две природы и, кажется, больше в бисексуальном,
чем в гермафродитическом смысле. Его безумие - одна из фаз опьянения,
ибо он в первую очередь бог вина. Он странствует, танцуя, по Азии,
окруженный спутницами, потерявшими рассудок от восторга. У них посохи,
увенчанные шишками и увитые плющом; они бьют в цимбалы, а в некоторых
легендах также имеют при себе мечи и опоясываются змеями. Этих
женщин-менад сопровождают мужские полубоги лесов. Пьяное лицо и
безжизненное состояние лингама Вакха на изображениях связывают его с
уже упоминавшейся легендой о крокодиле. Его постоянный спутник - тигр;
как на всех лучших вариантах карты «Дурак», тигр или пантера
изображаются прыгающими на Вакха сзади, в то время как крокодил готов
пожрать его спереди. Говорят также, что, путешествуя по Азии, он ездил
на осле, что связывает его с Приапом (Фаллического бога Приапа почитали в виде осла),
который, кстати, его сын от Афродиты, согласно одной легенде.
Любопытно, что в мифической сцене рождения Иисуса Мать-Дева
изображается между быком и ослом: вспоминается, что название буквы
Алеф означает быка.
Для поклонения Вакху выбирали представителя
бога: он должен был быть молодым и дееспособным как мужчина, но при
этом и женственным. Естественно, за столетия поклонение выродилось;
изначальная форма обросла новыми идеями и, отчасти благодаря
оргиастическому характеру ритуала, образ Дурака приобрел определенные
очертания. Его стали изображать в дурацком колпаке, явно фаллическом, в
пестрой одежде, что опять-таки напоминает о разноцветной одежде
Иисуса и Иосифа. Этот символизм связан не только с Меркурием, но и с
Зодиаком. Иосиф и Иисус, с их двенадцатью братьями и двенадцатью
учениками, в равной степени представляют Солнце в окружении двенадцати
знаков. Лишь много позже символизму Дурака был приписан алхимический
смысл, и было это во времена Ренессанса, когда ученые во что бы то ни
стало стремились найти нечто серьезное и важное в символах, которые на
самом деле были весьма фривольными.
Бафомет
Нет никакого сомнения, что эта загадочная
фигура является магическим образом той же идеи, развившимся из многих
символов. Наиболее близки к ней фигуры Зевса Арренотелуса и Бабалон, а
также странные непристойные изображения Девы-Матери, которые можно
встретить в раннехристианской иконографии. Об этом достаточно много
сказано у Пэйн-Найта (Сэр Ричард Пэйн-Найт (1751 - 1824)-английский философ и историк. Его главный труд - «Беседа о почитании Приапа» (1786).), исследовавшего происхождение и значение имени Бафомета. Фон Хаммер-Пургшталль (Барон Йозеф фон Хаммер-Пургшталль (1774 - 1856) - австрийский историк-ориенталист.)
был, безусловно, прав, полагая Бафомета одной из форм бога-быка или,
скорее, бога-быкоборца, Митры; ибо в имени Бафомета должно быть «р» в
конце. Таким образом, это явное искажение имени «Отец Митра». Есть тут
и связь с ослом, поскольку как объект почитания тамплиеров Бафомет
стал ослиноголовым богом.