Бригадир в этом отношении — явление уникальное. Его книги — это мужская проза, насыщенная всеми внешними признаками мужественности: тут и оружие, и драки, и рискованные приключения. И это проза, в которой философия, раздумья, тончайшие оттенки эмоций и чувств, описания приключений духа и мысли — не выглядят чужеродными элементами, а накрепко вплетены в сюжет и в характер героя. Удивительный баланс внешнего и внутреннего богатства, наполняющего тексты. Прекрасное ощущение силы таланта автора.
Если же говорить конкретно о романе «Аборт», то лучше бы ничего не говорить, чтобы не мешать читателю самому пройти все ступени повествования. Потому я не буду трогать сюжетные повороты. Лучше сразу о главном.
Эта книга о смерти. Не о смертях, а о Смерти как явлении. И вот тут надо бы написать фразу о том, что кто только не затрагивал этот вопрос, вот и Бригадир…
Считайте, что этой фразы нет. В случае с Бригадиром прекрасно работает правило: важно не только — о чем, важно — как.
Главный герой книги, успешный бизнесмен, полный планов на будущее, человек, у которого все рассчитано и движется в нужном направлении, погибает в автокатастрофе на первых страницах. И начинается его существование в послежизни. Версия мира мертвых по Юрию Бригадиру логична, выразительна и очень правдива. Читая, не пытаешься спорить с автором о других версиях существования этой реальности, просто с первых же слов принимаешь эту. И начинаешь в ней — нет, не жить, как не живут умершие персонажи, — существовать. Принимая участие в их нежизнях.
Зачастую романы такого свойства — ознакомительное путешествие героев и читателя в непознанное. Авторы, предлагающие свои варианты потустороннего существования, часто этим грешат. Увлекшись рассматриванием бытования воображаемого мира, такой автор забывает о действии, водит читателя по роману, как по музею, показывая ему то на один предмет, то на другой. И когда дело доходит до сюжета, выясняется, что вот тут ему и нечего сказать.
Бригадиру сказать есть что.
В его прозе персонажи много думают и ярко чувствуют, за что автору большое спасибо. Роман достоин называться романом, когда в нем, помимо толпы действующих лиц и изрядного количества сюжетных поворотов, есть еще отвлеченные рассуждения, раздумья и выводы из них. Роман не может быть поспешным и скомканным, должна в нем быть определенная обстоятельность. И если все перечисленное есть, да еще читается текст так, что от него трудно оторваться, это не просто плюс книге, это ей — плюсище.
«Аборт» построен по принципу вспышки, когда из малой начальной точки расширяется пятно черного огня, неумолимо и безжалостно. Для того чтобы, погрузив читателя в самый центр черноты, заставить его совершить усилие и вынырнуть на поверхность, вместе с главным героем переломив направление сюжета. Собрать неизмеримую тьму в ладони и сжать, возвращая миру баланс, не давая ему скатиться в пропасть. Сделать это! И — облегченно вздохнуть, перелистывая почти уже последние страницы.
Но!..
А что будет после этого «но», расскажет автор.
А мы прочитаем.
Коментарі
Sindarin
128.05.12, 00:08
Мерси за наводку...
анонім
22.07.12, 01:55
Матусю схаменись!Я ще не бачив сонця!
Не чув пташок і квітів не збирав!
Я не сидів у дощ біля віконця,
І ручками тебе не обіймав!
Гадаєш я нічого не відчую?
Бо я маленький згусточок в тобі?
Якби ж ти тільки знала - я все чую!
Я так боюсь!Куди ж втекти мені?
Хтось скаже,що на все є воля Божа,
що має бути - те не омине.
Невже така сумна у мене доля,
Що люблю ту,яка за мить мене уб'є?
Можливо, будеш мною ти пишатись,
Бо я важливе зроблю відкриття!
Рідненька,ти почала вже вагатись?
На ниточці висить моє життя!
А,може,буду просто добрим сином
Й на старості подам тобі води
Якби я міг,то став би на коліна:
"Матусю не роби мені біди!"
Адже у тебе стільки сили й волі,
І ласки,і кохання,і тепла.
Як добре б нам було!!!Доволі!
Розмріявся!А ти ще ж рішення не прийняла...
анонім
32.07.12, 01:56Відповідь на 2 від анонім
Лиш ти одна,мабуть,сьогодні знаєш
народжусь я,чи піду в забуття.
А я тремчу,чекаю...і благаю:
"Матусю збережи мені життя!"
Може хтось задумається прочитавши вірш...