хочу сюди!
 

Татьяна

57 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 55-58 років

Лекарства-убийцы

  • 29.05.14, 11:07
Посмотрите на любые современные лекарственные формы - будь это хоть простейшие аспирин или парацетамол с новым имиджем, под новыми наименованиями, хоть травки в современнейших капсулах. Они сопровождаются информацией с потугами на исчерпывающую - показаниями и противопоказаниями, таблицами дозировок с учетом возраста и т.д., описаниями побочных эффектов и эффектов желательных, общетерапевтическими сведениями и предупреждениями. По сути это курс терапии, изложенный на упаковке со вкладышем. Своего рода комикс по роману Достоевского или, если хотите, Драйзера. Но так было не всегда. Во все времена эти вещи - дозировки, предупреждения... - определял врач. На основе личного приема, при личном контакте, с учетом личных особенностей, занося каждое назначение в личное "досье" - медицинскую карту и ведя это "досье" в течение почти всей жизни клиента.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИКИ

Давайте "от печки". Зададим себе нескольно простых вопросов. Что такое фармацевтика? Кто такой фармацевт? Чем он занимается? Еще полвека назад у нас в Отечестве (а около века назад на Западе) мало кто из граждан даже слово такое слышал. Это был очень маленький сектор медицины, занятый разработкой и синтезом препаратов, которые можно было создать только в особых, специально созданных условиях. Этим в основном занимались научно-исследовательские институты, учреждения со специализированными лабораториями. То есть "высокая" наука, находившаяся на содержании у государства у нас, или частные научные центры, добившиеся права работать на бюджетные деньги, на Западе. А лечением больного занимались двое - врач и аптекарь.

Врач обследовал пациента, консультируясь при необходимости с коллегами более узкой специализации, направляя, если надо, обследоваться в учреждения с высокотехнологичной медтехникой. Учитывая возрастные, наследственные и другие особенности организма больного, врач разрабатывал индивидуальное лекарство и писал соответствующий рецепт. Аптекарь составлял по этому рецепту индивидуальное лекарство для данного больного, т.е. почти во всех случаях сам же и был фармацевтом. Ничего похожего на сегодняшний "универсализм" лекарств, выпускающихся в одном месте для всех категорий больных, не было.

Понятно, что аптека не в состоянии синтезировать пенициллин и некоторые выскотехнологичные препараты, но таких лекарств было немного (их и сейчас немногим больше; почти все сегодняшнее многообразие - модификации и сочетания нескольких "базовых" препаратов).

Фармацевтика обслуживала врача и аптекаря, как необходимое, но не главное приложение к их тандему. Тем, чем она является сейчас, она стала, когда перешла из "области науки" в "область бизнеса".

БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ - БОЛЬШИЕ БЕЗОБРАЗИЯ

На первый взгляд это вроде бы благо - конкуренция и все такое. Однако, постепенно, год за годом "благо" превратилось в свою противоположность и привело к абсурдному положению. Фармацевтика, развившаяся по законам бизнеса в мощную самостоятельную отрасль, теперь содержит и аптекаря, и врача, и науку, и государственные ведомства (последних - в форме подкупа и всяческого финансового протекционизма). Аптекарь же практически перестал готовить индивидуальные лекарства (хотя большая часть препаратов сегодняшнего многотысячного аптекарского ассортимента по-прежнему представляет из себя простые сочетания компонентов, составить которые аптеке и сегодня не составило бы труда) и превратился в простого торговца, реализующего товар фармацевта.

Следом за ним врач (на Западе явно, а у нас все более явно) оказался пристегнутым к интересам фармацевта, превращаясь в простого конторского служащего, клерка, посредника между фармацевтом и больным.

Из вспомогательной службы, помогающей врачу и аптекарю в той части их работы, которую они выполнить не могут, фармацевтика превратилась в самодостаточную научную, лечебную, коммерческую, производственную, масс-медийную и чуть ли не политическую силу. Подчинившую тех, кто выполнял названные функции раньше. И взявшую эти функции на себя.

Теперь работающая все больше сама для себя корпорация "фармацевтика" сама взялась лечить людей, отведя другим участникам этого действа роли второстепенные. Отрасль научилась делать большие деньги, ну а где большие деньги, там, как правило, неизбежно возникают и большие безобразия. Случаи сокрытия вновь открытых свойств препаратов, фальсификации научных данных и т.д. время от времени эти безобразия набирают масштаб национальных скандалов.

О некоторых таких скандалах мы и говорим в нашей рубрике "глобальные умолчания".

ФЕНОЛФТАЛЕИН

Препарат этот - наш давний и уважаемый знакомый, некоторые даже считают его отечественным. Один из немногих, которые еще с советских времен в фольклор вошли, а именно - в анекдоты. В нашей стране его гораздо больше знают под другим названием - ПУРГЕН. В отечественной справочной литературе названо еще 14 синонимов. Есть у него и фирменное название - ЭКС ЛАКС от Novartis, транснациональной корпорации с основным капиталом в Швейцарии.

В свое время корпорация устанавливала его безопасность, проверяя на животных, после чего ЭКС ЛАКС быстро стал мировым лидером слабительных средств (во всяком случае, так еще в 2002 году было, более поздней информации по экс лаксу нет). А вот что российскому потребителю не известно, так это то, что за несколько лет исследования выяснилось, что фенолфталеин, на основе которого сделано очень много слабительных средств, вызывает рвоту, нервные заболевания, эритемы, геморрой, лихорадку, тахикардию, в особых случаях пациент может войти в кому и умереть, а одно из производных этого вещества к тому же является сильнейшим печеночным ядом.

Кроме того, российский потребитель не знает, что еще в 1999 году в США весь экс лакс-фенофталеин от Novartis был изъят из продажи. Из-за подозрения, что он является причиной раковых заболеваний. Причем, фирма поспешила изъять его сама, не дожидаясь, пока FDA (американская государственная организация, осуществляющая контроль за качеством продовольствия и медикаментов) наложит официальный запрет, чем подорвет репутацию и экс лакса, и корпорации. Взамен данный фармо-магнат предложил рознице новое слабительное средство на основе сенны (трава такая; мы в "антидуринге" писали).

Впрочем, санкций корпорация не избежала, нарвавшись на штраф в 1 миллиард долларов за то, что цены очень сильно завышены. Но нам интересно не это, а то, что, избежав скандала в США, производитель избежал скандала общемирового и продает свой препарат как ни в чем ни бывало и в Западной Европе (куда более "зараженной" сомнительными медикаментами, нежели Штаты), и в "третьем мире". В той же Швейцарии медицинская общественность борется за запрещение препаратов с фенолфталеином (включая детские) из Италии и Германии, Англии и Франции, США и Чили. А вот в России с фенолфталеином-пургеном никто не борется, наоборот, это из одно уважаемых средств. В последних (электронных уже) версиях справочников для врачей оно предлагается и взрослым, и детям, из побочных эффектов же упомянут один: возможно негативное действие на почки.
0

Коментарі