О названии «Русь» писали много, и каждый, кто
пытается заново поставить этот вопрос, как будто не в состоянии выйти из круга
уже возникших теорий. И, тем не менее вопрос о происхождении названия «Русь» не
может быть снят с обсуждения, ибо он тесно связан с вопросом о происхождении
руського государства Украина и руського народа Украины - русов-украинцев. Недаром же
летописное сказание о начале Руси 200 лет служило темой для споров норманистов
и антинорманистов, тех споров, которые всегда шли в накаленной политической
атмосфере даже в неславянской угро-тюрко-семитской Московии , начиная с полемики великого Ломоносова с немцами-академиками
середины XVIII в.К тому же общие итоги ученых исследований о происхождении
термина «Русь» не могут быть признаны удовлетворительными.
В настоящее время наиболее принята
в той же Московии-России компромиссная теория Брима о двойном, северном и южном, происхождении слова
«Русь». Но эта теория, как всякое компромиссное решение, по существу ничего не
объясняет, потому что оставляет в силе и теорию, возводящую «Русь» к варягам-скандинавам,
и взгляды о Киевском происхождении Руси.
Термин Русь, принимая его автохтонно-киевское
происхождение, относился к местной, исконной славянской знати. Однако
доказательств того, что словом «Русь» обозначалась только знать, а не отдельный
народ или племя, так и нет.
Для историка, изучающего происхождение термина
«Русь», есть один способ определить, что понималось под Русью в IX — X веках, —
это пересмотреть основные источники, знающие «Русь» и о ней упоминающие. В
основном эти памятники делятся на две группы: руськие(украинские) и иноземные.
Значение их, конечно, совершенно неравно, так как только руськие источники
могут с большей или меньшей точностью указать, что понималось у восточных
славян под словом «Русь», какой народ и какая страна, тогда как иностранные
памятники полны множества противоречий, в особенности источники московитского и арабского
происхождения, которые могут быть привлечены только в виде дополнительного
материала.
В исторической науке давно уже отмечено, что в
XII — XIII вв. название «Русь» обозначало вполне определенную страну —
собственно Киевскую землю(современную Украину). Примеров подобного
словоупотребления можно указать немало и притом в разных руських памятниках.
Так, Лаврентьевская летопись, памятник возможно не славянского владимиро-суздальского
происхождения, рассказывает о походе киевского князя Святослава Всеволодовича и
сожжении города Дмитрова: «...пожга (Святослав — М. Т.) город Дмитров,
възвратися опять в Русь...». И это не случайное, а общепринятое выражение не
руських и не славянских владимиро-суздальских памятников. После смерти полу-печенега
Андрея Боголюбского на совещании во Владимире говорилось: «...князь наш убьен,
а детей у него нету, сынок его в Новегороде, а братья его в Руси...». Итак,
Владимиро-Суздальская земля — не Русь, а Русь — это Киев и киевские княжества, где живут братья Андрея .
Подобное же словоупотребление видим в балто-фино-славянской
до 16 века Новгородской земле. Для новгородца под Русью понималась Киевская
земля. Можно привести ряд выражений, характерных для новгородского понимания
слова «Русь», но ограничимся двумя примерами. В 1135 г. «иде в Русь архиепископ
Нифонт с лучьшими мужи». В 1142 г. сообщается, что новгородцев не пускали из
Руси, пока они не приняли князя Святополка. В отличие от жителей Руси, которых
называли русинами, новгородцы называли себя словенами. Это противопоставление
русина словену с наибольшей четкостью бросается в глаза в краткой редакции
Киевской Руськой Правды. В свою очередь, киевляне называли свою землю Русью в
отличие от Новгородской земли («бежащю же Святославу из Новагорода идущю в Русь
к брату»).
Наряду с термином «Русь» как обозначением
определенной территории употреблялось другое, более широкое понятие «Руськой
земли» в применении ко всем восточнославянским землям, входившим в состав
Киевского государства. Примеров подобного словоупотребления много. Так, Изяслав
Мстиславич заявляет: «Мне отцины в Угрех нетуть, ни в Ляхох, токмо в Руськой
земли» .
Скорее всего под "Руськой землёй" понималась собственно Русь и её колонии : балто-фино-славянская Новгородчина, мордвино-чудские Владимиро-Суздальщина с Муромщиной и Псковщиной , а также хазарско-печенежско-половецкие Залесье с Ярославщиной.