хочу сюди!
 

Лариса

52 роки, близнюки, познайомиться з хлопцем у віці 38-57 років

О названии «Русь»

  • 11.07.14, 18:27

О названии «Русь» писали много, и каждый, кто пытается заново поставить этот вопрос, как будто не в состоянии выйти из круга уже возникших теорий. И, тем не менее вопрос о происхождении названия «Русь» не может быть снят с обсуждения, ибо он тесно связан с вопросом о происхождении руського государства Украина и руського народа Украины -  русов-украинцев. Недаром же летописное сказание о начале Руси 200 лет служило темой для споров норманистов и антинорманистов, тех споров, которые всегда шли в накаленной политической атмосфере даже в неславянской угро-тюрко-семитской Московии , начиная с полемики великого Ломоносова с немцами-академиками середины XVIII в.К тому же общие итоги ученых исследований о происхождении термина «Русь» не могут быть признаны удовлетворительными.

В настоящее время наиболее принята в той же Московии-России компромиссная теория Брима о двойном, северном и южном, происхождении слова «Русь». Но эта теория, как всякое компромиссное решение, по существу ничего не объясняет, потому что оставляет в силе и теорию, возводящую «Русь» к варягам-скандинавам, и взгляды о Киевском происхождении Руси.

Термин Русь, принимая его автохтонно-киевское происхождение, относился к местной, исконной славянской знати. Однако доказательств того, что словом «Русь» обозначалась только знать, а не отдельный народ или племя, так и нет.

Для историка, изучающего происхождение термина «Русь», есть один способ определить, что понималось под Русью в IX — X веках, — это пересмотреть основные источники, знающие «Русь» и о ней упоминающие. В основном эти памятники делятся на две группы: руськие(украинские) и иноземные. Значение их, конечно, совершенно неравно, так как только руськие источники могут с большей или меньшей точностью указать, что понималось у восточных славян под словом «Русь», какой народ и какая страна, тогда как иностранные памятники полны множества противоречий, в особенности источники московитского и арабского происхождения, которые могут быть привлечены только в виде дополнительного материала.

В исторической науке давно уже отмечено, что в XII — XIII вв. название «Русь» обозначало вполне определенную страну — собственно Киевскую землю(современную Украину). Примеров подобного словоупотребления можно указать немало и притом в разных руських памятниках. Так, Лаврентьевская летопись, памятник возможно не славянского владимиро-суздальского происхождения, рассказывает о походе киевского князя Святослава Всеволодовича и сожжении города Дмитрова: «...пожга (Святослав — М. Т.) город Дмитров, възвратися опять в Русь...». И это не случайное, а общепринятое выражение не руських и не славянских владимиро-суздальских памятников. После смерти полу-печенега Андрея Боголюбского на совещании во Владимире говорилось: «...князь наш убьен, а детей у него нету, сынок его в Новегороде, а братья его в Руси...». Итак, Владимиро-Суздальская земля — не Русь, а Русь — это Киев и киевские  княжества, где живут братья Андрея .

Подобное же словоупотребление видим в балто-фино-славянской до 16 века Новгородской земле. Для новгородца под Русью понималась Киевская земля. Можно привести ряд выражений, характерных для новгородского понимания слова «Русь», но ограничимся двумя примерами. В 1135 г. «иде в Русь архиепископ Нифонт с лучьшими мужи». В 1142 г. сообщается, что новгородцев не пускали из Руси, пока они не приняли князя Святополка. В отличие от жителей Руси, которых называли русинами, новгородцы называли себя словенами. Это противопоставление русина словену с наибольшей четкостью бросается в глаза в краткой редакции Киевской Руськой Правды. В свою очередь, киевляне называли свою землю Русью в отличие от Новгородской земли («бежащю же Святославу из Новагорода идущю в Русь к брату»).

Наряду с термином «Русь» как обозначением определенной территории употреблялось другое, более широкое понятие «Руськой земли» в применении ко всем восточнославянским землям, входившим в состав Киевского государства. Примеров подобного словоупотребления много. Так, Изяслав Мстиславич заявляет: «Мне отцины в Угрех нетуть, ни в Ляхох, токмо в Руськой земли» .

Скорее всего под "Руськой землёй" понималась собственно Русь и её колонии : балто-фино-славянская Новгородчина, мордвино-чудские Владимиро-Суздальщина с Муромщиной и Псковщиной , а также хазарско-печенежско-половецкие Залесье с Ярославщиной.

3

Коментарі

112.07.14, 00:29