«Капричос»
начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно
персонажи офортов — махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети
продажных женщин, монахи — изменяются, в их облике начинает проявляться
их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного,
ведьмовского мы видим в лицах. Вот
лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем
плане — море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное
сохранившее благородные человеческие черты лицо — лицо осужденной. Но
Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой
порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой
усердной, такой полезной — и так обойтись! Безобразие!» Род занятий
грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая
сопровождает осужденную на костер,— здесь уже не возникает никаких
сомнений: жертва не лучше своих палачей.
С
наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины,
проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в
одежды лицемерия.
Одна
за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист
48) — образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя
обыгрывает двойной смысл слова sop – lones — доносчики и дующие.
На
этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской
иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте.
На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и
ненасытные, проникающие повсюду.
Картины
кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но
на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже
построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в
переносном смысле — «докучать». Монахи обступили несчастного, который
молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто
станет жить среди людей, — утверждает Гойя, — тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там
он все равно убедится, что жизнь — сплошной клистир». В царстве Глупости
человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.
Это стоит того,чтобы посмотреть.
Источник: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124170728/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BE%D1%81
Свадьба
Марионетка
Смерть пикадора
Кораблекрушение
Пожар,огонь в ночи
Уличные комедианты
Новый
век принес Испании новые бедствия. Бездарная политика Годоя,
пытавшегося лавировать между Англией и Францией, привела к тому, что
Испания постоянно была в состоянии войны с одной из этих стран.
Неизменно кончавшиеся поражением Испании, эти войны вели страну к
разорению и упадку. (Причем упадок был столь большой, что даже дешевая
одежда из Америки стала пользоваться большой популярностью среди
испанцев).
В
1807 году французские войска оккупировали Испанию, а 1803 году на
престол был возведен брат Наполеона Жозеф Бонапарт. Начавшееся в марте
1808 года в королевской резиденции в Аранхуэсе народное восстание
переросло в вооруженную борьбу против французских войск на всей
территории страны. Началась первая испанская революция. В течение
нескольких лет продолжалась в Испании партизанская война. Стихийные
бедствия и эпидемии настигали тех, кто не стал жертвой оружия.
Гойя
выступает как летописец бедствий, постигших его родину. Уже сами
названия картин говорят о том, что художник не стоял в стороне от
борьбы, которую вел его народ за национальную независимость:
«Изготовление пороха в горах Сьерры де Тардиенте», «Литье пуль»,
«Женщины, сражающиеся с французскими солдатами». Наибольшей известностью
пользуется картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
(1814, Прадо), на которой запечатлено подавление народного восстания
против французских оккупантов в Мадриде.
Как
свидетельствуют современники, Гойя часто бывал на местах событий, делал
многочисленные зарисовки. Эти наблюдения легли в основу серии офортов
«Бедствия войны», в которой художник обобщил свои впечатления этих лет.
Мы видим пламя пожаров, последствия голода, зверства французских солдат и
жестокость «герильеров» — испанских партизан, мародерство и разбой.
Гойя патриот, который сочувствует всем, кто борется против французских
захватчиков, но он знает, что, хотя народ и пробудился после
многолетнего сна, силы Зла еще не потеряли власти над ним.
Герильеры
во многих листах серии не менее жестоки, чем наполеоновские солдаты.
Результат — горы трупов, тысячи загубленных жизней. «Разве для этого вы
были рождены?» — задает Гойя вопрос в листе 12. Для самого художника
ответ ясен — нет, не в этом заключается предназначение человека.
Истина умерла
Женская
фигура, олицетворение Истины, лежит на земле. Над ней склонились фигуры
монахов, епископов, в самом центре — папа. Слева от него — Истину
оплакивает Справедливость. Но вера в возможность перемен, в возможность
победы Света над Тьмой не покидает художника. «Она воскреснет», —
утверждает он в следующем листе.
В
начале 20-х годов 70-летний художник создает знаменитые росписи «Кинта
дель Сордо» — «Дома глухого» — 16 панно, украшавших стены его
загородного дома, которые в 50-х годах ХХ века были перенесены на холст и
теперь хранятся в Прадо. Это своего рода итог раздумий художника о
судьбах его родины. Снова, как «Капричос» и «Бедствиях войны»,
фантастические образы служат Гойе для того, чтобы перейти от конкретных
жизненных наблюдений к синтезу, обобщению.
Гойя
возвращается к олицетворениям темных сил, правящих миром: дьявол-козел,
председательствующий на шабаше, лицемеры-монахи, безумная толпа, слепо
стремящаяся к своей гибели. Особенно выразителен старик, пожирающий
младенца, так называемый Сатурн — это олицетворение ада, тьмы, губящей
человеческие души и жизни.
—
Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать
чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить,
подмазывать, сосать, поддувать, жарить — всякий раз, как тебе прикажут?
— Клянусь!
— В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!
Близится
час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои
норы, происходит обратное превращение — монстры и нетопыри начинают
приобретать свой «дневной» облик.
Гойя
в юные годы вел в Сарагосе веселую жизнь, хотя легенды о его тогдашних
«подвигах», из разряда пересказываемых в кабаках, вряд ли претендовали
на достоверность даже и в те времена. Говорили о многочисленных связях –
с юными девушками и замужними дамами, а чаще всего с махами, женщинами
вольных нравов, которые навсегда останутся для Гойи идеалом сексуальной
привлекательности. Маха – подруга махо (от этого слова в нашей
транскрипции образовалось популярное ныне понятие «мачо»), так называли
представителей испанских низов, гу- ляк, пьяниц и часто бандитов, скорых
на поножовщину. Говорили, что Гойю как-то нашли с ножом в спине –
результат уличной драки из-за женщины.
Маха обнаженная
Аллегория любви или Купидон и Психея
Аллегория истины,время и история
Каннибалы созерцают человеческие останки
Миры,
увиденные Гойей, странны и пугающи. Он видит иную реальность; в его
психике происходит развертывание темных подсознательных сил, которые
прорываются наружу, захлестывая порой мир сознания.
Старухи
Колосс
"День
наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы
снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно
действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как
ночью!"
Аутодафе
Сумасшедший дом
...из истории болезни: "Ф.Гойя .
Диагнозы:шизофрения,сифилис,малярия,синдром Фогта-Койянаги-Гаради,корь,синдром Когана,васкулит,анемия,
хроническая интоксикация свинцом(основы
некоторых
красок, использовавшихся Гойей, в частности белой, содержат свинец),а
также симптомы:преходящая слепота, глухота, шум в ушах, головокружение,
дезориентация, боли в животе "
Процессия кающихся грешников
Приблизительно
в это же время художнику становится совсем плохо: правосторонний
паралич, потеря чувства равновесия, слуха, частично речи и… зрения. И
пока болезнь не отпускала его, он страдал частыми галлюцинациями,
головокружениями и припадками.
Шабаш ведьм
В 1824 году под предлогом лечения на водах художник покинул родину и поселился во Франции,
в Бордо. В апреле 1828 года он умер в возрасте 82 лет.
...Прошло
много лет. Испания не проявляла никакого интереса к могиле своего
великого сына. Но однажды, это было уже в 1880 году, испанский консул
в Бордо Хоакин Перейра, навещая могилу своей жены, обнаружил на кладбище
полуразрушенное захоронение Гойи. Он написал испанскому правительству
письмо, в котором предлагал вернуть останки великого художника
на родину. Трудно поверить, но бюрократическая эпопея по этому поводу
длилась… 20 (!) лет. Только 8 мая 1900 года королева Мария Кристина,
прабабка нынешнего короля Испании Хуана Карлоса, подписала указ
о захоронении останков Гойи в Мадриде в специально построенном для этого
пантеоне на кладбище Сан Исидро. И тут начались мистические явления…
Во время
эксгумации в Бордо специальная комиссия обнаружила, что останкам Гойи
недостает черепа. Исчезновение черепа было необъяснимо. В таком виде,
без головы, великий художник был захоронен в Испании.
А
в 1928 году испанский ученый из Сарагосы Иларио Химено представил
картину «Череп Гойи», которую он приобрел в антикварном магазине.
Картина была подписана художником Дионисио Фьеррос и датирована
1849 годом, т. е. двадцатью годами спустя после смерти Гойи. Внук
Дионисио Фьеррос утверждал, что, по семейным преданиям, в мастерской его
деда находился череп Гойи. Где сейчас эта картина и сам череп,
неизвестно. Еще одна тайна, по сей день остающаяся неразгаданной.
Коментарі