Меэлис Марипуу: Эстонский институт исторической памяти ищет прав
- 28.05.18, 21:43
Журналисты из издания “Музеи Украины” продолжают резонансное историческое расследование о судьбе граждан Эстонии, арестованных НКВД СССР в июне 1941 года, тайно доставленных в Путивльский и Старобельский лагеря для военнопленных.
Два эшелона из Таллинна – №№290 и 292 были заполнены исключительно
“главами семей” – бывшими госслужащими, офицерами, полицейскими,
пограничниками, политиками, священнослужителями, писателями…
22 июня 1941 года, фашистская Германия напала на СССР.
“В Старобельский лагерь эстонцы прибыли 23 июня, уже с клеймом
потенциальных пособников нацистов – уже сутки действовали законы
военного времени. 2022 человека оказались невольными заложниками
ситуации”. – утверждает известный исследователь, член редколегии журнала
“Музеи Украины” Владимир Бровко.
Два эшелона “уплотнили” и отправили в Севураллаг. По дороге умер 501 человек. Их могилы неизвестны…
Есть документы, свидетельствующие о пребывании “прибалтов и молдован” в Путивльском лагере. Однако, вывезти их в Сибирь явно не успели – не хватало вагонов. И фронт был рядом. Нет ни одного документа об эвакуации узников. Судьба 2000 эстонцев, оказавшихся в Путивле – неизвестна. Историки предполагают трагический финал…
Итого, в Козельщинском, Путивльском, Старобельском лагерях для военнопленных НКВД СССР, в июне 1941 года, оказались 4676 молдаван и минимум 6000 граждан Эстонии, Латвии, Литвы. И если события в Старобельске как-то изучены, то в Козельщине и Путивле нужно искать тайные братские могилы…
Доступа к архивам НКВД-КГБ в путинской России нет! Все опять засекречено!
Украинские журналисты Наталья Иванченко и Виктор Тригуб специально приехали в Таллинн, встретились с сотрудниками Эстонского института исторической памяти, поделились информацией.
Член Правления ЭИИП, историк Меэлис Марипуу рассказал об Институте и о расследовании судьбы репрессированных граждан Эстонии.
-Меэлис, несколько слов о Вашей деятельности…
-Наш Эстонский институт исторической памяти занимается разными авторитарными режимами: советским, нацистским, немецким. Но для нас сейчас первоочередная задача – изучить советское время.
Мы целенаправленно изучаем преступления советского периода, планируем выйти на европейскую арену и стать международным институтом коммунистических репрессий, что будет изучать советские злодеяния в разных странах. На мировом уровне изучение преступлений СССР не столь популярно, как изучение последствий фашистского режима. В ближайшем будущем, необходимо собрать историков, которые занимаются подобными темами и на основе международных проектов прийти к фундаментальным академическим выводам, какие преступления были во время красного коммунистического режима в разных странах.
Наша цель – разработать совместную выставку о преступлениях режима на основе 5 государств: Польша, Литва, Латвия, Эстония, Германия, и присоединить к проекту страны, которые пострадали от пакта Молотова-Риббентропа. И дальнейшая цель – создание международного музея коммунистических преступлений в разных странах, который будет находится в Таллинне в здании тюрмы. Уже выделено помещение 5000 кв.м., где через 6 лет запланировано создать музей, где будут показаны истории стран, которые пострадали от коммунистического режима.
-Наша команда 7 лет расследует деятельность лагерей НКВД СССР для военнопленных, которые находились в Путивле, Козельщине и Старобельське. По нашей информации 18 июня 1941 года, из Таллинна было отправлено 2 эшелона, которые ушли в Старобельск, и они пришли туда, их сразу отправили в Сибирь. Погиб 501 военнопленный из Эстонии в дороге: военнослужащие, полицейские… Мы сейчас пытаемся найти следы еще 2 эшелонов, которые пошли на Путивль, найти документальные свидетельства. Скорее всего, люди с этих эшелонов были расстреляны. Сейчас сохранились только косвенные документы НКВД. На ваш взгляд, какой алгоритм действий можно применить для изучения этой загадки?
– Это как раз будет второй этап нашей работы. Мы имеем списки людей, которые пропали без вести в 1941 году. В списках наверняка есть люди, которые исчезли в Путивле. Надо будет более детально изучить списки, провести анализ и полевые исследования…
-Есть ли смысл поставить символический знак эстонским гражданам, которые возможно закончили свой жизненный путь в Украине? Учитывая, что сейчас мы не можем попасть в Старобельск, можно его поставить на территории Национального историко-мемориального заповедника “Быковнянские могилы” под Киевом?
-Мы сейчас, к сожалению, не имеем конкретных данных про людей, что погибли на территории Украины. Но, как только мы получим более точные данные, тогда есть смысл поднимать вопрос перед правительством Эстонии и увековечить наших граждан, жертв сталинских репрессий, установив крест или доску на мемориальном месте.
Мы ищем правду! Надеюсь, найдем!
Записал Виктор Тригуб, редактор журнала “Музеи Украины”
Таллинн