В Киеве при Национальном музее
народной архитектуры и быта Украины открылась постоянно действующая
выставка современного политического плаката Украины. Точнее две -
"Плакаты Майдана" и "Крым - это Украина!", созданных командой Музея
плаката Украины.
Ваш автор, так же был приглашен на
официальное открытие выставки и подготовил небольшой фоторепортаж. В
этой статье так же попытается поделится своими впечатлениями от
увиденного.
Первые впечатления хорошие.
Известным украинским журналистом и главным редактором журнала "Музеи
Украины" Виктором Тригубом, действительно собранна хорошая коллекция
плакатов и других материальных предметов бывших в ходу у
протестантов во время Второй Оранжевой революции - "Евро майдана".
Передвижная выставка
размещенная в одном из помещений НМНАиБ в Украине, это скорее всего
авторский анонс самой идеи о необходимости создания в Украине такого
вида музея. Ведь революционные события в Украине дали тысячи ярких
примером создания новых типов политического плаката.
Жаль, что у Музея плаката Украины
нет собственного помещения, где можно было бы разместить постоянную
выставку и хранить фонд. А это минимум несколько сотен квадратных метров
сверхдорогой киевской недвижимости, получить которую просто
нереально... В итоге теснятся на тридцати метрах...
У многих посетителей выставки политического плаката часто возникает и мысль: "Мол, а искусство ли это - плакат?"
Да плакаты признаны предметами искусства. И в качестве
примера подтверждения могу привести тот факт,что только в Российской
государственной библиотеке хранится 1.5 миллиона экземпляров разных
плакатов.
Так же не все, как я лично
убедился в беседах с посетителями выставки, могут сразу дать и ответ
на простой вопрос: "А что же означает само понятие-плакат?"
Плакат (стенгазета) (нем. Plakat от
фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) —
броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное
кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или
учебных целях. (В другом значении — разновидность графики).
В современном дизайне плакат
воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение,
предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная
формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует
о предмете коммуникации.
К особенностям жанра можно отнести
следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и
хорошо восприниматься зрителем.
В плакате часто используется
художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий,
происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение
предметов.
В отдельный вид плаката можно
выделить политический плакат, появившийся в начале XX века.
Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т.
Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.
Во время Первой мировой войны
(1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат.
Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные
займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката
оказала влияние на последующее развитие жанра. Представители, работавшие
в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).
В 1920—1930-е г. г. активно
развивается политический плакат. Для этого времени характерна
проникнутость революционнымпафосом. К представителям этого направления
относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц (Венгрия).
1939—1945 г. г. — появляются
выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания
Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители:
Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес
(Мексика); Т. Трепковской (Польша).
Ну, а современные события в
Украине 2013-2014 годах дали новые имена, в основном молодых
украинских художников создавшие яркие творческие работы. В.Тригуб
назвал эту группу Плакатной сотней, которая активно работала на Майдане,
затем по Крыму, а ныне в Донбассе. Многие создатели плакатов не
раскрывают своих имен из-за опасений за собственную безопасность.
Особенно из России, Беларуси, Казахстана, Крыма, Донбасса... Поэтому,
большинство выставленных работ в МПУ демонстративно не подписаны...
Хотя, костяк авторов Евромайдана хорошо известен.
Поэтому и само ознакомления с
экспозицией выставки ( когда активные бои на Майдане уже стали
историей), для лиц прямо не причастных к событиям ноября 2013-марта
2014 годов, является сильным впечатлением и как бы позволяет им самим
быть отчасти, если и не причастными к этим событиям, но дающим им
повод переосмыслить имеющуюся у них информацию о "Евромайдане" и его
активных участниках. Пластиковая каска майдановца, пробитая пулей
снайпера, жестянный щит, отразивший залп дроби из травмата, спасший
кому-то жизнь, фанерные щиты, самодельный бронежилет, противогазы -
передают атмосферу наглядно. Впечатляет и первая плакатная Стена памяти
Небесной сотни, созданная еще 27 февраля...
Не удивительно, что крохотный Музей
плаката стал настоящей изюминкой отдела "Современное село" Нацмузея в
Пирогово. Это смелый эксперимент.
И сюда постоянно идут люди.
Владимир Бровко
Коментарі