Национальному художественному музею Украины подарены офорты Александра Аксинина
«Экслибрис профессора онкологии А. И. Гнатишака», 1978 год, офорт Фонд «Stedley Art Foundation» передал 10 офортов мастера, коллекционер Игорь Введенский подарил 23 работы из своего собрания, и галерея «Дукат» преподнесла музею 21 работу Аксинина и художников его круга.
Падение Икара
Свои размышления в работах Аксинин выражал через символы, используя ссылки на универсальные образы, — Вавилонскую башню, всадников Апокалипсиса, распятие, судьбу с косой, падающего Икара. Эти образы эмоциональны и драматичны, их смысл заключается в поисках сущности жизни, любви и смерти. В последние годы мотив смерти постоянно присутствовал в его работах, возможно, это было связано с переживаниями медленного ухода из жизни любимой жены — Энгелины Буряковской.
Экслибрис к 1500-летнего юбилея Святого Бенедикта
Художник умер в 35 лет, но его недолгая жизнь была необычайно насыщена, круг интересов Аксинина был необъятен — мастера интересовали символические системы алхимии и астрологии, китайская «Книга Перемен» и буддийские трактаты. Много времени Аксинин проводил за чтением, он находился в постоянном внутреннем диалоге с восточными и западными философами, писателями, художниками. Его «собеседниками» были Франц Кафка, Хорхе Борхес, Уильям Фолкнер, Джонатан Свифт, Федор Достоевский, Велимир Хлебников, любимыми художниками — Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Мауриц Эшер, Пауль Клее, Джорджо де Кирико, Малевич.
Блудный сын. Экслибрис для бывших сотрудников по Конструкторскому Бюро Аксинина А. Д. Из серии "Босхиана"
Чаша
Аксинин был хорошо знаком с философскими учениями западных и восточных мыслителей от Платона до Гегеля, увлекался исследованиями Романа Ингардена, Эдмунда Гуссерля, Мишеля Фуко. В своих дневниках Аксинин делал выписки из философской литературы, записывал собственные размышления.
Глубокое переосмысление их философских идей, а также
собственное мировоззрение и духовный опыт отразились в художественной
практике мастера. В его работах появилась визуально-пластическое
выражение понятий времени, пространства, бесконечности, вечности. Своими метафизическими размышлениями художник сопровождал многие свои гравюры. Например, офорт «Чаша» автор подписал как «Чаша вечной Сакральной полигамии — того, что может быть осуществлено как высшее посвящение, когда в последнем из наиболее мирских действий и падений является состояние, природа которого есть неподвластность земному и Высшее воление того, что есть единственное желаемое и Суть земного».
Би (гексаграмма 22. Майе Пальчиковой. Из цикла "И Цзин"
Художник обращается к древней символике, использует алхимические и астрологические знаки, создает на их основе собственные символограммы: его работам присуще медитативное звучание.
Часть работ Александра Аксинина выполнена в размере 1010 см, и чтобы рассмотреть такие детали, как маленькие кружки-соты, в которых заключены цифры, буквы или символы, понадобится
увеличительное стекло. Эта невидимая невооруженным глазом работа имела
глубокий духовный смысл для самого художника. Сам творческий процесс
в его глазах становился неким религиозным ритуалом и приводил художника
к новым открытиям, откровениям.
Экслибрис Виктора Кривулина
Александр Аксинин увлекался экслибрисом — жанром книжной графики, почти исчезнувшем в начале ХХ века.
Экслибрис — это произведение печатной графики. Как книжный знак, он удостоверяет
владельца книги и размещается на левом форзаце. Экслибрис образно
рассказывает о профессии или интересах владельца книги. Аксинин создал
множество экслибрисов, посвященных жене, друзьям и любимым авторам.
Аксинин
создал графические серии офортов по мотивам некоторых литературных
произведений — цикл офортов к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола, в котором по словам Аксинина «Алиса с безупречной разумностью странствует в джунглях бессмысленности», серии «Босхиана» и «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». В этих работах он развивал тему абсурдности, бессмысленности и безумия человеческого бытия. Как считает Введенский, «…причиной тому могла быть художественная и философская позиция художника. Когда он, вслед за Полем Валери, говорит о том, что „реальность может быть выражена только в абсурдном“».
Монограмма
В его видении разрозненный мир, разделенный на тысячи микрочастиц, стремится соединиться в гармоничное целое. Художник часто использовал мотив лабиринта, через
который практически невозможно пройти. Однако сам путь через лабиринт
становится смыслом жизни. Человек в работах Аксинина выглядит
растерянным и одиноким, заключенным в изолированную клетку-темницу, из которой он всеми силами стремится освободиться.
Александр
Дмитриевич Аксинин родился 2 октября 1949 г. во Львове,мать работала в
учреждениях железной дороги, а отец- был военным картографом
Художественная одаренность Александра Аксинина стала очевидной еще в его
дошкольном возрасте В 1956-1966 годах Аксинин был учеником 52-й
средней школы.Одновременно учился в{C}{C}{C}
вечерней художественной школе с 1967-1972 гг. - время обучения в Украинском полиграфическом институте им. И. Федорова.Формирование
личности сопровождалось стремительным развитием особого, исключительно
широкого и сложного мировоззрения, обострением интуиции, постижением
философских основ строения мира, основ и составляющих бытия.
После
окончания института Александр был направлен на работу в Житомирское
областное управление полиграфии, но вскоре вернулся во Львов и до
призыва в армию работал художественным редактором в издательстве
“Каменяр”.Уже в первых офортах Аксинина присутствуют все признаки
исключительной художественной культуры и совершенного технического
мастерства.Приближение к содержанию экслибрисов Аксинина, их сложной
образности и многозначной стилистике требует от зрителя прежде всего
чуткости и способности к целостному восприятию, равно как и упорства в
постоянном непредубежденном возвращении ко всем деталям и особенностям
образов.
Имя
Аксинина становится известным за границей на рубеже 1970-х – 80-х
годов, после того как в 1979 г. его работы, экспонировавшиеся в Лодзи на
Международной выставке “Малые формы графики”, были отмечены Почетной
медалью, а выполненный в 1981 г. книжный знак для библиотеки
бенедиктинского монастыря в г. Любине (Легницкое воеводство, Польша)
жюри признало лучшим на конкурсе экслибрисов, посвященных 1500-летнему
юбилею св. Бенедикта, покровителя Европы. Три экземпляра этого
экслибриса были переданы в дар Папе римскому Иоанну Павлу II. Вслед за
этим графические листы Аксинина привлекают пристальное внимание широкого
круга ценителей и собирателей графики в Польше, Германии, Бельгии,
Великобритании, Франции, Голландии, США. Работы художника с успехом
экспонируются на международных выставках.
За
свою короткую жизнь Аксинин сделал 339 офортов, более 130 акварелей
(несколько работ погибло в авиакатастрофе вместе с художником, поэтому
установить точное их количество невозможно), 4 работы маслом, более
пятидесяти в технике тушь-перо и смешанной технике – в общей сложности в
его творческом наследии более 500 произведений. Среди печатной графики
Аксинина экслибрисы для отечественных и зарубежных друзей и знакомых
художника; иллюстрации к книгам “Алиса в Стране Чудес” Л. Кэрролла
(1976-77 гг.); “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта (1977-78 гг.);
древнекитайской философской “Книге Перемен” (1984-85 гг.); офортные
серии “Босхиана” (1977-78 гг.); “Знаки Зодиака” (1979 г.); “Звуки” (1980
г.); “Месяцы” (1980 г.); “Слова” (1980-81 гг.); “ПочтаАА (Почта
Александра Аксинина)” (1983-85 гг.). В акварелях – серии “Канонический
образ”, “Отчеты о прецедентах”, “Карты”, “Хронос”, “Космологии” и
другие.3 мая 1985 г.
,
в очередной раз возвращаясь из Таллинна, Александр Аксинин погиб в
авиакатастрофе при столкновенье самолетов под Золочевом, почти на пороге
родного Львова, города, в который он спешил.
“Аксинин
ощущал свое творчество безнадежно многомерным и бесконечным: развитие
первоначальных форм, динамика цветоэмоциональных состояний, мизансцены
сквозного действия, трансцендентный план образов и знаков – он творил
мир основательно и без пробелов. Он знал, что рано умрет, однако
‘преждевременно умершим автором’ остался бы, проживи хоть две тысячи
лет, – исчерпаться он не мог”.
Во
все дни своей жизни, при всех обстоятельствах Александр Аксинин был
свободным человеком. В этом его глубочайшая тайна и главный урок. И
непреходящий пример. И иногда укор.
“Давайте
признаем то, что признают все идеалисты, – иллюзорную природу мира.
Давайте сделаем то, чего не сделал ни один идеалист, – будем искать
нереальности, которые подтверждают эту его природу. Я полагаю, мы найдем
их в антиномиях Канта и в диалектике Зенона... Мы (та божественность,
которая заложена в нас) сотворили этот мир в своих грезах, своих мечтах.
Мы представили его как прочный, таинственный, зримый, вездесущий в
пространстве и постоянный во времени. Однако мы открыли в его
архитектуре весьма утонченные и вечные нелогичности, свидетельствующие о
его обманчивости.”
Хорхе Луис Борхес
Он
был одним из самых любимых авторов Александра Аксинина. Определяя этими
словами собственное мировоззрение, Борхес будто имел в виду зрителей и
почитателей искусства Аксинина, неожиданным и удивительным образом
раскрывая суть творчества, которое было основным содержанием жизни
львовского художника. Не менее правомерно отнести эти слова и к событиям
и деталям его биографии. Драматизм человеческого бытия присутствует в
них всегда и в полной мере.
О. П. Кошевой, историк, канд. искусствоведения
Важным
событием для украинского искусства стала публикация двухтомного издания
«Время и Вечность Александра Аксинина» — сборника литературных и
графических работ мастера. Книги опубликованы киевским аукционным домом
«Дукат». В них собраны почти все известные работы художника, а также
приводятся тексты из дневников и писем.
«Здесь нет комментариев —
отмечает автор проекта и составитель Любовь Илюхина — звучит только
чистый и одинокий голос уникального художника, который, используя язык
графической формы, построил собственную философскую систему, создавал
собственный метаязык, чтобы выразить свою космологию, свои гипотезы про
мир в координатах Время — Вечность».
справка- андеграунд -протестное направление в литературе, музыке, изобразительном искусстве,
проявляющееся в нарушении общепризнанных традиций.совокупность
творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе,
кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой
культуре
Коментарі
ТНЕ*
120.03.21, 16:53
интересные рисунки
Lora-2014
220.03.21, 18:48Відповідь на 1 від ТНЕ*
По ссылке- много больше.
ТНЕ*
320.03.21, 18:58Відповідь на 2 від Lora-2014
мож и загляну, спасибо
K-ATRIN
424.03.21, 22:16
впечатлило!
Lora-2014
525.03.21, 08:26Відповідь на 4 від K-ATRIN
...философ -Александр. Жаль ,ушел так рано. Там на его сайте столько интересного)))
Леонід
629.03.21, 22:24
Дякую!
Дуже цікаво!