В свободном синтезе искусств они видели спасение от буржуазной меркантильности. Архитекторы модерна соединяли элементы готики
, декоративность
, неоклассические мотивы. Так же
, как художники и дизайнеры
, отказывались от прямых линий и углов
, вдохновлялись восточными сюжетами и национальным колоритом.
Ранняя весна
Абрам Аншелевич Маневич
1913, 8486 см
В каждой стране стиль, подаривший художникам свободу, получил свое название: так появились немецкий югендстиль, американский «тиффани», итальянский либерти, русский модерн .
Украинские
деятели искусства рубежа веков не остались в стороне от нового веяния
и быстро настроились на европейскую волну. Австрийская сецессия
проникала на эту территорию разными путями
, в частности
, через Краковскую академию искусств
(Краков входил в состав Австро-Венгерской монархии), в которой получали образование будущие мастера украинского модерна
Михаил Жук
,Алексей
(Олекса) Новаковский.
Александр Мурашко побывал в Италии
, Франции
, Германии
, где прошел обучение в Мюнхенской школе живописи у Антона Ашбе.
Сквозь деревья
Абрам Аншелевич Маневич
1920, 83.788.9 см
Абрам Маневич также учился в этом учебном заведении
,а Федор Кричевский
, пишут
, постигал тонкости мастерства в Австрии у звезды венского сецессиона
Густава Климта.
Этап сецессии прошли и знаменитые авангардисты Анатоль Петрицкий
, Александр Богомазов, Николай Бурачек
, Евгений Буковецкий, что отразилось в ряде рисунков и акварелей
, и даже отец супрематизма Казимир Малевич.
«Колокольчики», 1912
Пётр Иванович Холодный
Однако художники не ограничивались ученичеством, а создавали свой неповторимый стиль
(недаром немецкое Sezession восходит к латинскому secessio — отход, отделение, обособление),
который был оценен не только на родине, но и за рубежом.
«Первый украинский европеец»
Александр Мурашко
Автопортрет, 1918 г.
Национальный художественный музей Украины, Киев
Его не стало — в середине июня 1919-го
, и причины трагического и раннего
(в 44 года!) ухода мастера до сих пор неясны. По официальной версии
, он был убит с целью грабежа
, только в это верят не многие.
Благовещение
Александр Александрович Мурашко
1909
Национальный художественный музей Украины, Киев
198169 см
Стремление примирить возвышенное и земное — тоже дань космизму модерна. Таково его
«Благовещение»,
написанное с преобладанием желтых и голубых тонов. Игра цвета и света
всегда интересовала Мурашко. Хотя первые навыки рисования он и получил
в иконописной мастерской своего отчима
, эта картина мало напоминает канонические изображения
, однако все полотно проникнуто искренностью и светом.
«Украинский Климт & Бердслей»
Всеволод Максимович
Автопортрет . 1913 г.
Холст
, масло. Национальный художественный музей Украины
Всеволод Максимович состоялся как яркий и самобытный художник, один из самых заметных украинских представителей стиля модерн
Он родился в мае 1894-гов Полтаве
Максимович не сомневался в собственном таланте и даже устроил в 1914 году персональную выставку в Москве
, которая
, увы
, провалилась.
После чего двадцатилетний художник покончил жизнь самоубийством
(согласно другой версии
, причиной стала неразделенная любовь к поэтессе Надежде Николаевой
,отмечают и то
, что Максимович не чурался такой
«богемной составляющей», как наркотики — дескать
, психика могла быть нестабильной).
Всеволод Максимович «Поцелуй», 1913
заметно влияние
ар-нуво Обри Бердслея.
В своих картинах Всеволод Максимович использовал огромное количество художественных приёмов.
Ценители творчества Максимовича отмечают его талант к изображению декоративных элементов — гирлянд из растительных узоров
, оплетающих героев полотен
, которые подобны античным олимпийцам. Культ тела на его картинах вполне оправдан
, ведь сам автор принадлежал к кружку нудистов-атлетов
«Сад
богов», созданному художником Иваном Мясоедовым. Но подчеркнуто
телесное и чувственное начало уравновешивается орнаментальной формой
, переводя изображения на уровень символа
, как это было у Климта, Родена, Бердслея.
Пир», 1914 Холст, масло, 210 х 350 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев
исследователь
русского авангарда Джон Боулт сказал о художнике: «Внутренней
всепожирающей страстью горит его „Поцелуй“, а огромные полотна „Банкет“
и „Аргонавты“ напоминают яркие искусно вытканные экзотические ковры.
В своем творчестве Всеволод Максимович предстает одновременно
и Бердслеем
, и Климтом».
Адепт сецессии Михаил Жук
«Автопортрет»Бумага, смешанная техникаВода
, растительные элементы
, волнистые линии оживляют лепестки цветов на его полотнах
, заставляя
дышать и волноваться от прикосновения ветра. Михаил Жук получил
художественное образование сначала в Киевской школе Николая Мурашко
, а позже — в Краковской академии искусств
, где учился у знаменитого польского поэта и художника Станислава Виспянского
, который мастерски сочетал в своих произведениях идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами.
Жук писал рассказы
, пьесы
, стихотворения
, которые полюбились читателям. А еще занимался оформлением книг для детей
, создавал керамику.
В историю искусства Жук вошел как автор многочисленных портретов знаменитых соотечественников
, а также благодаря монументальным работами
«Черное и белое», «Сказка», «Хризантемы», которыми он возродил украинское декоративное панно.
Федор КричевскийАвтопортрет в свитке
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1924, 12389 см
: Модерн- Масло - Дерево
(10 (22) мая 1879, г. Лебедин, Сумская обл. — 30 июля 1947, г. Ирпень, Киевская обл.)
Один
из основоположников украинского модернизма. Первый ректор Украинской
академии искусств, профессор Киевского художественного института,
заслуженный деятель искусств УССР (1940).
Автопортрет
Фёдор Григорьевич Кричевский
1911, 4636.5 см
«Он
приучал нас к ясной логике формы, не допуская при этом никаких
компромиссов во взаимоотношении всех компонентов картины. Как в
художественном творчестве, так и в педагогической работе он был подлинно
национальный художник. Я всегда с благодарностью вспоминаю Федора
Григорьевича, который учил нас работать творчески, энергично,
настойчиво, с полной отдачей всех сил любимому делу» Татьяна Яблонская, народный художник
Украины
За конкурсную
картину „Невеста“ получил звание художника и право на пенсионерскую
поездку в Европу. „Невеста“ принесла Кричевскому признание. Богатство
декоративно-живописных элементов, склонность к монументальным постановкам и ярко выраженный национальный характер образов — все то, что проявилось еще в дипломной работе, будет присуще творчеству художника и в последующие годы
Будущий первый ректор Украинской академии художеств родился в маленьком старинном городке Лебедине
, окруженном лесами и озерами
, и впитал красоту живописных окрестностей. Его талант проявился рано: мальчик делал зарисовки углем
, лепил фигурки из хлеба и глины
, а еще любил вышивать
, самостоятельно
придумывая сюжеты и затейливые орнаменты. Современники отмечали его
оптимизм и поразительное знание тонкостей национальных ремесел.
Головка девочки в платке. Портрет Гали СтарицкойФёдор Григорьевич Кричевский
1907, 2832 см
В разные годы своей карьеры он руководил Киевским художественным училищем
, преподавал в художественных институтах Киева и Харькова
, был
одним из организаторов и инициатором открытия в Украине академии
искусства. Федора Кричевского также считают основоположником
современного украинского искусства.
Триптих "Жизнь". (Части триптиха: Любовь, Семья, Возвращение)Фёдор Григорьевич Кричевский
1927, 178311 см
Возвращение. Триптих "Жизнь"
Фёдор Григорьевич Кричевский
1927,
Модерн Темпера Холст
Любовь. Триптих "Жизнь"
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1927, 17785 см
Семья. Триптих "Жизнь", центральная панель
Фёдор Григорьевич Кричевский
Живопись, 1927, 148.5133.5 см
Теплая живопись Петра Холодного
Коментарі
Леонід
129.03.21, 22:32