Интернет проиграл эмоциям: почему технологии Обамы не спасли Кли
- 10.01.17, 18:16
"Я последнее, что стоит между вами и Апокалипсисом", – заявила Хиллари Клинтон в одном из своих последних предвыборных интервью. И "апокалипсис" не заставил себя ждать – Дональд Трамп победил.
При этом республиканцы сохранили контроль над сенатом и палатой представителей, получив контроль и над законодательной, и над исполнительной властью.
Произошло все в точности вопреки прогнозам и предсказаниям ведущих аналитиков, экспертов, социологов.
Впрочем, это становится "доброй" западной традицией: в режиме нон-стоп производить мониторинг общественного мнения, замерять каждый чих и твит – и в итоге не заметить слона в посудной лавке.
В 2015 году подобное случилось на парламентских выборах в Великобритании, когда социологи в один голос предрекали паритетные результаты лейбористов и тори, обещая по 35% каждой из партий, а по факту консерваторы получили абсолютное большинство и сформировали однопартийное правительство.
Разбор причин социологического Ватерлоо надолго станет топовой темой в профессиональной среде.
Со своей стороны выскажем осторожное предположение, что с нынешней скоростью информационного воздействия изменения общественных настроений начали происходить в перманентном режиме, не поддающемся корректному замеру.
Данные измерений каждый раз оказывались в состоянии на "час назад".
Хотя и это мало что объясняет в условиях, когда практически вся Силиконовая долина, лучшие умы IT работали на одного кандидата – и это был не Трамп.
Причины проигрыша в беспроигрышной, казалось бы, ситуации – новые технологии.
Но началось все в 2006 году с предсказания директора Google Эрика Шмидта: президентские выборы выигрывает тот, кто правильно воспользуется возможностями сети.
Барак Обама смог, сказав – "Yes We Can".
2008. Вера без доказательств
Обама не был первопроходцем в использовании интернета для решения электоральных задач – но он стал первым, кто доказал его эффективность.
Базовые онлайн-инструменты в своих избирательных кампаниях использовали также сенатор Джон Маккейн и губернатор Говард Дин еще в 2000-2003 годах. Фандрайзинг, персональный сайт, присутствие в поисковиках – все это было и у них.
Онлайн давал возможность собирать миллионы пожертвований и обеспечивал политикам национальную узнаваемость.
К 2007 году, когда у 71% американцев был доступ к интернету, а 40 миллионов присутствовали в социальных сетях, интернет был обязан превратиться в еще более весомый фактор. Вопрос заключался в том, кто рискнёт первым.
У команды Обамы была вера в безграничные возможности всемирной сети, но не было доказательств, добыть которые только предстояло.
2012. "Кранчеры Шмидта"
Лозунг "Выборы закончились. Да здравствуют выборы!" был полной мерой реализован для подготовки к следующей схватке за Белый дом. Игнорировать фактор интернета стало небезопасно для политического будущего.
Однако то, что было инновацией в 2008 году, стало обыденностью в 2012-м.
Бессменный руководитель штаба Обамы Джим Мессина (Jim Messina) прекрасно понимал всю сложность задачи. Он был убеждён, что современные выборы – это "стремительно развивающиеся технические кампании". Поэтому предложение Эрика Шмидта обойтись без "политических профи" и сделать ставку на тех, кто быстро делает программы, попало в десятку.
Мессине требовались алгоритмы обработки и интерпретации собранных данных о миллионах американцах. По словам директора-аналитика штаба Обамы Элана Кригела,
такие данные включали информацию о контактах избирателей, начиная с 1996 (!) года.
Решить поставленную задачу могли технологии Big data и "кранчеры Шмидта". Руководитель технического отдела Харпер Рид (Harper Reed) (работавший, как утверждают злые языки, продавцом футболок в интернет-магазине) и его 5000 "хардкорных айтишников" создали глобальную систему аналитики в режиме реального времени.
Сложные алгоритмы позволяли подобрать точное индивидуальное сообщение, а 13 миллионов собранных мейл-адресов – обращаться к избирателям по имени и обзванивать их с учётом уровня лояльности.
Эффективность работы начала оцениваться в байтах и терабайтах, а не по количеству привлечённых агитаторов.
Лучшей иллюстрацией изменения самой природы избирательной кампании служит твит руководителя команды разработчиков "Obama for America" Скотта Ванденпласа (Scott Vandenplas), в котором уместилась история победы Обамы-2012:
"4 Гб/с, 10 запросов в секунду, 2000 нод, 3 дата-центра, 8,5 миллиарда запросов. Дизайн, развертывание, демонтаж. 583 дня для избрания президента".
Выборы–2016. Большие данные. Большое влияние
Неудивительно, что выборы-2016 ещё до их начала назвали "войной данных".
И в этой битве, как утверждает авторитетное издание "Advertising Age", демократы, "сдавшие в оружейную" информацию двух кампаний Обамы, имели явное преимущество.
Однако подобно тому, как корпорация Applе с уходом Джобса не создала ничего нового, так и выборы 2016 года не стали историей прорывов. А все вторичное чревато дефектами. Базовые тренды были заданы командой уходящего, а не будущего президента.
Организовывая работу штаба, Хилари, как и Обама в 2012 году, сделала ставку на технических специалистов.
Приглашённый в команду Майкл Слаби, работавший старшим советником Обамы по инновациям, с помощью созданного им стартапа Timshel обеспечивал кампанию программным продуктом для работы с электоратом и сбора средств.
Извечный "супер-коуч" демократов Эрик Шмидт на платформе Timshel запустил полусекретный проект The Groundwork, основная задача которого сводилась к построению технологической инфраструктуры для сбора информации об избирателях, "политической версии системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)".
Вполне вероятно, что под столь замысловатым определением скрывалась одна из основных программ по мобилизации сторонников.
Директор аналитики штаба Клинтон Элан Кригель, отвечающий за ту же сферу деятельности в команде Обамы, привлёк к работе специалистов из BlueLabs, специализирующейся на "технологиях больших данных и инновационных моделированиях". Работавшие под его началом 60 математиков и аналитиков в круглосуточном режиме составляли планы, прогнозировали возможные проблемы, прокачивали до 400.000 симуляций возможных вариантов исхода событий 8 ноября.
Кроме всего прочего, в распоряжении команды Клинтон были огромные возможности держателя базы данных Демократической партии – компании TargetSmart, хранившей информацию о 191 миллионе зарегистрированных избирателей, 254 миллионах телефонных номеров, персональных взносах, а также множество других полезнейших "фичей".
В целом, как отмечает журналист Саша Иссенберг, специализирующийся на выборной тематике, на стороне демократов работали крупные национальные компании-монополисты.
Скептически настроенный по поводу возможностей Big data Трамп был последователен – на начальном этапе своей кампании фактически не инвестировал в это направление. Ветераны "цифровых сражений", такие как Зак Моффатт, прямо предупреждали об угрозе отставания республиканцев на целое поколение.
Но хотя штаб республиканцев делал упор на телевизионную рекламу, он не игнорировал технологические новшества.
Ещё в феврале 2014 года было заявлено о создании программы Para Bellum Labs, позволяющей собирать и анализировать предложения о ходе кампании, внося необходимые корректировки. В августе 2015 года был запущен высокотехнологичный стартап Republic Computer Science, управляющий "полем" и работой волонтёров в системе CRM. Набор услуг по статистическому моделированию, аналитики и цифровой рекламы предоставляли известные на рынке компании Deep Root Analytics и Targeted Victory.
Лишь за три месяца до финиша Трамп, заподозрив неладное, все же нанял кембриджского аналитика, который работал с Тедом Крузом, – для внедрения собственной программы данных.
Таким образом, технологии Big data, микро-таргетинг, CRM-системы стали одними из основных инструментов работы штабов. И демократы имели здесь явное преимущество.
В то же время, Трамп стал лидером по присутствию в социальных медиа.
Его показатели: 11,8 млн подписчиков в Facebook, 12,9 млн в Twitter и 2,8 млн в Instagram.
Число подписчиков Клинтон составило 7,7, 10,1 и 2,8 миллиона соответственно.
Расхожая шутка о том, что президентом станет тот, кто наберёт большее количество лайков, становится все менее смешной.
Twitter в стратегии Трампа отводилось особое место: он стал основной информационной площадкой, снискавшей скандальную славу.
За время выборов Трамп опубликовал в общей сложности 34 миллиона твитов, из которых, по подсчетам The Washington Post, 11% были оскорблениями и нападками на – Клинтон, оппонентов, журналистов, мусульман. Наверное, количество все-таки имеет значение.
Почему Big data не "спасли" Америку?
"Мы заполняем человеческую интуицию машинным интеллектом", – гласит слоган одного из проклинтоновских стартапов, хорошо иллюстрируя причины победы и поражения в президентском марафоне-2016.
Демократам удалось создать совершенную выборную машину, в которой все – от выдвижения кандидатов до мобилизации сторонников – объединилось программными решениями.
Накоплены миллиарды байт информации о сотнях миллионах избирателей. Изученность поведенческого профиля давала возможность персонализированного общения. Волонтёры и сторонники объединялись в единые сети, стирая грань между онлайном и оффлайном.
Однако превалирование технического подхода к решению выборных задач стало как основным достижением команды Клинтон, так и её главной проблемой.
Вопросы, связанные с человеческой природой, не решаются математическими методами.
Увлечённость виртуализацией избирательного процесса придало привкус искусственности всему исходящему от кандидата демократов. И это ощущение многократно усиливалось традиционным недоверием к представителям истеблишмента.
Червивое яблоко Трампа смотрелось предпочтительнее красивого, но пластмассового на вкус продукта "made by Clinton ".
Свойства человеческой психики остаются слишком сложными для её измерения и оценивания в байтах информации.
Успешный опыт двух кампаний Обамы сыграл злую шутку с демократами, поверившими во всемогущество интернета и забывшими о человеке, как носителе неалгоритмизируемых чувств и переживаний.
Человеческие эмоции – главное ноу-хау и главное секретное оружие, использованное Трампом.
Руководители штаба Клинтон – выпускники элитных университетов, менеджеры транснациональных корпораций – могли не попасть в нужную реальность. "Выборы проводятся не для экспертов, СМИ, консультантов и аналитиков, а для тех 70% американцев, которые считают, что США движутся в неверном направлении", – предупреждало издание American Thinker в пророческой публикации "Почему Трамп победит".
С другой стороны, создан колоссальный задел на будущее: приобретённый опыт работы с данными, объем собранной персональной информации, наличие технологий и апробированных знаний впервые создали условия для осуществления масштабного контроля и влияния.
Вопрос, как всегда, упирается в то, в чьих руках окажется этот "ядерный чемоданчик".
Автор: Андрей Демартино,
политолог,
специально для "Европейской правды"
Коментарі