Я видел, как пароходы уходят в небо… как медленно, терпеливо набирают они скорость в земных водах, разрезая своими могучими телами океаническую гладь, и она волнами расходилась, разрывалась по швам. И когда они шли на всех своих узлах, они напоминали реальность, которую уже не изменить. Как рок, как неизбежность, они неумолимы и весомы в своем движении. Могучие пароходы уверенно и безмолвно шли вперед, к горизонту…
Тишина (Уходим в небо. Обрывок I)
Этих дней ждешь как кошмара. Когда вокруг тебя сгущается тишина. И это не та тишина, когда тихо. Может играть музыка, за окном может шуметь природа, шелестеть ветер, пробираясь через щетину замерзших веток. Но все это как желатин, загуститель, всыпанный в тишину. Он перемешивается с ней, и она становится гуще, плотнее. Она превращается в вакуум или в бальзам, куда тебя окунули, поместили, как маленький мертвый эмбрион. И ты застыл, повиснув между небом и землей, а вернее сказать, между дном и крышкой. Ты неподвижен. Каждое твое шевеление – лишь кажется тебе. Она обволакивает тебя – Тишина. Покрывает своей густой пленкой твое тело, лицо, проникает во все щели, во все отверстия – в рот, уши, нос, задницу, просачивается сквозь глазные яблоки. И ты уже наполнен ею. Она снаружи и внутри. Ты будто губка, впитавшая ее, или гриб, всосавший окружающую среду всем телом, каждой порой. И теперь ты оболочка. Набитая шкурка для мира, для поглотившего тебя хаоса. Чучело. В такие дни все двери и окна распахиваются, все щели раскрываются, как свежие раны, и через них к тебе приходит одиночество.
Сегодня – один из таких дней.
Я, кажется, медленно схожу с ума, погружаясь в эту тишину, как в сон наяву. Я, кажется, уже не различаю реальность от своих переживаний, домыслов, страхов. Я будто и бьюсь об стены всем телом и лицом, как умалишенный, карабкаюсь по ним, срывая ногти и ору на невидимого врага, обильно брызжа слюной, и в тот же момент я сижу неподвижный посреди пустой комнаты. Посреди тишины, наполненной звуками и цветами. Посреди хаоса. И сегодня он сосредоточен на мне. Только он и я. Это наш с ним танец.
Сейчас я проводник между двумя хаосами – внутренним и внешним. Я контакт, дающий им возможность слиться, загустеть, почернеть, стать единым целым – неповоротливым, но мощным, беспощадным, необратимым. Я – катализатор. А значит, сейчас я не принадлежу себе.
Зачем я пишу это? Зачем бессмысленно мараю бумагу, сжигаю процессор, стираю буквы на клавиатуре? Лишь для того, чтобы попытаться выбраться из этой всеобъемлющей, всепоглощающей Тишины. Чтобы чувствовать себя и окружающий меня мир – мой мир! – в моих руках. Чтобы ощущать контроль. Нащупывать и нежно поглаживать рычаги, тихонько выдыхая, успокаиваясь.
На кого я стал похож? И почему все сложилось именно так? Дайте мне лекарств… таблеток поволшебнее. Дайте мне, черт вас подери, смысл. Смысл всего, что происходит. То есть, Смысл – вообще. Ведь без него, как без дороги – никуда не пройти, сколько ты землю не топчи. Поднимите меня с пола; сдуйте с меня пыль; протрите от грязи; отчистите от ржавчины; смажьте скрипучие подшипники и суставы; вставьте новые батарейки; дайте мне новую душу; дайте мне новое имя; и – важно – не забудьте, прошу вас, не забудьте указать мне смысл! И любите меня, черт бы вас подрал. То, чего мне никогда не приходилось просить… любите меня - в этот раз я прошу вас.
..
..
Блять.
Зима (Уходим в небо. Обрывок II)
Я смотрел в окошко. Вернее, это не окошко – это большое, низкое и широкое окно. Но бывает такое состояние, когда ты крошечный и все, что с тобой связано – тоже крошечное. И раз в окно смотрел я, значит, в том состоянии это было именно окошко.
Снег не шел несколько дней. Но исчезать с земли и деревьев он тоже не собирался.
Не исчезал он и с души.
За окошком все было совершенно не приветливо. Небо затянули мясистые серые коты. Гул города доносился совсем издалека и, долетая до этого дома, отчужденного дома на холме, окруженного лесом, становился тихим, утробным, очень низким – как гул электростанции. Таким образом, толстенные ленивые небесные коты урчали, медленно, томно перекатываясь с севера дальше, на юг, прокрадываясь к теплу, чтобы слизать его с мира, как сметану.
Там, за окошком, очень холодно. Сильный мороз сжимает воздух, делает его тяжелым, видимым, с острыми краями, которые царапают горло и нос, когда его вдыхаешь. От жуткого жгучего мороза меня ограждает стекло, как невидимая черта между мирами – этим и тем. Это делает мой мир немного теплее, и уютнее – на фоне того мира, который за стеклом. И, видимо, такой мощью, такой силой и плотностью обладает этот потусторонний мороз, что от стекла, принимающего весь его удар на себя, слегка веет холодком. Стекло под напряжением. Оно в неустанной борьбе. У него сейчас война. Жестокая война за то, чтобы я мог спокойно выпить горячий чай, спокойно почитать книгу, спокойно спать.
Мир, который по Ту сторону стекла, был серо-бело-зеленым. Дом, из которого я смотрел на Ту сторону через окно, одиноко высится над сосновым лесом. От него уходит узкая змейка дороги – через равнину и в лес. За лесом город. Из белого снега торчат вечнозеленые кончики сосновых веток. Прямо под домой укутались в снег маленькие молоденькие елочки.
Зима жрет все подряд.
Зима жрет и меня. Она проникает в рот, уши, нос, задницу, просачивается сквозь глазные яблоки. Я все чаще забываю, как меня зовут, сколько мне лет. Кто я вообще? Откуда я родом? Где я нахожусь? Кого я люблю? Кто мои друзья? Кто мои родители? Чем я занимаюсь? Каждое утро я напрягаюсь что есть мочи и пытаюсь вспомнить – как и куда дальше? Я нервно обшариваю каждый угол, каждую нишу, в поисках ответов. Я нахожу свое удостоверение и впиваюсь в него взглядом и умом жадно, будто пчела в пестик жалом. Потом я нахожу паспорт и точно так же слизываю с его страниц каждую букву, каждое слово, с аппетитом. Чтобы вспомнить. Но с каждым новым утром это дается мне со все большим трудом. Зима, как омут, поглощает меня и проникает в меня. Я как эмбрион. Как чучело. Я закрываю глаза и молюсь о том, чтобы мне хватило сил их открыть.
Пароходы (Уходим в небо. Обрывок III)
Я видел, как пароходы уходят в небо… как медленно, терпеливо набирают
они скорость в земных водах, разрезая своими могучими телами
океаническую гладь, и она волнами расходится, разрывается по швам. И
когда они идут на всех своих узлах, они напоминают реальность, которую
уже не изменить. Как рок, как неизбежность, они неумолимы и весомы в
своем движении. Могучие пароходы уверенно и безмолвно идут вперед, к
горизонту. И когда они, казалось бы, достигают горизонта и должны упасть
в обрыв, с конца света, их громадные тела отрываются от воды. Тогда
столпы стекающей с них воды обрушиваются на бескрайнюю спину океана. Как
корни, они не желают расставаться ни с пароходами, ни с водой, и
титаническим машинам, тяжело дышащим черным смогом, приходится отрывать
их от себя и сбрасывать, как балласт.
И вот уже все пароходы оторвались от нашего мира, и медленно набирают
высоту. Поднявшись на высоту птичьего полета и заслонив своими телами
закатное солнце, они все по очереди издали последний прощальный сигнал.
Утробный, низкий, как логово дьявола, прощальный сигнал.
Я смотрел им вслед. И плакал. Ведь уходя в небо, пароходы не берут с
собой людей. Не пускают их на борт. Они оставляют нас тут, внизу, когда
сами возвышаются к небесам, и медленно исчезают за их горизонтом. Они
отправляются в другой мир. Такой, куда всем пароходам хочется уйти.
Лишь раз во много лет они разрешают одному человеку
отправится с ними. Какой-нибудь пароход опускает трап, позволяя
подняться на его борт. И как выбирают они такого человека – не понять
никому. Лишь их умы, древние умы пароходов ведают этой тайной. Лишь
большие старые стальные сердца, гудящие поршнями и скрипящие
сцеплениями, знают, кого взять на борт. Но только одного и только раз во
много лет.
Я смотрел тебе вслед. И плакал.
19.02.2011