О том, как не совсем казаки запрещали кино
- 15.01.16, 14:59
Сейчас в Украине кино, именно КИНО, частично под запретом. Виной тому деятельность Госкино, точнее Минкульта, который напрямую диктует, какая должна быть деятельность Госкино. Называть фамилии "виновников торжества" не особенно и охота из-за непонятно откуда берущегося чувства перманентной тошноты во время этого процесса. Но не страшно. Работа журналиста — кинокритика обязывает идти на жертвы. В. Кириленко — глава Минкульта, Ф. Ильенко — глава Госкино. Оба они — антигерои нашего времени, потому что принимают решения будто бы правильные с точки зрения политической конъюнктуры, но предпосылки этой конъюнктуры не стыкуются почему-то с интересами простых граждан страны Украина, которые часто-густо хотят "намылиться в киношку" и посмотреть то, что хочется посмотреть здесь и сейчас, а не то, что разрешило к просмотру Госкино.
Ирония В.Кириленко
Вообще, самые главные события культурной жизни Украины в 2015 году это создание Черных списков деятелей культуры РФ и декоммунизация. Да, согласен, к культуре эти вялотекущие идеологически-политические процессы может, и не имеют прямого отношения, но влияют на нее — культуру, значительно. Вот черные списки. В них актеры Наталья Варлей, Валентина Талызина, Олег Табаков, Дмитрий Харатьян, Михаил Боярский, Жерар Депардье и др. Спросим сразу, что эти люди сделали плохого Украине? А вам лично, уважаемый читатель, они плюнули в борщ, назвали тупым уродом, подставили подножку? Что именно, где и когда они сделали плохого гражданину Украины? То есть, диагноз: отсутствие очевидной мотивации попадания указанного деятеля культуры в Черный список. Даже на сведение личных счетов кого-то с кем-то это мало похоже. Ну да ладно, что мы впервые столкнулись с необоснованным решением госчиновника? Всегда в госаппарате такие люди были, которые думают не о том, что сейчас важно, не тогда, когда это нужно. В принципе, можно было бы, и расслабиться после этого, так как нами уже ощутилась необъяснимость этого процесса, но списки ведь после этого не перестанут существовать, правда?
Вот из-за Талызиной заговорили перед Новым годом о запрете показа рязановской "Иронии судьбы…", якобы актриса в этом фильме ведет себя антиукраински и не исключено, что говорит что-то нелицеприятное о сегодняшней власти Украины. Но рядом с ней в кадре присутствует актриса Ахеджакова Л., которая в Черных списках отсутствует и даже наоборот, чего-то хорошее и истеричнопозитивное об Украине таки сказала. Выходит минус на плюс, а в сумме плюс, и значит запрещать ничего не надо. К сожалению, законы физики в вопросах культуры не работают, а работали бы, так тоже в Черные списки попали бы. Если серьезно, то совсем не понятно, чем неугодна Украине (а представители власти это и есть Украина, так как говорят они от лица государства) комедия, снятая в 1976 году, в уже несуществующем, по сути, государстве. Пытаться это понять — с ума сойти не долго, но не исключено, что каким-то боком это и многие другие киноленты СССР попали под пресс декоммунизации и нынешнему европоинтегрированному гражданину всякий совок смотреть просто не положено. Может быть такое? Вполне. Но тогда возникает другой исторический и культурный парадокс. Можно даже сказать, скандальный парадокс, из-за которого повествование пойдет с нового абзаца.
Новый абзац
Послушать наших культуроспикеров, так Украине есть, кем гордиться. Украинская земля родила выдающихся мастеров кинематографа, которые известны не только здесь, но и во всем мире. Фильмы и творчество Довженко Александра Петровича изучают во всех кинематографических школах планеты. Туда же попадают режиссеры — представители оригинального художественного направления, так называемого "украинского поэтического кино". Это Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Сергей Параджанов, Борис Ивченко и выдающийся и прекрасный актер Иван Мыколайчук. Этими людьми действительно каждый украинец может гордиться. Они, как говорится, внесли свой вклад и оставили след в искусстве. Их творчество даже изучают по всему миру, поверьте, и фильмы перечисленных режиссеров, уверен, во Франции смотрят чаще, чем в Украине, но не это важно сейчас, а парадокс. Он в том, что в учебниках этих названных киношкол мира, перечисленные персоны упомянуты как представители СССР, а точнее, для тех, кто любит точность, УССР. Те, кем гордится Украина, родом из преступного и запрещенного советского прошлого. Коммунизм, Сталина и Брежнева они, может, и не воспевали, но работали за советские денежки и сценарии утверждали в советских госучреждениях, и технику для съемок им давала Страна Советов, будь она трижды проклята.
Ну, фактически, корифей Юрий Ильенко в Украине снял только один фильм "Молитва о гетмане Мазепе", 2002 год. Все эти его великие ранние работы, которыми мы, сидя на холодных кухнях и глядя в пустой холодильник, можем гордиться, все они сняты в СССР! С Довженко такая же ситуация. Величайшего Мастера Кино, который пользовался киноязыком, так как Шекспир рифмой, давно надо было люстрировать и публично декоммунизировать (следуя новой идеологически-политической доктрине государства) потому что он воспевал советский народ и советскую власть. Понимаете, какая петрушка проросла на давно не полотом огороде украинской культуры. Если серьезно обо всем этом думать и серьезно ко всем этим процессам подходить, так Кириленко, Ильенко и идеологически примкнувшему к ним Вятровичу (Институт национальной памяти), нужно быть либо последовательными и отказаться от всего этого проклятого прошлого, или отменить свои популярные в СМИ и не популярные в народе приказы, распоряжения, запреты, списки, ужимки и прыжки. Не честно все это как-то, не по-христиански, и малокультурно.
Новый абзац и новая тема внутри него
Вообще существование Черных списков, в любой стране мира со временем считалось страницами позора в истории этой страны. США, Голливуд, Маккартизм и Черные списки, так называемый Hollywood blacklist.С 1947 года на десять лет вперед в США боялись "красной угрозы". Коммунистов в стране демократии и апартеида щемили по полной, а в кино им попросту не давали работать. Тех, кто оказался в списке судили и приговорили в основном к году тюрьмы, но главное не это — люди снимали кино, в котором не было никакой идеологии, не было, ни серпастых, ни молоткастых героев, а пострадали они именно за идеологию. И даже не в этом проблема, а в истерии, которая царила в обществе, в стукачестве и подозрении в симпатии к коммунистам. От кино отлучали не членов Компартии США, а тех, кто с ними по случаю выпил чашку кофе, тех, кто с коммунистом просто поздоровался. Сотни людей искусства вынуждены были переехать из Штатов в Европу (это бегство вам ничего не напоминает?).
Они ехали хоть бы куда, главное — снимать там кино, потому что ничего другого они не умеют, они профессионалы. Все это хорошо показано в фильмах "Один из голливудской десятки" (2000) и в шикарной картине с Робертом Де Ниро "Виновен по подозрению" (1990). (Господину Кириленко порекомендуйте при случае, правда нет уверенности, что фильм существует в украинском дубляже). В США, в оплоте демократии, вспоминают те годы с грустью и злостью, потому что заведомо неоправданные политические репрессии нанесли большой вред не только киноиндустрии, но и обществу. В 1999 году, когда выдающемуся кинематографисту, который, по сути, пробудил реализмом Голливуд в 50-60-тые годы ХХ века, Элиа Казану вручали почетный Оскар за вклад, в зале поднялся большой скандал. Актеры Эд Харрис, Ник Нолти, Джордж Клуни, Клинт Иствуд не встали во время вручения награды, а начали кричать, свистеть, топать ногами. Почему? В свое время Казан так дорожил работой, что на слушаниях Комитета по расследованию антиамериканской деятельности сдал всех коммунистов, с которым работал на одной съемочной площадке плечом к плечу и даже тех, кто был похож на коммуниста.
Может Казан и защитил себя от репрессий, но и подставил он себя значительно. Не последние люди кино ему не простили поступок 50-летней давности, а значит, напрашивается вывод: рано или поздно, но за свои ошибки придется отвечать перед людьми, перед страной, перед самим собой и перед Богом. Очень, знаете ли, не хотелось, чтобы на волне увлечения патриотизмом, политики Украины совершали бы поступки и произносили бы речи за которые, нет, не им было бы стыдно когда-нибудь потом, а речи и поступки, за которые не было бы стыдно всем нам, и не когда-нибудь потом, а сейчас.
И последнее, практически
Запрет фильмов отдельно взятой страны к прокату в другой отдельно взятой стране чреват культурной ограниченностью населения страны и символическими такими культурными стенами, выстроенными на границе государства, вносящего запрет. XXI век, время интернета, мультикоммуникаций, мирового общения, вселенского обмена информацией и… какие-то малооправданные запреты. Ну, есть в фильме человек в военной форме, ну есть из-за этого повода возможность запретить кино, ну ладно, может действительно, не посмотрев такой фильм, граждане страны, хоть и на голодный желудок, но станут психически крепче, это понятно. Не ясно зачем "под шумок" к этому одному плюсовать еще 10-25-105 фильмов, уже без героев в военной форме, а плюсовать только потому, что фильмы родом оттуда же — из ненавистной страны. Ведь ясно, что никто в этой ненавистной стране не сидел и не делал специально фильм, который намеренно запретят к прокату в соседнем государстве. Сейчас кино снимают, прежде всего, чтобы развлечь, напугать, заинтересовать зрителя. Национальность, возраст и цвет кожи зрителя создателей кинокартины интересует мало. Кино очень простой вид искусства. Сколько людей столько и мнений, но если картина сделана плохо и неинтересно, то зритель на нее просто не пойдет. Не важно, в какой стране эта картина сделана — если она плохая, ее не будут смотреть. Зритель и только он выносит приговор киноленте, а не чиновник, который берет на себя непосильную ношу — решать за зрителя, что ему смотреть, а что не обязательно. Вот был Гитлер и нацизм. Была война, и победило правое дело. Был Нюрнбергский процесс и через многие годы сейчас по всему миру грамотные, интеллигентные люди не любят нацистов. Да никто не любит нацистов, а в портреты Гитлера плюют. Но была и Лени Рифеншталь, любимая Гитлера режиссер кино, которая сняла величайшие документальные картины "Триумф воли" (1935) и "Олимпия" (1938). Никто ведь не сжег пленки, потому что Гитлер лично аплодировал после сеансов этих фильмов, лично жал руку режиссеру, благодарил ее. Да и саму Лени в послевоенной Германии не распяли и не люстрировали хоть в мусорный бак головой, хоть мусорным баком по голове. Этого не было, потому что ее работы — лучшие образцы мирового документального кинематографа, которые вы можете и не любить, но посмотреть, чтобы знать — хороши они или нет — обязаны. Так и с запрещенными фильмами. Это не цивилизованно даже, запрещать кино в прокате, не по-европейски это. Вот есть шотландское кино и шотландские кинорежиссеры и актеры. Вы многих их знаете, и смотрите фильмы с ними, но в Великобритании из-за заявлений о независимости Шотландии, эти картины и этих мастеров никто не запрещает! Ведь не наложила королева Великобритании вето на фильм австралийца Мэла Гибсона "Храброе сердце" (1995) потому что после его просмотра каждый шотландец ни о чем, кроме независимости, думать не может. Даже о пинте пива. Даже за чужой счет. Пример Шотландии не сложно применить на украинские реалии.
Конец фильма. The End. Fine
Испытывать некую особую досаду или сильное разочарование от существования Черных списков деятелей культуры и запретов на прокат фильмов РФ в Украине не стоит, потому как черносписочники — люди умудренные культурой и опытом, понимают, что они попали под табу волей чиновника, а не граждан большой европейской страны, да и граждане большой европейской страны на запреты кино плюнули, растерли и загрузили кино, не попавшее в прокат, дома в интернете, посмотрели его, не увидели и грамма повода для вышеупомянутого запрета, а после этого снова плюнули и снова растерли ногой по асфальту, дав всем этим идеологически-политическим запретам достойную оценку.
0
Коментарі