Фильм №104 - Аэлита (Яков Протазанов)
- 08.03.09, 21:21
«Аэлита» — классический советский немой художественный фильм снял в 1924 году режиссер Яков Протазанов, вольная экранизация одноимённого фантастического романа Алексея Николаевича Толстого.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/6/5/2265056_bc75d7b3.jpg)
Первый советский фильм из жанра научной фантастики. Несколько расплывчатый идейно, роман строился на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давал интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В нем причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами - полетом на Марс, встречей "земного" инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания "пролетарской части" марсиан против своих угнетателей и его разгромом.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/7/5/2265057_3bd31cf0.jpg)
Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой. Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошёл. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924).
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/9/5/2265059_7af7e466.jpg)
Фильм вышел на экраны 25 сентября 1924 года в Москве в кинотеатре «Арс» с музыкальным сопровождением, специально написанным для фильма Владимиром Кручининым. Выходу фильма предшествовала беспрецендентная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры — 26 февраля 1924 года в «Кино-Газете», где поначалу публиковались интригующие объявления с текстом «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — без всяких пояснений (но в ряде случаев по нескольку таких объявлений на одной полосе). С 15 апреля объявления стали сопровождаться поясняющим текстом: «С некотрого времени радио-станции всего мира стали получать непонятные сигналы…» Ближе к премьере (19 сентября) к рекламной компании была подключена газета «Правда», в которой таинственный сигнал был воспроизведён в более «прозрачном» виде: «Анта… одЭЛИ… уТА», а в рекламном объявлении, опубликованном 24 сентября, интригующая надпись была впрямую включена в объявление о премьерном показе фильма в кинотеатре «АРС».
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/0/6/2265060_f1c7bdd9.jpg)
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Критическая реакция во многом была обусловлена тем, что «Межрабпом-Русь» был кооперативной («нэпманской») кинокомпанией. В опубликованной в «Известиях» рецензии на фильм было сказано: «Гора родила мышь». Рецензент газеты «Правда» писал, что «стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным». «Кино-газета» (издававшаяся самой кинокомпанией «Межрабпом-Русь») писала о фильме как о «выдающемся феномене», но сожалела, что «фильм слишком далеко отошёл от сюжета романа». «Кино-неделя» обвиняла сценаристов фильма в том, что им чужды интересы рабочего класса, и призывала установить жесткий партийный контроль над такими идеологически сомнительными режиссёрами, как Протазанов. «Новый ЛЕФ» назвал фильм старомодным развлекательным кино, бесполезным для новой советской культуры.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/2/6/2265062_25fb2d1e.jpg)
Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Вероятно, это первый полнометражный фильм о космическом полёте. Аэлита — без сомнений, из тех картин, что прошли испытание временем. Даже сегодня «Аэлита» смотрится неплохо — несмотря на техническую устарелость, откровенную театральность, излишнее усиление романтической линии и зачисление в марсианскую экспедицию карикатурного сыщика Кравцова (Ильинский). Невероятные декорации и костюмы поражают воображение, игра актеров экспрессивна и выразительна, а режиссура и монтаж не хуже, чем в Голливуде той эпохи.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/6/5/2265056_bc75d7b3.jpg)
Первый советский фильм из жанра научной фантастики. Несколько расплывчатый идейно, роман строился на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давал интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В нем причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами - полетом на Марс, встречей "земного" инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания "пролетарской части" марсиан против своих угнетателей и его разгромом.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/7/5/2265057_3bd31cf0.jpg)
Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой. Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошёл. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924).
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/9/5/2265059_7af7e466.jpg)
Фильм вышел на экраны 25 сентября 1924 года в Москве в кинотеатре «Арс» с музыкальным сопровождением, специально написанным для фильма Владимиром Кручининым. Выходу фильма предшествовала беспрецендентная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры — 26 февраля 1924 года в «Кино-Газете», где поначалу публиковались интригующие объявления с текстом «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — без всяких пояснений (но в ряде случаев по нескольку таких объявлений на одной полосе). С 15 апреля объявления стали сопровождаться поясняющим текстом: «С некотрого времени радио-станции всего мира стали получать непонятные сигналы…» Ближе к премьере (19 сентября) к рекламной компании была подключена газета «Правда», в которой таинственный сигнал был воспроизведён в более «прозрачном» виде: «Анта… одЭЛИ… уТА», а в рекламном объявлении, опубликованном 24 сентября, интригующая надпись была впрямую включена в объявление о премьерном показе фильма в кинотеатре «АРС».
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/0/6/2265060_f1c7bdd9.jpg)
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Критическая реакция во многом была обусловлена тем, что «Межрабпом-Русь» был кооперативной («нэпманской») кинокомпанией. В опубликованной в «Известиях» рецензии на фильм было сказано: «Гора родила мышь». Рецензент газеты «Правда» писал, что «стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным». «Кино-газета» (издававшаяся самой кинокомпанией «Межрабпом-Русь») писала о фильме как о «выдающемся феномене», но сожалела, что «фильм слишком далеко отошёл от сюжета романа». «Кино-неделя» обвиняла сценаристов фильма в том, что им чужды интересы рабочего класса, и призывала установить жесткий партийный контроль над такими идеологически сомнительными режиссёрами, как Протазанов. «Новый ЛЕФ» назвал фильм старомодным развлекательным кино, бесполезным для новой советской культуры.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/2/6/2265062_25fb2d1e.jpg)
Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Вероятно, это первый полнометражный фильм о космическом полёте. Аэлита — без сомнений, из тех картин, что прошли испытание временем. Даже сегодня «Аэлита» смотрится неплохо — несмотря на техническую устарелость, откровенную театральность, излишнее усиление романтической линии и зачисление в марсианскую экспедицию карикатурного сыщика Кравцова (Ильинский). Невероятные декорации и костюмы поражают воображение, игра актеров экспрессивна и выразительна, а режиссура и монтаж не хуже, чем в Голливуде той эпохи.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/4/6/2265064_82cf9a16.jpg)
5
Коментарі