Фильм №48 - Уловка-22 (Майк Николс)
- 04.07.08, 21:21
«Уловка-22» (Catch-22) — антивоенная комедия абсурда снятая в 1970 году Майком Николсом (Mike Nichols) по одноимённой повести Джозефа Хеллера (Joseph Heller).
1944 год. На островке в Тирренском море расквартирован бомбардировочный полк ВВС США, в котором служат капитан Йоссариан (Алан Аркин), главный «герой» и его сослуживцы. По всем правилам, полк, выполнивший 50 боевых вылетов, должен быть выведен из зоны боевых действий в тыл, на переформирование. Этого не происходит, так как командир полка (Мартин Болсэм), выслуживая очередной чин, решил «налетать» сверх плана еще 50 вылетов, а, кроме этого у него вместе с лейтенантом Милоу (Джон Войт) на передовой свой бизнес, и все штатные парашюты он уже обменял на египетские финики…
Уловка-22, как пытается объяснить Йоссариану доктор капитан Нэйтли, своеобразный маневр, навсегда увязывающий солдата с войной. Можно отстранить человека от полетов, только если он сам об этом заявит и если при этом его признают сумасшедшим. Однако любой, кто обращается с такой просьбой, уже не сумасшедший, а каждый, кто с готовностью продолжает летать, безумец по определению, но отстранить его нельзя — он не сделал заявления.
Впоследствии действие уловки-22 разрастается до фантастических размеров, ее границы размываются и уже неясно, кто и по какому поводу попадает под ее влияние. Лишь первая половина фильма выглядит сатирической антивоенной драмой, а дальше сатира перерастает в подлинный сюрреалистический кошмар, в котором чуть ранее карикатурные полковники и генералы вдруг превращаются в зловещие, раскрашенные мрачнейшими красками фигуры. В фильме события разворачиваются во Вторую мировую, однако по тому, как показана эта героическая война, очевидно становится, что Майк Николс, а еще раньше — автор одноименного романа Джозеф Хеллер в виду имели войну совсем другую. На языке Эзопа в 1970-ом нам рассказали о позорной вьетнамской кампании.
1944 год. На островке в Тирренском море расквартирован бомбардировочный полк ВВС США, в котором служат капитан Йоссариан (Алан Аркин), главный «герой» и его сослуживцы. По всем правилам, полк, выполнивший 50 боевых вылетов, должен быть выведен из зоны боевых действий в тыл, на переформирование. Этого не происходит, так как командир полка (Мартин Болсэм), выслуживая очередной чин, решил «налетать» сверх плана еще 50 вылетов, а, кроме этого у него вместе с лейтенантом Милоу (Джон Войт) на передовой свой бизнес, и все штатные парашюты он уже обменял на египетские финики…
Уловка-22, как пытается объяснить Йоссариану доктор капитан Нэйтли, своеобразный маневр, навсегда увязывающий солдата с войной. Можно отстранить человека от полетов, только если он сам об этом заявит и если при этом его признают сумасшедшим. Однако любой, кто обращается с такой просьбой, уже не сумасшедший, а каждый, кто с готовностью продолжает летать, безумец по определению, но отстранить его нельзя — он не сделал заявления.
Впоследствии действие уловки-22 разрастается до фантастических размеров, ее границы размываются и уже неясно, кто и по какому поводу попадает под ее влияние. Лишь первая половина фильма выглядит сатирической антивоенной драмой, а дальше сатира перерастает в подлинный сюрреалистический кошмар, в котором чуть ранее карикатурные полковники и генералы вдруг превращаются в зловещие, раскрашенные мрачнейшими красками фигуры. В фильме события разворачиваются во Вторую мировую, однако по тому, как показана эта героическая война, очевидно становится, что Майк Николс, а еще раньше — автор одноименного романа Джозеф Хеллер в виду имели войну совсем другую. На языке Эзопа в 1970-ом нам рассказали о позорной вьетнамской кампании.
6
Коментарі