Фильм №38 - Помни (Кристофер Нолан)
- 24.06.08, 21:21
«Помни» (Memento) — нео-нуар-психологический триллер режиссёра Кристофера Нолана (Christopher Nolan), поставленный им по собственному сценарию на основе рассказа «Мементо мори» своего брата Джонатана Нолана, вышел на экраны в 2000 году.
Главный герой фильма Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и не может удержать в памяти ничего дольше 10 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди (Джо Пантолиано) и девушка Натали (Кэрри-Энн Мосс), но он не может доверять никому из них. Основная интрига фильма заключается именно в скрытой от Леонарда части расследования — той, что осталась в недавнем прошлом. Чтобы сохранить интригу и заставить зрителя взглянуть на происходящее глазами героя, режиссёр использует инвертированную композицию: в одной из плоскостей повествования изложение разбито на пятиминутные отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего.
Memento — это фильм о выживании. Мир, окружающий Ленни, предъявляющий жёсткие требования к человеку, которому нужен постоянный уход и забота, вынуждая доверять только себе: изобретать сложнейшую систему адаптации с фотографиями, записками самому себе и татуировками, узнавать собственный подчерк, перепроверять каждое слово тех, кто находится рядом. Это фильм об инстинкте. Поставленный в условия, когда ни одно из происходящих событий не фиксируется в памяти, когда ты не знаешь, кто друг, а кто враг, ты должен учиться реагировать мгновенно на звуки, слова, лица и события, окружающие тебя. Человек, направивший на тебя пистолет — враг, человек, просящий что-то записать в твоих бумагах — лжец. Не думай, действуй, верь своему чутью — только так ты сумеешь довести своё дело до конца. Это фильм-математическая задача. Кусочки, всё время распадающиеся на отдельные записки, татуировки, фразы, взгляды и выстрелы, которые главный герой пытается сложить в одну картинку, чтобы найти ответ на вопрос, который мучает его — пытается с упорством психически больного человека, пренебрегая при этом всем: имуществом, здоровьем, риском для жизни, и в конце концов жизнями других людей.
В начальной реверсивной сцене гильза катится не из-за падения, а из-за того, что Кристофер Нолан дует на неё, поскольку снять крупный план падения гильзы на пол при статической камере оказалось слишком сложно. Для того, чтобы получить качественную картинку, создатели фильма не стали просто снимать сцену, а затем пускать её реверсивно. Они умудрились снять сцену, подавая плёнку в камеру с противоположной стороны, и при нормальном проигрывании сцена стала реверсивной. Но дубль с гильзой, имитирующий реверс, должен был быть снят нормально, и поскольку его тоже нечаянно сняли обратно идущей плёнкой, то при монтаже его пришлось пускать реверсом. Таким образом, качение гильзы — это симуляция реверсивного дубля, снятого реверсом, и затем реверсированного при монтаже, чтобы достить изначально предполагавшегося эффекта. Можно спорить, что второго такого дубля в истории кино не было!
Награды:
2000 — лучший сценарий — (Американский киноинститут (AFI), Bram Stoker Awards, London Critics Circle Film Awards, Boston Society of Film Critics Awards, Broadcast Film Critics Association Awards, Chicago Film Critics Association Awards, Florida Film Critics Circle Awards, Independent Spirit Awards, Los Angeles Film Critics Association Awards, Sitges — Catalonian International Film Festival, Southeastern Film Critics Association Awards, Toronto Film Critics Association Awards),
2000 — лучший сюжет — "Мементо" (Sundance Film Festival),
2000 — лучший режиссер — (Independent Spirit Awards),
2000 — премия Рассела Смита — (Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards),
2000 — премия CinеLive Award, премия критиков и специальный приз жюри — (Deauville Film Festival),
2000 — лучший фильм — (Edgar Allan Poe Awards, Toronto Film Critics Association Awards),
2001 — лучший актёр — (San Diego Film Critics Society Awards),
2002 — лучший монтаж — (Phoenix Film Critics Society Awards)
2002 — премии за лучший дебют, фильм и сценарий — (Online Film Critics Society Awards)
2002 — лучший молодой режиссер (MTV Movie Awards),
2002 — лучший актёр, лучший монтаж, лучший сценарий, лучший фильм — "Сьерра" (Las Vegas Film Critics Society Awards).
Фильм смотреть всем обязательно! Минимум дважды!!
PS Я неудержался и перемонтировал кино в ВиртуалДабе, разместив фрагменты фильма в хронологическом порядке, создав, таким образом "зрительскую версию" фильма. Конечно, эффект от просмотра теряется, зато можно разобраться в некоторых нюансах сюжета.
Главный герой фильма Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и не может удержать в памяти ничего дольше 10 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди (Джо Пантолиано) и девушка Натали (Кэрри-Энн Мосс), но он не может доверять никому из них. Основная интрига фильма заключается именно в скрытой от Леонарда части расследования — той, что осталась в недавнем прошлом. Чтобы сохранить интригу и заставить зрителя взглянуть на происходящее глазами героя, режиссёр использует инвертированную композицию: в одной из плоскостей повествования изложение разбито на пятиминутные отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего.
Memento — это фильм о выживании. Мир, окружающий Ленни, предъявляющий жёсткие требования к человеку, которому нужен постоянный уход и забота, вынуждая доверять только себе: изобретать сложнейшую систему адаптации с фотографиями, записками самому себе и татуировками, узнавать собственный подчерк, перепроверять каждое слово тех, кто находится рядом. Это фильм об инстинкте. Поставленный в условия, когда ни одно из происходящих событий не фиксируется в памяти, когда ты не знаешь, кто друг, а кто враг, ты должен учиться реагировать мгновенно на звуки, слова, лица и события, окружающие тебя. Человек, направивший на тебя пистолет — враг, человек, просящий что-то записать в твоих бумагах — лжец. Не думай, действуй, верь своему чутью — только так ты сумеешь довести своё дело до конца. Это фильм-математическая задача. Кусочки, всё время распадающиеся на отдельные записки, татуировки, фразы, взгляды и выстрелы, которые главный герой пытается сложить в одну картинку, чтобы найти ответ на вопрос, который мучает его — пытается с упорством психически больного человека, пренебрегая при этом всем: имуществом, здоровьем, риском для жизни, и в конце концов жизнями других людей.
В начальной реверсивной сцене гильза катится не из-за падения, а из-за того, что Кристофер Нолан дует на неё, поскольку снять крупный план падения гильзы на пол при статической камере оказалось слишком сложно. Для того, чтобы получить качественную картинку, создатели фильма не стали просто снимать сцену, а затем пускать её реверсивно. Они умудрились снять сцену, подавая плёнку в камеру с противоположной стороны, и при нормальном проигрывании сцена стала реверсивной. Но дубль с гильзой, имитирующий реверс, должен был быть снят нормально, и поскольку его тоже нечаянно сняли обратно идущей плёнкой, то при монтаже его пришлось пускать реверсом. Таким образом, качение гильзы — это симуляция реверсивного дубля, снятого реверсом, и затем реверсированного при монтаже, чтобы достить изначально предполагавшегося эффекта. Можно спорить, что второго такого дубля в истории кино не было!
Награды:
2000 — лучший сценарий — (Американский киноинститут (AFI), Bram Stoker Awards, London Critics Circle Film Awards, Boston Society of Film Critics Awards, Broadcast Film Critics Association Awards, Chicago Film Critics Association Awards, Florida Film Critics Circle Awards, Independent Spirit Awards, Los Angeles Film Critics Association Awards, Sitges — Catalonian International Film Festival, Southeastern Film Critics Association Awards, Toronto Film Critics Association Awards),
2000 — лучший сюжет — "Мементо" (Sundance Film Festival),
2000 — лучший режиссер — (Independent Spirit Awards),
2000 — премия Рассела Смита — (Dallas-Fort Worth Film Critics Association Awards),
2000 — премия CinеLive Award, премия критиков и специальный приз жюри — (Deauville Film Festival),
2000 — лучший фильм — (Edgar Allan Poe Awards, Toronto Film Critics Association Awards),
2001 — лучший актёр — (San Diego Film Critics Society Awards),
2002 — лучший монтаж — (Phoenix Film Critics Society Awards)
2002 — премии за лучший дебют, фильм и сценарий — (Online Film Critics Society Awards)
2002 — лучший молодой режиссер (MTV Movie Awards),
2002 — лучший актёр, лучший монтаж, лучший сценарий, лучший фильм — "Сьерра" (Las Vegas Film Critics Society Awards).
Фильм смотреть всем обязательно! Минимум дважды!!
PS Я неудержался и перемонтировал кино в ВиртуалДабе, разместив фрагменты фильма в хронологическом порядке, создав, таким образом "зрительскую версию" фильма. Конечно, эффект от просмотра теряется, зато можно разобраться в некоторых нюансах сюжета.
8
Коментарі
ИчЬ
124.06.08, 21:26
Ты забабахал всю сотню наперед и ушел в отпуск?
ИчЬ
224.06.08, 21:28
Поставил на закачку.
Гість: Alex)Bel
325.06.08, 01:20
Классный режиссер. Люблю его "Престиж".
ИчЬ
425.06.08, 21:45
Посмотрел. Прикольно.
Eraserhead
529.06.08, 22:43Відповідь на 4 від ИчЬ
ну, и кто убил жену Леонарда Шелби?
ИчЬ
630.06.08, 12:53Відповідь на 5 від Eraserhead
нипанятна