Помощь ЕС: старые деньги на новый лад
- 04.06.14, 12:34
Также Кабмин, согласно распоряжению правительства №508, выделил Министерству экологии и природных ресурсов Украины 222,2 млн. грн., поступивших в Украину по линии программы помощи Европейского Союза «Поддержка реализации Стратегии национальной экологической политики Украины». На расходы развития отрасли выделено 208 млн. грн., на расходы потребления – 13,8 млн. грн. То есть большая часть средств идет именно на экологию.
Спросите, в чем тут парадокс? Оба финансовых «маршрута» выделены нам еще... несколько лет назад. Первая из указанных сумм (294,4 млн. грн.) является частью программы из трех траншей в рамках выполнения соглашения о финансировании программы "Поддержка внедрения транспортной стратегии Украины". Подписание соответствующего соглашения о финансировании этой программы было согласовано распоряжением Кабинета министров еще 15 декабря 2010 года.
А использование данных бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления мероприятий по поддержке реализации государственной политики в сфере транспорта, утвержденном постановлением Кабмина № 914 от 31 августа 2011 года.
Что касается экологии, которая явно не улучшилась в условиях все той же АТО, то, как считает ЕС, антропогенная и техногенная нагрузка на окружающую среду в Украине в несколько раз превышает соответствующие показатели в развитых странах мира. Таким образом, эта помощь будет направлена на то, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране, которая намерена в будущем стать членом ЕС.
О намерении выделить 35 млн. евро на программу "Поддержка реализации стратегии национальной экологической политики Украины" в рамках Плана действий "Украина – ЕС" и повестки дня ассоциации "Украина – ЕС" Еврокомиссия заявила еще в декабре 2010 года.
Так что кредиты это старые. Но в нынешних специфических условиях выглядят как новые. К тому же кое-что было актуализировано уже сейчас, в последние дни.
Так, 15 мая Верховная Рада Украины ратифицировала соглашение с ЕБРР относительно деятельности Чернобыльского фонда "Укрытие", имеющее непосредственное отношение к «экологическим деньгам» от ЕС. Пока для завершения строительства нового безопасного конфайнмента над Чернобыльской АЭС необходимо найти около 5 млрд. евро. Доноры внесли пока только 1,54 млрд. евро, вопрос выделения дополнительных средств, к сожалению, еще не решен.
Что касается инфраструктурных проектов, здесь стоит тоже отметить некоторые сложности. Для реконструкции одних только автомобильных дорог нужно гораздо больше средств. К примеру, в прошлом году сумма, которую выделили на ремонт дорог, составила 3,2 млрд. грн. при необходимости в 10,8 млрд. грн. То есть средства, которые сейчас выделены Министерству инфраструктуры – 294,4 млн. грн., по большому счету, лишь небольшая часть, необходимая для развития украинской инфраструктуры.
В целом, развитие транспортной инфраструктуры имеет важное значение для экономики. Уже сейчас значимость грузовых перевозок растет: по данным Государственной службы статистики Украины за январь-апрель 2014 года рост перевезенных грузов составил 102,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост среди всех видов транспорта приходится именно на автомобильный транспорт – 117,3%.
В общем, на всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. Поэтому развитие транспортных проектов является необходимым для дальнейшего развития экономики.
Кстати, о развитии экономики. Помимо распределения денег, полученных ранее от ЕС, Украина стала счастливым получателем совершенно «свежего» вливания от Всемирного банка. Речь идет об упомянутом выше кредите в размере $750 млн. в рамках проекта, который так и называется – «Первый кредит на политику развития».
29 мая данную новость опубликовало на своем официальном сайте Министерство финансов Украины. В сообщении говорится, что соглашение между Украиной и Всемирным банком было подписано 26 мая 2014 года. Кредит привлечен на 16 лет с 7-летним льготным периодом по сменной ставке – 6 месяцев LIBOR + спред. Одноразовая комиссия составляет 0,25%. Средства будут использоваться для проведения стратегических и институциональных реформ, направленных на преодоление кризисных явлений и стабилизацию финансово-экономической ситуации в Украине.
Министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета отметил, что речь идет о предоставлении помощи Украине – в первую очередь для поддержки экспорта, малого и среднего бизнеса.
Действительно, малый и средний бизнес сейчас очень нуждается в том, чтобы государство создало все необходимые условия для его развития. Деньги, полученные от Всемирного банка, если будут правильно направлены на финансово-налоговую поддержку бизнеса, должны способствовать стабилизации и дальнейшему развитию деловой активности.
Правда, стоит отметить, что в сообщении не указано, как именно будет осуществляться такая поддержка. Прямая государственная финансово-налоговая поддержка, по нашему мнению, будет более эффективной, нежели косвенная. То есть введение специального (льготного) режима налогообложения или обеспечение государственными заказами создадут условия для развития малого и среднего бизнеса.
На косвенную поддержку в форме стимулирования государством банков с целью кредитования малого бизнеса в нынешних реалиях не стоит сильно рассчитывать, так как финансовые учреждения сейчас испытывают значительный недостаток ликвидности. Второй вариант поддержки возможен только после стабилизации ситуации в банковском секторе Украины, а также урегулирования вопроса так называемого «кредитного майдана», который начинает развиваться в связи с увеличением затрат населения на погашение валютных кредитов. Но это уже другая история...
Коментарі
Уралочка
19.06.14, 02:01