Очень приятно, когда плохие ожидания не оправдываются
А то я что-то последнее время как-то был пессимистически настроен в плане кинематографа… Впрочем, я конечно же был к нему несправедлив – сам то он остался вполне собой, проблема во мне. То, о чем мы говорили с одним моим товарищем во дни прошлые не один раз: «Наши саги закончились, сами мы – повзрослели. Больше нам ждать нечего, а в новое влюбиться – тяжело. Да и не дают нам уже ничего такого, нового. Новые времена, новые люди, новые взгляды.» Новое конечно есть. Саги тоже имеются. Только страсти, той – нет. И саги – не наши…
На старую гвардию только и надежда.
И вот у нас во второй половине 2000х зашевелился Джеймс Камерон. Для моего поколения – культовая персона. Лично подаривший нам одну сагу и написавший яркую главу в другой. До этого как-то притихший с самого «Титаника»… А тут – раззудись плечо, размахнись рука значит! А у нас уже сомнения, понимаешь… Мы ж тут, понимаешь, уже маленько разочарованы в кинематографе. Хотя ждали, ждали конечно, надеялись
Душа ж праздника просит, а ребенок внутри – ярких эмоций.
Все сомнения рассеялись, как утренний туман под лучами Ригель Кентаурус. Внутренний ребенок ликует, с надеждой заглядывая в будущее – дядя Джеймс сказал, что если картина будет финансово успешной, то он даст нам трилогию. А это значит – новая сага, новый азарт ожидания и новые яркие эмоции.
Аватар пришел и что же мы получили?
У далеких Толиманов не летал я никогда…
(Сказка для современных взрослых и невзрослых детей)
Для первых – возможность вспомнить свои детство и юность, свои сказки. Вернуться к «Долине папоротников», к «Мичману Флендри». Технически Аватар – это монументальный массив творческого переосмысления целой груды НФ и ряда фентези произведений. Здесь помимо названных выше, еще и драконьи наездники Перна, здесь и элементы «Неукротимой планеты» Гаррисона. И конечно же мальчишеская атрибутика в виде бравых вояк, техники, пушек, человекообразных роботов, которая щедро рассыпана в сотнях книг... Экзотика дальних миров, других планет, манящее чужое небо и буйная жизнь… Аватар махом оживляет все это, уже подзабывшееся и потускневшее за давностью лет, вытаскивает его из глубин памяти. И лично мне, тяготеющему к классике фантастики, особенно НФ - это очень по нраву. Я даже сказал себе: "Наконец-то!" ;)
Для вторых – чудесный способ получить все это одним блюдом. И понести по жизни цельной картиной.
Основная фабула фильма стоит на двух столпах…
Это неизбывное чувство вины цивилизованного западного человека за уничтоженные цивилизации и народы Земли, особенно - Америк. За миры, разрушенные ради насущных потребностей и даже просто наживы. Предостережение и укор людям настоящим и будущим.
Это тоска западного человека по миру древнему, прекрасному и простому, духовно богатому своими природными легко понятными ценностями и эмоциями и готовому принять его в свои может и безжалостные, но в то же время теплые и бесхитростные объятья… да и чего уж там – просто тоска по миру, который будет рад ему и который будет ему родным. Миру далекому от безжалостного безразличия, бессмысленной суеты и алчной хищности мира современного.
Отдельной нитью сквозь фильм проходит сатирический посыл, выглядывающий отдельными эпизодами и фразами, отсылки к нашей теперешней действительности и совсем недавнему прошлому.
Лица картины – это друзья и враги.
Новая родня, друзья – на’ви в основном списаны с американских индейцев, что читается в их стилистике, позже появляются другие народы, несущие на себе следы иных примитивных культур. Для большей визуальной приятности им придан внешний вид изящных кошкообразных хищников (и тут нам радостно машет мичман Флэндри). Сильные, смелые, храбрые, благородные, хозяева этого мира, живущие в гармонии с ним. То, какими страстно желают быть многие люди… Немного ниже я к ним еще вернусь.
Доктор Грейс Августин, героиня нашей дорогой Сигурни Уивер – классический образчик ученого, исследователя и гуманиста. Всё то лучшее, что рождала эта часть мира людей. Она изучает новый мир, она пытается добиться расположения на’ви, понять сложную паутину взаимосвязей всего со всем на Пандоре… И она старается сделать присутствие людей полезным для аборигенов. Увы, не все в её власти. Но она старается, искренне и до конца. И, не напрасно. А в самом конце её ждет нечто…
Лица врага - в них отражены образы всего того безжалостно-разрушительного для беззащитных первобытных миров, что только рождал мир белого человека. Они – такие же архетипы, как и аборигены Пандоры.
Полковник Кворич. Салдафон. Он тренирован и силён. Упорен. Он холоден и расчетлив. Он решителен, безжалостен, последователен. Он не знает сомнений. В принципе – он честен. В принципе – лишен бессмысленной жестокости. Он просто делает то что должен, свою работу. Делает её усердно и хорошо. Так, как умеет, так, как его учили. Военные силы людей в фильме – его продолжение, он – их лицо. "Сейчас быстро делаем дело и домой, на базу. Вечером всех угощаю." По своему – он даже… прекрасен. Он – образ того самого белого западного завоевателя. Со шрамами, от знакомства с дикими зверями, слоновьим ружьем, в пробковом шлеме. И оружие в его кобуре – не просто оружие, но символ. Вырванный из контекста, сам по себе - он вызывает уважение. Солдат – защитник и покоритель, на службе у…
…капитала. Капитал – другое лицо. Заметьте, на Пандоре нет большой Земли. Есть частный капитал. Как и в "Чужих"... параллели неизбежны. И многое творится без согласования с Метрополией. Которая представлена в кино примерно так же, как в «9 округе». Капитал – алчный хищник, озабочен одним – сохранением нормы прибыли. Новыми прибылями. Сверхприбылями. Можно обойтись без крови – чудесно, нам нужен хороший пиар. Не удается выменять землю аборигенов на бусы и огненную воду? Ну что же, это проблемы индейцев. Важно то, что мы пришли за тем, что нам нужно. Для прибыли. И получим то, за чем пришли.
Мир Пандоры – просто прекрасен. Просто. Прекрасен. Его можно бесконечно описывать словами. Но лучше – просто увидеть. От некоторых сцен по настоящему захватывает дух, а сознание наполняется каким-то детским восторгом. Восторгом тех самых оживающих в памяти картин и сцен из множества книг, прочитанных много лет назад.
От некоторых сцен ты ощущаешь, как глаза начинает щипать, как перехватывает дыхание…
Такой он, мир Пандоры. Такие его лики.
И носило меня, как осенний листок.
Я менял имена, я менял города.
Некоторые товарищи уже заклеймили главного героя, Джейка Салли, предателем. И бичуют этим картину – дескать она идеализирует предательство. Я хочу отдельно остановиться на этом вопросе…
Нас уже давно приучили думать, что личность и её выбор, свобода этого выбора – превыше всего. Что там, где человеку хорошо – его родина. Мы с вами живем в обществе западной традиции, не забывайте. Современное человечество если и не приучилось уже, то приучается не видеть разницы между чужими и своими, если эти чужие – разумны. Уже давно во множестве фантастических произведений разумных-чужих называют «людьми», стирая границу биологической инакости и ставя во главу угла личности и ценность разумной жизни.
Тем более, что Джейк «предает» не человечество и его интересы, а лишь работодателя. И «предавая» – спасет в себе Человека и Человечность, делает морально правильный выбор не давая реализоваться здесь, на этой планете – повторению прежних злодеяний.
Да, он убивает людей. Но это не его браться по оружию, это наемники на службе капитала. Они знали, на что шли. И такова судьба наемника, сегодня вы стреляете вместе в того, в кого укажут, а завтра – друг в друга…
И чего уж там, если общество может себе позволить межзвездные перелеты, колонии на других планетах, технологии клонирования, проекты во много миллиардов долларов… и не может себе позволить бесплатно починить солдату его тело, имея возможность сделать это… Это общество достойно предательства! К тому же, повторюсь – Джейк «предает» не Землю и человечество, а одну корпорацию.
Джейк убивает людей, защищая свой новый дом и новый народ, который принял его. Он убивает агрессоров. Защищает свою новую родину и свои новые ценности… защищает человека в себе. Делает то, что должен. Заодно искупая свою личную вину перед на’ви, искупая перед ними вину человечества.
В общем, Кэмерон молодчага и максимально облегчил для своего главного героя проблему выбора, а его самого максимально обелил в глазах зрителя…
И, кстати сказать, показанный в картине ход событий – далеко не самый худший в плане перспективы отношений гомосапиенсов и на’ви. Более того, он делает возможным мирное и конструктивное продолжение диалога между народами Земли и Пандоры. Именно потому, что часть людей «предали» корпорацию оставшись верны идеалам человечности и гуманизма, стараясь не допустить повторения злодеяний прошлого. И эти люди – заслужили доверие и расположение на’ви, как лучшие из людей, как те, кому они верят и даже как те, кто теперь ими руководит.
Благодаря «предательству» Джейка Салли Земле достаточно будет сильно извиниться за злые дела плохих парней, предоставить компенсацию. И как-то уговорить на’ви самих отдать людям нужный минерал ;) Например путем торговли. Может даже все вместе они придумают, как сделать это без причинения ущерба живому миру Пандоры...
Собственно… юность мира Пандоры закончилась. На’ви неизбежно придется быстро «взрослеть».
- Меня смущает, что сознание переселяется в аватара без всякого канала передачи данных…
- Значит факт существования планеты Пандора тебя не смущает?
Очень приятно, что Джеймс Камерон не скатился в унылую эзотерику с метафизикой, не опустил науку и научный подход. И даже чудесному - создал вполне материальную базу.
К моему огромному удовольствию верования туземцев оказались далеки от сверхъестественного, природными и очень даже рационалистичным.
Их планета, жизнь на ней – живет своей удивительной жизнью по своим, удивительным но вполне постижимым законам. Было бы очень интересно узнать, какими причудливыми путями эволюционировала жизнь Пандоры…
Джеймс Камерон нашел способ сделать на’ви не просто "высокодуховными и прекрасными дикарями-душками потому что потому", что западному человеку так приятнее видеть дикарей, ненавидеть свой западный мир и стенать о старых добрых временах… На’ви – от природы очень крепкие и сильные, умелые и решительные бойцы, способные в одиночку отправить к праотцам много человеков. Что они и делают, когда дело доходит до драки, без особых нервных метаний и рефлексии. Но они уважают жизнь, и не забирают её без надобности, потому что по таким законам живет их планета. Планета, опутанная связями всего со всем, связями не умозрительными, а вполне физическими, осязаемыми…
Идея с нейронной связью на’ви и других живых существ Пандоры – просто супер! Действительно интересная и оригинальная находка. Хотя лично мне тут видится некоторое, чисто механическое, наследие «Матрицы». Предполагаю, что в таком мире и для таких разумных существ как на’ви - просто физически невозможно насилие над природой по земному образцу. И наверное именно насилием людей Земли над природой Пандоры и объясняется изначальная напряженность отношений между пришельцами и аборигенами.
К сожалению, я не дождался момента, когда разумные начнут так общаться между собой ;) Однако меня очень впечатлил феномен физического контакта на’ви с Эйвой. Это не абстрактный человеческий бог, это персонификация живой природы Пандоры вообще. А заодно – ментальный банк разумной жизни, хранящий в себе многие поколения живших и чувствоваших. И поэтому для на’ви культ Эйвы, древа-хранителя, не некая абстракция и не миф, а живая, физическая связь со всем сущим и всем бывшим. Более того – Эйва способна контактировать даже с чужой жизнью. И при всей чудесности – это все-таки живое и при том, практически беззащитное, существо.
Очень впечатлил тот момент, что Грейс Августин выпал редкий дар и в конце своего пути, оборвавшегося так рано – она получает возможность навсегда стать частью этого мира и влить в Эйву свою сущность… И похоже – это тоже должно как-то изменить Пандору, обогатить её.
Увы, но как на мой взгляд - в картине вся эта тема, общения и связи с Эйвой, самой этой сущности - раскрыта довольно поверхностно… Надеюсь на то, что в будущем она будет развита.
Голодной куме все своё на уме… Всем поклонникам WarCraft - мы увидели Нагарнд, товарищи! Мы увидели все эти Драссили! Мы сидим и потираем руки, в предвкушении ;)
Что у нея внутре?..
Коснусь технической стороны…
Ляпов в принципе не очень много и большей частью они – системные, присущие генеральной линии западной НФ в целом. Например все эти газовые гиганты в пол-неба, стрелы, пробивающие фонари военной техники, штыки у автоматических пушек человекообразных роботов… и вообще ножи. Это – дань моде. Или просто стереотип западного поп-НФ мышления. Кстати, многие из нападок на фильм с этой стороны - в принципе можно легко отмести и найти для показанных решений техническое обоснование...
Кроме ножей у мехи Подозреваю, что штык-нож на пушке меха появился исключительно для того, чтобы его можно было от пушки отламать И драццо с мехой, у которой нет пушки. А чтобы эта драчка была еще эффектнее и брутальное - мехе дали брутальный ножичек с кишкодером. Вместо какой-нибудь унылой цепной пилы например. И все это - чистое незамутненное смыслом пыщь-пыщь для зрителя препубертатного возраста :)
Порадовало чувство юмора Камерона, унабтаниум – посмеялся
Еще «Аватар» мне как-то… технически чтоли, напомнил Камероновских же "Чужих"… Какой-то примерно такой же технологический уровень у людей… Только космокорабли не так круты.
Несмотря на то, что во многом «Аватар» скроен по шаблонам НФ многодесятилетней давности – он кино современное. Я плохо представляю его себе, снятым 15-20 лет назад. Боюсь, тогда в общественном сознании просто не стояли так ярко и актуально поднятые в картине проблемы. Я имею ввиду – проблему «предательства» личностью своего старого мира в пользу нового, в котором ей лучше. Хотя в НФ-литературе и эта тема совсем не новая, «Любовники» Фармера как раз об этом.
Да и все эти проблемы гуманизма и экологии волновали народ 15-20 лет назад намного меньше.
Технологически же Аватар – кино ультрасовременное. Феноменальное по объему спецэффектов. Созданное с применением вновьизобретенных ноу-хау, которые могут сыграть огромную роль в фильмах будущего…
Как в свое время «Матрица» 10 лет назад была с одной стороны итогом развития предыдущего для нее кинематографа и стартовым для новой эпохи фантастического кино, вехой… Такой же вехой, я подозреваю, будет и «Аватар».
Мы видим масштабное, полное и бесшовное слияние реального и иллюзорного. Мы видим доведенные до совершенства идеи и технологии, реализованные при создании Голлума и нового Кинг-Конга. Мы видим, что современное кино – может всё. Были бы деньги ;)
Приятно было вновь увидеть старых любимых актеров. Приятно увидеть образы, выписанные с особой детальностью и тщательностью. Приятно было вспомнить многое, оживленное в памяти «Аватаром».
На'ви - безусловно фаворит сезона! Они такие... настоящие... Эта мимика, эти движения ушами. Их эмоции, особенно в драматические моменты. Живые. До чего ж дошел прогресс...
Так "Аватар" и воспринимается, кино, связующее прошлое, бумажную классику и зрелища будущего. Не удивлюсь, если в ближайший "Оскар" он сорвет целую гроздь статуэток. Только вот одно непонятно, на какую полку его поставить, с игровым кино или к анимации ;)
Старая гвардия – цвет кинематографа, удивительно, что именно эти, немолодые уже люди, раз за разом умеют нас радовать и поражать. Пионеры тогда – они пионеры и сейчас. Имеют ум пытливый и подвижный, гораздый на выдумки с массой задумок на годы вперед. И бесценный опыт. Готовы рисковать, делают и не боятся. Они по прежнему на голову впереди…
Да, «Аватар» прост. Да, «Аватар» предсказуем. «Аватар» быть может спорен…
«Аватар» однозначно прекрасен. «Аватар» дает надежду. «Аватар» это еще одна жемчужина в копилку зрелищного кино. «Аватар» - чудесный итог 2009 года, и вообще всего периода 1999-2009.
Кино, годное для любого возраста.
Камерон снова всем показал! И он жжот! ;)
Кино «маст си».
Ждем продолжения!
Коментарі
Злая_тётка
124.12.09, 11:49
точно! как жеж я могла забыть мульт "долина папоротников"! вот что мне напомнил аватар!
класнючее кино, жду продолжение
Гість: ari3ona
224.12.09, 13:10
Я влюбилась в этот фильм... прочно, надолго впала благодяря ему в любовь, и готова глаза любому (или любой) выцарапать, хто хоть слово плохое скажет об этой истории.
_Люлю_
324.12.09, 13:29
нееет, я это не осилю читать, но на аватар иду сегодня
Veresneya
424.12.09, 13:30
Вы так ВКУСНО написали, что захотелось посмотреть фильм. Спасибо !
Афина
524.12.09, 13:35
о Боже, скока букав, а вывод один: "поднимайте жопы и идите в кино!"
Гість: fentezi
624.12.09, 13:59
фильм классный, особено в 3D
Марфушка
724.12.09, 14:01
написано шикарно!!!! я настолкьо под впечатлением от фильма, что пока даже не хочу его ничем перебивать!
Гість: Alichka2006
824.12.09, 14:15
фильм мне очень понравился)особенно в 3D качестве
сценарий конечно покахонтес полностью содранный
но снят супер
Гість: DANKA
924.12.09, 14:17
Фильм интересный, советую всем посмотреть перед Новогодними праздниками. Красивая сказка
Hius
1024.12.09, 15:44
Что характерно, откомментировала пока что только прекрасная половина человечества