Женственность
- 13.01.12, 10:00
Прежде всего, женщина – это цветок, дитя и ангел.
Женщина (неважно, знает она об этом или нет; впрочем, большинство
наверняка знает) – это прежде всего цветок. Ее призвание – нежность и
красота. Вот почему она требует бережливости и восхищения; и требует по
праву. Нежно ее восприятие; нежна ее природная тайна, которую она в себе
воплощает; нежна ее фигура; нежен её взор. Даже самая крепкая женщина
по сравнению с самым крепким мужчиной кажется и нежной, и хрупкой.
Женщина, не жалеющая ничего знать о своей нежности, изменяет своей
сущности и протестует против собственной природы. Нежность обязывает ей
быть красивой. Красивой может быть даже самая некрасивая из женщин.
Потому что истинна не физическая, а душевная, духовная красота. Дух
женщины, вселившийся в прекрасную душу, может сделать прелестной даже
некрасивую на вид женщину: тогда внутренняя красота светится через
незадавшуюся внешность, поет и излучает счастье; тогда с радостью
замечают красавицу в особо не примечательном лице.
Как цветок женщина призвана жить центростремительной жизнью и разворачивается изнутри. Она призвана формироваться в тиши, в неколебимом покое обетования и ждать, в скромном смирении следовать послушанию и всем – даже в несчастье – дарить благовоние, утешение и радость.
В этом бытии цветка у женщины чего только нет; тут и любовь к другим
цветам природы и понимание их языка; тут и забота (форма) ее одежды
(опрокинутая чашечка цветка); тут и врожденный вкус к линии и цвету; тут
и радость от собственной красоты; тут и аромат; тут и искусство
красноречивого молчания и молчаливого ответа, и многое другое, что так
восхищает нас.
Любая женщина знает также о своем преимуществе быть ребёнком и ребенком оставаться.
Женщина – это дитя, так как она живет чувствами; сердца её добиться легко, ранить его – тоже. Она – дитя, потому что во многом наивна и некритична. Ей ни к чему все знать и все перепроверять; как ни к чему знать и о том, чего она не знает. Отсюда преимущество всегда задавать вопросы, требовать ответа и пояснений.
Она – дитя, потому что ее отношение к миру непосредственно и
созерцательно. Вчувствование – это ее способ постижения вещей; интуиция –
способ мышления; созерцание – состояние восприятия и познания. Вот
почему она, как правило, знает меньше мужчины, но опыт созерцания ее
куда шире мужского.
Женщина – дитя, потому что ее душевная ткань стремится к целостности и
единству: она обладает искусством исцеления любого разрыва, преодоления
любой трещинки и даже большой дифференцированности в своем по-детски
нераздельном ощущении и поведении.
Вот почему женщина была издревле восприемницей и хранительницей веры:
вера – ведь это способ переживания ею истины. Царство Божие всего ближе к
детям и женщинам. Вот почему художники и поэты прежде всего обращаются к
женщине: тот, в ком сердце поет и созерцает, ищет понимания в поющем и
созерцающем сердце.
Если же женщина идет по жизни как цветок инстинкта и дитя духа, то
внутренняя сущность её до такой степени пропитывается природной
невинностью и душевной чистотой, что ее человеческий облик, ее улыбка,
ее взгляд производят впечатление земного ангела.
Сказав «ангел», мы ведем речь не об образе-совершенстве, а о добром
наставителе к лучшему. Женщина призвана требовать от мужчины, которому
она дарит свою любовь, требовать лучшего в жизни и побуждать его к
лучшему. Тогда всю силу своей любви она будет отдавать служению культуре
и совершенству. Служение женщины в образе ангела не есть прерогатива
времен рыцарства; о нем знали и прежде. Женщина ищет своего героя всегда
и от своего возлюбленного требует превосходного. Об этом и легенды
вещают, и сказки сказывают.
Чтобы следовать этому зову, женщина должна наращивать в себе и
развертывать силу цветка и способности ребенка. А для этого ей
понадобится внутренне органическая гармония и глубокое сердечное
созерцание. Тогда своим постоянным советом, увещеванием,
предостережением и поддержкой она станет мужчине утешением и защитой,
разбудит в нем творческое вдохновение, будет постоянно поддерживать в
нем огонь и свет.
Три этих облика – цветок, дитя и ангел – и есть женщина; песнь в ней
образуют мелодия и гармония «вечно женственного». Если живут эти три
ипостаси в глубинах женской души, ей удаются всевозможные аспекты
служения, заложенные в ней природой и Богом.
Если она прислушивается к цветку в себе, тогда образ действий её
органично спокоен, как и подобает цветку; если прислушивается к дитяти в
себе – ее жизнь обретает ясность, чистоту и глубину – характер ребенка;
если прислушиваться к голосу сокровенного ангела в себе – ее поведение
несет на себе ангельский отпечаток, в ней появляется что-то
провидческое, божественный свет излучают ее глаза.
Первое предназначение женщины – быть живым источником любви.
Она и шествует по жизни как носительница любви.
Иван Ильин. «Книга надежд и утешений»
Коментарі