хочу сюди!
 

Оксана

39 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 35-50 років

Бои местного значения.

  • 22.12.11, 09:59
Хочу рассказать о луганчанах, защищавших луганскую землю. В том числе и мой поселок Комиссаровку. Это всего лишь часть той большой войны. Как тогда говорили "бои местного значения". Но мне память о них дорога тем, что это мои места: Комиссаровка (ст.Баронская), Вергелёвка, Дебальцево, Алчевск, Зимогорье... В августе 1941г. на заводе имени Октябрьской революции (теперь Лугансктепловоз) велась вся работа, связанная со строительством бронепоезда. В комплект бронепоезда входили: паровоз серии ОВ с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы прикрытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название «черный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона — склад боеприпасов, вагон — технический склад, вагон для горюче-смазочных материалов. По инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.

В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища прибыл назначенный командиром бронепоезда «За Родину!» Аким Бондаренко, из Москвы - А.П.Цупов, бывший рабочий завода, назначенный заместителем командира бронепоезда (сейчас одна из улиц Луганска носит его имя).Команда бронепоезда была составлена из добровольцев. Днем 23 октября 1941 года состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда – бронепоезда №2 «За Родину!»

Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково – Дебальцево –Алмазное. Местом его стоянки было определено депо станции Родаково.

Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немецко фашистские войска упорно продвигались к Ростову-на-Дону. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией. С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва. Вскоре немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску. Бронепоезд «За Родину!» получил приказание вернуться на Донбасс. В конце ноября 1941 года части Красной Армии освободили 30 населенных пунктов в районе Дебальцево. Вместе с ними действовала и команда бронепоезда «За Родину!». Бронепоезд и пехотное подразделение под командование майора Рубанюка проводили совместно планируемые операции. Например, был получен приказ отбить у врага село Вергулевку. Под прикрытием артогня из бронепоезда атака продолжалась несколько часов. Немцы, потеряв 600 человек убитыми, танки, орудия, автомашины, оставили Вергулевку.  

В одной из вылазок разведчикам бронепоезда удалось взять «языка» – немецкого офицера, а в другой в районе п.Комиссаровки (ст.Баронская) разведчики Лапин и Петрушин и водитель бронемашины Желудев, встретив вражескую разведку, полностью уничтожили 20 гитлеровцев. Под Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку. Большую часть окруженных удалось тогда вывести.

 Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская - Мануиловка среди белого дня на него напали 9 юнкерсов.

 

Зенитчики успели сбить два «юнкерса». Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу.

Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл в Родаково. В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. Станция на длительное время оказалась блокированной. 13 июля под станцией Родаково дивизионы бронепоезда встретили передовые немецкие части. Два дня подряд бронепоезд совершал неожиданные рейды в Зимогорье, в Славяносербск и прямой наводкой громил пехоту противника. 15 июля 1942 г. бронепоезд «За Родину!» подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Бронепоезд отразил две воздушные атаки. В середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет более чем 30-ю «юнкерсами». Это был последний бой бронепоезда «За Родину!», в котором большинство членов экипажа погибло.

Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать.

Век бронепоездов оказался недолгим. Они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.

С высоты, на которой находятся станция Голубовка, открывается чудный вид на серпантин реки Лугани и взбирающиеся по крутым склонам улочки г.Кировска. Здесь установлен памятник бронепоезду №2 «За Родину!». Память о доблестном экипаже бронепоезда навсегда останется в сердцах жителей нашей стороны.

14

Коментарі

122.12.11, 10:18


"Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен."
Война - это труд! Труд в экстремальных условиях!

    222.12.11, 10:23Відповідь на 1 від БФ

    В который раз себя спрашиваю - а смогли бы нынешние так же, если, не приведи Бог, случится?

      322.12.11, 10:26Відповідь на 2 від eksi

      В который раз себя спрашиваю - а смогли бы нынешние так же, если, не приведи Бог, случится?Рассказать о своем "героизме" - масса, а восстановить ж.д. путь ночью - вряд ли...

        423.12.11, 04:03

          анонім

          523.12.11, 06:04

            Гість: СначалаСорила

            623.12.11, 09:05

              723.12.11, 15:42

                анонім

                823.12.11, 17:33Відповідь на 2 від eksi

                В который раз себя спрашиваю - а смогли бы нынешние так же, если, не приведи Бог, случится?свидомиты - точно не смогли бы

                  923.12.11, 17:57

                    1023.12.11, 18:15

                    да, на "хероический" схрон не похоже.

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      попередня
                      наступна