Страшное искусство тсантса
- 26.07.14, 11:50
У некоторых племен Южной Америки существует древний обычай отрубать у врагов головы и особым способом их сохранять. После специальной обработки они превращаются в тсантса – совсем маленькие человеческие головки, служащие индейцам амулетами. С тсантса связано немало зловещих историй. Одна из них произошла относительно недавно, правда, не в Южной Америке, а в Африке…
К расследованию приступает частный детектив
В 1976 году немецкий юрист Михаэль Роже, будучи проездом в Гамбурге, зашел в магазин сувениров. Там продавались маленькие, размером с кулак, человеческие головки. Удивляло мастерство изготовления: мягкая гладкая кожа, сочные губы, настоящие волосы. Глаза, правда, были костяными, с нарисованными зрачками, но это не портило впечатления. Головки были как живые.
В основном это были головы негров, но среди них юрист увидел одну европейскую. Роже замер, пораженный – лицо головки явно принадлежало его сыну, полгода назад пропавшему без вести в Центральной Африке.
Рассмотрев ее внимательней, он едва не лишился чувств: на темени виднелись два крупных родимых пятна. Их форма и расположение ясно говорили о том, что это настоящая, но почему-то странно уменьшившаяся голова его сына!
Он поспешил купить «сувенир» и отправился с ним прямиком в полицию. Но стражи порядка только пожали плечами. Это сувенир, игрушка. Оснований для открытия уголовного дела нет. Однако они посочувствовали несчастному отцу, которому с горя всюду мерещится пропавший сын.
Роже нанял частного детектива. Бывший следователь Йохан Дрейер первым делом начал выяснять, где и кем могла быть сделана головка. Оказалось, что таких сувениров довольно много продается в магазинах Европы. Значит, где-то налажено их массовое изготовление. Практически все они были негритянскими, но попадались и белые, которые стоили дороже. Оптовый магазин по их продаже находился в Лондоне. Туда Дрейер и отправился.
Секрет жрецов племени хиваро попал в Африку
В английской столице детектив передал одну из негритянских головок на изучение эксперту. Вывод, который тот сделал, озадачил сыщика. Головка была создана по технологии южноамериканских индейцев из племени хиваро. Обитает оно в труднодоступных районах Эквадора и известно своими варварскими обычаями, сохранившимися с древнейших времен. Хиваро охотятся за человеческими головами, которые затем особым способом уменьшают и сохраняют.
В общих чертах способ выглядит так. С вымоченной головы стягивается кожа вместе с волосами. Потом эту кожу варят в специальной травяной смеси. Она становится мягкой, эластичной и одновременно уменьшается в размерах. Ее раскатывают, наполняют мелкими камешками-голышами или песком, а затем зашивают. В результате получается головка размером с теннисный мяч, но при этом сохранившая свои черты. Она становится как бы уменьшенной копией оригинала. В конце операции ее подвешивают над очагом. Дым завершает процесс консервации.
Волосы на головке, сохраняющие прежнюю длину, индейцы украшают птичьими перьями, отчего головка приобретает устрашающий вид. Только после этого считается, что злой дух, находящийся в отрубленной голове, покорен. Голова становится тсантса – священным талисманом племени.
В настоящее время охота за головами запрещена по всей Южной Америке. Однако тсантса пользуются бешеным спросом у коллекционеров. А где спрос, там и предложение. Охота за головами продолжается, хотя настоящих тсантса на рынке все же крайне мало.
Племя хиваро до сих пор изготовливает тсантса.
Появление в большом количестве негритянских головок, созданных по «эквадорскому» методу, вызвало у эксперта недоумение. Дело в том, что процесс изготовления тсантса хранится жрецами хиваро в строжайшем секрете. Даже южноамериканским этнографам, много лет изучающим обычаи индейцев, технология их изготовления не вполне ясна. Откуда этот метод известен в Африке (а негроидный тип головок указывает, что они поступают именно оттуда) – совершенно непонятно.
Дрейер узнал, что головки поставляются в Лондон из Харрара (Эфиопия). Прилетев туда, сыщик обнаружил, что здесь находится лишь перевалочный пункт. Люди, которые заправляют делами, связаны с некоей сомнительной организацией, поддерживающей контакты с партизанскими группировками чуть ли не по всему Черному континенту. А штаб-квартира этой организации находится в Центральноафриканской Республике. То есть там, где работал сын Михаэля Роже!
Кольт против яда
Дрейер обосновался в Банги – столице ЦАР. Здесь он осмотрелся, завел знакомства, осторожно расспрашивал местных жителей.
В те годы страной правил император-людоед Бокасса. Свирепствовала преступность, процветала коррупция. Европейцы, работающие в Банги по контрактам, не рисковали совать нос дальше городских окраин. Детектив узнал от них, что в городе действительно пропадают люди. Причем не только африканцы, но и белые. Чаще всего – уходят на переговоры с какими-то коммерсантами и не возвращаются. Сыщику настоятельно советовали не ввязываться в сомнительные предприятия, даже если бы ему сулили золотые горы.
Дрейер дождался, когда «клюнут» и на него. И вот как-то раз незнакомый африканец показал ему золотой самородок, сказав, что хочет продать два десятка таких же. Встретиться договорились вечером. В условленное время Дрейер явился в бунгало на окраине Банги. Хозяин, прежде чем приступить к деловому разговору, предложил ему виски. Сыщик медлил пить, заподозрив неладное. Видя, что и хозяин не пьет, он выхватил из кармана кольт и приставил к голове африканца. Перепуганный негр признался, что ему было дано задание отравить своего гостя. За телом должны приехать люди с виллы за рекой.
Ночные труповозки
Доверять местной полиции сыщик не мог, приходилось действовать на свой страх и риск. Зато в Банги у него появился единомышленник – бельгиец, у которого здесь исчез друг. Они с Дрейером установили наблюдение за подозрительной виллой.
Дело было непростым: вилла хорошо охранялась, вооруженные посты стояли уже на дальних подступах к ней. Друзья выяснили, что на виллу нередко наведываются крытые грузовики в сопровождении джипов с вооруженной охраной.
Дождливой ночью Дрейер с бельгийцем заметили сразу три грузовика, которые двигались в сторону виллы. Впереди ехал джип. Караван остановился перед речкой Мбому. Обычно мелкая, в сезон дождей она разливается, и через нее курсирует паром. Пока грузовики дожидались переправы, друзья подбежали к крайнему из них и заглянули в кузов. Тот был полон трупов.
Дрейер понял, что это шанс проникнуть на виллу. Он залез в кузов и задернул за собой полог. Больше бельгиец его никогда не видел.
Кровавый чучельник
Только после переворота 1979 года, когда бандитскую виллу взяли штурмом военные, белые обитатели Банги узнали, что африканские мафиози свозили туда человеческие трупы чуть ли не со всей Африки. Трупов всегда было в изобилии. Высокая смертность от межэтнических конфликтов и повальных эпидемий не оставляла охотников за головами без добычи.
Теперь уже не вызывает сомнений, что технологию изготовления головок не знали даже заправилы этого грязного бизнеса, приносившего хороший доход. Знал ее только один человек, главный изготовитель – эквадорец, известный под прозвищем Король Коко.
Этому Коко удалось убедить бандитов, что процесс изготовления головок связан с магией, а значит, без него им не обойтись. Бандиты ценили эквадорца на вес золота. Коко не выпускали дальше пределов виллы, но зато жил он на ней действительно как король.
Говорили, что он был сыном индейского жреца, но с родиной давно порвал. Его описывали как человека не первой молодости, обрюзгшего, лысого, с большим животом. Он имел привычку ходить голым, нацепив на себя множество бус и браслетов. Возле него постоянно находились юные девушки. Ему доставляло удовольствие вонзать в их тела свои грязные ногти и хохотать, когда девушки кричали от боли. Он требовал, чтобы к нему приводили девственниц. Якобы во время связи с ними он брал от них энергию, необходимую для создания тсантса.
Коко был убит при невыясненных обстоятельствах. С его смертью прекратилось и производство головок. Их перестали поставлять примерно с того времени, когда на виллу проник Дрейер. Знакомые с этим делом люди убеждены, что кровавый чучельник отправился на тот свет при самом непосредственном участии детектива, но и Дрейеру не поздоровилось. Детектив знал, на что шел, когда остался в грузовике, полном трупов…
Позднее оказалось, что изделия Коко хуже настоящих, южноамериканских тсантса. В начале 1980-х годов кожа на его головках стала портиться и, в конце концов, они все сгнили, кроме считанных экземпляров, сохраненных в формалине. Специалисты объясняют это отсутствием у Коко необходимых ингредиентов для изготовления тсантса. По-видимому, он заменял южноамериканские травы местными, африканскими, что в итоге пошло во вред качеству страшных сувениров.
Коментарі
Ньотка
126.07.14, 12:56