1960-е стали политически насыщенным десятилетием, ознаменованным
революциями и переменами. На Луну приземлился первый космический корабль
«Аполлон-11», был принят Закон о гражданских правах 1964 г., бушевала
война во Вьетнаме. Мир охватила битломания, в продаже появились
противозачаточные таблетки, начался новый культ юности, так называемый
«молодежный бунт», который охватил многие стороны жизни. В самом центре
этих серьезных политических и социальных перемен возникла одна из самых
несокрушимых и противоречивых икон этого века – мини-юбка.
Как
это ни удивительно, но мини-юбка, этот маленький сексапильный кусочек
материи, существующий еще с древних времен, воплотил в себе самые
удивительные парадоксы нашего времени. Мини-юбка – символ силы и
хрупкости, зрелости и игривости, независимости и желания угодить,
попытка прикрыть и обнажить. Презираемая и в то же время любимая
многими, она взорвала политическую сцену и привлекла внимание как
женщин, так и мужчин, к тому, что было спрятано долгие годы – к женским
ножкам.
Юбки в начале ХХ столетия и начало перемен
Хотя мини-юбка существует столько же, сколько существуют на
Земле цивилизации, лишь недавно она стала причиной серьезных
политических и социальных явлений. В середине ХIX века женщины считались
слабым полом. Политика, бизнес и спорт были неподходящими и опасными
занятиями для женщин, а жесткие корсеты и длинные стесняющие движения
юбки только подтверждали это мужское мнение.
Однако,
после окончания Первой мировой войны началась волна женской эмансипации
и послевоенного эскапизма, которые стали причиной зарождения стиля
«эмансипе». Этот стиль объединил в себе характеристики противоположных
полов, а женская юбка поднялась до колена.
После окончания войны ограничения в плане одежды были
отменены, и женщины захотели выглядеть элегантно и женственно. В связи с
этим индустрия моды представила обществу «Новый образ», который сумел
воплотить в одежде Кристиан Диор. Новый образ заключал в себе зрелость и
элегантность, представляя женскую фигуру, окутанную длинными пышными
юбками, в виде песочных часов. В то время как Новый образ отражал
«лучшие годы нашей жизни», идеология потребления, расцвет которой
наступил после окончания Второй мировой войны, пижоны и поколение
битников уже сеяли семена недовольства материализмом 1950-х –
недовольства, которое обретет полную силу в 1960-е и навсегда
кардинально изменит длину женских юбок.
1960-е и политика мини-юбки
Подростки создают свое собственное политическое (и модное)
пространство. До 1960-х молодые женщины обязаны были одеваться так же,
как их матери, а именно: в соответствии с парижской модой. Вспоминая
конец 1950-х, английский модельер Сэлли Таффлин заметила: «Тогда вообще
не существовало одежды для молодых людей. Молодая девушка выглядела так
же, как и ее мама». Однако протесты и требования молодежи о выражении
своей индивидуальности показали, что молодые люди обретают осознание
себя как отдельной и целостной группы, которая способна отвечать на
политические события иначе, чем их родители. Подростки больше не хотят
следовать правилам буржуазной морали и создают пространство, в котором
царят другие модные тенденции, представляющие их собственные
политические взгляды.
Мини-юбка как инструмент и проявление феминизма.
Феминистическое движение тоже способствовало возникновению новой моды
для женщин. В 1953 году американка Бетти Фридман публикует книгу
«Загадка женственности», в которой она разрушает миф о счастливой
домохозяйке и заявляет о желании женщин пробовать себя в других
социальных ролях. Кроме того, в 1960-х резко увеличивается число женщин,
учащихся в университетах и пополняющих ряды работающих людей. Этот
процесс набирает обороты после создания бюро по временному
трудоустройству, которые дают возможность женщинам выбирать, где и когда
они хотят работать.
Также
в этот период были приняты законы, направленные на защиту прав женщин,
как замужних, так и разведенных. Возможно, самым важным событием того
времени стало изобретение противозачаточных таблеток, которые избавили
женщин от страха перед нежеланной беременностью и возвестили наступление
сексуальной революции. Привычный образ женщины резко изменился: из жены
и матери она превратилась в молодую, свободную, беззаботную девушку,
которая гордится своей сексуальностью и уверена в своих силах. А
инструментом для выражения этой набирающей силу тенденции становится
мини-юбка.
Появление нового класса – молодежного общества потребления.
Молодежь все громче бунтовала и выдвигала свои требования. У молодых
людей появились деньги – и гораздо больше, чем когда-либо. Внезапно они
стали самым влиятельным классом потребителей, и они требовали моду,
выражающую дух юношества. Это был вызов всей модной индустрии, престиж
которой подвергался сомнению, ведь ее обвиняли в неуместности и
несоответствии времени. Для удовлетворения потребностей молодежного
рынка стали появляться новые дизайнеры и бутики. Их покупателями стали
не только молодые девушки, которые теперь могли позволить себе одеваться
так, как они хотят, но и их мамы, которые изо всех сил старались быть
похожими на своих дочерей.
1980-1990-е – деловая мини-юбка
После периода юношеской бесполой андрогинности модная
индустрия снова обратилась к женственным формам, и мини-юбка стала
частью нового образа сильной, властной деловой женщины в костюме.
Популярные героини телевизионных сериалов, такие как Кэрри Брэдшоу в
сериале «Секс в большом городе», укрепили «репутацию» мини-юбки, как
одежды для сексуальных и умных женщин. Мини-юбка больше не считалась
одеждой для подростков. Теперь она стала символом элегантной,
длинноногой и независимой бизнес-леди немного за тридцать.
Мини-юбка в ХХI веке
Несмотря на то, что в момент своего появления на свет
мини-юбка была встречена всеобщим неодобрением и даже ожесточенностью,
она и не думает исчезать из женского гардероба. Напротив, она
господствует на западных подиумах и в модных журналах – и она стала еще
короче. В 2008 году компания Samsung выпустила новый сотовый телефон под
названием «Сезон мини-юбок 2», который, не имея ничего общего с
мини-юбкой внешне, предназначался для женщин, которые хотят «общаться,
играть, любить».
Миниюбки: создание и создатели
Совсем недавно высоко в горах, в старинных европейских
поселениях, археологи раскопали древние статуэтки, изготовленные
примерно в 5400-4700 годах до нашей эры. Примечателен не только
почтенный возраст статуэток, но и то, что эти женские фигурки были одеты
в мини-юбки, чрезвычайно похожие на модные мини-юбки 60-х годов. Это
заставило некоторых ученых предположить, что для древних цивилизаций
мини-юбка была привычным предметом гардероба. Интересно то, что эти
фигурки – не единственное доказательство существования мини-юбок в
древние времена. Например, на одной из древнеегипетских фресок
изображена женщина – акробатическая танцовщица в мини-юбке, выполненной
из материала, похожего на хлопчатобумажную ткань. Юбка облегала бедра
танцовщицы, открыв ее ноги.
«Мать мини-юбки» - Мэри Куант
В 1955 году молодой британский дизайнер Мэри Куант открыла в
Нью-Йорке магазин модной одежды Bazaar. Она тонко чувствовала актуальные
тенденции и стала одной из тех, кто возглавил «модную революцию». Она
начала продавать такую одежду, которая соответствовала молодежным
веяниям времени и была абсолютно свободна от влияния парижских модных
домов.
В 1965 году Мэри Куант создает юбку на несколько сантиметров
выше колена. Это стало рождением знаменитой мини-юбки. Свое название она
получила от любимого автомобиля Куант – Мини. Мини-юбка моментально
приобрела популярность и стала олицетворением духа Лондона середины
1960-х: духа свободолюбивой, энергичной, бунтующей и чуждой условностей
молодежи.
«Король мини-юбки» - Андре Курреж
Заслуга создания мини-юбки принадлежит не только Мэри Куант.
Одному из французских дизайнеров также удалось поймать дух времени и
сделать во Франции то, что сделала Куант в Англии и Америке. Это был
Андре Курреж.
Он начал экспериментировать с длиной юбки еще в 1961 году, а в
конце 1964 продемонстрировал свою коллекцию футуристических
минималистичных платьев, словно предвещавших наступление космической эры
и имевших скандальную длину выше колена. Как и Куант, Курреж шокировал
мир моды. Но в отличие от своей коллеги, его мини-юбки отличались
большей элегантностью и изощренностью дизайна, благодаря чему
французская высокая мода благосклонно приняла этот вызов.
Коментарі