Православный календарь 16 июня (3 июня ст.ст.)

  • 16.06.11, 08:14
Православный календарь 16 июня (3 июня ст.ст.)С

Сплошная седмица. Пост отменяется

Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице ).

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых: Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270-275). Прмч. Киприана (1934). Сщмч. Михаила пресвитера (1938). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81-96). Прп. Афанасия, чудотворца Сицилийского. Сретение образа прп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503). Иконы Божией Матери «Югская» (1615). Св. Иерии, вдовицы Месопотамской. Св. Клотильды, царицы Галльской (Галл.). Прп. Кевина, отшельника и игумена Глендалофского (618) (Кельт. и Брит.). Св. Мериасека еп. Камборнского. Прп. Паппоса (Греч.). Св. Ахиллия, патр. Александрийского (312). Мч. монаха Варсава, настоятеля Иштарского и с мим 10-ых в Персии (342). Новомч. Иосифа митроп. Солунского (1821). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8. Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8.

Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;/ и согласно славим Всесвятаго Духа.

Блгв. царевича Димитрия. Тропарь, глас 3.

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведный твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханный,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 2.

Яко благочестиваго царскаго корене/ Боголюбивый произыде плод,/ яко агня незлобиво,/ неповинно во младенчестве заклан бысть от властолюбца,/ вкупе и от злаго раба,/ тем, яко златыми крилы душевною чистотою/ и младенческим незлобием к Небесней высоте возлетел еси, Димитрие,/ и ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу,/ яко Авеля праведнаго,/ и сего ради покланяемся верою твоих мощей ране,/ из неяже реки чудес изливавши/ приходящим ти с верою/ и любезно целующим многоцелебныя твоя мощи,/ славящим прославльшаго тя Бога./ Егоже моли, державный страстотерпче Димитрие,/ православным сыновом русским спастися.

Кондак, глас 4.

Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородие Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар/ и венец нетленный.

Сретение образа прп. Димитрия. Тропарь, глас 4.

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Кондак, глас 8.

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобие отче Димитрие, постников удобрение.

Иконы Божией Матери «Югская». Тропарь, глас 4.

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.

Кондак, глас 8.

Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32). «Всякий, кто смотрит на женщину. . . уже прелюбодействовал с нею». Как же быть, если живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть — смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин и любить должно, ибо в заповеди о любви к ближним не исключаются и они, — но любовью чистою, в которой имеется в мысли душа и духовное средство, помимо всего прочего. . . В христианстве, как перед Богом, нет мужеского пола, ни женского, так и во взаимных отношениях христиан. Всячески, скажешь, трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нехотение худа; нехот

Pages: 1 2 3

Православный календарь 15 июня (2 июня ст.ст.)

Сплошная седмица. Пост отменяется В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского (828).

Великомученика Иоанна Нового, Сочавского (1330—1340).

Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819).

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654). Новомч. Димитрия Филадельфийского (1657) (Греч. ). Сщмч. Фотина, еп. Лионского (Галл. ). Свт. Одо,архиеп. Кентерберийского (959) (Кельт. и Брит. ). Новомч. Константина Агаренского, Афонского (Греч. ). Сщмч. Еразма Охридского и 20000 мчч. с ним (Греч. ). Новомч. Иоанна Трабзонского (Греч. ). Новомч. Аспрокастрона (Белая крепость). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8. Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8.

Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;/ и согласно славим Всесвятаго Духа.

Свт. Никифора. Тропарь, глас 4.

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никифоре,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4.

Иже первороднаго Царства отец,/ правоверный службы истинный пастырь бысть, преподобие,/ Царя града, Церкви всех матере явися светильник, Никифоре,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак, глас 4.

Победы венец с Небесе, о Никифоре преславне, яко прием от Бога,/ спасай верою почитающия тя,/ яко священноначальника Христова и учителя.

Вмч. Иоанна Нового. Тропарь, глас 4.

Житие на земли добре окормляя, страдальче,/ милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/ паки же ко страданию мужески устремився,/ персское обличил еси нечестие./ Темже Церкве был еси утверждение/ и христиан похвало,/ Иоанне приснопамятне.

Кондак, глас 4.

Морскую плавая пучину куплею,/ от востока тщался еси к северу,/ но Богу призвавшу тя,/ якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль,/ и Тому последовал еси кровию мучения,/ временными искупив непроходимая,/ и венец приял еси непобедимый.

Прав. Иулиании. Тропарь, глас 2.

Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.

Кондак, глас 2.

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ея подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.

Сщмч. Еразма. Тропарь, глас 4.

Преподобно житие твое прошед, мудре,/ светлым украсился еси хитоном священства./ Проливая же кровь мученичества, Еразме,/ сподобился еси свыше мздов нелестных/ и, предстоя Троице, молишися о нас, воспевающих тя.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Рим. 1, 18-27; Мф. 5, 20-26). «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй суждены быть вне Царствия Небесного. Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский — узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения. Узнал что — не останавливайся на этом знании, а иди дальше и сделай вывод, к чему, в каком случае обязывает тебя такое знание, да и положи по тому неотложно действовать. В поведении же так поступай, чтобы не чувства и расположения шли за внешними делами, а внешние дела были вызываемы чувствами и расположениями, и служили им точным выражением. Устроясь таким образом, будешь выше книжников и фарисеев, и дверь Царствия не будет затворена перед тобою.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 14 июня ( 1 июня ст.ст.)

Православный календарь 14 июня ( 1 июня ст.ст.)

Сплошная седмица. Пост отменяется

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры (1940). Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Свт. Метрия земледельца. Мч. Неона (Греч.). Сщмч. Пирра девственника (Греч.). Мч. Фирма Магусского (Греч.). Мч. Феспесия Каппадокийского (Греч.). Свв. сщмчч. Шио Нового, Давида, Гавриила и Павла Гареджийских (1696—1700) (Груз.). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8. Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8. Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;/ и согласно славим Всесвятаго Духа.

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и иже с ними. Тропарь, глас 4. Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прията нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак, глас 2. Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,/ моли непрестанно о всех нас.

Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Тропарь, глас 1. Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.

Кондак, глас 8. Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобие, пустынный жителю.

Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 5. Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобие Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак, глас 6. Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Рим. 1, 1-7, 13-17; Мф. 4, 25-5, 13). По крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситься. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар — жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние — скорби, унижения, и внутренние — страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько, поэтому, нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Pages: 1 2 3

Да торжествуют святые во славе. Святой Иоанн Кронштадтский

Да торжествуют святые во славе. Святой праведный Иоанн КронштадтскийМы молимся ежедневно и славим великих угодников Божиих, предавших церкви молитвы свои в письменности. Мы мыслим их мыслями, чувствуем их чувствами, сокрушаемся о своих грехах их сокрушением, стараемся возвыситься до их любви к общему Творцу и Богу, мы составляем с ними одну церковь, одно стадо Христово, и да будем помилованы и спасены. Только да не ослабеваем, да не разлениваемся в жизни, но да понуждаем себя к покаянию и всяким добрым делам. Святые жили, подвизались, боролись, терпели искушения, побеждали именем Господа врагов внутренних и внешних и спаслись. Спасемся и мы, по милости Божией.

Святые угодники Божии взирали сердечными очами на будущую вечную жизнь и неуклонно стремились к ней всю жизнь...

Святых призывай с верою непостыдною и любовью нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верою и любовию и от тебя того же хотят. С верою и любовью соедини еще подобающее к ним благоговение.

Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе, как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными очами видим слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков.

Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий, в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, всесовершенен, всеведущ, всё видит и слышит, потому что вездесущ.

Сколь прекрасен собор ангельский, безчисленный и всестройный! Если видимый мир, например, звездный, так прекрасен и земная природа со всеми ее стихиями, полями, озерами, со всеми растениями и животным царством и прочими тварями так велика и прекрасна, то каков, сколь велик и прекрасен должен быть ангельский мир, светлый, безгрешный, умный, сильный, могучий! О красота, о величие, о блаженство, о хвалословие Творцу!

Чудесные явления святых из загробного мира удостоверяют нас в будущей бесконечной жизни и в непрестанном промысле Божием о св. Церкви Своей, на земле подвизающейся, и служат для нас сильным побуждением ко всякой добродетели и готовности к будущей жизни.

Как в земных садовых питомниках молодые деревца и цветы сажают для того, чтобы пересадить их потом в настоящий сад, так и христиане есть как бы юные насаждения небесного Вертоградаря, насаждаются в Церкви, как плодовитые растения, чтобы по достижении известной зрелости они смогли быть пересажены в небесный вечный Вертоград для возрастания, совершенства и приношения плодов вечной жизни и для вечного блаженства.

На небе — место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной.

Православный календарь 13 июня (31 мая ст.ст.)

Православный календарь 13 июня (31 мая ст.ст.)День Святого Духа.

Сплошная седмица. Пост отменяется В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Тупичевской иконе Божией Матери

Кипрской икон Божией Матери Апостола от 70-ти Ерма (Ермиа) (I). Мч. Ермия Команского (II). Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918). Новосщмчч. Иерофея, еп. Никольского (1928) и иеросхимон. Серафима (1923). Мученика Философа Александрийского (III). Мч. Мага волхва, обращенного мученичеством мч. Ермия. 5 мчч. Аскалонских (Греч.). Мчч. Евсевия и Харалампия (Греч.). Св. Евстафия, Патриарха Константинопольского (1025). Обретение мощей новомч. Николая диак. Лесбосского. Перенесение мощей (1591) св. Филиппа, митр. Московского (1569), на Соловки. Св. Филофея, митр. Тобольского (1727). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы: Тропарь праздника Пятидесятницы, глас 8. Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8. Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;/ и согласно славим Всесвятаго Духа.

Пресвятому Духу Параклиту. Кондак, глас 2. Всех живота, Источника Приснотекущаго Божественных даров,/ Духа Всесвятаго,/ яко Отцу Единосущна/ и Сыну Соприсносущна,/ в песнех благоверно воспоим и величаим/ и яко Богу верою поклонимся.

Кондак, глас 2. Всех Животе, Свете и Утешение,/ Надеждо и Наслаждение, Всесвятый Душе,/ Бога Тя знающих, Отцу и Сыну Сопрестольна,/ даров Твоих сподоби/ и грехов отпущение даруй им.

И тропари сия. Достойно есть воистинну величати Тя, Бога Слова,/ Егоже трепещут и ужасаются Херувими/ и славословят Силы Небесныя,/ от Девы непреложно воплощшагося/ Христа, Жизнодавца и Господа. Достойно есть воистинну превозносити Тя славословии, Всепреблагаго,/ и Всепресвятаго, и Хранителя жизни нашея,/ со Отцем и Сыном богоначально царствующаго видимыми и невидимыми,/ от Отца единаго исходящаго Божия Духа,/ велика же и страшна, со страхом славити.

Мч. Ермея Команского. Тропарь, глас 4. Мученик Твой, Господи, Ермей/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощный дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак, глас 6. Иже по Христе усердно подвизався,/ в сединах доблих мужество стяжа, мучениче Ермее,/ беззаконных злоумышления поправ Христовою силою,/ от чаровных напоений невредим пребысть, зовый:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Ап. от 70-ти Ерма. Тропарь, глас 3. Апостоле святый Ермие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак, глас 4. Яко звезда, возсиял еси вселенней,/ светом просияв солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла,/ мира просвещшаго концы,/ сего ради тя чтим, Ермие. понедельник 1-ой седмицы по Пятидесятнице. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: «Авва отче»! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

Pages: 1 2 3

Почему Дух Святой явился в огне? Святитель Григорий Двоеслов

Почему Дух Святой явился в огне? Святитель Григорий ДвоесловВы слышали, что Дух Святой явился над учениками в огненных языках. Но почему Святой Дух, совечный Отцу и Сыну, явился в огне? Почему в огне, и вместе в языках? Почему Он является иногда в виде голубя, а иногда в огне? Почему над Единородным Сыном Он явился в виде голубя, а над учениками в огне, а не в виде голубя? Дух совечный Отцу и Сыну, является в огне потому, что Бог есть бестелесный, неизреченный и невидимый огнь, по свидетельству ап. Павла: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Поелику Бог называется огнем потому, что Им уничтожается ржавчина грехов.

Но Господь посылает на землю огнь, когда дуновением Святого Духа воспламеняет сердца плотских людей. А земля возгорается, когда плотяное сердце, холодное в своих нечестивых наслаждениях, оставляет пожелания настоящего века, и воспламеняется любовию к Богу. Итак, Дух прилично явился в огне; потому что Он от всякого сердца, в которое вселяется, отгоняет цепенение холода, и воспламеняет оное к желанию своей вечности. А в огненных языках явился Он потому, что этот Дух совечен Сыну, а Сын есть Слово Отчее; и как язык имеет особенную близость к слову, так и Дух Святой явился в языках, чтобы ты уразумел из сего особенную близость сего Духа к Слову Отчему. И поелику одно существо Духа и Слова, то Сей Дух должен был явиться в языке. Или яснее: поелику слово произносится языком; то Дух явился в языках потому, что кто прикасается к Святому Духу, тот исповедует Слово Божие, то есть Единородного Сына: не может отвергать Слова Божия, потому что имеет уже язык Духа Святого. Или еще; в огненных языках Дух явился потому, что Он всех, в которых вселяется, соделывает пламенными и говорящими. Огненные языки имеют учители; потому что, проповедуя, что должно любить Бога, они воспламеняют сердца слушающих. Ибо праздно слово учащего, если оно не может воспламенить любви. Это воспламенение учения приняли из самых уст Истины те, которые говорили: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам... и когда изъяснял нам Писание?» (Лук. 24, 32), потому что от слышанного слова воспламеняется дух, холод цепенения удаляется, душа соделывается жадною в горнем желании, чуждою пожеланий земных. Истинная любовь, которая наполнит ее, мучит ее рыданиями; но когда она мучится от такого пламени, тогда питается самыми этими своими мучениями. Ей приятно слышать заповеди небесные; и сколько наставлений получает от заповедей, столько, как бы от факелов, воспламеняется; и та, которая прежде коснела в желаниях, после воспламеняется словами. Поэтому хорошо говорится чрез Моисея: «одесную Его огнь закона» (Второз. 33, 2). Итак, в деснице Божией огнь закона; потому что избранные никогда не слушают небесных заповедей с холодным сердцем, но всегда воспламеняются огнем внутренней любви к ним. Слово касается слуха, а душа их, гневная на саму себя, горит пламенем внутренней сладости.

Но Дух Святой являлся и в виде голубя, и в огне; потому что Он всех, которых исполняет, соделывает и простыми, и огненными, — простыми по чистоте, как голубь, огненными — по ревностному подражанию. Ибо Богу не может быть благоугодна ни простота без ревности, ни ревность без простоты. Поэтому Сама Истина говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф. 10, 16). Здесь надобно заметить, что Господь не хотел дать наставления ученикам Своим ни от голубя без змия, ни от змия без голубя, дабы и простоту голубя умеряла хитрость змия, и хитрость змия умерялась простотой голубя. Итак, поелику оный Дух научает и праведности, и простоте; то и должен был явиться и в огне, и в виде голубя, для того чтобы всякое сердце, которого касается благодать Его, было и спокойно, по свойству кротости, и пламенно, по ревности к правде.

Но почему Дух Святой над Самим Искупителем нашим Посредником Бога и человеков, явился в виде голубя, а над учениками — в огне? Известно, что Единородный Сын Божий есть Судия рода человеческого. Но кто устоял бы пред правосудием Его, если бы Он, прежде чем собрать нас кротостию, захотел судить грехи наши по ревности к правде? Итак Он, соделавшись Человеком ради человеков, явил Себя кротким для человеков. Он не хотел поражать грешников, но хотел собрать их, Он прежде хотел исправлять кротостию, чтоб иметь тех, которых после можно было бы спасти на суде. Поэтому Святой Дух должен был явиться в виде голубя над Тем, Кто пришел не затем, чтобы по ревности уже поразить грехи, но затем, чтобы по кротости еще терпеть их. Напротив, над учениками Дух Святый должен был явиться в огне, чтобы они, как простые люди, а потому и грешники, воспламеняли духом других рабов греха против их самих, и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог щадил по кротости. А что даже те самые, которые были привержены к небесному Учителю, не могли быть без греха, об этом свидетельствует Иоанн, который говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (I Иоан. 1, 8).

Итак, Дух Святой в огне сошел на людей, а в виде голубя явился над Господом; потому что мы, по ревности к правде, тщательно должны замечать и огнем всегдашнего покаяния сожигать те наши грехи, которые Господь снисходительно терпел по кротости. Следовательно, Дух в виде голубя явился над Искупителем, а в огне над людьми потому, что чем более умерена для нас строгость нашего Судии, тем более наша слабость должна быть воспламеняема против самой себя.

Источник: Православная жизнь, год издания 51-й. № 5 (616), май 2001. («Кормчий», № 21, 1895 г.)

Православный календарь 11 июня (29 мая ст.ст.)

Православный календарь 11 июня (29 мая ст.ст.)

Троицкая родительская суббота. В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святой мученицы Феодосии, девы, Тирской (ок. 307-308). Святой преподобномученицы Феодосии, девы, Константинопольской (730). Святого, Христа ради юродивого Иоанна, устюжского чудотворца,  (1494). Святого Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1961).

Обретение мощей преподобного. Иова, в схиме Иисуса Анзерского (2000). Священочемученник Иоанна диакона (1938). Мученик Андрея (1938). Память Первого Вселенского Собора (325) Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938). иконы Божией Матери «Споручница грешных». Иконы Божией Матери «Недремлющее Око». Иконы Божией Матери Цесарская — Боровская. Свт. Александра, патр. Александрийского. Новомч. Андрея (Греч. ). Новомч. Иоанна Смирнского (1802). Последнего благ. греческого царя-мученика Константина. Сщмч. Олвиана, еп. Анеусийского с учениками (Греч.). Мчч. Кирилла, отрока Карела, Примола, Финода, Венуста, Гиссина, Александра, Тредентия и Иокунда Кесарийских в Каппадокии (253-259). Прав. Иоанна и Марии, Устюжских (XIII). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем Подробнее...

Православный календарь 9 июня (27 мая ст.ст.)

Православный календарь 9 июня (27 мая ст.ст.)

Поста нет

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преподобного Ферапонта Монзенского (1597). Праведного Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Мч. Иулия Ветерана, Румынского (302) (Рум.). Прп. Беды Достопочтенного (735) (Кельт. и Брит.). Преп. Микела Парехеского (VIII-IX) (Груз.). Преп. Василия Хахульского, сына царя Баграта III (XI) (Груз.). Мч. Иосевита (Греч.). Мч. Алипия (Греч.). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем! Подробнее...

Православный календарь 5 июня (3 мая ст.ст.)

Православный календарь 5 июня (3 мая ст.ст.)Поста нет:

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Собор мученников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресение после 19 мая ). Иконы Божией Матери Челнской

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (переходящее празднование в Неделю 7-ю по Пасхе ). Преподобного Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских Преподобной Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX). Св. жены-мироносицы Марии Клеоповой. Мч. Салона Римлянина (Греч.). Мч. Селевка (Греч.). Преп. Дамиана (в миру — царя Димитрия I) (1157) (Груз.). Св. Иоанникия, архиеп. Сербского (1270).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 4 июня ( 22 мая ст.ст.)

Православный календарь 4 июня ( 22 мая ст.ст.)Поста нет

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Блаженного Якова, отрока Боровичского в Новгороде (1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942). Память II Вселенского Собора (381). Новосщмч. Захарии Прусского (1802) (Греч.). Св. прав. Мелхиседека, царя Салимского. Мч. Маркелла и Кодрата (Греч.). Мц. Софии врачебницы (Греч.). Новомчч. Павла и Димитрия Трипольских (Греч.). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...