Фёдор Стуков: символ счастливого советского детства
Что бы кто ни говорил, но в Советском Союзе снимали лучшее в мире кино для детей. Лучшие образцы детского кинематографа, начиная с гениальных сказок Александра Роу и заканчивая удивительными детскими фильмами Ролана Быкова, находятся на таком художественном и нравственном уровне, до которого никаким Гарри Поттерам и Перси Джексонам никогда не добраться. Одним из символов той счастливой, несмотря ни на что, поры для людей, чьё детство пришлось на вторую половину 1970-х – конец 1980-х, был актёр Фёдор Стуков.
Фёдор Викторович Стуков родился в Москве 17 сентября 1972 года. Из близких родственников хоть какое-то отношение к актёрской профессии у Фёдора имел лишь дед, да и то это отношение было самым косвенным - он в подростковом возрасте занимался в театральной студии. При этом обратите внимание на то обстоятельство, что главной ролью для деда Стукова была роль Тома Сойера, которая, в свою очередь, станет визитной карточкой его внука Фёдора. Остальная родня трудилась в совершенно других областях: бабушка работала в журналистике, будучи сотрудницей знаменитого юмористического журнала «Крокодил», отец был инженером, а мама литературным редактором.
А вот у Феди склонность к артистическим занятиям проявилась очень рано. Ещё в совсем дошкольном возрасте у него обнаружились прекрасные вокальные данные и он довольно быстро стал выступать на практически профессиональном уровне, заняв весьма престижный «пост» солиста в детском хоре радио и телевидения под руководством Виктора Попова. Так что к суматошной артистической среде, к сцене Стуков привык сызмальства. Поэтому его родителей вовсе не шокировало и не испугало, когда в 1977 году к ехавшему с мамой в автобусе Феде подошла женщина, впоследствии оказавшаяся работницей киностудии имени Горького и буквально взяла с него обещание выслать все свои данные с фотографией на эту самую киностудию. А вскоре последовало и приглашение в кино - в фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», в котором Стукову доверили сыграть главного героя в детстве. Довольно напряжённая работа на съёмочной площадке (так, один из финальных эпизодов снимали на протяжении трёх недель) Фёдора не только не утомила, но и очень ему понравилась. Так что когда Михалков предложил Феде сыграть в его следующей картине, мелодраме «Родня», вышедшем на экраны в 1980-ом, да ещё и в роли девочки, Стуков согласился, не раздумывая.
Главной ролью, благодаря которой Фёдор Стуков стал сверхпопулярным в Советском Союзе и наверняка войдёт в историю отечественного кино, стала, конечно, роль Тома Сойера в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981). Фильм приобрёл культовый статус у всего детского населения Советского Союза, а девятилетний Стуков после этой картины действительно, безо всяких преувеличений, стал звездой. К нему со всей страны приходили мешки восторженных писем, он отправился в турне по США, его даже приглашали сниматься в голливудских детских картинах, но партийно-киношное начальство наложило запрет даже на ведение подобных переговоров.
В последовавшие несколько лет актёрская карьера Фёдора Стукова оставалась на высоком уровне. В 1982 году на экраны вышел «Остров сокровищ», в котором Фёдор сыграл главную роль Джима Хокинса, и если даже эта лента уступала по популярности «Тому Сойеру», то совсем немного. В 1984 году Стуков снова снимается в популярном детском фильме «Пеппи Длинный чулок». Кроме того, в середине 1980-х не было актёра-ребёнка, который бы пользовался таким же успехом в своих работах в юмористическом тележурнале «Ералаш», как Стуков.
А затем Фёдор повзрослел, закончил в 1993 году Щукинское училище и стал одним из многих взрослых актёров. К тому же произошёл кризис отечественной киноиндустрии, работы было мало. Стуков ещё напомнил о себе, сыграв одну из ключевых ролей в одном из первых российских сериалов «Петербургские тайны», а затем полностью сосредоточился на работе на телевидении. Сначала, с середины 1990-х он был ведущим нескольких ориентированных на детей телепередач: «До 16 и старше», «Лего-го!», «Мировые розыгрыши». А с началом 2000-х переключился на работу телевизионного режиссёра. В частности, он имеет прямое отношение к различным реалити-шоу - «За стеклом», «Русское чудо», «Всё для тебя». В последнее время проекты Стукова-режиссёра относятся к жанру документальных фильмов и затрагивают тематику Великой Отечественной войны: в 2006 году в эфир вышел публицистический сериал «Охотники за нацистами», а 2009 год ознаменовался проектом «Концлагеря. Дорога в ад».
Александр Бабицкий
Коментарі
ГалинаВ
112.08.11, 13:22
Интересная публикация, спасибо...
одессит_
212.08.11, 14:07Відповідь на 1 від ГалинаВ
Гість: Lina_Che
312.08.11, 15:54
Классный пост, о Феде всегда думала, что он реализовался в раннем детстве, но он и сейчас не сидит сложа руки!

Гість: Dиззззз
413.08.11, 03:56
в детстве был прикольный, теперь ряха в кадр не влазит
Динна
513.08.11, 04:31
Спасибо, интересная заметка!

Динна
613.08.11, 04:31Відповідь на 4 від Гість: Dиззззз

А ему уже и не нужно "в кадр"Alenushka
713.08.11, 05:26
симпатичный солнечный мальчик был)))
одессит_
813.08.11, 11:16Відповідь на 4 від Гість: Dиззззз
одессит_
913.08.11, 11:17Відповідь на 5 від Динна
одессит_
1013.08.11, 11:17Відповідь на 7 від Alenushka
Символ советского детства