Одни видели в нем эталон актерского профессионализма, другие называли гениальным дилетантом. Одни восхищались его удивительным жизнелюбием, другие вспоминали приступы черной меланхолии. Аккуратизм в быту и организованность в работе соседствовали с глубокими и злыми запоями в полузнакомых компаниях. Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег ДАЛЬ — одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра.
Он вытянул свой звездный билет, но...
Послужной список его экранных ролей до обидного мал. Но, постоянно сетуя на отсутствие достойной работы, Даль с щепетильной разборчивостью и завидным постоянством отказывался от заманчивых и перспективных предложений известных режиссеров, за что и заработал репутацию «неудобного артиста». Причины поступков, ясные для него самого, часто бывали непонятны окружающим. Не случайно определяющей чертой характера Даля его коллега Михаил Козаков назвал иррациональность, которая с годами проявлялась все сильнее и сильнее.
Решение сына поступить после школы в Щепкинское училище родители не одобрили. Отец — Иван Зиновьевич настаивал на приобретении «надежной рабочей профессии», а маму — Павлу Петровну — беспокоила его врожденная картавость. Ну куда с такой дикцией — в артисты? Серьезность своих намерений Олег доказал упорством, с которым самостоятельно, без помощи логопедов, исправлял (и исправил!) свой порок речи.
На экзаменах худенький Даль довел приемную комиссию до смехообморока, исполняя монолог Ноздрева, а затем удивил театральных мэтров силой перевоплощения, читая отрывок из «Мцыри» любимого Лермонтова.
Николай Анненков, мастер курса, на котором Даль учился вместе с Юрием Соломиным, Михаилом Кононовым, Виктором Павловым, на вопросы о своем талантливом ученике отвечал скупо: «Да я и не учил его почти. Он же все время снимался!». Кинодебют состоялся в фильме Александра Зархи «Мой младший брат», где студент Щепки Олег Даль в компании двух «щукинцев» — Александра Збруева и Андрея Миронова сыграли молодых героев повести Аксенова «Звездный билет».
В дипломном спектакле Даля увидела артистка «Современника» Алла Покровская и пригласила Олега на знаменитые «вступительные туры» в ефремовский театр. Людмила Гурченко, тоже бывшая в числе соискателей, вспоминала, как, услышав за дверями гром аплодисментов, заглянула туда и увидела Олега, завершающего страстный монолог на высоком подоконнике, затем летящего по немыслимой дуге в середину зала и секунду спустя скромно остановившегося с оторванной оконной ручкой среди всеобщего восторга.
Следующие пять лет в «Современнике» Даль, несмотря на отсутствие главных ролей, называл лучшими годами жизни, проведенными в непередаваемой ауре театрального творчества.
Однако переход от восторженного восприятия жизни к скептическому был довольно резким. Студийный дух театрального эксперимента, питавший артистический талант Даля, постепенно уступал место «суровым будням».
Исповедь самому себе
Жизнь в разладе с пространством и временем требует неимоверных затрат энергии. Не отсюда ли повторяющийся в разных воспоминаниях об Олеге Дале мотив «мальчика с усталыми глазами»? Единственным источником сил для Даля был сам Даль. Все вопросы, не находившие ответа вовне, он обращал внутрь себя. Результатом или, скорее, хроникой исканий и размышлений стал его дневник, начатый в 1971 году.
Дневник этот не похож на обычное жизнеописание, привязанное к дням, месяцам и годам. Он напоминает эмоциональный, местами сумбурный диалог с самим собой, написанный (или нарисованный) буквами, словами, фразами разного размера и шрифта. Иногда записи ежедневны, иногда одно предложение охватывает полгода и больше.
Здесь можно прочитать неплохую подборку из его дневников http://synthesis.3nx.ru/viewtopic.php?t=23&postdays=0&postorder=asc&start=0
Читая «дневник», ловишь себя на мысли, что напоминает он бортовой журнал корабля или самолета, терпящего крушение. И по аналогии с фильмом «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Даль сыграл одну из лучших ролей, его дневник вполне можно назвать «хроникой пикирующего артиста».
Из дневника: «Ни в коем случае не отметать посторонних замечаний и предложений, напротив, принять их в себя — как почва принимает зерно. Зерно здоровое даст ростки. Нездоровое — умрет! Конец верен!».
Творческий эксперимент — это прекрасно. Но дело в том, что предметом эксперимента Даль сделал самого себя. Как ученый прививает себе болезнь, чтобы отыскать лекарство, так артист «прививал» себе чужие образы, мысли, эмоции, ситуации. С самоубийственной жертвенностью превращал он собственную жизнь в гладиаторскую арену постоянных столкновений возвышенного и отвратительного, принимая в душу «и злато, и дерьмо», используя свое нутро как расходный материал актерской профессии.
Это было похоже на работу парового котла без клапанов. Сколько проработает — неизвестно, силища — бешеная, но то, что в конце рванет, — без вопросов. Чувство самосохранения, позволяющее большинству артистов время от времени «стравливать пар», у Даля отсутствовало напрочь.
Поэтому столь мучительным был для Олега поиск своего места в искусстве, поиск единомышленников. Мало кто хотел жить и работать в таком изматывающем режиме. Еще меньше людей могли это. Не отсюда ли постоянные уходы-переходы из театров, отказы от выигрышных предложений в кино, которыми славился Даль?
Кинопробы на прочность
На кинохалтурщиков у Даля выработалась идиосинкразия после истории с фильмом «Земля Санникова» режиссеров А. Мкртчяна и Л. Попова. Певца Крестовского сначала должен был играть Высоцкий, но его кандидатура оказалась непроходной у киноначальников, и роль предложили Далю. Олег прочел сценарий, согласился. Но съемки превратились в муку. Непрофессионализм, неорганизованность, халтурное отношение к работе доводили Даля до белого каления. Кроме того, по его мнению, серьезный сценарий превращался в дешевую развлекаловку с песнями и стрельбой. В этом с Олегом был солидарен и исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий. Оба они готовы были со скандалом покинуть съемочную группу, но конфликт кое-как был улажен. Однако на озвучивание замечательных песен А. Зацепина, которые пел в фильме его герой, Даля даже не пригласили (за него это сделал Олег Анофриев).
Болезненная страсть к алкоголю и жажда совершенства превратили Даля в желчного человека, с которым мало кто хотел связываться. Правда, иногда он не пил, уходил в завязку, зашивался. Тогда жизнь налаживалась, и творческая, и личная. Именно так было во время съемок гайдаевской комедии "Не может быть". Странно, что Даль согласился сниматься у Гайдая, - казалось бы, это был совершенно не его режиссер. Хотя именно по этой роли актера Барыгина-Амурского можно понять, каким пижоном был Даль в жизни. Все эти бархатные и вельветовые пиджачки, платочки, а особенно зеркально начищенная обувь - это просто стало болезнью. Когда Леонид Гайдай предложил артисту сыграть Хлестакова, тот все-таки высказал свое отношение к этому предложению в своем дневнике: "Не по пути".
А с кем ему было по пути? С Григорием Козинцевым, у которого он пронзительно сыграл шута в "Короле Лире"? Козинцев прощал Далю все, даже нетрезвость на съемочной площадке, прощал и говорил: "Он не жилец". С Александром Вампиловым - именно Даль сыграл самого знаменитого героя драматурга, Зилова из "Утиной охоты" в фильме "Отпуск в сентябре". С Александром Зархи, снявшим Даля в юности в картине "Мой младший брат" в веселой компании с Мироновым и Збруевым?
Даль снимался у Иосифа Хейфица в "Плохом хорошем человеке", мог сняться у Сергея Бондарчука в "Войне и мире". Хотя жизнь Даля никак не назовешь сказочной, он почему-то очень любил сниматься в сказках. Одна из лучших его ролей - солдатик из фильма Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Да, после этого были две роли в "Тени" и "Иванушке, который за счастьем ходил", но именно "старая сказка" оказалась самой милой сказкой, а немудреная песенка в исполнении Даля звучит в ушах до сих пор.
По сути, главный герой телевизионного "Варианта "Омега" - этот же самый андерсеновский солдатик, только дотянувший до Великой Отечественной войны. Поединок Сергея Скорина и барона фон Шлоссера должны были воплотить Андрей Мягков и Валентин Гафт, но, как это часто бывает в кино, в результате достойных противников сыграли Даль и Игорь Васильев. Этот поединок умных людей смотрится до сих пор, и до сих пор не забывается очередная песня в исполнении Даля, одна из самых пронзительных, личных песен о Дне Победы: "Где он, этот день, и на каком календаре, как знамя, он алеет?". Особенно пронзительной и личной ее сделали неповторимые интонации Олега Даля.
«Пошли мне, господь, второго…»
«Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…» — пел Высоцкий в «Песне Акына» на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена — Даль и Высоцкий — рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек», поставленном по чеховской «Дуэли». Это был «актерский дуплет», идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: «Высоцкий — слабый в своей силе, и Даль — сильный в своей слабости».
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и у другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: «Сначала уйдет Володя, потом - я».
В мае он провел у Высоцкого три дня, «без отрыва слушая его стихи». Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: «Мне снился Володя. Он меня зовет». А своему врачу сказал: «Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре». Январем 81-го датировано и стихотворение «Сейчас я вспоминаю…» с посвящением «В. Высоцкому. Брату».
Даль был моментально узнаваем даже под париком и усами принца Флоризеля. Сериал "Приключения принца Флоризеля" вначале назывался "Клуб самоубийц"... Мысль о смерти преследовала Даля все последние годы. Он частенько говорил о самоубийстве и, когда приехал в Киев на съемки какой-то легкой комедии, так и сказал артисту Леониду Маркову: "Пойду к себе умирать". Марков пожал плечами, а Даль действительно отправился к себе в гостиничный номер, открыл бутылку водки и влил в себя смертельную дозу алкоголя (у него была вшита очередная "торпеда"). Чисто отечественное самоубийство, изысканный член "клуба самоубийц" Олег Иванович Даль свел свои счеты с жизнью в 39 лет.
Стойкий оловянный солдатик из "Старой, старой сказки" относился к числу тех солдатиков, которых невозможно было представить постаревшими. Он и не постарел...
Коментарі
Alenushka
123.03.11, 12:39
спасибо!
он действительно необыкновенный актёр был! и что-то было в нём такое.......не знаю как сказать!- цепляло за душу сразу. и всех
спасибо!
Гість: Яна1979
223.03.11, 12:41
Какие же они слабые - эти стойкие![](//i3.i.ua/v2/smiles2/unsmile.gif)
![](//i3.i.ua/v2/smiles2/bravo.gif)
Pyccкuй
323.03.11, 12:43
Lessa
423.03.11, 12:45
обожаю принца Флоризеля! спасибо за интересную статью. я ведь никогда не интересовалась его биографией
![](//i3.i.ua/v2/smiles2/cvetok.gif)
![](//i3.i.ua/v2/smiles2/rose.gif)
а у Лермонтова моё любимое тоже Мцыри" и " ...и скучно, и грустно, и не кому руку подать, в минуту душевной невзгоды..."
Гість: Io567
523.03.11, 12:47
одессит_
623.03.11, 12:48Відповідь на 1 від Alenushka
Это называется гениальность...
Tinatin
723.03.11, 12:50
Спасибо огромное !!!
одессит_
823.03.11, 12:50Відповідь на 2 від Гість: Яна1979
одессит_
923.03.11, 12:51Відповідь на 3 від Pyccкuй
Таких актеров не забывают никогда...
одессит_
1023.03.11, 12:52Відповідь на 4 від Lessa