Марина Царь Волкова Как с утра к колодцу по воду иду

  • 11.01.11, 00:48

Марина Царь Волкова Как с утра к колодцу по воду иду

 

 

Как с утра к колодцу по воду иду,

Так сердечко моё чувствует беду:

Взор твой ярый, словно вешняя гроза.

Как боюсь увидеть синие глаза!

 

Как красив, силён да строен сокол мой.

Навсегда бы улетела я с тобой,

Ты на ласку на сердечную богат,

Отчего же ты, желанный мой, женат?

 

Не ходи за мной, удалый молодец,

Вот ужо, увидит вместе нас отец,

Будет старый и строжиться, и корить,

Ох, не гоже мне женатого любить!

 

Как по утру с коромыслом я пошла,

У колодца ясна сокола нашла,

Полонил меня его горячий взгляд –

Щёки ярко поцелуями горят!

В. Ф. Турчин Феномен науки Язык и мышление

  • 10.01.11, 15:21

В. Ф. Турчин Феномен науки Кибернетический подход к эволюции Язык и мышление

 

Глава 7. Язык и мышление 7.1. Что мы знаем о мышлении?

Для правильного подхода к проблеме языка и мышления надо прежде всего четко отделить то, что мы знаем о мышлении, от того, что мы не знаем.

Мы знаем, что мышление — это процесс, происходящий в нервных сетях мозга. Поскольку термин «представление» у нас означает состояние какой-то подсистемы мозга, можно сказать, что мышление — это процесс изменения совокупности представлений. Но в каждый данный момент времени только какая-то (очевидно, небольшая) часть этих представлений доступна, как мы говорим, нашему сознанию. Эти представления можно объединить в одно представление (ибо несколько подсистем составляют в совокупности новую подсистему), которое есть состояние сознания в данный момент. Что такое сознание с точки зрения кибернетической, мы не знаем; есть только ряд отрывочных сведений (в частности, что сознание тесно связано с деятельностью так называемой ретикулярной формации мозга).

Итак, у мышления есть внешняя, проявляющаяся сторона — поток сознательных представлений. Этот поток поддается фиксации и изучению, из него мы пытаемся косвенным образом делать выводы о тех процессах в мозгу, которые не освещаются сознанием. Кое-что о потоке сознания мы знаем довольно твердо. Мы знаем, что в значительной степени он регулируется ассоциациями представлений, которые образуются под воздействием опыта и отражают свойства среды, в которой мы живем. В частности, благодаря ассоциации представлений мы получаем способность в той или иной степени предвидеть будущие ситуации. Мы знаем также, что человек в отличие от животных обладает способностью управлять ассоциированием, которая проявляется как воображение, кодирование, сознательное запоминание. Но мы не знаем конкретного кибернетического механизма этой способности, как, впрочем, и механизма ассоциации представлений. Эти механизмы не даны нам также и субъективно; в потоке сознания мы наблюдаем лишь их проявление, результат их действия. Наконец, субъективно нам дано ощущение свободы выбора своих поступков — свободы воли. Свобода воли проявляется и в мышлении. Мы можем по желанию переключать мысли, думать о том или ином предмете. Кибернетического истолкования свободы воли мы также не знаем, и здесь дело обстоит, пожалуй, хуже всего.

7.2. Языковая деятельность

Среди всех представлений выделенное место в процессе мышления занимают представления о языковых объектах — словах и предложениях. Эти представления всегда (за исключением, конечно, глухонемых) являются единством слуховых и моторных представлений, а у людей, с детства имеющих дело с письменностью, к ним может присоединиться и зрительная компонента. Представляя в уме какое-либо слово, мы мысленно произносим его, слышим и, возможно, видим написанным. Будем для краткости называть их языковыми представлениями. Именно поток языковых представлений называют обычно мышлением. Наличие этого потока является специфической особенностью человека; у животных он отсутствует. Так называемое абстрактное мышление на деле — мышление словами, поток языковых представлений. Достижения мысли, которыми так гордится человечество, были бы невозможны без мышления словами.

Значение языковых представлений состоит в том, что они однозначно связаны со словами и предложениями как материальными элементами материальной системы «язык». Эта последняя система есть совокупность всех слов и предложений, произносимых устно, передаваемых по телефону и радио, написанных или напечатанных на бумаге, закодированных на перфокартах для вычислительных машин и т. д., — одним словом, то, что мы назвали выше нервной системой материального тела культуры. Функционально поток языковых представлений ничем не отличается от последовательности их материальных коррелятов — слов. Внешнюю, наблюдаемую сторону мышления можно описать как деятельность, состоящую в создании некоторых материальных языковых объектов, например, произнесение предложений вслух (к сожалению, эти объекты очень недолговечны) или написание их на бумаге. Такую деятельность мы будем называть языковой.

Есть веские основания именно языковую деятельность считать основной, первичной стороной мышления, а поток языковых представлений — лишь переходным элементом, формой связи между материальными языковыми объектами и совокупностью всех (а не только языковых) представлений. В самом деле, ведь именно языковые объекты являются хранителями и передатчиками информации, а также элементами языковых моделей действительности. Ребенка обучают языковой деятельности подобно тому, как его обучают другим видам деятельности: хождению, стрельбе из лука, забиванию гвоздей. В результате он как бы подключается к языку, использует уже имеющиеся в нем модели и обогащает его новыми. В частности, он может использовать его и некоммуникативно («для себя»), как юноша Уу из племени Ням-Ням, который считал врагов по пальцам. При некоммуникативном использовании языка возможно наличие потока языковых представлений без явной деятельности («я думаю!»), но ведь эти представления возникли и приобрели смысл в результате деятельности с вещественными материальными языковыми объектами! И нередко в процессе размышления мы шепчем отдельные слова и целые фразы, возвращая им материальную оболочку. Первичность вещественной языковой деятельности особенно ясно видна, когда мы имеем дело с научными моделями действительности. Человек может в уме перемножить несколько больших чисел или привести подобные члены в несложном алгебраическом выражении, но это следствие того, что его учили делать это с реальными, написанными символами. Задайте ему задачу посложнее, и он потребует карандаш и бумагу!

Исследованием языковой деятельности занимаются лингвистика и логика. Лингвистику интересует главным образом синтаксис языков (в широком, семиотическом смысле), логику — семантика. Когда синтаксис и семантика сплетаются, невозможно отделить и лингвистику от логики. Правда, традиционная логика провозглашает себя наукой не о языке, а о законах мышления, но это претенциозное заявление не следует принимать слишком всерьез. Из всех разделов знания, изучающих мышление, подход логики самый внешний, поверхностный. Она не исследует реальных механизмов работы мозга, как нейрофизиология, не строит моделей умственной деятельности, как кибернетика, не пытается фиксировать и классифицировать субъективно воспринимаемые душевные состояния, как психология. В качестве объекта изучения она признает лишь четкие, общественно значимые (а не бред сумасшедшего!) мысли. Но такие мысли на самом деле суть не что иное, как языковые представления с общественно значимой семантикой. Логический (семантический) анализ языка приводит к первичным неопределяемым понятиям и на этом кончается; он не выводит нас за пределы языка.

Логика содержит еще теорию доказательства. Если пользоваться языком не в его натуральном виде, а в виде записи, выдержанной в соответствии с каноном исчисления предикатов, то можно установить формальные признаки справедливости умозаключений, формальные правила, пользуясь которыми мы всегда из правильных предпосылок получим правильные заключения. Эти правила (законы логики), которые выражаются также в виде языкового объекта, образуют метасистему по отношению к высказываниям, получающимся в результате применения правил (рис. 7.1). Для теории доказательства предложения являются объектом и результатом работы. Таким образом, вся логика целиком лежит в сфере языковой деятельности. Ее нижний этаж — семантический анализ, верхний — теория доказательства. О теории доказательства речь впереди; пока нас интересует нижний этаж и даже фундамент — связь между языком и работой мозга.

Будем считать, что путем языкового анализа мы можем перевести любую фразу естественного языка на язык логики. Это, конечно, некоторое преувеличение достигнутых к настоящему моменту успехов, но довольно ясно, что в принципе здесь нет ничего невозможного. Логический анализ вскрывает внутреннюю структуру языка, фундаментальные узлы, из которых он состоит. Поэтому поставим себе задачу рассмотреть основные понятия языка логики и уяснить, почему они именно такие и каким образом они связаны с деятельностью мозга. В отличие от предыдущей главы, где речь шла преимущественно о синтаксисе языка, поставим вопрос о его семантике.

 

7.3. Мозг как «черный ящик»

Сначала попытаемся элементам языка найти непосредственные корреляты в деятельности мозга.

Первое понятие, которое мы ввели при описании языка логики — это высказывания. Что можно ему сопоставить? Напрашивается ответ: ассоциацию представлений. Действительно, язык, как и мозг, — система, служащая для создания моделей действительности. В случае мозга основной самостоятельной единицей, которая может действовать как модель, является ассоциация представлений, в случае языка — высказывание.

Теперь возникает искушение сопоставить объекту представление. На первый взгляд это создает полную и стройную интерпретацию: объект соответствует представлению, отношение между объектами, т. е. высказывание, соответствует отношению между представлениями — ассоциации. Можно взять пример ассоциации «в лесу — волки», который мы приводили в главе 4, и истолковать его следующим образом: «лес» и «волки» — это объекты и в то же время представления, «в лесу — волки» — это высказывание и в то же время ассоциация.

Однако внимательный анализ показывает, что эта интерпретация — большая натяжка, это искусственное внесение языковой структуры в сферу представлений, которая на самом деле такой структурой не обладает. Начать с того, что ассоциация представлений — это тоже представление. Предложению «в лесу — волки» точно так же можно сопоставить представление, как существительным «лес» и «волки». Напомним, что ассоциация между представлениями S1 и S2 есть новое синтетическое представление U (см. рис. 3.7). Верно, что ассоциация представлений есть модель действительности. Но если понимать термин «модель» в широком смысле как некий коррелят действительности, то и любое представление есть модель. Если же понимать модель в узком смысле как коррелят действительности, позволяющий делать предсказания относительно будущих состояний, то не всякая ассоциация будет моделью, а лишь такая, которая отражает временной аспект действительности. Процесс ассоциирования важен потому, что приводит к созданию новой модели, которой ранее не было. Этот процесс допускает вполне строгое логическое определение и может быть обнаружен в опыте подобно тому, как процесс образования системы из подсистем легко определим и обнаружим. Но нельзя определить различия между ассоциацией представлений и представлением, как нельзя установить критерий, по которому отличать системы от подсистем.

Итак, высказывание вызывает представление и объект вызывает представление и наша стройная система рассыпается. Представление оказывается слишком широким и неопределенным понятием, чтобы положить его в основу при изучении семантики языка. О представлении мы знаем только, что оно является обобщенным состоянием мозга, а о структуре мозга мы не знаем почти ничего.

В главе 4 мы определили язык как совокупность объектов Li, каждый из которых является еименм некоторого объекта Ri, называемого его значением. Относительно объекта Ri мы сказали только, что это какие-то явления действительности. Теперь пришло время заниматься уточнением вопроса, что это за явления, т. е. какова семантика естественного языка.

В простейших примерах, которые обычно приводятся для иллюстрации LiRi и которые мы приводили выше (слово «лев» — животное лев и т. п.), объект Ri — это представление об определенном предмете. Вообще язык возникает в результате ассоциации между языковыми и прочими представлениями, поэтому естественно попытаться определить семантику языка через те представления, которые возникают в процессе языковой деятельности. Можно сказать, что значение языкового объекта — это то представление, которое оно вызывает, т. е. фактически то изменение состояния мозга, которое происходит, когда в сознании появляется представление о языковом объекте. Это определение вполне верное, но, увы, не продуктивное, ибо состояния мозга как объективная реальность непосредственно нам недоступны и мы судим о них лишь по их проявлению в действиях человека.

Поэтому встанем на другой путь. Будем рассматривать мозг как «черный ящик», т. е., не пытаясь постичь его устройство, исследовать только наблюдаемые проявления его деятельности. Нас интересует семантика языка, т. е. связь (ассоциации) между языковыми представлениями и всеми прочими представлениями (рис. 7.2). Но, поскольку представления находятся внутри «черного ящика», будем опираться только на соответствующие им входные данные, т. е. языковые объекты, и всю остальную часть действительности, которую мы будем для краткости называть неязыковой. Таков вход «черного ящика». Его выход, очевидно, это наблюдаемые действия человека.

 

Так как система действий весьма сложна, мы не сдвинемся с места в попытках изучения семантики, если не выберем какой-то простой тип действия в качестве эталона. Очевидно, должно быть не менее двух вариантов действия, чтобы оно несло какую-то информацию. Пусть их будет ровно два. Назовем их первым и вторым эталонными действиями. Элементарный акт по изучению семантики оформим следующим образом. Человеку, воспринимающему определенную неязыковую действительность, будем предъявлять языковые объекты, а он пусть совершает в качестве реакции на предъявление одно из двух эталонных действий.

______________________________________________________________

мой вывод: мы ничего толком не знаем о мышлении

 

ГОРОСКОП КЕПЛЕРА Глава 8 Выводы Судьба и гороскоп

  • 09.01.11, 22:28

ГОРОСКОП  КЕПЛЕРА Глава 8 Выводы Судьба и гороскоп

 

 

Кеплер произошёл из простой крестьянской семьи. Учился в церковной школе, быстро овладел всеми науками. Имел рано включившийся жадный, пытливый ум и интуицию. Был привязан к дому, сохранил связь с матерью до самого конца, даже избавил её от обвинения в колдовстве. Мать обладала оккультными способностями, которые перешли к нему.

В учении ему всё время везло, он был идеальным учеником, учился у Тихо Браге, стал его душеприказчиком, любимым учеником, наследником его дела, продолжателем и исполнителем идей своего учителя. Интерес к оккультизму и желание овладеть астрологией проявил с юных лет. Он стал одним из самых известных астрологов.

Полное собрание рукописей Кеплера, один из томов в котором называется «Искусство гороскопа» (нём.яз.), находится в публичной библиотеке Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Все мировоззрение Кеплера строилось на астрологии и оккультизме. Все законы Кеплера были описаны им в астрологических сочинениях: «Новая астрономия» и «Гармония мира». Кеплеровские рукописи скупила за бесценок Екатерина II как контрибуцию за победу в семилетней войне.

Кеплер обладал очень хорошей способностью сходиться с людьми, и в то же время, комментируя свой гороскоп (отрывки из комментария приведены в книге «Шестиугольные снежинки»), Кеплер пишет о своей большой активности, уязвимости, подозрительности, замкнутости. Он все время чувствовал внутреннее отторжение от контактов. У него была болезненная уязвимость, а отсюда эмоциональные перепады, пессимизм, разочарование в людях, метания – здесь сработала Луна в том же Знаке, где и Асцендент – в Близнецах и ядро в Козероге. Козерог тянул его на замкнутость и сосредоточенность, а Луна в Близнецах тянула его на контактность. Эти две силы противоборствовали, они не могли согласоваться, и это разрывало Кеплера на части, он никак не мог сосредоточиться. Пока был жив Тихо Браге, Кеплер был полностью удовлетворен, поскольку учитель обеспечивал его исходными сведениями и материальной базой для исследований (приборы, инструменты). Ему действительно была свойственна роль добросовестного ученика. Он стремился в соответствии со своей программой трансформировать Духовные абстрактные идеи в материальную плоскость через проявление в виде Физических законов.

Все открытия, которые Кеплер делал, он делал спонтанно и сам себе не верил, проверял себя по несколько раз. Законы же он открыл совершенно случайно и не считал их (законы Кеплера) чем-то значимым. Он удивительно легко относился ко всем своим открытиям, всем мировоззренческим откровениям (а откровения он мог получать от Урана и Нептуна). Всем своим прозрениям и открытиям он не верил.

Он во многом сам себе противоречил.

Скорее всего, дело в том, что его рациональный прагматизм не мог во всей полноте вместить тех обобщений, на которые его выводила интуиция и внезапные прозрения. За выдающегося человека его не считали – это истинная правда. Его считали только учеником, всегда только вторым и никогда первым.

 

Кеплера принимали у себя великие герцоги и множество больших людей того времени, но он не был известным или популярным человеком. Юпитер в X доме дал Кеплеру возможность приблизиться к власть имущим, но его злость и злость соединенного с ним Плутона не дали ему возможности воспользоваться этим обстоятельством и укрепить свой авторитет. Это было связано с его прошлым воплощением, когда он, активно стяжал общественные блага и культивировал свою самость. Эта жизнь давалась ему на смирение и терпение. Ему необходимо было делать свои открытия и самосовершенствоваться.

У знаменитого лорда Кариндиша, открывшего законы электричества и положившего их на полку, стеллиум в Весах, поэтому он жил в гармонии и самодостаточности и сумел распорядится своими возможностями разумно и сознательно, а Кеплер – нет. У Кеплера сильно выражен Кардинальный Крест и Козерог, что не позволило ему отказаться от заоблачной цели, заставляя упрямо к ней стремиться, и сбить его было невозможно.

У Кариндиша Атлантом был Меркурий в Деве – он был более гибок, мог лавировать. Его гороскоп более гармонизирован, чем у Кеплера, более устойчив и пластичен для изменения позиций. Кеплер никогда, в принципе, от своей позиции не отказывался. И, хотя он постоянно сомневался в себе, колебался, но, тем не менее, упорно стремился к предельному совершенству и гармонии, к чему его призывали гений рождения – Нептун на Асценденте и находящийся в лучах Солнца его Возничий – Венера.

 

Относительно брака. Так как управитель – Альмутен I дома Меркурий, находится в VII доме, это само по себе отрицает безбрачие. Брак у Кеплера всё-таки должен был быть, хотя пользы для себя из него он так и не извлёк. Он был женат (даже дважды), но тяготился браком, жена для него была обузой. Хотя жизнь холостяка для него была более гармонична и приемлема, но данный гороскоп не есть гороскоп жёсткого холостяка. Если обратиться к астрологическому словарю, то можно увидеть, что по набору характеристик у этого человека брак как событие должен был иметь место. Альмутен I и VII домов и другие характеристики это подтверждают. Например, связь между Альмутенами I и VII домов (аспект секстиля между Меркурием через ядро планет и Юпитером) показывает, что он сам свободно выбирает себе партнера, то есть сохраняет в браке свободу, сам свободно ориентируется в этих вопросах, хотя, конечно, в чисто духовном отношении жизнь холостяка была бы для него более приемлема.

Женился Кеплер по своей воле, даже в разрез с мнением родителей. Его мать и другие родственники были против этого брака (альмутен VII дома находится в X доме, в противовес IV дому – это говорит о том, что брак будет заключён против воли родителей). Впоследствии он сожалел об этом шаге, но только тогда, когда имел ребенка и деваться было некуда. Он вынужден был терпеть сварливую, злую жену, презиравшую и унижавшую его.

До сих пор анализ гороскопа проходил без привязки его к конкретному времени, к той эпохе, в которой человек родился и будет жить. Если сделать такую привязку, то получится, что это XVI век, эпоха средневековья, Германия. Все духовные институты находятся под контролем церкви, поэтому начальное образование человек может получить только в церковной школе, далее в духовной семинарии, после неё университет или ещё какое-то высшее духовное заведение. Однако, пойти по пути проповедника или же высшего духовного сана он не сможет, потому что ум его носит более прагматический, чем абстрактно-мировоззренческий характер.

Прагматический склад ума в оккультизме находил в те времена хорошее поле деятельности в области астрологии, астрономии и алхимии. Отсюда вывод: в жизни этот человек может стать астрологом, астрономом либо алхимиком.

 

Что можно было бы посоветовать этому человеку в начале пути для максимальной реализации данной программы?

Изменить однозначно направленность его пути, который носит кармический, фатальный характер, человек бессилен, но попытаться оптимизировать его он может. Для этого ему надо с самого начала не только эксплуатировать свою богатую природную интуицию, но и развивать её сознательно, доверяться ей, сделать из неё свою путеводную звезду.

С другой стороны, ему надо поддерживать свой разум в постоянной узде, не давать ему полной самостоятельности, всё время соотносить и контролировать его деяния с показателем интуиции, тогда данный человек сделает максимум конкретных открытий в выбранной им области и максимально продвинется к главной цели.

 

Интуитивно Кеплер всегда стремился к истине, имея по-настоящему неординарно-возвышенный склад ума, что ярко демонстрируют его собственные слова:

«Я считаю, что тот, кто видит истину и добродетель, видит лучше всех прочих...

Случается иногда, что учёнейшие мужи дают дурные советы государству, ибо они поддаются страстям и с нечистой совестью отстаивают дурное.

Имеются... обстоятельства, мешающие некоторым установить познаваемую ими истину: папистам власть папы, ...одним суеверия, другим пристрастие к определённому государственному устройству или мнения множества единомышленников».

И всей своей жизнью Кеплер доказал в меру своих возможностей приверженность Истине.

 

Сколько стоит входной билет в ВТО?

  • 09.01.11, 19:16
Сколько стоит входной билет в ВТО? Городские гетто "Аргументы Неделi"   Половину населения России планируют загнать в агломерации ради вступления в ВТО

15 декабря 2010, 16:13 [«Аргументы Недели», Беседовал Иван КОНЕВ ]

 

Российские власти готовятся вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) уже к лету 2011 года. Между тем газета «Ведомости» со ссылкой на администрацию президента и правительство России опубликовала проект создания 20 городских агломераций – крупных городов-миллионников по всей территории страны. Как рассчитывают авторы плана, в них можно будет сосредоточить почти все трудоспособное население страны. Ожидается, что создание агломераций и факт вступления в ВТО станут основными предвыборными лозунгами Дм. Медведева. Как взаимосвязаны эти прожекты, что будет с российским селом и отечественным сельским хозяйством? На эти и другие вопросы «АН» отвечает заведующая кафедрой «Социология» Финансового университета при правительстве Российской Федерации, профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ Галина СИЛЛАСТЕ.

 

– Сколько стоит входной билет в ВТО?

– Стоимость колоссальная. На кону стоит вопрос об уничтожении российской авиационной промышленности, обрабатывающей промышленности, вопрос фактического уничтожения нашего сельского хозяйства. Фактически вступление в ВТО будет выгодно только торговцам углеводородами.

– Согласно проекту, в стране будут созданы 20 городских агломераций с населением в 3 миллиона каждый. Случайны ли совпадения по времени: агломерации и вступление в ВТО?

– Одной рукой правительство и Кремль губят свое сельское хозяйство, создавая агломерации, а другой открывают для западных продуктов огромный – 140-миллионный продовольственный рынок. Я думаю, что две разные линии политики одного государства не могут быть не взаимосвязаны. Вопрос в том, как глубоко можно просчитать последствия этих решений и действия тех интересов, которые за ними стоят.

Судя по решениям власти, просто напрашивается предположение о том, что между вступлением в ВТО, освобождением огромных территорий из-за создания агломераций, оттоком трудовых ресурсов в мегагорода есть логическая связь.

– Как в этот контекст вписывается идея главы Минздравсоцразвития г-жи Голиковой по добровольно-принудительному вселению пожилых людей в дома престарелых в обмен на их жилплощадь?

– Цель этой идеи – получить квадратные метры, землю, обменный фонд. То есть то, чем власть превосходно научилась пользоваться в своих интересах. А не в интересах народа. Продавать эти метры нынешнюю власть учить не надо.

Страны – члены ВТО заинтересованы в российской земле и в российских территориях. Уже все то, что получил Запад от российского рынка, – космический подарок для их компаний. Он о нем относительно недавно и мечтать не смел. Ситуация напоминает известную русскую сказку: кому вершки, а кому – корешки.

 

 

От себя добавлю свою частушку двухлетней давности:

 

Россиюшка,
Куда ты котишся?
В ВТО попадёшь -
Не воротишься!

 

Игорь Кобзев Падение Перуна Сон Бояна

  • 08.01.11, 23:33
Игорь Кобзев Падение Перуна  Сон Бояна Сон Бояна

Изнурил певца бесприютный путь.
Белый ус его хмуро свесился.
Вот решил он под липкою отдохнуть.
То ли явь? То ли сон пригрезился?..
Видит старец: радуга меж полей
Подымается в выси ясные.
Он - недолго думая - прямо к ней!
За перильца схватил цветастые
И пошел по радуге выше круч
В дальний край, недоступный вымыслам,
Где стада седых тонкорунных туч
По вольготным гуляют выпасам.
Серебрится звездное там зерно,
Что Сварог в борозды высеивал,
Светозарною нивой блестит оно,
Расстилаясь с юга до севера.
А на горке терем стоит царя.
В терему том окошко светится.
И глядит из окошка краса Заря,
Ненаглядная красна девица...
Говорит Заря: - Здравствуй, свет Боян.
Ты зачем в нашу даль пожаловал?
Уж как нонь довольна была бы я,
Кабы песней меня побаловал!
Рек Боян: - Я тут - не в хмельном пиру,
Вечно петь, так язык затупится...
Ты ответь, Заря: где твой брат Перун?
Что же он за Русь не заступится?!
Тут у Зорьки слезы из нежных глаз
Чистым жемчугом покатилися.
Невеселый она повела рассказ,
Коим многие б подивилися...
Говорила Зорька: - Могуч был мир,
Где Перун громыхал победами!
Хоть суров он был, хоть не всем был мил,
Ан при нем все порядок ведали.
Сошники Перун мужикам ковал;
Сделал меч-кладенец невиданный,
Вражьи рати рушились наповал,
Как сверкал он, из ножен вырванный!
Рассудил Перун битву света с тьмой,
Разлучил навек с белым черное,
Примирил поединок огня с водой,
Заточил огонь в кремни горные.
Много славных дел он свершил, орел,
Все дела поди перечисли-ка,
Ан ведь сколь завистников приобрел:
Чай, на каждый чох - по завистнику!
Сотворишь добро, глядь: никто не рад!
У завистников нету радости.
Злее черных змей за спиной шипят,
Пуще сладости любят гадости.

А за синь-рекой, что волной журчит,
Под горою, что всякий видывал,
Жил коварный, хитрый король Завид,
Больше всех Перуну завидывал.
Не желал он жить во своем дворе,
Где бочонки медами полные,
А желал он быть на крутой горе,
Где Перун высекает молнии.
Заедала Завида чужая честь,
Гордецу почет слаще сахара.
Уж как тщился он на ту гору влезть,
Чтобы челядь бы вся заахала!
Да не просто справиться с той горой:
Все бока ее глаже мрамора.
Цепче коршуна когти имел король
Да об камни их пообламывал.

Черной завистью вымученный вконец,
Дал король повеленье строгое:
Золотой построить ему дворец,
Чтобы был он богаче богова!
И воссел Завид в окруженье слуг,
Похваляясь речами смелыми.
Он в одну взял руку червленый лук,
А в другую колчан со стрелами...

Пировали боги на Лыс-горе,
Кто-то в шутку сказал Громовнику:
- Пить ли брагу нам при твоем дворе
Аль пойти к твоему помощнику?
Весь Перунов терем от этих слов
Залился богатырским хохотом,
Небо дрогнуло, будто бы от громов,
В бочках пиво взорвалось с грохотом.
А Перуну тень на чело легла,
Знать, устал от речей язвительных.
И упали наземь туман и мгла
От Перуновых дум томительных.
Затаились боги: удара ждут!
От Громовника нет спасения -
Его стрелы жаркие ровно жгут,
Все сжигают без сожаления!

Вдруг Перун на землю с престола - шасть!
Без укоров, без нарекания,
Говорит Завиду: - Бери всю власть,
Коль такое твое желание!
Не стыдись, коль в чем тебя подучить.
Нелегко, чай, над миром властвовать!..
- Что ерша учить, как по речке плыть?
Без подсказок сумею царствовать! -

Поменялись одежами без хлопот,
Каждый вымолвил речь приветную,
Сел король Завид на ковер-самолет
И вознесся на гору светлую.
А Перун колчаном об землю - хвать!
- Надоело! Покняжил досыту! -
Под священным дубом улегся спать.
Там доныне и спит без просыпу...

А Завид вступил на высок престол,
Не сробел от забот полученных.
Он державную руку свою простер
От полночных стран до полуденных.
Стал своим разуменьем дела решать,
Стал людей учить да подсказывать:
Как сподручней землю зимой пахать,
Как весной на санях раскатывать.
Уж коль вздумал кто мудрецом прослыть,
Враз за новый обычай ратует:
То прикажет вниз головой ходить,
То блоху со слоном сосватает.
От такого правления короля
Опустели поля бесплодные,
Задичала, выгорела земля.
Даже боги сидят голодные.
Не дождутся люди весны-красны.
Все певучие реки скованы.
Из небесной и из земной казны
Все сокровища разворованы.
И никак король не исправит грех:
Где зерна достать? Мыши слопали.
А где мыши? Кошки пожрали всех.
А где кошки? Стрелки ухлопали.
Где стрелки? На речку гулять ушли.
А где речка? Быки всю выпили.
Где быки? На песок отдохнуть легли.
Где пески? Все ветра повымели...

Не управился глупый Завид с землей,
Заварил дела бесталанные.
И одна беда за другой бедой
В гости к людям пошли, незваные.
Все никак не кончится скорбный путь.
Не размыкать кручину ветрами.
Но Перун проснется ж когда-нибудь!
Вспыхнут дали лучами светлыми!..

 

Черняев А. Ф. Золото Древней Руси Элементы золотых пропорций

  • 08.01.11, 23:11

Черняев А. Ф. Золото Древней Руси Элементы золотых пропорций

 

ЭЛЕМЕНТЫ ЗОЛОТЫХ ПРОПОРЦИЙ

Откуда возникли представления о делении отрезков в крайнем и среднем отношениях, позволяющем получать золотое число Ф и пропорцию, названную Леонардо да Винчи «золотым сечением», нам неизвестно. Но уже в Древней Греции на основе золотого числа Ф - 1,618 посредством последовательного умножения (восходящая ветвь ряда) и деления (нисходящая ветвь ряда) базисной единицы на число Ф получали ряд из 11 чисел, имеющий название «золотого ряда», бесконечного в обе стороны:
...; 0,034; 0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382; 0,618; 1,000; 1,618; 2,618; 4,236; ... и т.д.

Каждое число этого ряда представляет собой иррациональную (бесконечную) последовательность цифр, округленных до 4 знаков. Каково собственное значение этих чисел и к какой геометрии они относятся — неизвестно тоже, а потому числа эти стоят на обочине и геометрии, и физики.

Однако уже древние греки поняли, что есть в этих числах какая-то особенность, проявляющаяся в том, что объекты, построенные с учетом золотых пропорций, обладают высокими эстетическими качествами и благотворно влияют на человека. И в наше время обнаруживается, что все процессы, связанные с жизнедеятельностью живых организмов, в той или иной степени связаны с теми же золотыми числами, что и обусловливает все более интенсивное изучение этих связей, но, как это ни странно, не свойств и геометрии самих чисел. А они настолько удивительны, что следовало бы поподробнее познакомиться с ними. Один из элементов этих свойств — образование золотого прямоугольного треугольника. Об этом наше изложение.

Прежде всего рассмотрим, что же дает нам деление отрезка в крайнем и среднем отношениях (рис.7). Отмечу, что в постановке задачи говорится о делении одного отрезка на две неравные части а и с так, чтобы весь отрезок (а + с) относился к большей части с, как часть с к меньшей части а. Запишем это отношение:

а + с

 

с

(1)

-------

=

--

 

с

 

а

Пропорция (1) носит название золотой пропорции.

Отметим, что в данном случае подразумевается конечная в рациональных числах длина отрезка (а + с), кратная некоторому измерительному инструменту. В условии задачи не говорится о невозможности его целочисленного или дробного рационального деления и о нерациональности двух (?) образующихся при делении отрезков.

Это очень важная оговорка. Она подтверждает не преднамеренный, а как бы вероятностный или даже случайный характер деления. Проверим эту случайность. Решим (1), заменив отношение с:а на b:

b = с:а.

(2)

Подставим (2) в (1), получим квадратное уравнение:

b2-b-1=0,

(3)

решая которое, находим величину b:

b1 = (1 + 5)/2 = Ф = 1,61...;

(4)

b2 = (1- 5)/2 = - 1/Ф = - 0,61...

Золотое число Ф является числом иррациональным, т.е. таким числом, бесконечная последовательность которого не может быть вычислена до конца сколько бы времени его ни вычисляли.

Отмечу на будущее очень важное обстоятельство, всплывающее в отношении (4) при рассмотрении числа 5 . Это ординарное число однозначно указывает на свое положение в геометрии прямоугольных фигур. Оно и корень из него, равный 2,23606... , «помнят» о том, что являются гипотенузой прямоугольного треугольника, у которого одна сторона равна двум единицам измерения, а вторая одной. «Помнит» она и о том, что данная гипотенуза является одновременно и диагональю прямоугольника, построенного на тех же сторонах. Или, по-другому, этот прямоугольник «складывается» из двух квадратов, а посему И.Шмелев [8] дал ему название «двусмежный квадрат» (ДК). Получив Ф и обратную его величину, т.е. два числа, мы успокаиваемся, так и не определив, чему же равны числа a и с в формуле (1) и какое отношение они имеют к b, тем более, что подстановка b в (2) с последующим выходом на (1) не приводит к определению величин а и с, а следовательно, и не решает поставленную задачу.

Тогда зачем же мы находим b? Ответ — только для того, чтобы получить точную величину Ф, поскольку мы уже знаем, что это число — основа золотой пропорции. Но что скрывает это число? В чем суть золотой пропорции?

Попробуем решить (1) другим путем. Умножим числитель и знаменатель левой части отношения (1) на a, правой части на с и, сократив знаменатели, получаем следующее уравнение:

а2 + ас = с2.

(5)

Приравнивая произведение ас к b2:

b2 = аc,

(6)

подставляя в (5) b2 вместо ас, получаем уравнение Пифагора:

a2 + b2 = c2

(7)

в котором b2 отображает большой катет прямоугольного треугольника. И, следовательно, деление в крайнем и среднем отношениях есть деление не на два отрезка, а на три в пропорциях прямоугольного треугольника, в котором число b = Ф неявно занимает место одного из катетов. И вместо длин двух отрезков мы получаем три длины, образующих новое геометрическое качество — прямоугольный треугольник. Отношения (2) и (6) свидетельствуют о существовании еще одного числа i, кратного а, b, с. Для получения г возведем в квадрат (2) и, подставляя в него значение b2 из (6), имеем:

а2 х ас = с2 ,

(8)

c = a3.

Подставляя величину с из (8) в (2), получаем:
b= a2

И окончательно:
а6 - b3 = с2.

Поскольку b имеет два значения b1 =1,618 и b2 = 0,618, то по ним находим i1 i2 :
i1 =b13 = (1,618)3 = 4,2358... ,
i2 = b23 =(0,618)3 = 0,236... .

Извлекая из i1 и i2 корень шестой степени, получаем количественную величину a1 a2 :
а1 - 6 i1= 6 4,236 = 1,272 ,

а2 = 6 i2 = 6 0,236 = 0,786 .

После извлечения квадратного корня из чисел г, находим значения с:
c1 = i1= 2,058
c2 = i2 = 0,4858.

Констатируем, что в результате полного решения пропорции (1) мы получили 8 чисел, и кажется, что четыре из них — 0,4858; 0,786; 1,272; 2,058 — лишние. Зачем они нужны, если не входят в золотой ряд, и что собой символизируют? Попробуем определиться, но сначала выясним, какой модуль по длине, рациональный или иррациональный, имеет отрезок, делимый в крайнем и среднем отношениях:
с+ а = 3,33019... = а5.

Таким образом в среднем и крайнем отношениях делятся только иррациональные отрезки. А это может обозначать одно — все естественные отрезки сами по себе и сами для себя имеют свою иррациональную метрику, несоизмеримую со стандартной метрикой.

Полученные выше двойные иррациональные числа а, в, с являются элементами единого степенного ряда, восходящего с основанием а1 = 1,272 от базисной единицы 1 и нисходящего с основанием а2 = 0,768 от той же базисной единицы 1. Числа а1, b1, c1, если им придать функции отрезков-сторон, образуют, как и числа а1, b1, c1, прямоугольные треугольники. Причем образовавшиеся треугольники будут подобны.

Существование чисел-сторон, способных образовывать единственный в золотом ряду прямоугольный треугольник, не может быть случайностью. Похоже, что он выполняет какую-то неизвестную нам функцию, определяемую степенями чисел ряда, в котором он образуется.

Отмечу еще раз, что невозможно получить точное значение иррациональных чисел золотого ряда как бы долго мы ни производили их вычисление, И это заставляет прерывать процесс вычисления с некоторой степенью точности, которая устраивает нас по условиям задачи. Прерывая вычисления, мы не прерываем процесса. В результате округления до определенной величины образовавшееся число, с одной стороны, «помнит» свое место в ряду (память числа [9]), с другой, уже как бы не является числом, а представляет собой некоторое абстрактное отображение незаконченного бесконечного процесса. И поэтому можно считать, что ряд золотых чисел есть совокупность взаимозависимых, непрерывных процессов. Процессов, отображающих некоторые формы движения природных систем.

 

Марина Царь Волкова Моськи

  • 07.01.11, 23:57

Марина Царь Волкова Моськи

 

Через звёздную авоську

С неба пялится луна.

Вновь бегут по снегу моськи,

Чтоб полаять на слона.

 

Шавки тяфкают визгливо,

Злобной давятся слюной,

Слон шагает горделиво,

Не вступая с ними в бой.

 

Ради смеху и потехи,

Не дразни, ядрёна вошь!

Так крепки мои доспехи –

Хуй сломаешь - не пробьёшь!

 

Метки: Экспромт, личное, нецензурное

Здравия желаю всем!

  • 06.01.11, 22:35
Здравия желаю всем!

Марина Царь Волкова Звезда Руси

  • 29.12.10, 01:13
Звезда Руси, сияй во тьме ненастной
И освещай во мраке русский путь!
Ни злу, ни тьме от века неподвластна
Даждьбожьих внуков солнечная суть!

Пусть мчится тройка быстрой, белой птицей –
О, Бог Ветров, по небу нас неси!
Густым снежком усыпаны ресницы
Моей прекрасной, сказочной  Руси!

На молодое, солнечное злато
Зима своё меняет серебро!
Будь, год грядущий, лёгким да богатым
На лад и мир,  на счастье и добро!

Грядёт рассвет! Унылый сумрак тает,
И сквозь застил гремящих снежных бурь
В лучах зари искрится и сверкает
Родных небес звенящая лазурь!

В метельной пляске кружит веретёнце
В руках искусных барыни Зимы.
Кто видел свет рождавшегося Солнца,
Тот не страшится морока и тьмы!

Покуда Солнце новое восходит,
В сиянье истин древних русских Вед,
Звезда Руси горит не небосводе -
Звезда Любви и будущих побед!