Нам Дали раскрыл секрет

 

Нам Дали раскрыл секрет

 

 – Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота.

– Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Он так глубок, так сложен, что ускользает от обычного логического восприятия.

– Человека надо принимать, как он есть: вместе со всем его дерьмом.

Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства.

– Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения.

 

С. Дали

Все художества Дали

Надо видеть издали,

И чем дальше, тем безвредней

Для души картины-бредни,

Что писал как анекдот

ГЕниальный ИДиот.

 

Для безумной нашей власти

Нету пламеннее страсти,

Чем ГЕНоИДов пиарить,

Их туфтой мозги нам парить,

И уродством их души

Божью искру в нас тушить.

 

Всех нас учат думать ловко

Вместо головы – головкой,

Поменяв в короткий срок

Лоб на низменный лобок,

На муду сменили думу

(Тьма учёных, нету умных),

Аз на А, чело на член,

Сладкий мёд на горький хрен,

Верх на низ, добро на зло –

Чёрту в кайф, Творцу назло!

 

А Дали меж тем украдкой

Вдруг поведал правду-матку –

Он из самой бездны ада

Сообщил: – Понять вам надо:

Средь художников давно

Смысл имеет и гавно –

Этот смысл вонюч и ложен,

Но зато глубок и сложен!

Как любой безумный шут

Вытворял я разный блуд,

Зная, что мои картины

Тиражируют кретинов…

Всем в искусстве простецам,

Хитрожопым мудрецам,

Я открою свой секрет –

Никакой тут тайны нет:

Люди! Все мои труды –

Это плод моей муды!

В российской столице открылась выставка работ знаменитого испанс

  • 23.09.11, 00:08

В российской столице открылась выставка работ знаменитого испанского сюрреалиста Сальвадора Дали, передает www.newsru.com Экспозиция «Воспоминания о сюрреализме», в рамках которой в Москве впервые представлены более 20 гравюр, будет открыта с 29 октября по 5 ноября.

     Организатором выставки выступила галерея InArtis. В экспозиции - ретроспектива позднего творчества Сальвадора Дали. Это его работы с 1971 по 1977 годы, объединенные в три серии: «Воспоминания о сюрреализме», «Мотыльки древности» и «Карты Таро Лайла Стаюрта».

     Двенадцать гравюр серии «Воспоминания о сюрреализме» отражают историю становления сюрреализма от дадаизма до философских исканий Дали в 60-х годах. В серии «Мотыльки древности» зрители увидят четыре работы Дали, которые покажут характерную для художника склонность к объединению классической европейской живописи и сюрреализма.

     Картины и скульптуры знаменитого художника не раз выставлялись в столице России. Так, 2004 год был объявлен годом Сальвадора Дали, и в честь этого в Европе, США, Австралии и Японии открыты выставки его произведений. Последняя крупная выставка работ мастера была представлена в Москве в ноябре прошлого года.

     Одной из самых любопытных зрителям, возможно, покажется серия «Карты Таро Лайла Стюарта». Эти шесть литографий карт Таро создавались художником специального для восьмого фильма о Джеймсе Бонде «Живи и дай умереть». Однако Дали пропустил все возможные сроки сдачи своей работы, и карты для фильма были созданы Фергюсом Холлом.

      По словам устроителей, «представленные на выставке гравюры - это своего рода итоговые работы художника, в которых происходит переосмысление эстетики и философии сюрреализма, воспринятого им уже через призму прожитых лет». В рамках выставки также состоится российская премьера короткометражного фильма Дэлани Бишопа «Смерть Сальвадора Дали».

    

 

Александр ВОЙТОВ Платон о дурной славе философии

  • 22.09.11, 00:13

Александр ВОЙТОВ Платон о дурной славе философии

 

Актуальность и дискредитация философии достигли предела. Ее спасение требует тщательного изучения ее основ - классической философии древних греков.

В диалоге «Тимей» Платон оценивал философию как самый лучший подарок богов людям. Она мыслилась им как главный фактор прогресса общества. Для понимания ее сущности и проблем важно произведение Платона «Государство», особенно пятая -седьмая книги. В нем Платон показывает актуальность философии, ее универсальное значение, дурную ее славу и пути становления.

По Платону, правители государства должны быть философами или овладеть технологией философствования. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол...»

Оценка философии как главной науки требовала выяснения ее сущности и того факта, «кого именно мы называем философами». В связи с этим Платон анализирует способности философа или сущность философской души. Он акцентирует их любознательность ко всем наукам и стремление ко всеобъемлющей мудрости. «Кто охотно готов отведать от всякой науки, кто с радостью идет учиться и в этом отношении ненасытен, того мы вправе будем назвать философом».

Подлинные, действительные философы стремятся к истине на основе мышления как самой мощной из всех способностей. Им присущи памятливость от природы, способность к познанию, великодушие, дружба с истиной, справедливость, мужество, рассудительность и так далее.

Выяснение свойств философской души является основанием для анализа того факта, что таких философов практически нет, господствуют никчемные, притворные и тому подобные философы, фактически ими не являющиеся. В связи с этим он анализирует состояние философии и причины дурной ее славы. «Так, прежде всего ты растолкуй этот образ тому, кто удивляется, почему философы не пользуются в государствах почетом и постарайся убедить его, что гораздо более удивительно было бы, если бы их там почитали».

Платон проводит идею о том, что в бесполезности выдающихся философов повинны не они сами, а те, кто не находит им никакого применения. Эта истина не относится ко всем остальным философам, особенно так называемым профессиональным философам.

Обстоятельные соображения по данному вопросу Платона надо читать по первоисточнику. Но, прежде всего, надо уяснить причину дурной ее славы. «Всего больше и сильнее обязана философия своей дурной славой тем, кто заявляет, что это их дело - заниматься подобными вещами. Упомянутый тобой хулитель философии говорил, что большинство обратившихся к ней - это самые скверные люди, а самые порядочные здесь бесполезны, и я согласился тогда, что ты говорил верно, - разве не так?».

Пустомели никоим образом не могут быть причастны к истинной философии. Только прирожденная склонность к знанию, стремление к истине, способность познания сущности явлений и подобное тому ведут к обладанию философским складом души (природными свойствами подлинных философов). И таких людей очень мало. «Я думаю, всякий согласится с нами, что такой человек, который обладал бы всем, что мы от него требуем для того, чтобы он стал совершенным философом, редко рождается среди людей -только как исключение».

Претендентов на звание философа, которые ими быть не могут, очень много. Их портят их учителя - софисты, а сегодня институциональные философы. Много обыденных людей увлекается философией, но потом они отходят от нее по разным причинам - необходимость пожертвовать ради нее всем остальным, соблазны «богатства и всякого рода обеспеченность».

«Затем надо рассмотреть свойства тех, кто им подражает и берется за их дело, - у таких натур много бывает промахов, так как они не достойны заниматься философией, и это им не под силу; из-за них-то и закрепилась за философией и всеми философами повсюду та слава, о которой ты говоришь».

« - Когда, таким образом, от философии отпадают те люди, которым всего больше надлежит ею заниматься, она остается одинокой и незавершенной, а сами они ведут жизнь и не подобающую, и не истинную. К философии же, раз она осиротела и лишилась тех, кто ей сродни, приступают уже другие лица, вовсе ее недостойные. Они позорят ее и навлекают на нее упрек в том, что как раз и порицают ее, по твоим словам, хулители, говоря, будто с ней имеют дело люди либо ничего не стоящие, либо же в большинстве своем заслуживающие всего самого худшего. - Действительно, так об этом и говорят.

- И правильно говорят. Ведь иные людишки чуть увидят, что область эта опустела, а между тем полна громких имен и показной пышности, тотчас же, словно те, кто, спасаясь от тюрьмы, бежит в святилище, с радостью делают скачок прочь от ремесла к философии - особенно те, что половчее в своем ничтожном дельце. Хотя философия находится в таком положении, однако сравнительно с любым другим мастерством она все же гораздо больше в чести, что и привлекает к ней многих людей, несовершенных по своей природе.. »

«Виновниками нерасположения большинства к философии бывают те посторонние лица, которые шумной ватагой вторгаются куда не следует, поносят людей, проявляя к ним враждебность, и все время позволяют себе личные выпады - иначе говоря, ведут себя совершенно неподобающим для философов образом».

Такие философы не заслуживают называться мудрецами, они-то и порождают дурную славу философии, и они не могут не породить порицание философии «толпой» (народом). Это легко уяснить на основе многих фактов двадцати-пятивековой истории философии. «Толпа» абсолютно права, презирая то, что могут дать ей «философы», являющиеся фактически филодоксами - пустомелями, высказывающими «какие-то фразы, умышленно подогнанные друг к другу».

Несправедливость пренебрежения философией требует нахождения путей ее спасения, преодоления неверного ее применения. Платон показывает в целом как можно это достигнуть. Он отмечает самую актуальную и трудную часть философии - доказательства или, говоря современными понятиями - методологическую ее функцию или диалектическую логику. В связи с этим Платон намечает то, как ею надо заниматься: важно развитие и тела человека, и его возмужание, и развитие его души, и ее должное обучение. Философа надо упражнять во многих науках, наблюдая, способен ли он воспринять самые высокие познания или он их убоится. Только в таком случае душа философа будет стремиться туда, где сияет истина - к умопостигаемому, теоретическому миру. Именно в таком случае философствование не будет восприниматься «мудрением со словами» и будет показано его отличие от чувственного восприятия.

«Напев диалектики» - при помощи самого мышления постигнуть сущность явлений. Теоретическое (умопостигаемое) познание возможно на основе строго фиксированных правил диалектического мышления при ответе на вопрос: «Что это такое?». Нужно подвергать испытанию их способность к диалектике. Платон разъясняет предпосылки диалектического мышления, постепенный ход движения мысли к первоначалу (от сложного к простому), а затем от простого к сложному, как условие понимания сущности. Все это лучше познать с помощью пятого правила для руководства ума Р. Декарта или его объяснения в «Самоучителе мышления».

 

 

 

 

Марина Царь Волкова Солнцеворот славянина

  • 21.09.11, 23:37

Марина Царь Волкова Солнцеворот славянина

 

Сияет силою восход,

Огнём окрасилась равнина,

И новый путь дал новый ход

Солнцевороту славянина.

Сей путь идёт во внутрь души,

Сей путь - к себе, к познанью Рода,

Когда в божественной тиши

Внимает Сущему ПриРОДа,

Когда на сердце тишина,

И раскрываются чертоги,

Вдруг из забвения и сна

Опять встают Родные Боги.

И повергают зло, и мрак,

И ложной веры храм - в руины,

Когда сияет Отчий зрак

В Солнцевороте славянина!

 

Кто виноват? Что делать?

  • 21.09.11, 22:15

Кто виноват? Что делать?

 

Шесть итальянских ученых и бывший правительственный чиновник предстанут перед судом по обвинению в гибели людей в результате разрушительного землетрясения в 2009 году в Аквиле, сообщает Би-би-си.

Обвинительная сторона настаивает на том, что сейсмологи дали неверный прогноз, что и привело к многочисленным жертвам. Защита настаивает на том, что точно предсказать большое землетрясение даже в сейсмически активной зоне просто невозможно.

На защиту ученых объединилось почти все научное сообщество Италии. Открытое письмо на имя президента Джорджио Наполитано подписали более пяти тысяч ученых.

Семеро обвиняемых изучали данные о множестве подземных толчков, фиксировавшихся в течение нескольких месяцев перед разрушительным землетрясением 6 апреля. По итогам своей работы они выпустили обнадеживающий доклад, в котором, среди прочего, говорилось о невозможности точно предсказать, стоит ли ждать более сильных толчков. Экспертное заключение содержало рекомендации по введению более жестких антисейсмических мер, в частности, в строительстве.

Как передает из Рима корреспондент Би-би-си Дэвид Уилли, в ночь землетрясения, многие люди, послушав объяснение ученых, остались в своих домах и погибли под завалами. Те же, кто решил остаться на улицах, – выжили.

Прокуратура обвиняет семерых сотрудников правительственной группы в халатности, а также в том, что они предоставили приблизительное, обобщенное и бесполезное заключение о рисках сейсмической активности, а также неполную, неточную и противоречивую информацию.

Подсудимым, среди которых известные итальянские геофизики, грозит до 15 лет тюрьмы. Кроме того, против них поданы гражданские иски на сумму, превышающую 30 млн долларов.

Напомним, землетрясение магнитудой 6,3 балла произошло в Аквиле рано утром 6 апреля 2009 года. Землетрясение практически полностью разрушило город и погубило 309 человек.

 

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква З

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква З

 http://mirovid.profiforum.ru/t83-topic#132

Буква –З –

 

Что за звон со всех сторон?

Это буквы -З- трезвон.

Летний луг, июльский зной,

и желтеет зверобой.

 

Из истории буквы З

 

Сегодня эта буква называется просто -ЗЭ-. Но с этой буквой произошла поразительная история. Дело в том, что когда-то в русском языке было две буквы, которые произносились похоже, но имели различное значение. Одна из них называлась ЗЕЛО, а писали её так: S. Другая буква называлась ЗЕМЛЯ, писали её так: Z.

Сначала разберёмся с первой. Древнеславянское слово ЗЕЛО восходит к праславянскому корню, который означал ЗЛОЙ, кривой, наклонный. У литовцев и сейчас есть слово «zala», что означает «вред». Видите, какой отрицательный смысл имеет это слово.

Но это ещё не всё. В словаре Сергея Ивановича Ожегова указано, что старинное слово ЗЕЛО (с ударением на втором слоге) имеет ещё значение «очень». То есть раньше, если человек хотел сказать: очень устал, он говорил: ЗЕЛО устал. Такие устаревшие слова называются - архаизмы.

И ещё мне хочется, чтобы ты запомнил имя Сергея Ивановича Ожегова. Это был удивительный учёный, всю жизнь посвятивший изучению русского языка. Он составил знаменитый толковый словарь современного русского литературного языка, в который вошло пятьдесят семь тысяч слов.

Ты представляешь, какой это титанический труд! С тех пор словарь выдержал множество изданий и до сих пор является настольной книгой каждого образованного человека.

А теперь поговорим о букве -Z-, которая имела совсем иное значение. Даже название её - ЗЕМЛЯ - имело положительный смысл. ЗЕМЛЯ, то есть почва, твердь под ногами. Отсюда пошли слова: ЗЕМНОЙ, НАЗЕМЬ, ОЗЕМЬ, ИНОЗЕМНЫЙ, ИНОЗЕМЕЦ, ЗЕМЛЯНОЙ, ЗЕМЛЯНКА, ЗЕМЛЯНИКА.

И совершенно поразительный факт: слово ЗМЕЯ - родственное слову ЗЕМЛЯ. Кто такая ЗМЕЯ? Это живое существо, которое ползает по ЗЕМЛЕ. Вот такие интересные параллели мы находим в русском языке, и находить их,- я повторяю, занятие преинтереснейшее.

 

Запомни пословицу: Злой не верит, что есть добрые люди.

 

Слова-родственники

Как мы уже выяснили, родственных слов у слова ЗЕМЛЯ много. А у слова ЗЕЛО есть родственники? А как же! Вот они:

ЗЛОСТЬ, ЗЛИТЬ, ЗЛОСТНЫЙ, ЗЛОСЛОВИТЬ, ЗЛОДЕЙ, ЗЛОПОЛУЧНЫЙ, ЗЛОРАДСТВО. Смысл этих слов не совсем радостный, но знать их надо, чтобы не стать жертвой чьих-то ЗЛОНАМЕРЕНИЙ.

 

Литературные имена

 

Борис Зайцев (1881 - 1972) -- замечательный русский писатель, автор лирической прозы и чудесных воспоминаний. Он прожил долгую жизнь и умер в глубокой старости в Париже. Его наследие - ценнейший документ минувшей эпохи.

Михаил Зощенко (1895 - 1958) - имя этого великого писателя, прожившего сложную, драматичную жизнь, сегодня дорого каждому. А начинал Михаил Михайлович как автор юмористических рассказов и тем снискал себе большую славу.

Одновременно он писал глубочайшие по психологизму произведения, которые показывали его истинное лицо. Это его: «Голубая книга», «Возвращенная молодость». Прочитай их, друг мой, и ты поймёшь, как тяжело жилось писателю, которого не поняли современники.

Николай Заболоцкий (1903 - 1958) - поэт редчайшего дарования и необыкновенной мудрости, поэт-философ, тончайший лирик и удивительно гармоничный человек.

Есть в русской литературе удивительная книга - «Слово о полку Игореве», написана она на древнерусском языке, теперь нам мало понятном. Многие русские поэты брались за нелёгкий труд и по-своему пересказывали «Слово ... ». Взялся за это и Николай Алексеевич и перевел его с необыкновенным мастерством. Послушай, как музыкален его перевод!

 

И настала тяжкая година,

Поглотuла русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Траянов.

Крыльями лебяжьими всплеснула,

Дон и море оглашая криком,

Времена довольства пошатнула,

Возвестив о бедствии великом.

 

Сергей Залыгин (1913 - 2000) - талантливый прозаик, долгое время возглавлял знаменитый литературный журнал «Новый мир». Писатель обостренной совести, всю жизнь болезненно переживал несправедливость мира и боролся, как мог, с проявлениями человеческой жестокости и бездушия и по отношению к человеку, и к родной природе.

Проза Залыгина достойна внимания читающей публики.

Максим Зверев (1896 - 1996) - чудесный детский писатель. Его книги учат добру и любви ко всему живому. Но он был не только знатоком природы, он был и её защитником. Все его книги - о родной земле. Он знал множество тайн, которые умел находить совсем рядом. И тебе, мой друг, стоит присмотреться к окружающему миру, чтобы понять, как он прекрасен!

Борис Заходер (1918 - 2000) - один из любимейших детских поэтов, но и взрослые с удовольствием читают его книги. Им невозможно не восхищаться. У него нравится всё! Мне даже трудно выбрать цитату. Сколько мягкого юмора в его стихах, сколько настоящей доброты! Для того чтобы так писать, нужно быть талантливым и поэтом, и человеком. Борис Владимирович таким и был.

 

Красиво выглядит крапива,

А поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются

Тем, подлая, больней кусается!

 

 Игра

 

Утомился ты, дружок,

но ученье будет впрок.

 А теперь мы отдохнем,

с облегчением вздохнем.

 

Какие цветы тебе известны на букву -З-? А какие другие слова ты можешь назвать на эту букву?

 

Задание: напиши букву З.

Мне кажется, задание это тебе по душе. Думаю, приятно выводить буковку, о которой тебе только что прочитали. И даже если не прочитали - не беда. Подрастёшь наверстаешь упущенное. Главное - ты уже учишься. Мне так приятно тебе рассказывать интересные истории о буквах, и я искренне радуюсь, что впереди ещё много букв.

Чуть не забыла тебе сказать. При чтении нашего Волшебного Букваря главное - не торопиться. Ни в коем случае. И ничего не зубрить. Пусть ты неделю потратишь на одну букву - это лучше, чем «проскочить» её за один час.

Никогда не забывай о том, что русские буквы - особенные, и они требуют к себе пристального внимания.

Изучив Русскую Грамоту, ты станешь почти волшебником!

 

Запомни!

 

Архаизмы - устаревшие слова.

Титанический - громадный, свойственный титанам.

Титаны - мифические существа, гиганты, вступившие в войну с богами.

 

Уголок для родителей

 

Цветочная строфа

 

я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок.

 

Николай Заболоцкий

 

 

Загадка

 

Летний луг, июльский зной,

и желтеет зверобой.

И звенит со всех сторон

непонятный перезвон.

 

Вот кузнечик под листвой

застрекочет: «Ой-ой-ой,

быть грозе, ой, быть грозе».

И скорее к стрекозе.

 

Что за буква здесь звенит?

Заковыриста на вид,

но звенит так хорошо.

Ты её, дружок, нашёл?

 

Сальвадор Дали Человека надо принимать вместе со всем его дерьмо

  • 21.09.11, 00:16

 

Сальвадор Дали:

 

 Человека надо принимать вместе со всем его дерьмом

 

Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства.

 

Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие.

 

Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и моё безумие не без коммерческой жилки.

 

Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота.

 

Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются.

 

Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

 

Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия.

 

Чувство банально по своей природе. Это низший природный элемент, пошлый атрибут обыденности. Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота.

 

Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность.

 

Человека надо принимать, как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.

 

Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды.

 

Я не принимаю наркотики, Я и есть наркотик.

 

Александр Никонов Опиум для народа Кто придумал Библию?

  • 20.09.11, 23:51

Александр Никонов Опиум для народа Кто придумал Библию?

 

XIX век - великий век! Невероятные скорости паровозов, внезапно сменивших неспешную лошадь, первые подводные лодки, воздухоплавание... Технологический рывок, совершенный человечеством, был так велик, новые знания сыпались с такой частотой, что, казалось, никто уже давно ничему не удивляется. И все-таки открытия английского археолога Лейярда и итальянца Бота потрясли весь цивилизованный мир.

Археология была тогда в большой моде, люди ковырялись в египетских песках, с энтузиазмом откапывали Помпеи, открывали для цивилизации Месопотамию, поэтому вести об открытиях распространялись быстро. Лейярд обнаружил во дворце ассирийского царя Ашурбанипала большую библиотеку глиняных клинописных табличек. Их отправили в музей и начали расшифровывать. Через 20 лет этот труд был завершен. Результаты, как я уже писал, поразили Европу.

Впрочем, для того чтобы испытать удивление, вовсе не обязательно было дожидаться полной расшифровки. Дело в том, что вместе с табличками нашли глиняный цилиндр с картинкой, изображающей дерево, по одну сторону которого находился мужик, а по другую - тетка. На дереве висели круглые плоды, к которым мужик да баба тянули руки; при этом позади женщины предательски извивался змей.

В XIX веке прогрессивные люди Европы относились к религии с прохладцей, но коэффициент урбанизации был еще не очень высоким, процентное содержание культурных горожан в обществе было небольшим, существовало еще довольно много темных и потому искренне верующих крестьян. Для которых известие о том, что библейский миф - на самом деле не библейский, а заимствованный отсталыми иудейскими племенами от гораздо более развитой вавилонской культуры, было неприятным шоком.

Но это было не последним ударом по самолюбию христиан. Это было только начало. Потому что потом, наконец, оказались расшифрованы те самые таблички...

На обломке одной из них было написано: «К горе Низир причалил корабль; гора Низир задержала корабль и не давала ему качаться... Когда наступил седьмой день, я выпустил голубя; голубь полетел и вернулся: он не нашел себе места (сухого) и потому вернулся».

Узнали, конечно?..

Да, это была та самая легенда о Всемирном потопе, которой доселе монопольно гордилась Библия. И вот теперь эта легенда найдена археологами в более древних источниках и в совершенно другой стране!.. Жаль только, что табличка оказалась расколотой и продолжения увлекательной истории про корабль на ней не было. Но если есть одна табличка с текстом, можно попробовать найти аналогичные. И они вскоре были найдены.

Оказалось, легенда о Всемирном потопе — всего лишь часть ассиро-вавилонского эпоса о Гильгамеше. Весь эпос занимает 12 табличек (запомните это число — именно столько скрижалей, по более поздней библейской легенде, принес Моисей с горы Синай). Одиннадцатая табличка эпоса рассказывает как раз о потопе. Только в оригинале человека, который спасся от потопа на самодельном корабле, звали Утнапиштим.

Все помнят, что рассказывает о Всемирном потопе библейское переложение. А вот как рассказывает об этом вавилонский оригинал: «Произвести потоп решило сердце великих богов... Эа, владыка премудрости, был с ними и поведал их решение дому, сплетенному из тростника: дом! дом! стена! стена! слушай и внимай. Ты, человек из Шуриппака, сын Убуртуту, строй дом, сооружай корабль, брось богатство, ищи жизни, возненавидь имущество и сохрани жизнь. Возьми в корабль семена жизни всякого рода. Корабль, который ты должен выстроить, должен иметь определенные размеры».

Далее повествование продолжается от лица главного героя: «Все, что у меня было в серебре, внес я туда; все, что было у меня в золоте, внес я туда; все, что было у меня в виде семян жизни всякого рода, ввел я туда. Потом я ввел туда все мое семейство и близких, а также полевой скот, зверей и ремесленников... На седьмой день успокоилось море, ураган, буря и потоп прекратились. Увидев день, я увидел, что все человечество превратилось в глину...»

Ну, а далее известная история — Утнапиштим выпустил голубя, который, покружив, не нашел сухого места и вернулся на корабль. Потом Утнапиштим выпустил ласточку. Та тоже вернулась. Затем настал черед ворона — тот не вернулся. Значит, на планете уже была суша. Высадившись на сухое место, Утнапиштим воскурил жертву богам. На этом моменте нужно остановиться чуть подробнее... Древние люди представляли себе богов как неких невидимых мух, которые вьются над алтарем и с удовольствием нюхают аромат сжигаемых грав или горелого мяса. Подобные представления переняли и евреи. Это первое.

Второе. Высокие цивилизации отличаются тем, что постепенно отказываются от человеческих жертвоприношений. Процесс этот долгий. Ассирийцы, как видим, от человеческих жертвоприношений своим богам отказались в пользу бессловесной скотины. А вот в Ветхом Завете, да и в Новом тоже еще встречаются рассказы о рецидивах диких восточных обычаев приносить в жертву богам людей — например, собственного сына. Последним человеческим жертвоприношением в Библии является принесение в искупительную жертву Иисуса - Сына Божьего. Об этом казусе мы еще поговорим...

Датировка вавилонского мифа, точнее говоря, табличек, на которых он написан, — III тысячелетие до нашей эры.

Но на них есть надпись, что таблички эти — копия с какого-то не дошедшего до нас древнего оригинала. То есть еще старше. И это значит, что отдельные племена евреев кочевали по Месопотамии задолго до своего знаменитого вавилонского плена. Там и нахватались местной мифологии у головной культуры, потому что сами в ту пору умели только хвосты быкам крутить.

Но и на этом дело не закончилось. Среди расшифрованных табличек была одна, которая рассказывала о легендарном аккадском царе Саргоне I (подробнее о нем см. в моей книге «История отмороженных»). Речь в повествовании шла от лица самого царя: «Зачала меня моя бедная мать; втайне родила меня, положила меня в тростниковую корзину, запечатала меня смолой и отдала меня реке... Тогда подняла меня река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос поднял меня, взял меня в сыновья и воспитал меня».

Если в вашей голове что-то мощно рычит, но никак не схватится, подскажу, подбросив песочек информации под ваши буксующие колеса памяти: это легенда о рождении библейского Моисея. Разница лишь в том, что младенца Моисея извлекла из прибившейся к берегу корзинки царица египетская... А еще это легенда об основателях Рима — Ромуле и Реме. Только их вытащила из плывущей корзинки и вскормила волчица... И в Новом Завете тоже есть похожая сказка — помните, царь Ирод якобы отдает приказ изничтожить всех младенцев? Плюс к тому есть аналогичная легенда о начале жизни царя Кира... И римского императора Августа...

Типология мифа примерно одинакова для всех стран и народов: некий предсказатель пророчит злому начальнику, что родился младенец, который вырастет и навредит ему. Начальник отдает приказ изничтожить всех младенчиков в округе. Их уничтожают, но один случайно спасается, взрослеет, и пророчество сбывается. Модификация этой легенды касательно императора Августа, например, звучит так: римский сенат получил предсказание оракулов, что среди родившихся младенцев будет один, который уничтожит республику.

Они отдали приказ о превентивной ликвидации опасных типов, но будущему Августу удалось спастись...

Кстати, раз уж я упомянул о Ромуле и Реме, которые основали Рим в VIII веке до рождения Христова... По легенде, этих близнецов родила непорочная дева (весталка). Родила от бога (Марса), который спустился с неба и чудесным образом святую деву оприходовал.

Узнаете?.. Через тыщу лет и эту легенду евреи стянули. Вот только у кого? Ведь главный герой шумерского эпоса Гильгамеш тоже был рожден непорочно! Его мамой, по шумерским сагам, была богиня Нинсун, а отцом — «лиль», что переводится как «дух», «призрак», «воздух»... Для полноты картины можно еще добавить, что легенда о рождении Будды царицей Майей тоже подозрительно напоминает легенду о рождении Христа: царице во сне явился божественный белый слон, который хорошенько отымел ее (и как она только не лопнула!), после чего и родился Будда.

И еще один момент, чтобы не уходить далеко от Рима... Итак, два младенца — Ромул и Рем — плывут в корзинке но Тибру (в том же мифологическом пространстве в своих корзинках по своим рекам плывут Моисей и царь Саргон). Корзинки со всеми этими орущими младенчиками прибивает к берегу, где их кто-то находит и воспитывает. Разница только в том, что Саргона и Моисея воспитали люди, а римских близнецов вскормила волчица. Ее и изображают в виде натуральной сисястой волчицы. Но если вспомнить, что и Древнем Риме «волчицами» называли еще и проституток, го ситуация «выравнивается».

Потом, став взрослыми, Ромул и Рем поссорились, и один из них убил другого. После чего раскаялся. Узнаете? Вы правы — Каин и Авель...

Весь Древний мир был полон одних и тех же легенд, которые, в конце концов, были собраны и «приватизированы» еврейским эпосом.

...В тот год, когда Ульянов взял себе псевдоним Ленин, на территории Персии нашли каменный столб, на котором были начертаны памятные всем со школьной скамьи законы Хаммурапи — древнейшего вавилонского царя. Считается, что это одни из первых писаных законов в истории. Второе тысячелетие до нашей эры!.. Закон Хаммурапи состоял из 247 статей, регулировавших самые разные аспекты жизни первого вавилонского государства.

Надо ли говорить, что законы эти как две капли воды оказались похожими на те, которыми якобы снабдил господь Моисея на горе Синайской? Вплоть до принципа «око за око». Причем на столбе есть еще и рисунок, на котором законы эти в виде каменных пластин царю Хаммурапи вручает... как вы думаете, кто?.. Бог!

А может быть, это Хаммурапи украл у евреев их законы? Нет. И церковь, и ученые датируют Моисеево законодательство XIII веком до нашей эры. В то время как вавилонские скрижали минимум на полтыщи лет старше.

Любопытно, что история о пророке, которому боги подарили законы, встречается не только в Месопотамии. Так, мифологический критский царь Минос тоже получил законы от бога — Зевса. Только случилось это не на горе, а в горе — в пещере. И точно так же, как Моисей, Минос слыл по этой причине большим мудрецом... Существуют подобные легенды и у других народов мира.

Есть, скажем, в Библии книга Притчей Соломоновых. До 1923 года она считалась оригинальным произведением, а в 1923 году была расшифрована и опубликована древнеегипетская книга, местами едва ли не слово в слово повторяющая книгу Притчей, о чем мы подробнее еще поговорим позже. Разница только в том, что египетский текст появился тогда, когда у евреев еще не было письменности. (Кстати, первая письменность евреев тоже была заимствованной и основанной на финикийском алфавите.)

Известно, что евреи были в плену и в Вавилоне, и в Египте. Они столетиями находились «между молотом и наковальней» — аккурат на стыке величайших цивилизаций. Вот и набрались и у тех, и у других, и у третьих. Кроме древнеегипетской, в тех краях существовала еще одна великая империя, с которой Египет долгое время воевал, — хеттская. Хеттское царство находилось в Малой Азии, то есть на территории современной Турции. После того как хеттская письменность была расшифрована, стало ясно, что евреи не погнушались и хеттскими источниками. И финикийскими. И карфагенскими... Через их землю, периодически покоряя ее, проходили многие завоеватели — хетты, египтяне, вавилоняне, персы, римляне... Столкновения отсталых еврейских племен с великими культурами, обладающими письменностью, развитой мифологией, обычаями, литературой и проч., не прошло для них даром. У тех же хеттов евреи позаимствовали обряды возлияния вина и елея. Даже названия жертвоприношений они буквально списали у хеттов — «всесожже-11 ие», «мирная жертва», «совершенная жертва».

О том, что Месопотамия оказала какое-то влияние на Библейские сказания, многие граждане слышали или смутно догадываются, периодически натыкаясь в Библии на совсем непалестинские реалии (Вавилонская башня; Эдем, расположенный в Междуречье, и проч.). Менее известно влияние египетской культуры. И это странно, поскольку оно крайне велико!..

Египет: «Не гордитесь своими знаниями» («Поучения Птахотепа», далее — тот же источник).

Библия: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притчи).

Египет: «Не строй планов на завтра, так как не знаешь, что будет...»

Библия: «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день».

Египет: «Научи превосходящего тому, что является полезным для него».

Библия: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание».

Египет: «Если ты присутствуешь перед достойным человеком, который сидит в совете господ, то твоя тишина будет лучше, чем болтовня... Получи уважение к себе через мудрость...»

Библия: «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми».

Египет: «Если ты среди гостей за столом большего человека — бери, что он дает, как это установлено перед тобой».

Библия: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою...»

Тот, кто был на отдыхе в Египте, наверняка заходил в лавки папируса и обратил внимание или даже купил за пару долларов папирус, на котором изображен старинный египетский обычай — обряд обрезания. Это культурный рудимент

времен каменного века, эхо первобытного африканского обряда инициации, то есть ритуального калечения, после которого мальчик считается мужчиной. Обряд обрезания у египтян позже позаимствовали иудеи, а у тех его потом переняли мусульмане. Да и обряд омовения (в своей основе — чисто гигиенический, как вы понимаете) иудеи и мусульмане также позаимствовали у египтян. (Позже у христиан омовение

превратилось в водное крещение.)

Веру в загробный мир, деление его на рай и ад, а также саму идею суда на душами умерших евреи также «тиснули» у египтян. По египетским представлениям, на Страшном суде мертвые восстанут из могил и получат свои тела обратно. Именно поэтому древние египтяне так старательно сохраняли тела после смерти, тщательно бальзамируя их. (Христиане потом модернизировали миф, заявив, что заботиться о мертвых телах не нужно, пускай гниют, поскольку Господь всемогущ и ему восстановить тело — раз плюнуть.)

Древние египтяне представляли себе Страшный суд следующим образом... Усопший является в Зал правосудия, где его судьбу решают с помощью весов. Если перевесят добрые дела, человек отправляется в рай, а если злые — его душу пожрет адское страшное чудовище... То же самое и у христиан. Разница только в том, что в христианской мифологии весы держит не бог Озирис, а архангел Михаил.

Любопытно также обратить внимание на египетского бога Анубиса. Он изображался в виде человека с головой пса или шакала. И оказал непосредственное влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который, как следует из названия, изображался на иконах с собачьей головой. Кстати, родом этот святой как раз из Африки...

Если вы в каком-нибудь из музеев видели в египетском зале богиню Изиду с младенцем Хором, то могли заметить ее подозрительное сходство с Богородицей.

И сходство не только внешнее. Но и «биографическое»... Изида родила Хора чудесным образом. Помимо божественного, Хор имел еще и земное, человеческое воплощение и, кроме того, вместе со своим небесным отцом Озирисом служил символом воскрешения. К тому же бог невинно пострадал и был жестоко убит, а своим последователям он обещал вечную жизнь после смерти. Специалисты отмечают также триединую природу бога Хора. Больше того, та идея, которая ныне считается чисто христианской - о том, что человек имеет свободу воли и сам отвечает за все свои действия и грехи во время жизни, — родилась в Египте и является частью культа Озириса.

Миф же о постоянной войне между Хором и его соперником Сетом в христианской традиции трансформировался и легенду о соперничестве между Христом и Сатаной.

В общем, как отмечает один из исследователей, «египетскую струю в христианстве мы можем наблюдать во всем, начиная от отдельных мотивов христианской символики и кончая чисто догматическими построениями». Именно потому христианство так легко распространилось в Египте, что египтяне увидели в этой новой религии очень много знакомого.

Египетской мифологией была также весьма обильно «смазана» Римская империя, послужившая плацдармом для распространения христианства. Культ египетской Изиды был у римлян в большой моде. Академик М. Коростовцев — звезда мировой египтологии — в свое время писал: «Египетские религиозные представления... проникли в христианскую религию подчиненных Риму стран. Таковыми являются Британия, Галлия, Германия. В одной из церквей Кёльна, например, имеется статуэтка Изиды, в другой — алтарь этой богини. Особенно поразителен следующий факт: в древности богиня Изида стала покровительницей Лютеции, современного Парижа. Здесь сохранились развалины храма Изиды, находившегося в том месте, где теперь разбит сад музея Клюни».

Французские христиане довольно долго почитали Изиду как христианскую святую, а ее статуя вплоть до XVI века стояла на стене аббатства Сен-Жермен. Считается, что в раннехристианском сознании еще не произошло четкого разделения между богоматерью Изидой с младенцем Хором и богоматерью Марией с младенцем Христом. Да и как оно могло быстро произойти, это самое разделение, если даже обряды и ритуалы почитания Изиды и девы Марии были весьма схожими! Вот что пишет об этом известный английский религиовед Д. Фрезер: «Величественный ритуал Изиды - эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери — действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католичества. Это сходство не случайно. Просто Древний Египет внес свой самостоятельный вклад в разработку пышной символики католицизма...»

Иногда языческие следы в христианстве просто бросаются в глаза. Например, православным христианам России прекрасно знакома такая картина — конфетки и прочие съестные припасы, лежащие на могилах после поминовения усопших. Тщательно готовили покойника на тот свет, снабжая его всем необходимым, в том числе и едой, не только в Египте. Многие древние культуры «подкармливали» своих покойников. Это прослеживается аж до палеолита, до каменного века. И самым парадоксальным образом всплывает, как видите, в веке XXI, на российских кладбищах.

А почему в той же России покойному на лоб кладут бумажку с изображением Христа, а в руки — листок с молитвой? Да потому что истоки нашей религии лежат в Древнем царстве, в долине Нила. Именно там льняная полоска с изображением бога Озириса клалась на лоб покойного, а в руки ему совали священные письмена на папирусе. Как отмечает известный исследователь Алексей Опарин, «современные погребальные обряды в деталях копируют древнеегипетские».

Даже такая привычная христианам вещь, как молитва за умерших, была заимствована у древних культур. Тот же автор приводит «трогательную и своеобразную» надпись на гробнице одного из египтян: «У меня не было наследника, чтобы произнести у врат гробницы заупокойную формулу. Посему прошу вас произнести за меня заупокойную формулу, как живущих теперь, так и тех, кто будет жить впоследствии. Сердце ваше не будет этим утомлено, гортань не сузится, язык не устанет, достояние не израсходуется, житница не опустеет, ибо это лишь дуновение уст, но полезное для усопшего».

А у кого христиане переняли обычай жечь восковые свечи и лампады в своих храмах? У тех же язычников, которые палили лампады и масляные ламы в своих храмах перед изображениями богов. Причин у этого обычая две. Во-первых, со времен каменного века огонь считался священным. Во-вторых, он использовался для освещения. А что нужно в храме освещать в первую очередь? То, на что надо смотреть, — изображения!.. Поэтому лампадки и висят под иконами по сию пору.

Даже крест не является чисто христианским символом! Ныне считается, что крест — символ мучительной смерти Иисуса. Но, во-первых, в те времена он был позорным символом, поскольку смерть на кресте считалась постыдной. Именно поэтому первые два века символом христианства был не крест, а изображение рыбы... А во-вторых, привычный нам христианский крестик не похож на типичное орудие римской казни. Римляне распинали преступников либо на Т-образных, либо на косых Х-образных крестах. Христианский же крест больше напоминает египетский анх.

Анх встречается в Книге Мертвых. Его на разных изображениях часто держат в руках египетские боги и цари земные — фараоны. Держа в руках анх, египтяне совершали крестные ходы, восклицая: «Озирис воскрес!» А Озирис, между прочим, так же как и Христос, родился в день зимнего солнцестояния - 25 декабря.

Те, кто смотрел фильм «Иван Васильевич меняет профессию», наверняка помнят, как царь с криками «Замуровали!» метался в тесной кабинке лифта, крестя стены. А когда двери открылись, воскликнул: «Вот что крест животворящий делает!»

Христиане действительно считают крест «животворящим», а вовсе не символом позорной кончины. Но точно такой же смысл вкладывали в изображение своего креста египтяне! Собственно говоря, «анх» и означает «жизненную силу». После того как бог Сет убил Озириса и рассек его тело на куски, богиня Изида нашла расчлененное тело несчастного мужа и с дикарской

простотой отрезала у покойного член (воспользовавшись которым, позже родила Хора). По одной из версий, этот отрезанный член и есть анх — главный амулет египтян. Вот что с гордостью носят на груди христиане и к чему они благоговейно припадают губами...

(Между прочим, совершенно аналогичная легенда была и у ассиро-вавилонян. Месопотамский царь-бог Нимрод, по преданию, был убит, его тело рассечено на куски. А вдова Нимрода — Семирамида — уже после смерти царя каким-то образом зачала и родила царского сына Таммуза, который являлся... воплощением царя-бога! Ничего не напоминает?..)

Но вернемся к кресту... Крест был священным символом не только в Древнем Египте, но и в Древнем Риме. Например, святые девственницы-весталки в Лации носили на груди крест как символ животворящего огня.

И удивляться причудливому смешению верований разных народов не стоит. Люди торговали, кочевали, воевали... Культурный и материальный обмен шел в полный рост. Скажем, во время завоеваний Александра Македонского элли-11 изм проник аж в Индию. А после смерти Александра, когда Египтом стали править греки, мифология последних естественно и непринужденно перемешалась с египетской. После завоевания Египта Римом произошла новая волна смешений.

Долетели до Европы и персидские веяния. Скажем, со-ыасно Заратустре, персидский бог Митра говорит своим почитателям следующее: «Кто ест мою плоть и пьет мою кровь, остается во мне, и я остаюсь в нем». (Кстати говоря, Митра, как и Озирис, родился 25 декабря. Причем родился он в пещере, среди животных!)

Взаимопроникновение религиозных обычаев происходит и сегодня, даже во «враждующих» религиях — для этого нужно просто их тесное культурное соприкосновение. Скажем, в Египте абсолютное большинство населения — мусульмане.

Но есть и христиане. Так вот, в христианской церкви в Каире на полу лежат ковры, как в мечети, а при входе в храм верующие снимают обувь.

...Возьмите огромную мешалку, накидайте в культурный котел цивилизации разных разностей и постепенно вы получите причудливую смесь из, казалось бы, несмешиваемого...

Доктор философских наук Вячеслав Полосин обращает внимание на следующие факты: «Культы Озириса (Египет), Орфея (Греция), Аттиса (Рим), Зороастры и Митры (Персия-Рим) и многие другие строились по одной и той же схеме бо-говоплощения: чудесное рождение богомладенца от девы — страдания за людей и смерть — схождение в ад — телесное воскресение и вознесение. Жрецы этих культов при огромном скоплении народа ритуально воспроизводили содержание мифов... причащали верующих кровью божества в виде: вина (греки), крови быка (римляне), красного пшеничного напитка (египтяне), считая, что это гарантирует им нарушение законов природы в пользу верующих».

«Хлеб причастия моего будет из белой пшеницы, причащаться я буду напитком из красной пшеницы» - это египетская Книга Мертвых.

В чем же генезис причастия? Почему христианин, поедая булку ситного и выпивая сброженный плодовый сок, говорит, что тем самым кушает тело Христово и пьет кровь Христову? Может быть, это культурный рецидив древнейшего каннибализма?

Истоки, конечно же, там. Действительно, древние верили, что поедание печени смелого врага придаст смелости; они пили кровь врага в надежде получить его жизненную силу... Если такое происходит после поедания обычных смертных, то каким же сильным и могучим станешь, съев самого бога! И ели. Правда, символически...

«Причастие телом и кровью божества характерно для большинства древних религий, - пишет тот же исследователь,

причем развитие шло от жестокого натурализма в сторону гуманизации: у отсталых племен это могло быть замещающее человеческое жертвоприношение, затем человека заменило животное, со временем кровь животного стала олицетворяться вином или красным напитком, а плоть — хлебом...»

В Индии, например, роль бога-жертвы выполняли фигурки из вареного риса в виде усеченного конуса. Этим конусам делали подношения, им кланялись,*приносили жертву, падали перед ними на колени, как перед богами, а потом съедали.

А культ упомянутого чуть выше восточного бога Митры (который учил: «Кто ест мою плоть и пьет мою кровь, остается во мне, и я остаюсь в нем») был весьма популярен даже в Римской империи, в среде простолюдинов. Образованные люди типа Цицерона смеялись над причастием: «Когда мы называем хлеб Церерой, а вино — Вакхом, мы употребляем не более как общеизвестные риторические фигуры. Или вам па самом деле кажется, что на свете есть человек настолько безумный, чтобы искренне верить, что употребляемая им 11 ища является богом?..»

Надо заметить, что христианские апологеты чертовски не любят, когда им указывают на подобного рода параллели и заимствования. Поскольку спорить с поразительными совпадениями они не могут — исторические факты есть исторические факты, а отмежеваться от язычества им ужасно хочется, христианские теоретики начинают голосить о том, что они, христиане, придумали свои магические обряды абсолютно самостоятельно и независимо от язычников. Доказательством чему служит... совсем иной смысл, вложенный в те же самые действия!

Вот вам типичный пример подобной «несознанки» со стороны одного христианского теоретика: «...факт, что в христианстве имеется священная трапеза и омовение тела, якобы доказывает, что эти обряды были позаимствованы из аналогичных церемоний в языческих культах. Само по себе это внешнее сходство ничего не доказывает!.. Более важным вопросом является смысл языческих обрядов. Обряды омовения, существовавшие до Нового Завета, имеют иной смысл, нежели новозаветное крещение».

Но стоит ли христианам так активно отмежевываться от язычества? Не является ли само христианство просто разновидностью язычества? Его модернизированной версией?..

Спасите Израиль! А вместе с ним и всю европейско-российскую циви

Спасите Израиль! А вместе с ним и всю европейско-российскую цивилизацию Эдуард Тополь

 

Московский Комсомолец № 25688 от 9 июля 2011 г.

 

Гибель Израиля … станет началом гибели всей христианско-европейско-российской цивилизации

 

Недавно Барак Обама заявил, что Израиль должен вернуться к границам 1967 года. Для всего более-менее цивилизованного мира это стало громом среди ясного неба, ибо означало открытый переход американской политики на проарабские, больше того — про-хамасовские позиции. Поскольку возврат Израиля в границы 1967 года сужает эту страну до восьмимильной полосы вдоль моря, которую любая арабская танковая бригада пройдет всего за пару минут.

Но если вспомнить, к кому президент США полетел сразу после инаугурации, то ничего удивительного тут нет. Первый зарубежный тур Барака Хусейна Обамы был в Саудовскую Аравию, где 3 июня 2009 года он — президент США! — в пояс поклонился королю Абдулле. А тот в ответ вручил ему свою высшую награду. Так что требование американского президента к Израилю было не случайным.

К тому же за пару дней до шокирующего заявления в гостях у Обамы побывали глава Палестинской автономии Махмуд Аббас и наследный принц Саудовской Аравии. Причем общение с Аббасом происходило, как видно из телехроники, весьма весело, а арабский принц в интервью “Фокс ньюз” прямо назвал президента США своим давним другом.

Чего не скажешь об отношениях Обамы с израильским премьер-министром, чей визит в Белый дом и выступление в Конгрессе как раз и предварил Обама своим заявлением. Поэтому совместную пресс-конференцию Обамы и Нетаньяху еще неделю обсуждали на ТВ американские эксперты в области мимики и жеста, истолковывая каждый взгляд и жест Барака Хусейновича как свидетельство его глубокой ненависти к Беньямину Бен-Ционовичу. Но если иметь в виду, что переворот в Египте и остальные события на Ближнем Востоке, приблизившие к власти “братьев-мусульман” с их главными лозунгами “Убей еврея! “и “Уничтожим Израиль! “, Барак Обама именует “арабской весной”, то откуда же взяться его дружелюбию к израильскому премьер-министру?

Так что же последует за этим разворотом американской политики? А вот что. Внял Обама объяснениям Нетаньяху, что возврат Израиля в границы 1967 года невозможен, или не внял — это уже неважно. Устроили конгрессмены 29 оваций выступлению Нетаньяху в американском Конгрессе или не устроили — тоже не имеет значения. И взял Обама свои слова назад или не взял — уже не существенно. Зато, как говорил В. И. Ленин, “архиважно”, что впервые в истории исламские экстремисты и хамасовцы, готовящие уничтожение Израиля, получили долгожданный сигнал: американский президент на их стороне! И немедленно приступили к действиям: за 1000 долларов в день палестинские пацаны стали ежедневно штурмовать израильские границы, “вызывая огонь на себя” израильских пограничников и таким образом обеспечивая прессу видеорядом “зверств израильской военщины”.

В ближайшее время этот видеоряд поможет “братьям-мусульманам”-хамасовцам и их иранским и саудовским спонсорам оправдать полномасштабную войну на уничтожение Израиля. Когда это произойдет? Некоторые американские эксперты уже посчитали. В сентябре, то есть сразу после летних каникул, состоится очередная сессия ООН, большинство голосов в которой давно принадлежит мусульманским странам. Понимая, что теперь США не станут блокировать антиизраильские резолюции, эти страны уже готовят будущее решение ООН о признании Палестинского государства на территориях, отвоеванных Израилем после нападения на него в 1967 году. Ну а после принятия такой резолюции любая агрессия против Израиля станет легитимной. И главное — неизбежной, поскольку Израиль, защищенный США, и Израиль, брошенный США, это, как говорится, две большие разницы. Выдержит ли он в одиночку войну со всем арабским миром? При всем моем уважении к израильской армии — сомневаюсь.

Зато не сомневаюсь, что среди читателей этой статьи найдется немало сторонников уничтожения не только Израиля, но и всех евреев (а заодно кавказцев, цыган и т. д. ). Но тут важно учесть два фактора. Первый: сейчас именно Израиль замкнул на себе всю взрывчатую энергию исламской агрессии и стал, если хотите, Сталинградом на ее пути. И второй фактор: сегодняшний Израиль — это не Масада времен римской оккупации. Израильтяне не покончат жизнь простым самоубийством, оставив врагу свою территорию. Не для того они отдавали 50% всех своих заработков на создание военного и ядерного щита. В случае гибели, они, не дрогнув, применят ядерное оружие и очистят с его помощью территории сопредельных стран. Гарантия тому и характер их премьер-министра Нетаньяху, младшего брата легендарного руководителя знаменитой операции “Энтебе”.

Что же следует из этого для России?

Ну, в первую очередь все будет зависеть от розы ветров. Если эта роза завернет свои ветры с юга на северо-восток, то и России мало радиации не покажется. А если не завернет, то все равно уничтожение Израиля — а на меньшее ни “Хамас”, ни “братья-мусульмане” не согласны — станет началом возрождения Великого Арабского Халифата, то есть захвата всего Кавказа, включая Краснодарский край. И если вы думаете, что это нереально, то вспомните Гитлера. Что у него было в 1932 году? Нищая страна и шесть миллионов безработных. А через десять лет, в 1942-м? Вся Европа, пол-Африки и пол-России! А что есть сегодня у “братьев-мусульман”? Вся арабская нефть и 250 миллионов мусульман, которых их правители безжалостно бросят в топку войны, поскольку иначе они могут потребовать реальной демократии и европейского уровня жизни…

И вот, размышляя об этом, я с изумлением услышал заявление глубоко уважаемого мною главы МИД России Сергея Викторовича Лаврова, который вслед за Обамой тоже потребовал возврата Израиля в границы 1967 года и раздела Иерусалима. Неужто и Россия подала “Хамасу” знак, что она не будет блокировать решение ООН о признании Палестины на территориях, принадлежащих сейчас Израилю?

А что же станет с христианскими святыми местами в Израиле, когда “братья-мусульмане” вырежут всех израильтян и заселят выжженные ядерными взрывами Иерусалим, Назарет и Вифлеем? И вообще, так ли уж исторически важно подыгрывать временщику в американском Белом доме? А если завтра он предложит вернуть Россию в границы Брестского мира и отдать Германии Калининградскую область, Японии Курильские острова, а Грузии Абхазию и Южную Осетию? И кто кроме Израиля сможет тогда блокировать такую резолюцию ООН?

Как ни странно, единственным человеком, вставшим сегодня на защиту Израиля, является немец Глен Бэк, американский журналист телекомпании “Фокс ньюс”. Еще пару лет назад его никто не знал, но, как только он получил на “Фоксе” часовую программу и начал открывать Америке глаза на коммунистические замашки ее лидера, он стал чуть ли не главной телезвездой и объектом ненависти всей про-Обамовской либеральной прессы. В ответ на антиамериканскую, как считает Бэк, политику Белого дома он призвал американцев устроить патриотический митинг в Вашингтоне. И что вы думаете? Самолетами, поездами и автобусами на этот митинг со всей страны съехались почти миллион человек! Одновременно в стране возникла Tea-party, партия Чаепития, и сегодня чуть ли не вся американская глубинка украсила свои дома американскими флагами и лозунгами “Enough is Enough! “(“C нас хватит!”) и “We need new Ronald Reagan! “(“Нам нужен новый Рональд Рейган!”).

И вот теперь этот Глен Бэк призвал свою “посконную Америку” встать на защиту Израиля — назначил на 24 августа слет в Израиле всех людей, кто, как и он, считает, что предстоящее в сентябре-октябре уничтожение Израиля приведет к полной исламизации Европы и США. Причем этот митинг — только начало объявленной Бэком войны за спасение христианской цивилизации от “арабской весны”. Поскольку инструментом этой “весны” был Интернет, Глен объявил о создании в Сети своей телестанции. Вопреки телевидению, скупленному арабскими шейхами и Соросом, его интернет-ТВ будет круглосуточно передавать только честные международные новости, чтобы спасти Израиль, Европу, Америку и Россию от “арабской весны, лета и осени”, — вот в чем миссия, взятая на себя этим уникумом.

Когда-то, во время дефолта 1998 года, я публично обратился к Березовскому, Гусинскому, Смоленскому и другим олигархам еврейской национальности с призывом помочь враз обнищавшей стране. Они не вняли моему совету и вскоре были вынуждены покинуть Россию. Сегодня я обращаюсь ко всем, кто понимает, что гибель Израиля (как бы вы к нему ни относились!) развяжет руки тотальной арабской экспансии на юг России и Европу и станет началом гибели всей христианско-европейско-российской цивилизации. Давайте поможем Глену Бэку, давайте — пока не поздно! — не допустим уничтожения Израиля! И поверьте, наконец, моему слову и слову Глена Бэка: история отвела на это спасение всего лишь два месяца…

Философия русского слова

                       Владимир Колесов о языковой ментальности


Интервью с Владимиром Викторовичем Колесовым
В книге «Русская ментальность в языке и тексте» (СПб., 2007) Владимир Викторович представил фундаментальное исследование русской ментальности в категориях языка. О философском измерении русского языка с Владимиром Колесовым беседует Алексей Нилогов.

 

– Владимир Викторович, согласны ли вы с философом Фёдором Гиренком, который вопреки Мартину Хайдеггеру утверждает, что язык – это проходной дом бытия?

– Фёдор Гиренок – автор очень увлекающийся и увлекающий читателя своими острыми парадоксами. Мне он нравится: некоторые его суждения я включил в свой «Ментальный словарь», который готовится к изданию.

Что касается его поправки к известному афоризму Хайдеггера «Язык – это дом Бытия», то я согласен скорее с немецким мыслителем, который афористично и точно указал на роль языка в жизни и в философствовании. Язык – не проходной, а действительный Дом Бытия, если предполагать под метафорой «Дом» сущностное (философски – ноуменальное) существование современного языка как всеохватного Логоса.

Говорится не об эмпирическом языке, известном в форме речи и речений, а о помысленном концепте «Язык» как организующей мышление парадигме; такой Язык содержит в себе всё Бытие и постоянно развивает всё новые смыслы, облекая их в речевые структуры. Я отношусь к тем, кто считает, что в процессе познания «смысл оформляется», а не к тем, кто полагает, будто наоборот – «форма осмысляется». «Чистый смысл» и есть Логос (=концепт), который наличествует в Бытии. Поправка Гиренка снижает высказывание Хайдеггера до бытового уровня речи, но как таковая она вполне приемлема. Каждая речь сиюминутно суетлива и исчерпаема.

– Как вы относитесь к «языководческой» деятельности филолога Михаила Эпштейна? Можно ли сказать, что Эпштейн сознательно приуменьшает словарный состав русского языка, чтобы пропагандировать свой проект «Дар слова»?

– Безусловно, это так. «Разрыть, чтобы утвердить». Ещё вопрос, нет ли среди предлагаемых созвучий каких-нибудь влияний чуждых языков? Те недостающие сотни тысяч слов, по которым тоскует Эпштейн, с лихвой можно набрать в академических многотомных «Словаре русских народных говоров» (вышел 35 том на бесконечную букву С), «Словаре русского языка XI–XVII веков» (вышел 28 том на ту же букву), а также в многочисленных словарях русского сленга, жаргона и мата. Так что, если поскрести по сусекам, больше миллиона как раз и наберётся. Гуляй, душа, по просторам русского слова!

Между тем Эпштейн предлагает свои словесные творения (он – языковОд = языковвод?), к мысли отношения не имеющие. Это экспрессивно окрашенные словечки, которые ежедневно поставляются бытовой речью, и гораздо более удачные: беговня, кошмарить, стыдуха – ср. с предлагаемыми Эпштейном матерными эквивалентами ярить и ёмить, а также бесконечными ожутить и опривычить и др. Его слова – беспомощные создания потенциально возможных лексем по расхожим словообразовательным принципам. Мало ведь увеличивать слова с приставкой о-, их бесконечно можно увеличивать с приставками не- и у- (ужутить, упривычить, ср. уроем!), получится еще страшней.

Главное – наполнить слово смыслом, вот в чём задача-то. Кто будет ярить и ёмить – неясно, ибо непонятна внутренняя форма слов, а точнее – эта форма «сдвинута по фазе», ср. яриться и объём. Богатство словаря нации и богатство индивидуального словаря – вещи разные. Иные обходятся двумя десяткам слов, и счастливы. Национальная культура определяет состав словаря, и вы не найдёте аналогичного полного русского словаря, как Вебстер или оксфордский словарь, поскольку русский литературный язык сторонится большинства слов, находящихся в обороте, для них стыдливо создаются особые словари. Вот Эпштейн сокрушается, что у нас в ходу одно слово вина при богатстве английских fault, blame, guilt. Я прочёл и ахнул: каждое из этих слов показывают виды вины (как промах-ошибку, как безответственность, как виновность-грех), а русское слово даёт представление о вине рдово, обозначая общую причину деяния (исконное значение слова, его внутренняя форма, образ). Английский язык выражает нормы права, русский – морали, английский в понятии, русский – в символе. Кстати, можно привести и обратные соотношения, когда множеству русских слов соответствует английское одно (по видимости, только по видимости! Пределов нашему невежеству нет). Анна Вежбицка говорит, что нашим подлец, мерзавец, скотина, подонок и прочие соответствует только слово scoundrel. Какой нехороший народ, эти русские! Но покопаться, так и в английском найдётся куча хлёстких выражений.

Словом, верно сказано, что русский язык во всём его объёме такая глыбиша, что человечий муравейник у его подножия не в состоянии опорочить его силу и сущность. Повторяю: язык, а не речь.

– В чём выражается философия русского слова, о которой вы написали целую книгу?

– «Философия русского слова» – итог многолетних размышлений над сущностью слова. «Русского» тут поставлено потому, что основной материал книги – русский, да и сам я по специальности русист. Любой культурный язык развивается сходным с описанным в книге образом. «Философия» – потому что исследуется именно сущность слова, его, как бы сказать, трансцендентный план: до-словное слово в образе чистого смысла, квант которого я обозначил латинским словом conceptum – «зерно», зерно первосмысла, прорастающее в оболочке физического слова.

В известном отношении всё это представляет собой развитие идей петербургской лингвистической школы, связанной с разработкой проблем «исконного смысла» («Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера идёт отсюда), развития этого смысла (идея исторических словарей и первый материал также идут отсюда) и глубинной связи его с мыслью (достаточно вспомнить «понятийные категории» академика Ивана Мещанинова).

Тройственно я обосновываю понятие «концептума» в его отличии от концепта (понятия), который является одной из форм проявления концетума: феноменологически, логически и исторически. Первое позволяет определить суть концептума, второе оправдывает его смысл в явленных формах, третье показывает постепенность «отвердения» концептума в оболочке слова с максимальным его приближением к понятию (концепту и концепциям). Кратко: концептум – это смысл, не обретший формы.

Указанная последовательность выражена в сменявших друг друга процессах ментализации (метонимически заимствование культурных терминов с образованием объёма смысла), затем идеации (метафорическое наполнение слова признаками различения и сходства – создание содержания смысла) и идентификации (сопряжения), или номинализации (образование слова) – совмещение объёма смысла с его содержанием, уже национально русским, и актуализация понятие в границах слова. Ментализация работает на уровне образов, идеация формирует символы, а идентификация образует понятия, которые в окончательном виде у нас сложились в предпетровскую эпоху и развивались на протяжении XVIII века, на полвека отставая от Запада.

Сам термин «понятие», сменив термины «имя» и «знак» в аналогичном значении, появился только в начале XVIII века. Образ – символ – понятие суть содержательные формы концептума, в которых он проявляется в словесной единице. Обращаю внимание на три следствия.

Первое – толчок к развитию нового концепта даёт давление со стороны более развитой культуры, в нашем случае – греческих текстов Евангелия в IX веке. Поток варваризмов, хлынувших в нашу речь сегодня, не даст такого толчка, потому что почти все эти варваризмы имеют русские эквиваленты, за редким исключением (типа демократия, идея, партия) не прошли этапа идеации (укоренения на основе своих признаков). И вообще представляют собою простые симулякры – слова-затычки, необходимые для актов общения в корпоративной среде. А корпорация – увы! – не нация.

Второе следствие – законченная культурная парадигма строится на последнем этапе «отвердения» слова, потому что это Слово-Логос вечный объект идеалистической философии (а философия и может быть только идеалистической, поскольку имеет дело с идеей, идеалом и концепциями) Во все времена истории человечества устремление к понятию-концепту было живейшей потребностью человеческого знания и познания, желания понять мир наилучшим образом.

Третье следствие – изменялись типы мышления: метонимическое мышление древности сменялось символическим (всё Средневековье), а затем понятийным (с XVIII века). Сегодня, пожалуй, жизнь «по понятиям» иронически сменилась мышлением риторическим. В самом деле, все фигуры освоены в бытовом дискурсе – и пляши, Ваня! Риторическое (=корпоративное) мышление (у каждого своя правда) изофункционально иронии как тропу и общению как трёпу. Разумеется, книга сложнее по содержанию, чем я здесь изложил. Надеюсь, читатели ознакомятся с ней и составят собственное мнение о заложенных в ней идеях.

– Каким образом вы бы охарактеризовали языковой портрет современного носителя русского языка?

– Введу поправки: не «носителя», а русского человека, ментальность национальна, это не государственная монополия; «языковой портрет» – слишком узкое понимание проблемы, поскольку речевая характеристика даёт только частичное представление о человеке.

Языковой портрет русского человека я «рисовал» почти полвека, едва поспевая за сменой самого тира «русского человека»: например, в разных изданиях популярных книг «История русского языка в рассказах», «Язык города», «Гордый наш язык...» и т. д. Но наш современник равнодушен к языку по обрисованным выше причинам: надо успеть высказаться в общении, включаясь в активную жизнь. Тонкая женская душа трепещет от непостижимости (и непостыжимости) словарных употреблений вокруг, и именно женщин русский язык интересует в письмах и в личных встречах. В этом что-то есть. Материнское сердце инстинктивно хочет оградить своих детей от «языка улиц».

Вторая причина – гуманитарная необразованность населения. «Борзостей еллинских не текоша», логике и психологии не учёны, в словари заглядывают редко, а классическую русскую литературу – эталон русской речи – забросили на дальнюю полку. Эпштейн колотится «за русское слово», а русский человек даже к наличным словам относится как к воздуху – вдыхаю, и ладно! Невольно думаешь: а зачем десятки поколений духовно трудились над русским словом, огранивая и оттачивая его в назидание потомкам? Метастазы сленга и жаргонов расползлись по земле, выворачивая наизнанку смысл и значение русского слова. Интеллектуальная разболтанность и культурная неряшливость царят и в печати, и в устных речениях.