хочу сюди!
 

Наталия

50 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 35-55 років

Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов

  • 29.05.11, 20:04

Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов

http://mirovid.profiforum.ru/t70-topic#86

Опыт словаря с пояснениями Авторы вступительных статей Д. Гаврилов, С. Ермаков, Т. Фаминская

 

Рецензия на книгу «Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов»

 

«Язычество – не столько религия, сколько древней-

шее природное мировоззрение. Пока существует этот

Мир, пока светит живое Солнце и вращается живая

Земля, пока струят свои воды живые реки среди живых

гор и равнин, деревьев и трав, Язычество будет живо

в глубинах души и сознания каждого человека, кем

бы он ни был и кем бы себя ни считал»*. Эти строки

из Манифеста языческой Традиции совершенно точ-

но говорят о том, кому предназначена книга, которую

Вы, уважаемый читатель, держите в руках. Она – для

каждого из нас, тех, кто может читать, думать и – бо-

лее того – задумываться над вечными вопросами Бы-

тия, Добра, Любви, Морали, Чести, Ответственности,

Храбрости, Самоотверженности и другими онтологи-

ческими, вечными принципами, на которых должна

основываться наша повседневная жизнь, условиями,

на которых человеку позволено жить на этой Земле.

К большому сожалению, нынешняя двойная мораль

нашего общества снисходительно позволяет нам за-

бывать об этом, предлагая взамен идеи всепрощения,

безответственности, которые выхолащивают высшие

принципы, делая из них маркеры, ярлыки, знаки, ко-

торыми можно манипулировать. Теряя ориентиры в

этом мире, человек становится релятивистом, времен-

щиком и сам для себя начинает «формировать» прин-

ципы бытия. Вот и становится, к примеру, Хитрость

умнее Разума, Изворотливость выше Чести и Хра-

брости, Эгоизм надёжнее Самоотверженности. Добро

начинает задумываться над вопросом «кому это вы-

годно?», а Любовь, не знающая Ответственности, вы-

ходит на панель.

На мой взгляд, авторы в представленной книге ви-

дят свою задачу в том, чтобы поставить точки над

«i» и дать, помимо прочего, наиболее точное толко-

вание терминологии, которой оперируют язычники.

Это – очередная попытка очистить языческое миропо-

нимание от всего наносного, от невольных и злонаме-

ренных искажений, двойного и тройного толкования, а

самое главное, от Страха, который мы в большинстве

своём испытываем при упоминании язычества.

…Предлагаемая авторами книга не только интерес-

на, познавательна и способствует расширению кру-

гозора. Она, что парадоксально, отвечая на вопросы,

провоцирует возникновение новых вопросов, застав-

ляет думать, копаться в исторической, культурологи-

ческой, философской и религиоведческой литературе

и источниках, спорить, обсуждать, высказывать свою

точку зрения. Но разве не для этого пишутся насто-

ящие Книги? Ведь только они, а не бульварное детек-

тивно-любовное чтиво, учат жить настоящей жизнью,

учат думать и действовать, учат людей быть Людьми, а

не рабами (в том числе и божьими) и не стадом, видеть

красоту этого Мира и не гадить в нём.

Конечно, главный суд для авторов – суд читатель-

ский. И, думается, эта книга найдёт свою аудиторию,

своего благодарного читателя, которому она поможет

услышать в себе тихий, но вечный зов Предков, дав-

ших нам возможность жить на этой земле.

Остаётся лишь высказать надежду на то, что авторы

продолжат работу в выбранном направлении и учтут

возможные замечания и пожелания, высказанные чи-

тателями.

В заключение, как специалист, изучающий Тра-

диционную языческую религиозность, философию,

мировоззрение и культуру, могу добавить, что пред-

лагаемое авторами книги толкование терминов не яв-

ляется окончательным, догматичным, а только пред-

лагает некоторое направление понимания. Далее дело

за Вашей свободной мыслью, чувствами, практикой.

Не волнуйтесь, как ведающие, убеждённые, честные

и ответственные язычники, вы не выдумаете никако-

го «новодела», кто бы и как бы вас в этом ни уверял.

Люди смотрели на мир, мыслили и чувствовали его,

постигали его закономерности и тысячелетия назад. А

в мире, как известно, нет ничего нового. Всё «нео-» –

это зачастую хорошо забытое архаичное мироощуще-

ние, забытая изначальная способность человека жить

с миром в гармонии. Именно этого нам сейчас и не

хватает. Это нельзя «выдумать». Этим можно только

жить.

Удачи!

Юрий Першин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

 

* Гаврилов Д. А. и др. Манифест языческой тради-

ции. – М.: Ладога-100, 2007.

 

Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов

 

Современное движение за возрождение при-

родной веры развивается повсеместно в странах,

где некогда она была, образно говоря, выброше-

на на помойку истории. Какими бы причинами

смена господствующего мировоззрения ни была

бы обусловлена, исконные представления, конеч-

но, не исчезали, не умирали (да, по нашему мне-

нию, и не могли умереть, ибо были естественны

и определялись условиями жизни и самой приро-

дой человека).

С одной стороны, тяга к природной вере вы-

звана всё более сильным ощущением близяще-

гося краха; пониманием: что-то идёт не так;

предчувствием: «Мир, как мы его знали, подхо-

дит к концу»; сопротивлением обезличиванию

индивидуальности, усилиям по приведению всех

и каждого – человека, рода, племени, нации,

человечества – к некоему общему интеллек-

туально-духовно-культурному знаменателю…

Эти факторы, это сопротивление, чаще всего

неосознаваемое, порождают всевозрастающий

душевный и духовный раздрай – массовый, за-

метим, – со всеми его внутренними и внешними

«побочными эффектами».

И вот тут, в процессе поиска выхода из состоя-

ния индивидуального и массового раздрая, возни-

кает вначале смутное, но постепенно крепнущее

понимание: причиной происходящему – утрата

корней, размывание понятий, забвение обычаев,

подмена ценностей и т. д. Естественным следст-

вием этого понимания становится обострённое,

пристальное внимание к прежнему, Изначально-

му. Тогда-то – высверками ночных зарниц, полы-

ханием северного сияния – вспыхивают старые,

извечные вопросы: кто мы? откуда мы? и как жить

нам дальше, чтобы выйти из состояния раздрая и

вернуться к состоянию гармонии – естественной

гармонии с самими собой, с нам подобными; на-

конец, с Миром во всей его целостности?

С другой стороны, есть, видимо, нечто очень

верное в представлениях о природных мировых

Силах и их олицетворении – древних Богах, мно-

гажды объявленных заблуждением и вымыслом,

отринутых мановением некой дирижёрской руки,

окрещённых «бесами», а затем переименованных

и перелицованных на чужеродный лад… И тос-

ка, неосознаваемая порою, по этому Нечто – это

отнюдь не рафинированная кабинетная тоска по

«золотому веку», в иерархии которого всё якобы

было расставлено по своим местам…

Но оставим покамест обсуждение причин

возрождения в стороне. Сегодня куда важнее, насколько и в каком виде жизнеспособно это

движение. Ведь оно принимает разные формы и

имеет очень разные проявления, включая и агрес-

сивное чванство самозваной «элиты», и невнят-

ный «этно-экологизм», и политические амбиции,

и понимание необходимости серьёзных перемен в

духовной жизни людей и общества в целом.

То, что возрождается сейчас… нет, это не

ролевая игра (та всё-таки, скорее, забава), но и

не та древняя вера предков, за которую люди в

своё время готовы были идти на смерть. Язычни-

ки древности едва ли поняли бы многих из тех,

кто сегодня считает себя их наследниками. Ведь

быть язычником означает прежде всего опре-

делённым образом мыслить и соответственно

действовать.

Давайте попробуем взглянуть на существую-

щее положение дел непредвзято и как бы немного

со стороны.

Большинство тех, кто прилюдно демонстриру-

ет свою приверженность языческому мировоззре-

нию, – горожане. Надо думать, подавляющее боль-

шинство. Им, горожанам XXI века, в сущности,

неведомы повседневные заботы, тревоги и чаяния

тех жителей лесов, опушек и речных берегов, к

чьим взглядам на мир, верованиям и убеждениям

они так искренне и истово стремятся вернуться.

В некотором смысле они безмерно правы в

этом своём стремлении, ибо как же сложно обрес-

ти душевный покой и лад в жизни, заполненной погонею за деньгами, в убогой тесноте городских

квартир и в условиях постоянного чужеродного

информационного давления. Но таково уж наше,

как говорят, «индустриальное» и «постиндустри-

альное» бытие. Оно лишено священного, лише-

но глубинного смысла, который – и большинство

думающих людей чувствуют это – наполнял само

существование наших предков. Настоящий жи-

вой человек, даже сам того не сознавая, хочет

иного жизненного устроения. Вне зависимости,

а то и вопреки своей национальной, социальной

принадлежности и своим убеждениям. Каждый

или почти каждый жаждет восполнить пусто-

ту, возникающую на месте утраченного смысла.

Каждый делает это как умеет. Отсюда, в том чис-

ле, пьянство, роковое пристрастие к наркотикам

(неважно, химическим или музыкально-телеви-

зионно-компьютерным). Отсюда – озлобленность

и раздражение на всё окружающее. Мы словно

бы утратили часть самих себя. Очень значимую

часть. Основную.

Возможно, нам удастся вновь обрести её, если

мы сумеем войти в пространство естественной

основы основ – смыслов язычества (а поскольку

мы в большинстве своём славяне, русские, то в пер-

вую очередь – русского славянского язычества) – и

слиться с ними воедино, сделав их неотъемлемой

частью самого своего существа. Не отказываясь,

однако, от совокупного (положительного, в пер-

вую очередь) опыта человечества в целом.

* * *

Увы, книги, посвящённые вопросам славянско-

го язычества, как изначального, так и современ-

ного, в большинстве своём страдают одной бедой:

их авторы, при всей своей несомненной искрен-

ности, не знают или не учитывают объективных

фактов и сведений о язычестве древности. А на-

уки – в том числе о материальной культуре про-

шлого и традиционном мировоззрении – не стоят

на месте, обогащая сокровищницу наших знаний

о прошлом новыми фактами и открытиями, кото-

рые зачастую вынуждают нас пересматривать ряд

привычных и, казалось бы, незыблемых представ-

лений. Да, некоторые факты предвзято толкуют-

ся или неоправданно раздуваются; да, некоторые

открытия намеренно или по недомыслию замал-

чиваются; да, серьёзные труды выходят столь ма-

лыми тиражами, что порою их трудно отыскать.

Но – разве это оправдание? Кто ищет, тот всегда

найдёт.

Наше право и, наверное, святой долг – верить

в величие предков, в мудрость и глубину их по-

знаний о мире… С одною поправкой: не надо

подлогов и мистификаций… не надо страшнень-

ких, сладеньких или возвышенных мифов – ново-

делов, за каждым из которых, если вглядеться,

кроется чья-то та или иная, большая или малая

корысть. И не надо вымыслов и домыслов, осно-

ванных на обмане и самообмане, ибо они порож-

дают самообман и обман. Вымыслы и домыслы

задурманивают голову сторонникам и, научно

развенчиваемые недругами, дают последним по-

вод для нападок. Так было, есть и будет – нравит-

ся нам это или нет.

Да, россказни и околооккультные вымыслы

можно бесконечно разбирать по косточкам, предъ-

являя доказательства их несоответствия Знанию.

Увы… Слепые не увидят. Глухие не услышат. Ко-

рыстные «не заметят». Фанаты отвергнут.

Мы обращаемся к тем, кто искренне стремится

постичь смыслы, – и сами стремимся и стараемся

их постичь. Ведь всегда были и пребудут те, кто

готов думать, размышлять и искать Настоящее.

Совместный поиск обогащает и возвышает. На

этом пути не избежать ошибок, но не признавать

их, меняя под давлением новых открытий свою

точку зрения, было бы просто глупо.

Пока есть человек, а мир таков, каков он есть,

подлинною силою будут обладать только те цен-

ности, что соответствуют изначальным законам

мира. Именно их необходимо извлекать из мни-

мого небытия и возводить на уровень признанных

обществом. Поэтому мы – за осознанное созида-

ние, за повседневное использование Родовых и

Природных ценностей, и не только для себя са-

мих, но всего нашего народа и страны в целом.

Настоящее современное язычество, в том чис-

ле славянское, русское – это незыблемые понятия

и устои бытия, пронесённые народом через века

и тысячелетия и сохраняемые и возрождаемые

нами: там, где возможно, – буквально, где нет – с

поправкой на объективные реалии современного

мира.

В традиционных обществах социальные явле-

ния «…не изолированы; каждое явление содер-

жит в себе все нити, из которых состоит соци-

альное полотно. В этих совокупных социальных

явлениях, как мы предлагаем их называть, все

виды общественных институтов (образований)

находят своё одновременное выражение: религи-

озное, юридическое, нравственное и экономиче-

ское» (М. Мосс, «Essai sur le don», 1925). Поэто-

му природные, общественные, семейно-родовые

и личные ценности только тогда настоящие, когда

пронизывают все уровни бытия.  http://mirovid.profiforum.ru/t70-topic#86

6

Коментарі

131.05.11, 08:52

    219.06.11, 17:57

    природные, общественные, семейно-родовые

    и личные ценности только тогда настоящие, когда

    пронизывают все уровни бытия.