О Канте П. Стретерн
- 27.05.11, 00:27
О Канте П. Стретерн
http://mirovid.profiforum.ru/t65-topic#75
Диалог о Канте и метафизике
ВОПРОС: О чем «Критика чистого разума»
Канта?
ОТВЕТ: О метафизике.
В: А что такое метафизика?
О: Это слово возникло как ошибка и завер-
шило свое существование будучи признанным
ошибкой. Долгое время метафизика была главной
темой философии.
В: Это все-таки не ответ. Что же именно пред-
ставляет собой метафизика?
О: Согласно мнению большинства современ-
ных философов, совсем ничего.
В: Хорошо, тогда что она представляла собой
изначально?
О: Это слово было использовано для назва-
ния части философских работ Аристотеля — тех,
что в собрании его произведений следовали пос-
ле известных работ по физике. Они получили на-
звание «идущих за физикой», что по-гречески
было «метафизика».
В: Но это все-таки не говорит мне о том, что
такое метафизика.
О: В этих работах, «идущих за физикой», Ари-
стотель описывает «науку о вещах, превосходя-
щих физическое или природное».
В: А что это значит?
О: Это наука, занимающаяся первыми умо-
зрительными принципами, находящимися за пре -
делами физического мира. Это принципы, кото-
рые управляют нашим познанием этого самого
физического мира. Другими словами, метафизи-
ка имеет дело с тем, что выходит за пределы вос-
принимаемого нами физического мира.
В: Но откуда мы знаем, что за пределами вос-
принимаемого мира что-то есть?
О: Мы и не знаем. Именно поэтому боль-
шинство современных философов считают ме-
тафизику ошибкой.
В: Но Кант так не считал?
О: Кант был полон решимости создать новую
метафизику. Незадолго до него Юм пришел к
тому же выводу, что и упоминавшиеся современ-
ные философы. Юм считал, что он уничтожил
саму возможность появления метафизики.
В: Каким образом?
О: Ставя под сомнение все, что не проистекает
из собственного опыта. Этот крайний скептицизм
отрицал многие идеи, в которые все человечество
верило веками, но никогда не испытывало на опыте.
В: Например?
О: Например, Бога.
В: Но сказанное Юмом не произвело каких-
либо изменений. Люди все еще продолжают ве-
рить в Бога.
О: Да, но постепенно люди поняли, что они
делают это только по причине веры, а не вслед-
ствие непосредственного опыта или точного рас-
суждения.
В: Так «развенчание» метафизики Юмом не
принесло совсем никакого результата?
О: На самом деле оно произвело громадное
изменение. Особенно среди ученых и философов.
В: В чем же оно заключается?
О: В отрицании всего, что мы не можем про-
верить опытом. Юм не принимал не только Бога.
Для ученых и философов гораздо важнее то, что
он отрицал причинность.
В: Как?
О: Согласно Юму, все, что мы знаем из опы-
та, это то, что за одной вещью следует другая. Мы
никогда не можем сказать, что одна вещь являет-
ся причиной другой. Мы не можем выйти за пре-
делы опыта и сказать это. В действительности мы
никогда не воспринимаем причинную связь, а вос-
принимаем только следование одного явления за
другим.
В: И что же?
О: Это удар в самое сердце научного знания.
По Юму, научное знание, основанное на причин-
ности, является метафизическим, а не эмпиричес-
ким и никогда не может быть проверено. А обосно-
вание — главный критерий научного знания. Как и
философского. Юм утверждает, что мы не можем
доказать философские утверждения, если они не
являются результатом непосредственного опыта.
В: Например?
О: Например, утверждение «Это яблоко зеле-
ное».
В: Но это означает, что философ практичес-
ки ничего не может сказать.
О: Именно. И как раз эту главную трудность
Кант пытался преодолеть в своей философии.
В: Каким образом?
О: Он пытался показать, что, несмотря на раз-
рушительный скептицизм Юма, создать метафи-
зику все же можно. Она должна стать всеобщей и
необходимой формой знания - такой, которая
выдерживала бы нападки юмовского скептициз-
ма. Впервые он сделал это в «Критике чистого
разума».
В: Так, значит, метафизика Канта была по-
пыткой создать высшую науку, которая гаранти-
ровала бы истинность нашего знания?
О: Именно.
В: И как же ему это удалось?
далее см.
http://mirovid.profiforum.ru/t65-topic#75
Коментарі
Гість: AnnaApart
127.05.11, 00:39
скепсис априори уничтожает всякую логику и приводит к психологическому вакууму