хочу сюди!
 

Таня

44 роки, терези, познайомиться з хлопцем у віці 44-48 років

О Ницше Пол Стретерн

  • 15.05.11, 23:28

 О Ницше Пол Стретерн

http://mirovid.profiforum.ru/t57-topic#62

 

Пол Стретерн Ницше за 90 минут Введение Послесловие Ключевые понятия философии Ницше

 

Введение

 

На заре христианской эры философия погру-

зилась в глубокий сон. Схоластика, в основу ко-

торой легло учение Аристотеля и догматы церк-

ви — вот порождение этого сна.

В XVII веке, с появлением Декарта, провозг-

ласившего знаменитое «Cogito ergo sum» (Мыс-

лю, следовательно существую), философия про-

будилась от средневековой дремы. Наступила

эпоха Просвещения. С этих пор познание осно-

вывалось на разуме.

Однако Декарт разбудил не только схоластов,

но еще и английских мыслителей, которые вско-

ре отозвались на его требование рациональности

настойчивым утверждением того, что наше зна-

ние основывается не столько на разуме, сколько

на опыте. Своим усердием эти британские эмпи-

рики, сами того не желая, разрушили представ-

ление о главенстве разума, сведя процесс позна-

ния к серии постепенно ослабевающих ощуще-

ний.

Философия была в опасности. И тогда, в се-

редине XVIII века, от догматического сна пробу-

дился Кант, создав еще более усыпляющую фи-

лософскую систему, чем та, которая способство-

вала схоластическому коллапсу. Философия

словно бы стремилась уподобиться легендарно-

му Рипу ван Винклю.

Гегель отреагировал на это созданием своей

собственной фундаментальной системы. Шопен-

гауэр решил дополнить ее, привив кантианству

бесчувственность восточной философии, что

привело к пробуждению молодого Ницше.

Ницше принял вызов, отныне его оригиналь-

ная, но лишенная системы философия была при-

звана тормошить дремлющее человеческое созна-

ние еще долгие годы.

 

Послесловие

 

В жизни Ницше было две смерти. Его разум

умер в 1889, его тело — в 1900. В период между

двумя этими датами его работа жила свой соб-

ственной жизнью: Ницше метался из крайности

в крайность — от абсолютного мрака до высочай-

ших интеллектуальных высот. Ницше осознавал

это не более, чем то, что происходило с ним на

самом деле. Но его известность достигла высот,

которые он не мог себе даже вообразить в фанта-

зиях своей мании величия. Она распространилась

далеко за пределы философии во многом благо-

даря популярности Ницше среди писателей. В

числе выдающихся фигур XX века, на которых

Ницше оказал влияние, — Йейтс, Стриндберг,

О'Нейл, Шоу, Рильке, Манн, Конрад, Фрейд и

бесчисленное количество менее примечательных

лиц, потрясенных его идеями. Это была особая

философия: ясная и понятная. Это была филосо-

фия, которую вы в действительности могли чи-

тать. А то, что она записана в виде афоризмов, оз-

начает только то, что и вы можете прочитать ее

(или ее отрывок).

Но в этом-то и трудность. Сейчас большин-

ство людей читают только отрывки из философии

Ницше. Такие идеи как воля к власти или идея

сверхчеловека стали банальны и потеряли свой

первоначальный смысл. Сверхчеловек Ницше

вскоре превратился в полоумного расиста. Анти-

семиты, а затем и фашисты стали заимствовать

отдельные отрывки из его работ, не принимая в

расчет контекст, в котором они были написаны.

В результате этого чрезвычайно неадекватно-

го толкования философии Ницше на протяжении

первой половины XX века она было сильно диск-

редитирована. Поэтому почти невозможно гово-

рить о многих его идеях (особенно таких как идея

сверхчеловека, идея «порядка», «воспитания»

и т. п.), вкладывая тот смысл, который он сам в

них вкладывал. Поэтический блеск большинства

его работ сделал их уязвимыми для отвратитель-

ных пародий. К счастью, его замечания на столь

опасные темы породили насмешку, которая, воз-

можно, является наиболее адекватной реакцией

на сегодняшний день. Однако заслуживает вни-

мания тот факт, что взгляды Ницше на расизм,

антисемитизм и близкие к ним позиции были

вполне понятны. Он ясно пишет об этом: «Гомо-

генизация европейцев — величайший процесс,

который невозможно остановить: его даже необ-

ходимо ускорить». Но когда нацисты попытались

использовать Ницше в качестве своего официаль-

ного идеолога и Гитлер целовал руку Элизабет

Ферстер-Ницше рядом с архивом Ницше в Вей-

маре, безумны были скорее нацисты, чем фило-

софия Ницше.

 

Ключевые понятия философии Ницше

 

Философия Ницше по большей части состо-

ит из афоризмов и не представляет собой строгой

методологической системы. Его позиция являет-

ся достаточно устойчивой, но его мысль посто-

янно развивалась в разных направлениях. Это

значит, что часто он противоречит сам себе или

оставляет вопрос открытым для противоречивых

толкований. Это была скорее философия интуи-

тивных озарений, чем система. Однако некото-

рые понятия вновь и вновь встречаются в его ра-

ботах, в чем можно обнаружить элемент система-

тичности.

 

Воля к власти

 

Это понятие является главным в философии

Ницше. Он создал его, опираясь главным обра-

зом на два основных источника: Шопенгауэра и

греческую философию. Шопенгауэр заимствовал

из восточной философии идею о том, что мир дви-

жим безбрежной слепой волей. Ницше признал

мощь этой идеи и перетолковал ее в отношении

человека. В отношении греческой философии

Ницше сделал вывод, что движущей силой этой

цивилизации было скорее стремление к мощи,

чем что-либо полезное или непосредственно вы-

годное.

Ницше пришел к выводу, что человечество

движимо волей к власти. Основополагающим

импульсом всех наших действий следует призна-

вать только этот источник. Часто первоначальный

смысл этой идеи искажается или даже извраща-

ется, но он всегда в этой идее содержится. Хрис-

тианство со своей идеей смирения, братской люб-

ви и сострадания проповедовало абсолютно дру-

гое. Но в действительности это было не более чем

искажение идеи воли к власти. Христианство —

религия, поддерживающая рабов в эпоху Древне-

го Рима, и она никогда не избавится от своей раб-

ской ментальности. Это была скорее воля к влас-

ти рабов, нежели воля к власти сильных мира

сего.

Концепт Ницше воля к власти явился превос-

ходным инструментом для анализа человеческих

побуждений. Действия, которые до этого расце-

нивались как благородные или бескорыстные,

рассматриваются теперь как декадентские или

неадекватные.

Но Ницше не смог ответить на два главных

возражения. Если воля к власти является един-

ственным мерилом, то как действия, возникшие

не по его непосредственному предписанию, мо-

гут не быть дегенерирующими или извращенны-

ми? Возьмем, к примеру, жизнь святого или фи-

лософа-аскета, такого как Спиноза (которым

Ницше восхищался). Сказать, что святой или

философ-аскет использовал свою волю к власти

по отношению к себе - значило бы представлять

себе это понятие столь же гибким, сколь бессмыс-

ленным. Во-вторых, понятие Ницше воля к влас-

ти содержит круг: если наше стремление понять

мир исходит из воли к власти, то, безусловно, по-

нятие воля к власти возникло в результате стрем-

ления Ницше понять мир. Но последнее слово в

этой проницательной и рискованной концепции

все же остается за Ницше: «Формы, в которых вы-

ражалось стремление к мощи, менялись с века-

ми, но ее источником остается все тот же вулкан...

Что когда-то выражалось в «стремлении к богу»,

сейчас выражается в стремлении к деньгам... Это

то, что в данный момент создает непревзойден-

ное чувство могущества» («Утренняя заря», 204).

Вечное возвращение

Согласно Ницше, мы должны жить так, как

если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь.

Каждый момент мы должны прожить так, чтобы

нам хотелось прожить его снова и снова, то есть

переживать его вечно.

Это, по существу, метафизический моральный

миф. Но Ницше настаивает на том, что в него нуж-

но верить. Он провозглашает этот тезис в качестве

своей «формулы величия человеческого бытия».

Это возвышенное и невероятно романтическое

акцентирование внимания на важности каждого

момента выступает в качестве призыва прожить наши

жизни полнокровно. Как и любая другая поэтичес-

кая идея, она имеет свои сильные стороны. Но как

философская или моральная идея она, по сути сво-

ей, неглубока. Она просто-напросто не побуждает к

дальнейшим размышлениям. Клише «Проживи

жизнь полно» означает, по меньшей мере, нечто ту-

манное. Идея вечного возвращения на поверку оказы-

вается бессмысленной. Помним ли мы каждую из

этих возвращающихся жизней? Если да, мы, безус-

ловно, можем что-то в ней изменить. Если же нет,

они просто неуместны. Даже захватывающий поэти-

ческий образ должен быть более реален, если он пре-

тендует стать чем-то большим, чем поэтическим об-

разом. Он просто слишком неясен для того, чтобы

стать жизненным принципом, как того желал Ниц-

ше.

 

Сверхчеловек

 

Сверхчеловек Ницше не имеет ничего общего

с тем суперменом, облаченным в плащ, который

летает по небу в комиксах. Хотя, наверное, было

бы неплохо, если бы герой Ницше обладал неко-

торыми качествами своего комического тезки.

Кларк Кент был, по крайней мере, наивен в той

этике, которую он пытался привить сотворенно-

му наспех миру хороших и плохих парней. Сверх-

человек Ницше не стеснен подобного рода мора-

лью. Его единственной моралью является воля к

власти. Однако удивляет то, что описанный Ниц-

ше сверхчеловек предполагает настолько наивный

мир, что он не уступает ни одной комедии.

Прототипом ницшеанского сверхчеловека

выступает Заратустра — невероятно горячий па-

рень, в чьем поведении обнаруживаются опасные

психические расстройства. Принято считать, что

повесть о Заратустре задумывалась как притча. Но

притча о чем? Притча о поведении. Притчи о том,

как Христос поучал в своей проповеди на холме,

на первый взгляд могут показаться почти по-дет-

ски простыми, — но если в них вдуматься, то они

не покажутся уже ни детскими, ни простыми. Они

проникновенны. Сказание о Заратустре также по-

детски просто, но даже если хорошенько в него

вдуматься, оно таким и останется. Но вопреки

этому его учение очень глубоко. Ницше стремил-

ся не меньше, чем опровергнуть христианские

ценности: каждый должен нести абсолютную от-

ветственность за действия, совершенные им в

этом мире. Каждый, будучи абсолютно свобод-

ным, должен сам создавать себе ценности. Ника-

ких санкций, ни божественных, ни каких-либо

еще, для его поступков быть не должно. Ницше

предвидел воплощение этой идеи в XX веке. К не-

счастью, он создал также и руководство к дей-

ствию в подобных условиях. Те, кто будут следо-

вать этим предписаниям (этим утомительным

капризам Заратустры), станут сверхлюдьми.

Увы, сверхчеловек Ницше стал чем-то боль-

шим, чем комической фигурой, которой ему и

следовало быть. В книге «Так говорил Заратуст-

ра» Ницше (посредством своего героя) провозг-

лашает: «Что такое обезьяна в отношении чело-

века? Посмешище или мучительный позор. И тем

же самым должен быть человек для сверхчелове-

ка: посмешищем или мучительным позором».

(«Так говорил Заратустра», Часть первая, предис-

ловие Заратустры, 3). В другом месте он заявля-

ет: «Цель человечества должна быть не в его ги-

бели, а в его лучших представителях» («К генеало-

гии морали», Рассмотрение второе, 9). В этом

смысле он совершенно свободно и необоснован-

но связывает понятие сверхчеловека с такими по-

нятиями, как «благородство» и «родство». Но он

говорил не на аристократическом расистском

языке. Он имеет в виду нечто вполне определен -

ное: «Альманах Готов: предел наказания» {«Воля

к власти», 942 — исправленное издание 1906 или

1911 года; в издании Хертла этот отрывок был про-

пущен без указания на этот пропуск) и по друго-

му поводу говорит следующее: «Когда я говорю о

Платоне, Паскале, Спинозе и Гете, я чувствую, что

их кровь течет во мне» (Издание Мусариона

(1921—1929), полное собрание сочинений, том 21,

98). С точки зрения Ницше, кровь сверхчеловека

содержит в себе кровь всех своих предков — и гре-

ка, и француза, и португальского еврея, и немца.

 

http://mirovid.profiforum.ru/t57-topic#62

3

Коментарі

Гість: AnnaApart

116.05.11, 17:11

.....Это была скорее философия интуитивных озарений, чем система..... поэтому его философия близка многим, хотя после Гитлера немногие в этом признаются.