хочу сюди!
 

ГАЛИНА

59 років, терези, познайомиться з хлопцем у віці 60-70 років

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ Никита Дробин

  • 08.04.11, 23:18

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ Никита Дробин

 

Воззрением на Святую Троицу

преодолевать ненавистную миру рознь.

Сергий Рдонежский.

Имя Сергия Рдонежского известно каждому на Руси, а носитель его почитается первым среди наших православных святых[1]. Но чем он прославился, по большому счёту никому не известно. Нельзя же, в самом деле, считать достоверным источником информации житие от Епифания Премудрого, тем более правленое. А узнать негде, даже у академика Фоменко.

Ну как же, - возразят некоторые, - он же основал многие монастыри! Но таких подвижников на Руси было множество. Алексий основал в Москве на Яузе Спасо-Андроников монастырь, Савва близ Звенигорода – Савво-Сторожевский, Кирилл - Кирилло-Белозерский, Сильвестр (Воскресенский Обнорский) и т.д., а первый монастырь был на Руси основан Антонием и Феодосием Печерскими в Киеве (Киево-Печерская лавра).

Да, но Сергий благословил Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву! Благословил? Да загляните в житие святителя Киприана – митрополита Киевского и всея Руси; оттуда узнаете, что только благодаря «его чуткому руководству» была выиграна Куликовская битва. Киприан будто бы сделал так, что литовский князь Ягайло, спеша на помощь своему союзнику - хану Мамаю, опоздал на день[2]. И это не всё! Из жития мы узнаем, что Киприан отвратил также и нашествие Тамерлана на Русь, устроив крестный ход с переносом иконы Владимирской Богоматери в Москву[3]. Так что по «житиям» Сергий и в подмётки не годится святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси. Тем не менее, кто сегодня этого митрополита знает, кроме историков церкви? А Сергий чтится народом и до, и после своей смерти Заступником земли Русской. Это потом церковь станет считать Сергия Радонежского преподобным, переиначив его славный титул на свой лад «игумен земли Русской». Наверное, чтобы мы понимали: должность игумена (а по современному монастырского менеджера) равноценна великому титулу «Заступник»[4]…. Так что вопрос остаётся открытым.

Как же выйти из подобной ситуации? Гумилёв Л.Н. предпочитал историю рассматривать с высоты «птичьего полёта»: лучше прослеживаются межсистемные связи и контакты. Мы так и сделаем, но сначала воспользуемся методом «психологической достоверности» и присмотримся к знаковым событиям биографии Сергия Радонежского в их церковном изложении.

огда мальчику Варфоломею было 13 лет, отправил его как-то раз отец искать отбившихся от табуна жеребят. В конце длительных и безуспешных поисков Варфоломей встретил монаха, и на вопрос: Что тебе надобно, чадо? - ответил: Никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют. Съев данную монахом просфору, Варфоломей начал бегло читать. Монах ещё якобы сказал: Отрок будет некогда обителью святой Троицы….

Что здесь является психологически недостоверным, не считая трафаретности этого эпизода? Примерно такая схема присутствует в житиях всех будущих святых. Но оставим это на совести авторов «житий» и патериков. А сами зададимся вопросом: Почему создатели мифа - а это, безусловно, миф, - думают, что люди, читающие их опусы, уже с первых страниц не помнят ничего из всего ранее прочитанного? Да испокон веков, со времен становления христианства в народе, встреча с монахом считалась плохой приметой. Монах может унести душу, что, кстати, буквально и изображает памятник в Радонеже[5]. В ПВЛ за 1068 год есть такая возмущенная запись: «Это же по диавольскому научению такой приметы держаться: Если кто на пути встретит черноризника или свинью, то возвращается». Но что поделаешь, из песни слово не выбросишь…. Эпос тоже не чествует клир. Вот описание сцены из былины «Илья Муромец», где главный герой «учит» Алёшу Поповича, оскорбившего гостей Ильи на пиру: 

«Ах ты гой еси, нахал, собака поповская,

Не тебе меня учить да указывать».

Как ударил его в плечи богатырские

Да и раз, другой да во третьих.

Присогнулся Алёша, поскоробился,

Будто пьяный напился на честном пиру.

Вы скажете, что с того времени многое изменилось. Нет, не изменилось! Уже в XIX веке мы находим в письме Белинского к Гоголю: «Неужели же, в самом деле, вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, брюхаты жеребцы? Попов...»[6].

Но церковь не оставляет попыток самореабилитации. Недавно клирик Свято-Троицкого собора Армавира (Краснодарский край) отец Павел переиздал произведение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» якобы в соответствии с редакцией Жуковского, где поп заменён на купца. Вот отрывок из «армавирской» редакции:

Жил был купец Кузьма Остолоп

По прозванью осиновый лоб.

Пошёл Кузьма по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда[7].

Правка пушкинского Балды и по Жуковскому-то воспринимается с чувством неловкости, а уж со стороны церковников и вовсе по пословице: На воре шапка горит. Но здесь они вообще, что называется, вляпались. Дело в том, что по словарю Даля скупой, скаредный, корыстный купец – ни что иное как жид, жидюга. А это, в современном понимании, извините, уже попахивает экстремизмом.  

битель на Маковце постепенно приобретает популярность. Слава Сергия доходит даже до Царьграда, в связи с чем существует официальная версия, что Вселенский Патриарх Филофей присылал Сергию с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Сергий с благословления митрополита Киевского и всея Руси Алексия вводит этот устав.

Версия явно притянута. Почему? А как Вы считаете, если пришло указание Вселенского Патриарха, и к нему добавилось ещё и благословление митрополита, то смогла бы в Троицкой обители возникнуть оппозиция игумену Сергию по поводу введения устава? Нет, конечно, оппозиционеры тут же попали бы под анафему и статью об отлучении от церкви. А она появилась…. И ещё. Нужно представлять, что собой представляла эта духовная византийская элита. Интернациональная солянка, пропущенная через монастыри Афона, причём тогда особножительского (!) устава (особенности монастырских уставов рассмотрим позже). 

Значит, вся эта версия о патриарших рекомендациях является поздней придумкой, имеющей целью продемонстрировать якобы менеджерские и селекционные способности церкви в поиске и взращивании талантов, ведь Сергию только что исполнилось 20 лет. На деле же была попытка реализовать принцип: Не можешь управлять процессом, возглавь его.

следующие очень важные вопросы. Какие-то странные иноки были у Сергия Радонежского? Иноки, которые смогли составить конкуренцию лучшим профессиональным поединщикам вражеских армий. На такое не способен чернец, который постится дважды в неделю и ежедневно читает многочасовые молитвы - нужны длительные тренировки и плотная еда! И ещё. Почему 20-ти летний Сергий в 1353 году дал согласие на назначение себя игуменом монастыря и произведение в сан священника (минуя несколько ступеней церковной «святости»: иподьякона, чтеца, дьякона и протодьякона), а в сорок с небольшим - 1375-76 годах - категорически отказался от предложения (исходившее, в том числе, и от князя Дмитрия) стать преемником Алексия на митрополичьем посту, сказав, что от юности не был златоносцем, и даже оскорбился, пригрозив, что уйдёт в дальние скиты, если они будут настаивать? Здесь «психологическая достоверность» не поможет, и ответить на такие вопросы, не поднявшись до необходимых высот «птичьего полёта», мы, пожалуй, не сможем.

Известный писатель Сергей Алексеев считает, что историческая периодичность жизни Русской цивилизации равна примерно трём столетиям. Вот и мы вслед за ним отмотаем от года назначения Сергия игуменом 300 лет и посмотрим, что тогда происходило в окружающем нас мире.

В 1054 году Ярослав разделил Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Был дан старт более чем трёхсотлетнему витку  удельщины и дробления, а с ними и гражданским войнам. Вспомним также, что этому событию предшествовала ещё и христианизация населения, последствия которой были сопоставимы с европейской чумой[8]. Русь тогда на треть обезлюдела и стала провинцией Византии. По-видимому, власть Рюриковичей, всё-таки была нелегитимной. Посмотрите, как они настойчиво брачевались с Европой и Византией. Даже Иван III на Софью Палеолог, принцессу уже несуществующего дома Византийских императоров, клюнул. Похоже, только привлечением христианства на свою сторону они и удержались у власти, а может, это и было условием их существования….   

Вообще говоря, христианство ни в одной стране не имело, и не будет иметь успеха как религия, если, конечно, под ней понимать связь с Богом - Творцом. История это подтверждала многократно. Основы христианства зиждутся не на божественных канонах мирообразования, а на низменных, и потому самых действенных положениях (от слова ложь), так сказать, на гране искуса. Например, с помощью шулерских лозунгов: «Кесарево кесарю, а Божие Богу», и «Всякая власть от Бога»[9] христианская церковь вытащила из рукава даже не козырную карту, а джокер, с помощь которой смогла переманивать на свою сторону большинство национальной элиты. Трагично, но именно элита не выдерживает искуса богатством и властью. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает: «Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей»[10]. Именно с помощью этих прозелитов «золотого тельца», а также варяжских «ревнителей порядка»[11] и миссионеров – так называемых просветителей, братьев Солунских (Кирилла и Мефодия)[12] удалось разрушить союз земель и городов древней Гардарики[13]. Апофеозом деятельности этой триады стало раздробление страны на удельные княжества, размером с деревню.

Волхвы, во избежание дальнейшего кровопролития и физического уничтожения населения (инициированного исключительно этой так называемой элитой), ушли из активной жизни[14]. Начался стихийный отток населения из обжитого центра на окраины. Основным направлением движения был северо-восток в сторону Владимира и Суздаля. Но с середины XII века и с юго-востока стали приходить слухи о появлении в евразийских степях какого-то государства с «христианским» царём, отцом Иоанном. Слухи так бы и остались слухами, однако…. Мы к этому вернёмся чуть позже. А пока обратим взгляд на Европу – эту колыбель христианской экспансии.

В том же 1054 году официально, взаимными анафемами, христианские церкви Рима и Константинополя оформили свой развод. А в 1204 году под предлогом помощи Византии в деле освобождения от мусульман Иерусалима – святой земли - крестоносцы 4-го крестового похода взяли Константинополь и пытались создать на месте Византии Латинскую Империю. Не совсем удачно для латинян, однако после этих событий Византия стала своеобразной федерацией, лоскутным государством, и окончательно исчезло в 1453 году взятием турками-османами Константинополя.

Таким образом, главным политиком с начала XII века на европейской арене становится католицизм. И он направил свои взоры на Русскую равнину. Были созданы два ордена Ливонский и Тевтонский. Последний под лозунгом «помогать - защищать – лечить» оказал «эффективную помощь» местным языческим племенам пруссов и др. в деле перехода в иное бытиё, после чего, скоординировав свои действия с ливонцами и папой, начал готовиться к походу на северную Русь. И тут неожиданно из евразийских степей в Европе появляется небольшое, но высокопрофессиональное ордынское войско, руководимое Батыем (1241-1242гг.). Оно разделилось на отряды, прошло через Польшу, Венгрию и Чехию (заметим: все страны – «папистские»!) и, разгромив «цвет» среднеевропейского рыцарства, беспрепятственно дошло до Аппенин  (резиденции папы), остановившись рядом с Венецией. Правители Европы были в панике. Один король-крестоносец – Людовик Французский – готовился принять мученический венец в случае вторжения варваров во Францию. Другой – император Фридрих II – отправил даже посольство к Батыю, одновременно готовя корабль для бегства в Палестину в случае неудачи этого посольства. Однако неожиданно ордынское войско ушло назад в Орду. Официальная история гласит, что только наличие в тылу у Батыя русских княжеств остановило это нашествие ордынцев на Европу. Мы же представляем читателю самому сделать психологически достоверный вывод об этом событии. Добавим лишь, что одновременно с походом Батыя, а может быть отца Иоанна(?), - отец по-русски - батя, - на севере Александр Невский - будущий побратим Сартака (сына Батыя) - разгромил на Чудском озере объединённое войско тевтонского и ливонского орденов.

Вернёмся в XIV век. На Русской равнине в то время действовали три видимых игрока: Орда, Литва и множество разрозненных княжеств северо-восточной Руси, зависимых административно от Орды и идеологически от Византии.

 

полностью см. на http://ser99198384.ya.ru/replies.xml?item_no=5407

3

Коментарі

Гість: Комендор

19.04.11, 15:32

    210.04.11, 17:18