Общество потребления
- 25.03.11, 21:46
Потребление стало неотъемлемой частью нашей жизни, захватывая все больше личностного пространства, оно становится культом и культурой, а иногда даже целью жизни. Общество потребления вынуждено набирать обороты дабы обеспечить все более возрастающие требования потребителя… Во всяком случае так казалось очень долго. Однако при превращении потребительства в культ, в новое общество, произошли некоторые изменения, такие как неадекватность тезиса «спрос рождает предложение», или «качественная вещь должна служить долго». На смену первому слогану приходит засилие рекламы, различных акций и просто желание «бежать» за прогрессом, который, как известно не стоит на месте. Вторая же позиция напрочь сметается понятиями моды, вещь, отслужившая сезон уже приходит в негодность, но не из-за того что она износилась, а из-за своей «устаревшести», при чем это касается не только одежды, но и различных технологических новинок, машин, квартир и т.д. у кого на что хватит фантазии и заработка.
Нельзя сказать что такое положение вещей ново, однако никогда масштабы всеобщего «сумасшествия потребления» не достигали таких высот как сейчас. Возможно, это связано с тем что такой возможности просто не было в виду недостаточно развитого производства и науки. Однако в наш век, когда выставляется на аукцион всеобщего обозрения абсолютно все, помимо старых товаров и ценностей, которые обманчиво кажутся новыми (тело, секс, искусство, материнство, мысли…), появляется новый, особо ценный товар. Этот товар – информация. Он приводит в движение, новые механизмы потребления, выводя их на следующий уровень абстракции. Если Веблен в своей теории праздного класса, говорит о престижности не производственных профессий, таких как: военные, священнослужители, клерки, управляющие и т.д., то сейчас уже даже сфер услуг теряет свои позиции, а производственная сфера уходит в небытие. Производство остается где-то там, далеко, за пределами реально обозримого многими обывателями мира. Единственное, что ценно это информация, доступ к ней: где купить, кому продать, как достать… Все эти извечно ценные для предпринимателей вопросы сейчас становятся особо остро. К чему все это приведет сложно сказать, человечество не способно отказаться от производства, в силу физических причин, однако способно максимально его механизировать, постепенно отказавшись от человеческого в нем участия. Наша жизнь постепенно превращается в ярмарку тщеславия и карнавал безумия, оформленная в яркие краски множества магазинов. Из неё ускользает нечто ценное, еще непонятно что именно, но уже ощутима не хватка… чего-то…
Возможно, это не хватка сакрального, священного и трепетного, ведь продается абсолютно все, и даже мораль имеет свою цену…